Авторские статьи

В разделе публикуются авторские статьи в которых академики Петровской академии высказывают свое личное видение проблем современной действительности.

Данное мнение может не совпадать с официальной позицией Академии.

 

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

В ноябре 2014 года в Москве в Музее Современной истории России на Тверской улице проходила выставка «В союзе линии и формы». В залах экспозиции были представлены творческие работы более двадцати скульпторов, в разное время преподавших в старейшем художественном высшем учебном заведении Москвы – «Строгановке». Училище было основано в 1825 году графом, участником Отечественной войны 1812 года С.Г. Строгановым и вновь воссоздано в 1945 году с присвоением статуса Московского Высшего художественно-промышленного училища (МВХПУ), ныне - Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова (МГХПА). Экспозиция была посвящена 190-летию академии.

Общий вид экспозиции

Выставку открывали работы скульпторов-педагогов, которые были у истоков создания знаменитой строгановской школы рисунка и скульптуры в МВХПУ в послевоенные годы.

Скульптор, лауреат Сталинской премии, профессор Г.И. Мотовилов был одним из основателей кафедры скульптуры в МВХПУ и первым ее заведующим. Он - автор памятника М.И. Кутузову в Смоленске, конных статуй для Цымлянского гидроузла. Мотовилов создавал барельефные композиции для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (б.ВСХВ, затем ВДНХ, ныне ВВЦ), Московского метрополитена, а также для ряда других архитектурных объектов в традициях древнегреческого рельефа.

На выставке представлены его проекты памятников А.Н. Толстому для Москвы и А.П. Чехову для Ялты.

Г.И. Мотовилов

Проект памятника А.П. Чехову. Бронза

В выставочном зале демонстрировались скульптурные произведения «Урожай», «Женский портрет», «Моющая голову» работы известного советского скульптора Г.А. Шульца, заслуженного художника РСФСР, участника Великой Отечественной войны, ученика А.Т. Матвеева. Вместе с Г.И. Мотовиловым, Г.А. Шульц преподавал в МВХПУ и некоторое время возглавлял кафедру скульптуры. Среди его монументальных работ хорошо известны: памятник А.С. Пушкину в Ростове-на-Дону, декоративные фигуры на здании гостиницы «Советская» в Москве. Среди его мемориальных работ: надгробные памятники скульпторам Б.Д. Королеву и М.Ф. Листопаду. Кроме монументальной и мемориальной пластики Г.А. Шульц занимался станковой скульптурой. Он обладал удивительным преподавательским даром, воспитав не одно поколение скульпторов.

Г.А. Шульц

«Моющая голову». Бронза

Народный художник СССР, лауреат Государственной премии СССР, академик Н.Б. Никогосян, ученик знаменитого А.Т. Матвеева, долгие годы преподавал на кафедре скульптуры в МВХПУ. Он представил на выставке проект памятника М.Ю. Лермонтову, который отличает лаконичное образное решение. Н.Б. Никогосян - автор памятника А.С. Исаакяну в Ленинакане, декоративных фигур на высотном здании на площади Восстания в Москве, бронзовой мемориальной доски народному художнику СССР, лауреату Государственной премии, художнику-графику В.Н. Горяеву (установлена в Москве на Беговой улице, дом 7, где жил художник). Кроме скульптурных произведений Н.Б. Никогосян на данной выставке представил свои живописные работы: «Натюрморт со статуэткой работы А. Майоля», автопортреты.

Н.Б. Никогосян.

Автопортрет. Холст/масло

На выставке экспонировались работы народного художника СССР, лауреата Государственной премии СССР Е.Ф. Белашовой, среди которых «Портрет девочки» (гипс). Точно такой же портрет, только отлитый из бронзы, включен в композицию мемориальной доски, установленной на доме 8 по Петровско-Разумовской аллее в Москве, где жила Е.Ф. Белашова. Скульптор долгие годы преподавала сначала в известнейшем Московском институте прикладного и декоративного искусства (МИПиДИ), а затем в «Строгановке». Е.Ф. Белашова вела большую организаторскую и общественную работу, возглавляла Союз художников СССР, неслучайно её имя носил знаменитый Мытищинский завод художественного литья, где изготавливались памятники и монументальные произведения для всей нашей страны.

Е.Ф. Белашова

Портрет девочки. Гипс

В том же зале на выставке показаны работы скульптора, народного художника РФ Н.А. Иванова. Бронзовые фигуры А.С. Пушкина, академика В.И. Вернадского и живописные натюрморты.

Заслуженный художник РФ Л.Д. Михайлов выставил ряд своих этюдов с обнаженной натуры (бронза) и работы в технике акварели, среди которых портрет скульптора С.Л. Рабиновича.

Л.Д. Михайлов

«Портрет Саула Рабиновича». Бумага/акварель

Народный художник РФ, лауреат Государственной премии СССР, академик А.Н. Бурганов более 30-ти лет возглавляет кафедру монументально-декоративной скульптуры в МГХПА. Он - автор ряда памятников и декоративных композиций в России и зарубежных странах. На выставке А.Н. Бурганов показал зрителям отлитый из бронзы «Портрет принцессы Турандот».

В экспозиции были выставлены этюды с обнаженной натуры скульптора Ю.П. Поммера, заслуженного художника РСФСР, участника Великой Отечественной войны, автора памятников Десантникам в Николаеве, дважды Герою Социалистического труда И.М. Виноградову в Великих Луках, В.И. Ленину на территории завода им. И.А. Лихачева в Москве. Ю.П. Помер, увлеченный и талантливый педагог, сам в свою очередь ученик А.Т. Матвеева, долгие годы работал на кафедре скульптуры в МВХПУ, а ранее преподавал в МИПиДИ.

На выставке также представлены работы старейшего преподавателя кафедры академического рисунка, скульптора, профессора В.А. Враныча. С большой выразительностью выполнены из дерева его произведения «Лермонтов», «Толстой» и «Портрет Микеланджело».

В.А. Враныч

«Толстой» и «Лермонтов». Дерево

В экспозицию включены «Женский портрет» из кованой меди и графическая работа народного художника РФ, участника Великой Отечественной войны Г.Д. Жилкина, одного из первых выпускников послевоенной «Строгановки».

Г.Д. Жилкин

Женский портрет. Кованая медь

Среди других экспозиционеров - преподаватели МГХПА, скульпторы, профессоры В.М. Акимушкина и И.В. Кулешов, посвятившие всю свою жизнь воспитанию молодых художников.

В.М. Акимушкина

Женский портрет. Бронза

Среди преподавателей старшего поколения, на выставке были собраны работы более молодых скульпторов, преподававших и преподающих в МГХПА. Работы из бронзы и дерева С.А. Смурова. Скульптура, живопись и графика заслуженного художника РФ С.В. Сагайко. Кроме того произведения скульпторов Г.В. Курдова, И.В. Лукшта, В.В. Румянцева, заслуженного художника РФ В.Ф. Губко, Е.Н. Черапкиной, И.И. Зеленкова, А. Н. Рыжкина, А.М. Зайналова и других.

На торжественном открытии выставки прозвучали поздравления генерального директора Музея современной истории России И.Я. Великановой, народного художника РФ, академика Г.И. Проваторова, народного художника РФ и лауреата Государственной премии РФ, академика А.Н. Ковальчука (фотографии его монументальных работ украшали все залы экспозиции). Также с приветствиями выступили заведующий кафедрой академического рисунка МГХПА А.В. Губко и один из кураторов выставки скульптор В.В. Сержантов-Шульц.

Таким образом, в четырех залах экспозиции удалось показать работы нескольких поколений скульпторов, от основателей кафедр до нынешнего педагогического состава МГХПА имени С.Г. Строганова. Всех этих разнообразных творческих личностей объединяет знаменитая «строгановская» школа скульптуры, традиции которой бережно передаются из поколения в поколение.

Скульптор Синявин К.Г.

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

В Москве на ул. Радио, д.17, корп. 5 расположен небольшой старинный особняк. В нем находится Научно–мемориальный музей профессора Н. Е. Жуковского. Экспозиция музея рассказывает о жизни и научной деятельности этого великого русского ученого, основоположника аэродинамики. Здесь также представлены научные работы его соратников и учеников. Среди учеников Н.Е. Жуковского был авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев.

В основном фонде музея хранится гипсовый, тонированный под бронзу скульптурный портрет А.Н. Туполева работы выдающегося скульптора первой половины ХХ столетия заслуженного деятеля искусств РСФСР Владимира Николаевича Домогацкого (1876–1939).

В.Н. Домогацкий родился в Одессе. В Москве он учился у скульптора С.М. Волнухина и у живописца С.В. Иванова. В.Н. Домогацкий неоднократно бывал в Италии и Франции, изучал искусство европейских мастеров. Также в Европе он учился работать в камне.

Скульптор В.Н. Домогацкий (1876-1939)

Наиболее известны произведения В.Н. Домогацкого в портретном жанре, среди которых бюсты поэта А.С. Пушкина, философа В.С. Соловьева, артистки М.М. Блюменталь-Тамариной, барельеф с профилем Микеланджело и многие другие. Кроме того, скульптор работал в анималистике. Ряд его работ находится в собрании Государственной Третьяковской галереи.

А.С. Пушкин. Бронза. 1926.

Третьяковская галерея. Москва

В.С. Соловьев. Мрамор. 1915.

Третьяковская галерея. Москва

В 1932 году В.Н. Домогацкий вылепил с натуры бюст авиаконструктора А.Н. Туполева. Портретируемый изображен одетым в рубаху-косоворотку, с легким наклоном головы, этакий «простой русский парень» из Тверской губернии, ставший впоследствии великим отечественным авиаконструктором.

Бюст авиаконструктора А.Н. Туполева. Гипс. 1932

Научно-мемориальный музей профессора Н.Е. Жуковского. Москва

Этот бюст является одним из первых поступлений в коллекцию скульптуры музея профессора Н. Е. Жуковского, который открыт в 1956 году. На одной из архивных фотографий 1960-х гг., снятой во время посещения музея Героем Советского Союза летчиком М.М. Громовым, легко узнается темный силуэт бюста А.Н. Туполева на втором плане.

На архивном фото второй справа – М.М. Громов во время посещения

Научно-мемориального музея профессора Н.Е. Жуковского. 1960-е гг.

Бюст А.Н. Туполева запоминается своей пластикой. Тонированный под бронзу, он воспринимается, как только что вылепленный руками скульптора из темно-коричневого эглина. Справа на передней плоскости, «на рубахе», имеется монограмма скульптора «WD» и последние две цифры года создания произведения «32».

Известно, что точно такой же бюст был изготовлен в итальянском мраморе и демонстрировался на художественной выставке «15 лет РККА», которая была сформирована и открыта в 1933 году. Эта выставка вначале проходила в Москве в Центральном парке культуры и отдыха им. А.М. Горького, далее экспозиция была показана в Ленинграде в залах Государственного Русского музея. В ней принимало участие много известных художников. Среди них живописцы И.Э. Грабарь, С. В. Герасимов, Н. Я. Белянин, скульпторы С.С. Алешин, З.М. Виленский и другие. Собранная информация об участниках этой выставки была напечатана в иллюстрированном каталоге. В нем на стр. 61 размещена биография скульптора В.Н. Домогацкого и название его произведения, экспонируемого на выставке – «Профессор А.Н. Туполев. Мрамор». В дальнейшем, после этой выставки, мраморный бюст авиаконструктора находился в Центральном доме Красной армии в Москве. Ныне местонахождение этого экспоната неизвестно. Сохранились лишь фотографии и описания портрета у исследователей творчества скульптора В.Н. Домогацкого.

Бюст авиаконструктора А.Н. Туполева. Мрамор. 1932

Архивное фото

Так, о творчестве скульптора и мраморном бюсте А.Н. Туполева пишет исследователь А. В. Бакушинский в своей статье, которая была издана в 1936 году: «….в портрете А.Н. Туполева, он (Домогацкий) приходит к четкому разделению форм. Они чеканятся, круглятся, контрастируют друг с другом. Поверхность их становится как бы осязательно скульптурной, упругой. Меняется даже излюбленная Домогацким форма глаз, манера их обработки. Во всех прежних портретах Домогацкого глаза были меньше всего портретными. Их изображение было подчинено некой идеальной схеме. Глазное яблоко, раньше мало выходившее из плоскости, теперь круглится, становится подлинно скульптурным, теряя свой прежний, графический характер. Оно перестает быть типическим, приобретает индивидуальность и вероятное сходство с воспроизведенным оригиналом». А.В. Бакушинский пишет о портрете А.Н. Туполева как о «поворотной» работе в творчестве В.Н. Домогацкого.

В 1957 году была издана книга о В.Н. Домогацком, автором которой был другой исследователь А.В. Парамонов. Ему, как и А.В. Бакушинскому, довелось увидеть мраморный бюст авиаконструктора. Вот что он пишет о портрете в мраморе, сравнивая его с гипсовой отливкой: « … портрет авиаконструктора А.Н. Туполева более удачный в гипсовом варианте…. Вариант портрета А.Н. Туполева в мраморе производит менее благоприятное впечатление из–за несколько суховатой трактовки формы».

В начале 1930–х гг. известного скульптора В.Н. Домогацкого привлек образ, на тот момент молодого авиаконструктора А.Н. Туполева, на которого были возложены большие надежды Советского государства и впереди у которого, несмотря на тяжелые испытания, состоялась блестящая карьера изобретателя.

А.Н. Туполев был трижды удостоен звания Героя Социалистического труда. Ему были присвоены звание академика Академии наук СССР и воинское звание генерал–полковник–инженера. Под его руководством было спроектировано более сотни самолетов, из них большая часть была построена серийно.

Гипсовый бюст А.Н. Туполева из собрания Научно–мемориального музея профессора Н.Е. Жуковского имеет высокую художественную и историческую ценность.

Синявин Константин

Литература:

1. «15 лет РККА». Каталог. Художественная выставка. Москва. 1933 г.

Ответственный редактор Ю.М. Славинский.

2. «Владимир Николаевич Домогацкий». Статья А. В. Бакушинского.

Под редакцией Ю.М. Славинского. «Всекохудожник». Москва. 1936 г.

3. «Владимир Николаевич Домогацкий». Автор текста А.В. Парамонов.

Редактор В. Тиханова. «Советский художник». Москва. 1957 г.

4. «Скульптура, живопись, графика». Каталог выставки. Информационное бюро ЦАГИ. 1959 г.

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

Так обозначил тему презентации своей книги "Палитра времени" Владимира Кузнецова (Влада Красноярского), вспомнив об известном художнике Галине Завьяловой, которая однажды составила экспозицию в выставочном зале КХР из портретов, среди которых был и пастельный портрет виновника торжества. Тогда говорили модели художника.

Он тоже собрал тех, о ком можно прочесть в "Палитре времени", и они сказали много доброго, а порой восторженного в адрес автора. Знакомство с новым изданием состоялось в день рождения писателя 17 июля в Химкинской Центральной городской библиотеке, которая, благодаря стараниям заведующей Татьяне Сидельниковой, стала центром важнейших культурных событий города.

Новая книга во многом перекликается с его первой прозаической – «Следы времени», изданной в 2007 году. В ней был размещён очерк о Галине Завьяловой, её уже много лет нет с нами.

- Я рад тому, что знаком с вами, а со многими дружу, и благодарен за счастье общаться с вами, - признался Владимир Семенович, - в Химках живут удивительно талантливые люди, и книга составлена на 80 процентов из рассказов о дорогих моему сердцу химчанах.

Каждый из участников презентации отметил художественные достоинства книги, интересную манеру журналиста собирать материал, общаясь подолгу с человеком, умение вести душевную беседу. В библиотеку пришли настоящие мастера-профессионалы из разных сфер: доктор технических наук, академик Виктор Никонорович Семенов, врач-рентгенолог с 60-летним стажем Инна Николаевна Остренок, президент Группы компаний «Стройпромет», академик Павел Юрьевич Бабанин, художественный руководитель ДК «Родина» Галина Астафьева, художники, члены ПАНИ: Галина Семиглазова, Петр Цветков, Алексей Федотов и академик Евгений Бойко. Шла речь о вкладе Влада Красноярского в освещение жизни и истории округа на телевидении. Его передачи: «Земляки», «Прогулка со звездой», «Прогулка по Химкам» - интересны и познавательны.

В.С. Кузнецов ведёт большую работу в Петровской академии наук и искусств. В книге есть статья о 9-м съезде академии в сентябре 2014 года. От имени этой уважаемой общественной организации на презентации выступил академик Виктор Сергеевич Бушин. Он высказал мнение о том, что выход книги Влад Красноярского является событием всероссийского масштаба.

Поздравили Владимира Семеновича Ольга Мигель и Ольга Мельникова, сотрудники Дома детского творчества «Созвездие», воспитанники которого занимаются у него в школе журналистики. Не забыли отметить выступавшие и его многолетнее сотрудничество с редакциями местных газет. Впрочем, он успешно работал и в федеральных изданиях.

- Проект, который можно смело отнести к социальным проектам, удался. Его помогла осуществить Администрация округа, - сказал председатель Общественной палаты Химок Евгений Арсентьев, - особо хочу отметить Вашу работу с молодёжью: у них есть, чему у Вас учиться, Вы для них образец журналиста и человека. Желаю Вам новых успехов во всех аспектах творческой деятельности и здоровья!

Зинаида ФОМИНА,

академик ПАНИ, член Союза журналистов и Союза писателей России.

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

1100 лет назад 2 сентября 911 года свободное Русское общинное государство предъявило рабовладельческой Византии систему духовно-нравственных ценностей Русского закона и до сих пор не имеющих аналогов в мире. Первая статья Международного Договора древних русичей гласит: "Не лги, иначе смертная казнь". В миропонимании славян.  Этот закон, закон Правды, являлся фундаментальным законом. Этот принцип высочайшей кристальной честности, исповедуемый нашими предками не одну тысячу лет, русичи вносят в Международные отношения с другим народом: греками.

Статьи: "Не убий, иначе казнь"; "Не кради, иначе казнь"; "Не оскорбляй чести и достоинства"; "Долги возвращай"; "Пленного выкупи и верни на Родину" и другие статьи свидетельствуют о наличии сильных юридических законов в Древней Руси. Статьи носят характер Международного, Уголовного и Гражданского права.

Статьи Договора Вещего Олега с Греками 911 г. свидетельствуют о самобытности и абсолютной независимости юридических законов, принадлежащих исключительно Славянскому этносу. Соседи Древней Руси не обладали подобным юридическим полем.

Древняя Русь ввела Международную политику в юридическое русло.

Договор Вещего Олега с Греками, заключённый 1100 лет назад  2 сентября 911 года, является гордостью Русского народа и его национальной святыней.

С праздником вас, дорогие родичи! С 1100-летним Юбилеем - величайшим событием в нашей Отечественной истории.

Председатель отделения Славянской культуры ПАНИ,

академик Дубовская Ольга Фёдоровна

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Уже не первая книга выходит из-под плодоносного пера Антона Васильева-Макаренко, и, понятно, не первый раз проходит презентация «свежеиспечённого» продукта, однако никак нельзя привыкнуть к тому, что твой близкий друг восседает на подиуме и рассказывает, волнуясь, как ребёнок, о том, что он сотворил. Нельзя к этому привыкнуть, потому что он настоящий большой творец, а творцу, по большому счёту, не нужны самовыпячивание и самореклама. Он самодостаточен на сто процентов, но не заносчив, а влюблённый в человечество, поэтому, начиная представление новой книги «Милая Мария, дорогой Иван», он апеллирует к публике:

- На презентации своей последней книги Венедикт Ерофеев сел за стол и прочёл всю книгу от корки до корки. Я прочитаю вам рассказ «Башмак и другие».

Читает. Речь простая, чем-то издали напоминающая шукшинский словесный шаг, в ней нет иностранщины, а своё, исконно-русское точное, крепкое, меткое словцо. Течение речи плавное – то скороговоркой, то характерным медленным выговором жителей села Аносина, что в семи километрах от Дедовска. Там стоит Борисоглебский Аносин женский монастырь. Там похоронена матушка Антона Сергеевича Олимпиада Витальевна Макаренко, которая была воспитана в семье её родного дяди, писателя и педагога Антона Семёновича Макаренко...

…Камерный зал в старинном особняке в Черниговском переулке, что в Замоскворечье, где располагается Международный фонд славянской письменности и культуры, кажется, ждал этого момента, когда здесь прозвучит рассказ в авторском исполнении. Нет, рассказ о современности, но ткань его пропитана патриархальным духом, который витает в воздухе произведения – там создан точный деревенский рисунок жизни, правда, он непригляден по той причине, что рисунок-то стёрт, «благодаря» разрушительной политике верхов. Главный герой, как и все в деревне, - за бортом жизни, он никому не нужен. Он и сам себе не нужен.

 

Наша справка:

Антон Сергеевич Васильев-Макаренко родился 15 июня 1953 года в Москве. Окончил ВГИК, мастерскую Михаила Ильича Ромма. После службы в армии работал на киностудиях Москвы и телевидении. В 1984-86 годах — рабочий, затем реставратор на восстановлении Данилова монастыря и других храмов Москвы и Подмосковья. Режиссёр-постановщик и автор сценариев многих документальных и художественных фильмов и телепередач. Постановщик ряда спектаклей в театрах страны и во МХАТе. Член Союза писателей России. Статьи, рассказы и стихи Антона Васильева печатались в газетах и журналах: “Москва”, “Наш Современник”, “Литературная Россия”, “Сибирская горница”, “Русь Державная”, “День поэзии”, “Русский вестник”, “Народное образование”, “Российский писатель”, “Сельская жизнь”.

Антон Васильев – действительный член Петровской академии наук и искусств, доцент ВГИКа.

 

Каждый читатель, взявший в руки эту книгу с прозаическими жанрами, непременно почувствует, что её написал поэт. В ней столько лирического романтизма, сколько в иных стихах не сыщешь. Дело не в красоте изображённого, а в изысканности языка. Эта изысканность не в вычурности и не в надуманности. Произведения, вошедшие в первую прозаическую книгу Антона Васильева, - это чистая русская речь.

Антон Васильев – по большому счёту, историк. Историк русской жизни, прежде всего, деревенской. О нём хорошо сказал Вадим Кожинов: «Антон Васильев, по сути дела, упорно и страстно стремится утвердить… непрерывную живую связь русских людей, городов и сёл России, её прошлого и настоящего. Сочинения Антона Васильева — своеобразное явление, пребывающее как бы на грани стихотворного искусства и дневниковых записей или посланий друзьям; закономерно, что многие его произведения запечатлели вполне реальное и конкретное «время и место».

Это прозвучало в 2003 году после выхода в свет второй книги стихов “Звезда разлуки”, но размышления и умозаключения литературоведа правомерно можно отнести к стилистике и содержанию рассказов и повести в «Милой Марии, дорогом Иване».

Повесть под таким названием прозвучала на вечере в исполнении артиста из города Жуковский Александра Устинова и Галы Сухановой, студентки 5-го курса режиссёрского факультета ВГИКа, где в качестве преподавателя режиссуры работает Антон Сергеевич Васильев. Они попеременно читали письма Марии и Ивана. Чтецам удалось передать разбросанность, неухоженность чувств на фоне столь же разбросанной и неухоженной жизни в неуютной стране. Как-то съёжиться захотелось от всего, что пишут друг другу герой и героиня. Расстояние, которое разделяет их, оказывается непреодолимой пропастью.

В повести, благодаря тому, что она имеет эпистолярную основу, много размышлений, которые созвучны мироощущению людей потерянных поколений, проживших жизнь без Бога, но в душе верящих в Него. Мария пишет Ивану: «Когда эта чёртова ваша Останкинская башня… возгорелась, у нас даже воздух очистился. Цельную неделю люди ходили, улыбаясь, по улицам, друг к другу в гости и на могилы… У тюремных ворот стояла очередь с передачками. Дети начали читать книжки». Воцерквлённая самой жизнью душа Марии близка к вере. Она ведёт бедную женщину по жизни. Она откровенно признаётся Ивану: «…Я очень молюсь за тебя, как надо, по-настоящему, и верю, что Господь всё устроит…»

И в этом, собственно, соль повести, как и рассказов в этой книге – в вере как в само собой разумеющейся основе мироустройства. Вроде бы никто в Бога не верит, как это было в советские времена, но в Пасху красят яйца, и у каждого в доме есть иконы. Иван пишет: «…Тут ведь даже церкви нет и священника. Я «Отче наш» зачитал перед поминальным столом… А люди-то хорошие, советские, любят Советскую власть, да как вот им объяснишь, что её просто не было, народной-то власти, а один обман… Разве что надежда, что из камней Господь может восстановить потомство Аврааму?»

Наполненность православно-духовным контекстом близка сестре автора книги Народной артистке России Екатерине Сергеевны Васильевой. Она сказала на презентации:

- Эта книга – победа моего брата, достойная настоящего мужчины. Моему сердцу милы отступления о природе. Содержание пронизано общением со Всевышним. Как-то Станислав Говорухин, узнав о том, что я воцерквилась, сказал: «Сколько народу утащила церковь!» Но сколько русского люда стоит перед храмом в раздумьях… Книга «Милая Мария, дорогой Иван» похожа на буханку свежеиспечённого хлеба с воспетым поэтами запахом. Книга и внешне, и содержательно приготовлена из отменного зерна, а оно ведь собрано в трудах и молитве. Я не знаю писателя, который бы так же, как Антон, плакал о России. Книга пронизана этим плачем. Она написана высококлассным языком.

Логичным оказалось развитие событий на презентации, когда священник Михаил Ходанов (не в облачении) взял в руки гитару и запел. Он исполнил несколько песен Высоцкого, наверняка осознанно подражая исполнительской манере Владимира Семёновича,  предварив своё пение словами о том, что творчество и стиль жизни Антона Васильева – в одной плоскости со всем, что делал Владимир Высоцкий:

- Его хата – не с краю: Антон Васильев идёт против течения. А ещё он гордый и красивый человек. Он наш. Как писал Владимир Семёнович, «становясь капитаном, храните матроса в себе». Именно это и делает Антон Сергеевич.

Презентация завершилась демонстрацией документального фильма, режиссёром которого стал Антон Васильев. Он – о поэте Сергее Александровиче Васильеве, отце Антона и Екатерины. В фильме автор собрал всех, кто так или иначе имел отношение к знаменитому советскому поэту. Видеоряд составлен из старых хроник и старинных фотографий, в него органично вплелись воспоминания близких людей и друзей поэта.

 Сергей Васильев был по-настоящему большим русским поэтом, преданным своей Родине: «Люблю тебя, моя Россия, / за ясный свет твоих очей, / за ум, за подвиги святые, / за голос звонкий, как ручей», - писал он в 1946 году, вернувшись с войны. Это стихотворение входило в школьный учебник «Родная речь» в 50-70 годы.

«Кто мы?» - как бы исподволь звучит вопрос во всём творчестве Антона Васильева, ведь без осознания того, кто мы, нация потеряет свою самобытность. И этим стремлением осознать свою роль как русского человека в истории русской культуры пропитана каждая строчка стихов и прозы Антона Васильева. Это он перенял на генетическом уровне у отца.

Сергей Васильев знал ответ на вопрос «кто мы?» и поэтому был поэтом открытым, искренним, убеждённым патриотом: «Твои штыки на солнце блещут, / твои огни в ночи горят, / перед тобой враги трепещут, / тебя друзья боготворят. / Твоя ликующая сила / под сенью стягов огневых / объединила и сплотила / семью республик молодых», - писал он в стихотворении «Россия» (1946 год).

В фильме о Сергее Васильеве есть интересная нарезка из хроникальных фрагментов прошлого века, на которых запечатлены просторы Советского Союза и лица простых людей, показ идёт под песню «Дорожная», которую давным-давно записал Сергей Яковлевич Лемешев: «Любимая, знакомая, / зелёная, бескрайняя, земля родная – родина! / Привольное житьё! / Эх, сколько мною езжено, / эх, сколько мною видено, / эх, сколько мною пройдено, - / и всё вокруг моё!».

Участники вечера подпевали Сергею Лемешеву. Но эти слова стали опустошёнными и лишёнными прежнего смысла: ну кто же теперь произнесёт: «И всё вокруг моё»? А было ли так на самом деле?


Влад Красноярский,

действительный член Петровской академии наук и искусств, поэт, член Союза писателей России

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Член-корреспондент нашей Академии Малькова Татьяна Николаевна  опубликовала в своем официальном блоге http://malkovatn.ru замечательную научную работу "Учетное и экономическое наследие Великого Новгорода".

Тезисы этого научного исследования были доложены на заседании Президиума Академии 9 июня 2011 года.

Учетная и экономическая история Великого Новгорода раскрывается на основе анализа документов-подлинников. Она охватывает общеэкономическое и бухгалтерское наследие, и достоверно освещает особенности экономики, торговли, монетного обращения, учета операций и расчетов Великого Новгорода. Его история означает  историческую альтернативу в варианте демократической организации российской товарной экономики.

Научное издание является продолжением исторических исследований автора по бухгалтерскому учету, основные из которых: Т.Н. Малькова История бухгалтерского учета (2005 – учебное пособие; 2008 – учебное пособие с грифом УМО); Т.Н. Малькова. Экономика и учет Древнего Новгорода – документальное наследие (2004 – статья, соавтор); Т.Н. Малькова. Древняя бухгалтерия: какой она была ? (1995 – научное издание).  В Приложении приведены новгородские учетные берестяные грамоты с сохранением исходных особенностей, снабженные переводом, комментарием и изображением-прорисовкой.

Издание предназначено для студентов (специалистов, бакалавров, магистров), аспирантов, преподавателей, научных работников, изучающих историю экономической и бухгалтерской культуры России.

Редакция авторская.

ссылка: 

http://malkovatn.ru/2011/07/08/%D1%83%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B8-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B5/

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

Союз журналистов Подмосковья два года назад учредил Региональную премию имени Виктора Анатольевича Мельникова, известного журналиста. Он скоропостижно скончался 24 ноября 2010 года. Несколько лет (с 1997 по 2003 год) Виктор Анатольевич успешно совмещал должность председателя Комитета по СМИ с обязанностями главного редактора районной газеты «Родник».

За заслуги перед отечественной журналистикой Союзом журналистов России В. А. Мельникову был вручён почетный знак «За заслуги перед профессиональным сообществом».

Это был инициативный энергичный руководитель, обаятельный человек, в котором коллеги и все знавшие его ценили добропорядочность, принципиальность, жизненный опыт, профессионализм в работе и неизменно внимательное, сердечное отношение к людям.

В этом году уже во второй раз журналисты Подмосковья были удостоены премии имени В. А. Мельникова, среди них – действительный член Петровской академии наук и искусств, член Союза писателей и Союза журналистов России Владимир Семёнович Кузнецов (литературный псевдоним Влад Красноярский), руководитель школы журналистики Дома детского творчества «Созвездие» при газете «Вперёд».

- Нашему коллеге присуждена, - рассказывает председатель Союза журналистов Подмосковья Наталья Александровна Чернышева, - специальная премия  в номинации « За организацию общественно-значимых акций, реализацию проектов в сфере просвещения, патриотического воспитания и культуры, защиты прав граждан, сохранения гуманитарных ценностей. Он успешно руководит школой журналистики на протяжении восемнадцати лет в Химках. Его выпускники стали известными журналистами, в частности, репортёр телеканала НТВ Егор Колыванов. Многие из них становятся членами нашего союза. Все выпускники продолжают учёбу на факультетах журналистики.

- Мы искренни рады тому, что труд Владимира Семёновича отмечен высокой наградой, - говорит учащаяся школы журналистики Екатерина Колесниченко, которая присутствовала на вручении премии в досугово-культурном центре «Сатурн» в Раменском. – Я это говорю от имени нынешних учеников, которых Владимир Семёнович заряжает своей энергией, любовью к профессии журналиста и следованию этическим и эстетическим нормам этой сложной профессии. Я одиннадцатиклассница, и я стою перед выбором – кем стать? Впрочем, у меня есть пример служения очень нужной и важной профессии, и я последую по стопам Влада Красноярского.

Анастасия АБРОСЬКИНА, учащаяся школы журналистики ДДТ «Созвездие» при газете «Вперёд»

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

 

МОДА                                  

В издательстве «Астерион» в мае 2010 года  вышла монография Анны Анатольевны Говоровой  «МОДА».

Полное её название «К вопросу изучения моды и её роли в социальной перцепции» и написана ею  была  в 1977 году, как дипломная работа студентки факультета психологии Ленинградского Государственного университета.

Фактически этой работой руководил Николай Сергеевич Говоров, который впервые создал Экспериментальный Театр Рассказа.  Этот театр не только сохранял традиции русского реалистического искусства, но и, развивая это искусство на научно-психологической основе, выносил дополнительно на сцену главное звено реального процесса общения человека –естественный  рассказ.

Начиная с 1959 года, на  протяжении  многих последующих лет, различные поколения студийцев этого театра слушали его лекции о моде и воспитывались на них, формируя свою точку зрения на эту проблему.

«Мода» написана 33 года назад,  но именно сегодня её актуальность и значимость настолько возросли, что этот факт переоценить трудно.

Сегодняшняя реальность жизни в нашей стране на практике подтвердила правоту утверждений  Анны Анатольевны Говоровой, которые она сделала ещё в 1977 году.

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Форум

МОЛОДЁЖЬ НА ПУТИ К ОБЪЕДИНЕНИЮ

стихи о любви легче писать на русском языке

Яркое сценическое освещение каминного зала погасло, двери старинного московского дома на Сущёвской улице, 14, где размещается известный культурный центр – библиотека искусств имени А. П. Боголюбова, закрылись, вечер постепенно перешёл в ночь, но все, кто был там в тот день 14 декабря, ещё и ещё раз соглашаются с фразой Антуана де Сент-Экзюпери, ставшей афоризмом: «Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения».

Здесь состоялся круглый стол на тему «Историко-культурное взаимодействие на пространстве СНГ» в рамках форума  «Молодёжь СНГ – будущее общественной дипломатии». В Москву приехали писатели и журналисты, историки и культурологи, дипломаты и предприниматели из тех стран, которые раньше входили в состав великой державы СССР, но в силу исторических обстоятельств политические, экономические и культурные связи были разорваны.

Они постепенно восстанавливаются, и в этом значительную роль играет Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по гуманитарному сотрудничеству.

 - Благодаря стараниям сотрудников этой организации и была сформирована большая делегация из представителей творческой интеллигенции стран СНГ, - сказал ведущий круглого стола секретарь Союза писателей России известный режиссёр Заслуженный артист России Действительный член Петровской академии наук и искусств (ПАНИ) Валерий Иванов-Таганский, - и мы с добрым и открытым сердцем принимаем своих молодых коллег с тем, чтобы обсудить важный вопрос: какими путями идти для того, чтобы сблизиться нашим народам, ведь сила – в единстве. А мы, писатели, историки и журналисты, должны вести свои народы к воссоединению, я имею в виду гуманитарное поле.

Молодых писателей, среди которых были и те, кто сделал лишь первые попытки проявить свои писательские способности, приехали поприветствовать известные московские писатели и поэты.

- Нас не может не радовать тот факт, что в наших конкурсах участвует молодёжь из всех стран СНГ, - сказал председатель Московской городской писательской организации поэт Действительный член ПАНИ Владимир Бояринов, - в частности, на прошедшем недавно турнире в Переделкине мы увидели молодые таланты из-за рубежа, которые чувствуют Россию, которые слышат её. Радует, что выходят переводы русских поэтов на армянский и грузинский языки, переводы армянских и грузинских поэтов на русский. Сейчас готовится к выпуску в свет книга молдавских поэтов. Это взаимодействие только обогащает связи и укрепляет наше духовное единство.

Владимир Георгиевич, который вёл на форуме семинар поэтов, обратился к участникам форума как к молодой элите мирового культурного сообщества: «Зная стремление вас, молодых, к самостоятельности, ваше неприятие чужого мнения, ваше желание объединиться, можно быть уверенным в том, что вы своей цели достигнете», - заключил Владимир Георгиевич.

В серьёзные дискуссии и диспуты органично вплелись выступления талантливой певицы из Молдовы Елены Бондарь и артиста из Театра на Таганке, исполнителя главной роли Сергея Есенина в спектакле «Исповедь хулигана», поставленном Валерием Ивановым-Таганским, Владимира Завикторина. Он исполнил под собственный аккомпанемент на гитаре песни собственного сочинения. Интересную программу для гостей подготовила руководитель Московского детского центра эстетики и красоты Земфира Цахилова: её воспитанники исполнили индийский, русский и кавказский народные танцы. Апогеем концерта стал монолог Хлопуши из спектакля Театра на Таганке «Пугачёв», в котором Валерий Иванов-Таганский играл вместе с Владимиром Высоцким. Зал встал с мест, когда прозвучали финальные слова: «Проведите, проведите меня к нему, я хочу видеть этого человека!» - и стоя, устроил артисту овации.

По признанию Алмата Исадилова, молодого поэта, члена Союза писателей   Казахстана, издавшего уже две книги, заряд бодрости ему придала беседа на семинаре поэзии. Он пишет стихи и на  родном языке, и на русском, впрочем, и русский он считает родным. Один из соведущих круглого стола поэт Действительный член ПАНИ  Влад Красноярский  назвал уникальным явлением в поэзии стихи главного специалиста отдела науки и учебных заведений Министерства культуры Республики Таджикистан Гульниры Джамиевой. Она только пробует своё перо, и сразу на пяти языках: турецком, английском, туркменском, таджикском и русском.

- Лучше всего мне удаются стихи о любви, но их писать легче всего на русском языке, - призналась молодая поэтесса, окончившая Российско-Таджикский славянский университет международных отношений. – Я занимаюсь политологией, и поэзия мне открывает второе дыхание. Сейчас я соискатель Центра стратегических исследований при президенте нашей республики.

Директор гостеприимного дома, который сохраняет атмосферу, созвучную стилистике жизни основателя библиотеки А. П. Боголюбова, Лидия Урубкова и куратор выставок Александра Костромина познакомили молодёжь с экспозицией живописных картин Александра Куприянова в Розовом зале, напомнив о том, что сейчас Россия празднует 70 лет со дня разгрома фашистов под Москвой, и эта выставка приурочена к памятной дате. В каминном зале размещены полотна маринистов, а в зале на втором этаже свои экспрессивно-авангардные работы показывают два молодых художника: Филипп Ярин и Василий Чирков.

На семинаре поэзии приятно удивила своими искренними стихами поэтесса из Одессы Оксана Крюченкова, студентка филологического факультета. Она пишет стихи с одиннадцати лет. Даурен Касенов стал лауреатом премии «Содружество дебютов». Он прочитал стихотворение из книги, где размещены произведения обладателей этой премии:

«Влюблённым быть – я знаю – это значит,

Спешить к мечте, подобно кораблю.

И пробудившись от духовной спячки,

На целый космос крикнуть: «Я люблю!»

Известный московский поэт, первый секретарь Московской городской писательской организации Действительный член ПАНИ Максим Замшев предложил задуматься над вопросом: а сможет ли молодое поколение адекватно ответить на исторические вызовы:

- «Сможет», - так скажет старшее поколение, но обязательно добавит: «Не всегда…» Мы имеем дело с самым сильным оружием – словом, и вот тут-то как раз и возникают сложности, проистекающие из приметы нашего времени: слово часто расходится с делом. Поэт – голос нации, он повторяет его строки наизусть. На мой взгляд, путей взаимодействия разных языковых культур немало, в том числе взаимные переводы, чем я много и с увлечением занимаюсь.

Максим Адольфович сделал молодым поэтам, пишущим на зыках народов бывших союзных республик СССР, предложение - присылать ему и другим поэтам свои стихи с построчным переводом.

Красиво прозвучало выступление дипломата Владимира Масалова, который был генеральным консулом в Швеции, работал в дипломатических миссиях в Бангладеш, Уганде, Бирме и Англии. Он руководит литературно-творческим объединением Министерства иностранных дел России «Отдушина». Владимир Иванович назвал молодых поэтов, участников форума, «молодыми посланниками России» в их странах, ведь они пишут на русском языке стихи, и их читают наши соотечественники, оказавшиеся по разным причинам за рубежом, и внемлют тем мыслям, которые заложены в стихах.  

Большой интерес к теме круглого стола проявил поэт из Молдовы Игорь Корнилов, сочиняющий лирические и философские стихи на русском языке. Его волнуют и социальные темы. У Игоря вышла книга в 2011 году «Очертания недосказанных душ». Своей лирической поэзией коллег заинтриговала поэтесса из Белоруссии Елена Крикливец, издавшая в 2008 году книгу «На грани света». Вот строчки из неё:

«Хочу все наши дни, как чётки, перебрать,

Чтобы найти ответ на то, что душу гложет.

Как за последний шанс, хватаюсь за тетрадь,

Хоть знаю: всё равно бумага не поможет!»

Раньше назвали бы эти строчки декадентскими, но как раз в них-то и видна обнажённость мысли, её острота и абсолютная честность перед собой и людьми. А это отличает поэта от обычного человека.

С исторической точки зрения рассматривает вопросы взаимодействия культур СНГ Роман Плахтий из Бишкека (Киргизия). Его конёк – средневековье.

- Встреча с московскими писателями, - сказал он, - дала мощный заряд для дальнейшего движения вперёд молодым писателям, журналистам, поэтам и историкам СНГ. Мы услышали то, что созвучно нашим душам, - обеспокоенность за судьбу своего народа, любовь к нему, искренность помыслов.

- Соприкосновение с мастерами, с настоящими поэтами, талантами, - сказала менеджер по связям с общественностью международного благотворительного фонда «Алтын Кыран» Танагоз Ильясова из Казахстана, - не забудется никогда. Во многом позиции наши совпадают, правда, есть и о чём поспорить, и такие встречи оказывают большую помощь в нашем стремлении состояться, и это не самоцель, состояться – для того, чтобы нас услышали наши народы, наша власть. А мы им несём только доброе.

Вспомнив снова слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения» - надо бы добавить к слову «общения» одно слово: «непосредственного», ведь в наше время молодёжь предпочитает этому непосредственному общению виртуальное – через интернет, но он не заменит той атмосферы, когда человек здоровается с другим человеком, пожимая ему руку, и говорит, глядя в глаза собеседнику…

Владимир КУЗНЕЦОВ, поэт и журналист, член Союза писателей и Союза журналистов РФ, Действительный член Петровской академии наук и искусств, первый заместитель председателя МО ПАНИ.


Подкатегории