Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

img1еееке

Иван Андреевич Крылов публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников (выходили с 1809 по 1843 год). Подавляющая часть сюжетов басен Крылова является оригинальной, а многие выражения из его басен стали крылатыми. Не правда ли, интересное словосочетание – выражения басен Крылова стали крылатыми.

Умение Ивана Андреевича видеть суть вещей, явлений, человеческих недостатков, «зрить в корень», как говорил известный литературный персонаж Козьма Прутков, вызывало и до сих пор вызывает восхищение наших соотечественников. Поэтому, вполне естественно, что крылатые фразы Крылова так часто звучат в современном российском обществе. Его басни чрезвычайно актуальны в день сегодняшний.

Иван Андреевич родился 2 (13) февраля 1769 года в Москве, в семье бедного армейского офицера. После выхода в отставку отец поступил на гражданскую службу и переехал с женой и двумя сыновьями в Тверь. В 1778 году отец умер, финансовое состояние семьи резко ухудшилось.

От отца Иван перенимает большую любовь к чтению, получив в наследство огромный сундук с книгами. Не имея системного образования, молодой Крылов настойчиво занимался самообразованием. Много читал, самостоятельно научился играть на разных инструментах. В 15-летнем возрасте даже написал небольшую комическую оперу, сочинив для неё куплеты и назвав «Кофейница». Язык написания был очень богат, что явилось следствием частого пребывания Ивана на ярмарках и разных народных увеселениях.

Затем Ивана вместе с матерью и братом переезжает в Петербург, где получает новую должность приказного служителя в казённой палате. В 1789 году в типографии И. Г. Рахманинова Крылов печатает ежемесячный сатирический журнал «Почта духов». Изображение недостатков русского общества того времени облекалось в журнале в фантастическую форму переписки гномов с волшебником Маликульмульком. «Почта духов» выходила только с января по август, так как имела всего 80 подписчиков; в 1802 году она вышла вторым изданием. Такая сатира вызвала неудовольствие властей, и Крылову предложили на пять лет за счёт правительства уехать попутешествовать за границу. На что он согласился.

В 1805 году в Москве Крылов показывает известному русскому баснописцу члену Российской академииИвану Ивановичу Дмитриеву свой перевод (с французского языка) двух басен Лафонтена: «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста». Насколько известно, Дмитриев, прочитав их, сказал Крылову: «Это истинный ваш род; наконец, вы нашли его». С этого времени, полагаю, и стоит вести отсчёт литературной деятельности Крылова-баснописца.

В 1810 году Крылов поступает на работу в  Императорскую публичную библиотеку. С момента основания в 1811 году Общества «Беседы любителей русского слова» становится его уважаемым участником. Во главе «Бесед» стояли известные государственные деятели, литераторы Г. Р. Державин и А. С. Шишков. Кроме Крылова в Общество входили писатели  С. А. Ширинский-Шахматов, Д. И. Хвостов, А. А. Шаховский, Н. И. Гнедич.  В противовес Карамзину и сторонникам сентиментализма члены «Бесед» отстаивали национально-демократические традиции в развитии русского языка, гражданский и демократический пафос в литературе.

В декабре 1811 года Крылов избирается членом Российской Академии. В январе 1823 года получает золотую медаль Академии за литературные заслуги, а при преобразовании Российской Академии в отделение русского языка и словесности Академии наук (1841) был утверждён ординарным академиком. Император Николай Ihttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_I согласился на преобразования с условием, «чтобы Крылов был первым академиком». 2 февраля 1838 года в Петербурге с большой торжественностью праздновался 50-летний юбилей литературной деятельности Ивана Андреевича.

Скончался великий баснописец 9 ноября 1844 года. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. Похороны были пышными. Граф Орлов - второй человек в государстве - отстранил одного из студентов и сам нёс гроб до похоронной повозки.

Литературное наследие нашего соотечественника велико, многогранно и, что немаловажно, весьма поучительно.  Мы должны хранить, нести его нашим детям и внукам.   Поэтому в честь 250-летия Ивана Андреевича Крылова в конце декабря 2018 года Санкт-Петербургское и Ленинградское областное отделения Союза писателей России, Петровская академия наук и искусств при активной помощи ВСД «Русский Лад» учредили литературный конкурс басен им. И. А. Крылова, положение о котором опубликовано на сайте ПАНИ. Победители конкурса будут объявлены в дни юбилея Ивана Андреевича.

                                                                                                          Андрей Антонов,

                                                                                              член правления ЛОО Союза

                                                                                              писателей России

Иван Крылов. Басни

Листы и корни

В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами».
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,-
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» —
Листы, по дереву шумя, залепетали.
«Мы те,-
Им снизу отвечали,-
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится,-
Не станет дерева, ни вас».

Квартет

Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки,-
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. —
Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет?-
Кричит Осел,- мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй,- говорят,- возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!» —
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней,-
Им отвечает Соловей,-
А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь».

 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней,-
Им отвечает Соловей,-
А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь».

Зеркало и обезьяна

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка»,- говорит,- «кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть».-
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»-
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.

Волк на псарне  

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор —
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»-
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
«Огня!- кричат,- огня!» Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец,-
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: «Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я…» — «Послушай-ка, сосед,-
Тут ловчий перервал в ответ,-
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Басня «Волк на псарне» написана в первых числа октября 1812 года в связи с получением в Петербурге известий о попытке Наполеона вступить в мирные переговоры. В донесении Александру I Кутузов передал «мирные предложения» Наполеона. В них указывалось, что Бонапарт «желает положить предел несогласиям между двумя великими народами и положить его навсегда». Кутузов решительно отклонил эти предложения и 6 октября нанёс поражение европейской орде при Тарутино. Об успехах патриотических басен Крылова писал К. Батюшков И. Гнедичу: «Скажи Крылову, - писал Батюшков, - что… в армии его басни читают наизусть. Я часто слышал их на биваках с новым удовольствием».

Комментарии для этой записи закрыты