Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

x 85511677

Аннотация. Анализируется разработанная А.И. Субетто ноосферная концепция, которая заключается в реализации императива экологического выживания путём осуществления Ноосферно-Социалистического Прорыва. Автор обращается к развитию учения К. Маркса и В.И. Ленина, идеям В.И. Вернадского, И.А. Ефремова, подчёркивая важность и взаимосвязь всех проявлений разума человека, обязательность эволюции сознания и труда в направлении одновременно коллективизма и творческого обновления. Против «глобального человейника», разрушающего планету, учёный выдвигает прогрессивную космогоническую эволюцию. К этой теории привело изучение и переосмысление работ Ч, Дарвина, П.А. Кропоткина и Л.С. Берга. Исследователь считает, что разум не предшествует появлению Вселенной, а эволюционирует по мере её эволюции при активном участии населения Земли в ходе устойчивого развития социализма. Исследования А.И. Субетто раскрывают логику ноосферной апологии человечества, подчёркивая особую, ведущую роль в этом России.

Ключевые слова: синтез науки и образования, синтез науки и власти, ноосфера, будущее, человечество, общественный интеллект, политэкономия, экология

Subetto’s Noospheric Concept

A.A. Subbotin

Abstract. The Noospheric Concept developed by A.I. Subetto is analyzed. Its main idea is to implement the ecological survival imperative through the realization of the Noosphere-Socialist Breakthrough. The author refers to the development of the works by K. Marx and V.I. Lenin, the ideas of V.I. Vernadsky, I.A. Efremova, emphasizing the importance and interconnection of all human mind manifestations, the obligatory evolution of consciousness and labor towards both collectivism and creative renewal. Against the “global human hill” destroying the planet, the scientist is putting forward a progressive cosmogonic evolution. This theory resulted from studying and reconsidering the works of Charles Darwin, P.A. Kropotkin and L.S. Berg. The researcher believes that the mind does not precede the appearance of the Universe, but evolves as it evolves with the active participation of the Earth population throughout the stable development of socialism. Subetto’s research reveals the logic of noospheric apology of humanity, emphasizing the special and leading role that Russia plays.

Keywords: synthesis of science and education, synthesis of science and power, noosphere, future, humanity, social intelligence, political economy, ecology.

Александр Иванович Субетто – автор концепции Ноосферного Экологического Духовного Социализма, является вице-президентом Петровской академии наук и искусств, Президентом Ноосферной общественной академии наук, кандидатом технических и доктором экономических и философских наук, профессором.

Ноосферная концепция А.И. Субетто изложена в нескольких различных его работах, поскольку представляет собой одну из основных областей научных интересов автора. Созданию концепции предшествовали годы неустанной работы, о чём рассказывает книга «Самосозидание через научное познание (опыт автогносеургии): научно-философское эссе». С неё бы и хотелось начать.

А.И. Субетто, занимаясь сферами, до него пусть и разрабатываемыми, но иначе, поэтому порой вынужден придумывать новую терминологию. К таковой относится и слово «автогносеургия», означающее, как нетрудно догадаться по значению греческих корней, «синтез процесса познания человеком мира и процесса творения им «искусственной природы», созидания («ургии»)» [11, с. 7]. Таким образом, это «гносеургия, совершаемая человеком, и обращенная на него самого, потому что, познавая и творя свой «мир», он одновременно познает и творит себя» [11, с. 7].

Поэтому книга, о ней повествующая и вышедшая в 2017 г., представляет собой разновидность автобиографии, только сквозь призму познания и деятельности в этой сфере. Посвящена она Лидии Михайловне Субетто – супруге. Но, несмотря на столь личную деталь и другие подобные, речь в издании идёт прежде всего о том, каким образом в наши дни возможно новое изучение человека, новый взгляд на деятельность Homo Sapiens. После оды учителям послевоенного времени А.И. Субетто переходит к собственным изысканиям – разработка синтетического квалитативизма [11, с. 17-24] приводит к теории циклов [11, с. 25-34], а далее – к системогенетике [11, с. 35-42] и метаклассификации [11, с. 43-48], что порождает концепцию креативной онтологии человека [11, с. 49-54]. А.И. Субетто вводит понятие «общественный интеллект» и рассматривает образовательное общество [11, с. 55-64]. Антропо-образовательный квалитативизм и системология образования, следующие отсюда, приводят его к ноосферизму. Это «целостная теоретическая система и меганаука» [11, с. 82], «новый путь развития» [11, с. 85], и они побуждают написать Манифест ноосферного социализма (к которому мы ещё вернёмся) и «Воззвание «К миру без войн!»» [11, с. 95-98], итогом которых должна стать Ноосферно-Космическая Гармония и планетарная кооперация народов-этносов [11, с. 99-104]. Такое будущее представляется А.И. Субетто императивом, а собственный путь развития – спиралью.

Следовательно, «Самосозидание через научное познание» – это история и введение к ноосферной концепции. Другие рассматриваемые произведения «Манифест ноосферного социализма», «200-летие К.Маркса и грядущее 150-летие В.И.Ленина: ноосферизм или ноосферный социализм – «повестка дня» на XXI век» и «Ноосферная апология человечества: научный доклад на Х Всемирном Научном Конгрессе» – развитие ноосферизма, его апология и аргументация.

«Манифест ноосферного социализма» (2011), конечно, представляет собой отсылку к «Манифесту Коммунистиической партии» (1848)[1] – точнее, продолжение и развитие на новом уровне его идей. Ведь, разумеется, за более чем полтора века и история, и наука ушли вперёд. Кроме того, особенностью нового манифеста является синтез научных и общественных позиций[2], то есть и политическая составляющая выведена на новый уровень.

Замысел «Манифеста» рождался медленно, в течение 12 лет, предшествовавших его публикации в 2011 г. – вместе с разработкой концепций ноосферизма и ноосферного социализма[3], а также теорий капиталократии и глобального империализма [12, с. 4].

В спор с капитализмом вступает уже и сама Природа [12, с. 11], поэтому ноосферный социализм есть единственная форма социализма XXI века, раскрывающая миссию социализма в эту эпоху спасение человечества от грозящей ему экологической гибели [12, с. 17; 13]. Современный культ наживы должен смениться кооперационной эпохой, которую И.А. Ефремов называет «эпохой встретившихся рук» [3, с. 371, с. 429], потому что только такое развитие не нарушает ограничений, диктуемых гомеостатическими механизмами биосферы и планеты Земля [12, с. 19]. Капитализм же живет по закону «корыстного интереса»[4], антиэкологичен и антиноосферен [12, с. 20-23].

Автор ноосферной концепции блестяще опровергает заблуждения поклонников вышеназванной общественно-исторической формации. В частности, на тему свободы: она лишь для тех, кто имеет капитал; и к тому же это – «свобода-от» любых ограничений, в том числе от природных. Иными словами, это иллюзорная свобода, приводящая к опасной анархии, в то время как истинная свобода «есть «свобода-для», <…> которая воплощена в творчестве, в созидании, в ответственности человека за жизнь на Земле, в управлении будущим» [12, с. 31]. Именно социализм необходим для такой свободы, отрицающей частную собственность и предлагающей взамен ноосферный труд [12, с. 33].

А.И. Субетто, чтобы не быть голословным, вслед за выше высказанным утверждением рассматривает смешанные формы капитализма и социализма. Это социалистический капитализм (в Норвегии, Швеции, Финляндии, Германии) и капиталистический социализм (НЭП в СССР в 20-х г. ХХ в., в современном Китае). Первая модель названа «шведским социализмом»: она ограничивает капиталократию и вводит в той или иной степени социалистическое распределение по труду, однако возможна лишь «в пространстве системы глобального империализма, когда «метрополия» («золотой миллиард») потребляет около 80% ресурсов, добываемых в мире, за счет эксплуатации своей «периферии» – колоний» [12, с. 37]. Вторая является переходной формой в движении к установлению полного социализма [12, с. 37]. И только Синтетическая Цивилизационная Революция – основание ноосферного прорыва в XXI веке [12, с. 40]. Он включает в себя несколько системных революций: системно-информационную, системно-технологическую и системно-экологическую, а также, разумеется, эволюцию человеческую. Для изменения человека необходимы интеллектуально-инновационная революция, состоящая из интеллектуальной, креативной и инновационной, а также революции квалитативная, рефлексивно-методологическая и образовательная [12, с. 40]. Человеческая революция включает императивы: Ренессанса универсализма (преодоления профессионального кретинизма, то есть чрезмерно узкой специализации, каковая господствует в наше время), непрерывного образования, экологизации, космизации, ноосферизации интеллекта и духовного мира [12, с. 42].

Если мы сравним ожидаемую общественно-экономическую формацию с предыдущими, то увидим, что Ноосферный социализм, как социализм XXI века, есть развитие социализма ХХ века и его диалектическое снятие. Да, В.И. Ленин, по меткому замечанию Д. Лукача, дал ««теорию, ставшую практикой», «теорию практики», что не удалось даже Марксу, а В.И. Вернадский еще в 30–40 гг. ХХ в. подчеркивал, что его учение о ноосфере не противоречит научному социализму» [12, с. 60]. Мало того, являясь духовным социализмом, ноосферный социализм не противоречит никакой из мировых религий, поскольку «каждая истинная религия как «религия бедных» в своем генезисе имеет социалистические начала»[5]. Доказательства этого можно начать с того, что в 30 гг. ХХ в. К. Клуге издал книгу «Коммунизм Христа», в которой предположил следующее: в основе изначального христианского учения – коммунистическое учение Христа. Его альтруизм противостоит эгоизму, соотносимому соответственно с капитализмом, каковой вывод Клуге делает из внешнего облика защитницы последнего учения Айн Рэнд[6] [12, с. 56]. Кроме того, русский православный мыслитель С.Н. Булгаков написал книгу «Христианский социализм», а А.И. Субетто находит переклички между социализмом и исламом, социализмом и философией Рериха [12, с. 59-60].

Социалистическое учение весьма важно для концепции А.И. Субетто. Собрав три доклада в издание «200-летие К.Маркса и грядущее 150-летие В.И.Ленина: ноосферизм или ноосферный социализм – «повестка дня» на XXI век», учёный на протяжении четырёх глав обосновывает данное суждение. Начиная с того, что, согласно В.И. Ленину, революции начинаются там, где гнёт наиболее силён, поскольку частная собственность – это мировое зло [9, с. 9]. Мало того, А.И. Субетто социалистическую революцию, спровоцированную императивом экологической выживаемости человечества, назвал «Родами Действительного Разума» и «Родами Действительного Человечества» [9, с. 13]. Им также выдвигается трехэтапная диалектическая логика развития марксизма: «марксизм» «марксизм-ленинизм» «марксизм-ленинизм-ноосферизм» [9, с. 21]. Суть в том, что при диалектическом отрицании предшествующий этап развития проходит через процесс его «снятия», сохраняясь в новом качестве. Если вернуться к эволюции марксизма, то первым диалектическим снятием «марксизма XIX века» является большевизм: в практике социалистической революции в России – марксизм-ленинизм [9, с. 22]. И отечественный социализм помог многим странам миновать стадию капитализма, «нового типа колониализма – экономического, контролируемого <…> мировой финансовой капиталократией» [9, с. 23]. А далее в дело вступает Большая Логика Социоприродной Эволюции (БЛСЭ), которая по А.И.Субетто противостоит Внутренней Логике Социального развития (ВЛСР). Выделены эти две «Логики» специально «Большими буквами», потому что это «Логики» самих Истории и Эволюции взаимодействия человечества с Природой. А «формационная логика истории» К. Маркса – частный пример идентификации ВЛСР, составившей базис исторического материализма.

Почему именно в ХХ веке происходит подобное? Причина – «Капиталократическая Эсхатология» как движение мира человечества под «железной пятой» диктатуры Капитала к экологической гибели в XXI веке [9, с. 45]. Поскольку Финансовый Капитал-Власть превращается в особую отчужденную силу (её на уровне системы мирового капитализма А.И. Субетто назвал Глобальной Капитал-Мегамашиной), близится капиталогенно-экологический «Страшный Суд» [9, с. 47]. Он состоится, если продолжит действие каннибалистская модель «20%: 80%»[7] [9, с. 48].

Но он не неизбежен, хотя «Глобальный «Человейник» А.А. Зиновьева – «идеал мировой капиталократии, в котором она реализует полностью тенденцию в эволюции «Капитал-мегамашины»: превратить всех в «рабов-роботов», без «души» и «без своего Бога», в «винтика» Капитал-Мегамашины»» [9, с. 69]. «Рынок», которым она соблазняет, является мифом капиталократии и её инструментом [9, с. 72]. Такое заблуждение возможно потому, что ««Бум» в росте «информации» <…> породил уменьшение знаний о реальности <…> и соответственно Глобальную Информационную Катастрофу, как зеркальное отражение <…> Глобальной Экологической Катастрофы» [9, с. 79][8]. Отсюда Новая – ноосферная – миссия социализма как отражение Второго Великого Диалектического Отрицания, включающая в себя Императив преобразования человека в Субъекта управляемой социоприродной эволюции [9, с. 86]. Иначе говоря, человек должен стать «Управляющим Разумом», чтобы XXI век предстал перед нами как Век Торжества Ноосферной Онтологической Правды [9, с. 96].

Для такого торжества следует признать, что

-        образование является «базисом базиса» духовного и материального воспроизводства,

-        наука является не только производительной силой (на что, как на прогноз, указал еще К. Маркс), но и силой управления,

-        при этом необходимо соблюдать требования «Закона Опережающего Развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе» [9, с. 56].

Ноосферный социализм, таким образом, базируется на ноосферной экономике. Предшествующее ей функционирование данной сферы произвела на свет такую малоприятную разновидность Homo Sapiens, как Homo Economicus [12, с. 71]. Его ценность – «свобода против целостности», он обитает в обществе потребления, однако забыл трудовую теорию стоимости К. Маркса: «кажимость бытия капитала стремится избавиться на современном этапе его развития от труда вообще» [12, с. 75], но по пословице и рыбку из пруда так не выловишь. Труд необходим – однако с учётом развития интеллекта человечества в целом, это должен быть имеющий научную базу творческий труд, и поэтому движение к ноосферной экономике представляет собой интеграцию науки и производства во взаимодействии с природой [7, с. 76]. А русский космизм, несмотря на все случившиеся экологические трагедии, по своим социо- и этногенам оптимистичен [12, с. 94].

Получается отчётливая оппозиция: рынок и природа. Это альтернативные стратегии выживания человечества: американо-мондиалистская и ноосферная [12, с. 101]. Первая поддерживает метрополии за счёт колоний, вторая, отвергая расизм, декларирует, что спастись может лишь вся планета. Согласно А.И. Субетто, человек обязан избрать одну из названных стратегий. При этом во втором случае, поскольку «земля наша велика и обильна», «прорыв человечества к ноосферному социализму в XXI веке начинается в России, которая подготовлена к нему всей своей историей» [12, с. 92]. Почему ещё, кроме природных условий? Потому, что Европа и Россия две равновеликие исторические сущности, но разные [12, с. 93], и отсюда ожидаемая Эпоха Русского Возрождения резко отличается от эпохи Западноевропейского Возрождения.

Где же она? Однако эпоха капиталистической контрреволюции в России с 1991 по 2010 гг. – всего лишь момент Глобальной Социалистической Цивилизационной Революции в ее сложной диалектической логике развития [12, с. 95]. Империалистический реванш в конце ХХ века – это «фарс истории» и ее «урок» [9, с. 9]. А Россия вследствие своего евразийского расположения определяет устойчивость или неустойчивость эволюции современного мира [12, с. 105]. Она – флагман Первого Социалистического Прорыва Человечества [9, с. 7].

Продолжение его эволюции представляет собой гибель или апологию человечества, чему также посвящена отдельная книга А.И. Субетто. Стихотворные эпиграфы к «Ноосферной апологии» подчёркивают связь науки и искусства, важность и этой сферы деятельности для человеческого общества, поскольку человек-творец действует и в этом аспекте[9]. Отсюда к основам, на которых базируется концепция А.И. Субетто, принадлежат не только наука и история, но и литература – особое внимание автор уделяет творчеству Ефремова: «Продолжение жизни человеческой цивилизации … связано с переходом к «Эре Мирового Воссоединения», т.е. переходе к миру, где правят закон кооперации, труд, разум и дружба народов – эпохе, где «жажда знаний» «заменяет жажду поклонения» и действует «синтетическое познание и просвещение» [3, с. 371, с. 429].

Именно по сходному основанию История человечества разбилась на две несоразмерные эпохи:

-        Малоэнергетическую Стихийную Историю от Неолитической революции и до начала ХХ века;

-        Высокоэнергетическую Стихийную Историю, охватившей только ХХ-й век, которую А.И. Субетто посчитал возможным назвать дополнительно «Энергетической революцией» (скачок в энергетическом базисе в 10 в 7-й степени) или «Большим Энергетическим Взрывом» в социальной эволюции человечества. Соединение большой энергетики и стихийной, рыночно-капиталистической формы хозяйствования, именно вследствие нарушения открытого учёным Закона интеллектно-информационно-энергетического баланса и вызвало глобальный экологический кризис, перешедший в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы.

Дело в том, что исключительно важна «энергетика воздействия мирового хозяйства (энергетический базис хозяйственного воздействия человечества как Целого на процессы в Биосфере и Планете Земля как едином Целом, обладающим своими гомеостатическими механизмами) на механизмы функционирования и развития Биосферы» [9, с. 28].

Если же рассуждать о последнем рассматриваемом издании, то написать книгу «Ноосферная апология человечества» А.И. Субетто попросил Алексей Афанасьевич Яшин. Эта просьба привела к тому, что оказалось: ««апологией человечества» выступает вся прогрессивная космогоническая эволюция» [10, с. 7]. С этим связан Антропный принцип Циолковского[10], который А.А. Яшин развивает научной гипотезой о существовании «фундаментального кода Вселенной» (ФКВ) он выступает направляющей эволюцию программой. В этом А.И. Субетто видит «перекличку» с номологической парадигмой прогрессивной эволюции Л.С.Берга (теорией номогенеза) [10, с. 9].

Однако ноосферная парадигма универсального эволюционизма является синтезом трёх парадигм научного взгляда на «логику» прогрессивных эволюций:

  • «дарвиновской (автор – Чарльз Дарвин; триада <наследственность, изменчивость, отбор>; доминирование закона конкуренции; селектогенез; условно обозначим эту парадигму – DRV)»;
  • «кропоткинской (авторПетр Алексеевич Кропоткин; указание на доминирование в эволюции сотрудничества, взаимопомощи; автор этой работы назвал кропоткинскую парадигму – коогенезом и ввел положение о доминировании, в рамках этой парадигмы, закона кооперации; условно обозначил эту парадигму – КRP)»;
  • «берговской (авторЛев Семенович Берг; теория номогенеза; утверждение, что, по крайней мере, по отношению к эволюции живых систем на Земле действуют особые законы, направляющие её по определенному «руслу»; примером такого направляющего начала является «5-лучевая» симметрия живых кристаллов; условно обозначим такую парадигму – BRG)». [10, с. 10].

Ноосферная парадигма универсального эволюционизма (NPUE) тогда «имеет формулу = DRV ʘ KRP ʘ BRG, где ʘ – знак соединения» [10, с. 10]. Объединить их можно благодаря двум метазаконам: «Сдвига от доминанты Закона Конкуренции и механизма естественного отбора – к доминанте Закона Кооперации и механизма интеллекта» и «Метазакона Интеллектуализации или «Оразумления» любой прогрессивной эволюции»: наступление Ноосферного Этапа в космогонической, Биосферы на Земле и в социальной эволюциях является их Законом [10, с. 11]. Поэтому рост сложности (или кооперативности) эволюционирующих систем также является закономерным.

А.И. Субетто дал новое определение ноосферы – это «… Новое Качество Биосферы, в структуре которого коллективный разум человечества («общественный интеллект») «встраивается» в гомеостатические механизмы Биосферы и планеты Земля, как суперорганизмов, и начинает управлять социоприродной (а значит – ноосферной) эволюцией, соблюдая требования законов-ограничений (законы Бауэра-Вернадского-Чижевского), отражающих действие этих гомеостатических механизмов (т.е. соблюдая границы экологической ниши бытия человечества в структуре Биосферы Земли)» [9, с. 26]. Также учёный дал новое понятие интеллекта: «эволюционный механизм, противостоящий механизму «естественного отбора»» [10, с. 9]. Последний – запаздывающая обратная связь, первый – опережающая, поэтому «Разум (или Бог) не предшествует появлению Вселенной, а становится (эволюционирует) по мере прогрессивной эволюции Вселенной, причем его становление, очевидно, происходит в разных планетарно-звездных системах, в которых имеются планеты с физическими (геофизико-химическими) параметрами, схожими с планетой Земля» [10, с. 12]. Это похоже на размышления Ксенофана – например, на такой фрагмент:

Если бы руки имели быки, или львы, или кони,

Если б писать, точно люди, умели они что угодно, -

Кони коням бы богов уподобили, образ бычачий

Дали б бессмертным быки; их наружностью каждый сравнил бы

С тою породой, к какой он и сам на земле сопричислен.

Или на этот отрывок:

Черными мыслят богов и курносыми все эфиопы,

Голубоокими их же и русыми мыслят фракийцы [4].

Из фантастов-современников А.И. Субетто подобную гипотезу в литературной форме изложил Дэн Симмонс в серии Гиперион [8], где люди придумали ИксИнов = искусственные интеллекты, в конце концов принявшиеся за управление развитием человечества, включая изменения прошлого. Однако и у Ксенофана, и у Симмонса читатель имеет дело с всего лишь допущениями, в первом случае даже ироническими (греческого мыслителя даже считают предтечей атеизма), во втором – сюжетно-философскими, а у А.И. Субетто это логически обоснованная гипотеза. Которая, кстати, великолепно согласуется с теорией времени у блаженного Августина. Согласно последней, «совершенно ясно теперь одно: ни будущего, ни прошлого нет, и неправильно говорить о существовании трех времен, прошедшего, настоящего и будущего. Правильнее было бы, пожалуй, говорить так: есть три времени — настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Некие три времени эти существуют в нашей душе и нигде в другом месте я их не вижу: настоящее прошедшего это память; настоящее настоящего — его непосредственное созерцание; настоящее будущего — его ожидание» [1, с. 170]. Таким образом, теория опережающей обратной связи имеет достаточно давние предпосылки, а гипотеза о том, как, постепенно зарождаясь, разум влияет на эволюцию и манером «предсказывающим назад».

Также подобное явление, когда прошлое и будущее меняются местами, можно назвать действием Закона Спиральной Фрактальности Системного Времени [10, с. 16], откуда вытекает «всеобщность «периодического закона Д.И.Менделеева» [10, с. 17]. Иначе говоря, обычное ««от прошлого – к будущему»» сменится «от будущего – к будущему», или будущетворением в данной системе в разрешенных границах [10, с. 18]. В связи же с ролью Разума в эволюции важно то, что эволюционный, или Ноосферно-Эволюционный, Антропный Принцип определяет и то, что на Земле ноосферный этап начинается с появления человека (и на это, как одну из характеристик ноосферогенеза, указывал уже В.И. Вернадский). Отсюда в антропной эволюции этот этап начинается с начала социальной эволюции, что связано с появлением общества и совокупного интеллекта общества – общественного интеллекта, а в «социальной эволюции – в XXI веке, с Конца Классической, Стихийной Истории и начала Управляемой Истории на базе Ноосферного Экологического Духовного Социализма. То есть вместе с переходом Биосферы в Ноосферу происходит переход от биосферной гармонии к ноосферной гармонии» [10, с. 14]. Следовательно, «Эволюционный или Ноосферно-Эволюционный Антропный Принцип» как принципа Ноосферизма развивает «Антропный принцип Циолковского» [10, с. 14-15].

А.И. Субетто, кроме вышеназванных принципов, сформулировал закон устойчивого развития социализма, и развил положение К. Маркса «…человек удваивает себя не только интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально, деятельно, и созерцает самого себя в созданном им мире» [6, с. 94] в концепцию «закона удвоения человека» и соответствующего ему как результат «первого фундаментального противоречия между ним человеком – и тем материальным его воплощением, которое рождается в процессе такого «удвоения» [10, с. 25]. Человек – и постоянное повторение этой мысли в разных трудах свидетельствует не о скудости ума учёного, а о его заботе о человечестве – находится между капиталом, который Бог и Сатана одновременно, фетиш и машина [10, с. 27], и природой. Выбрав первое, он получает как неизбежность экологическую катастрофу, мать которой, впрочем – эпоха Западноевропейского Возрождения, что прославила эгоцентричную самость человека. Выбрав второе, он спасётся, пойдя по пути, который прокладывает Эпоха Русского Возрождения, начавшаяся приблизительно на 3-и века позже вышеназванной. Её – и это ещё один тезис учёного – исследователь связывает с «началом исторического творчества первых Титанов этой Эпохи – Петра Великого и Михаила Васильевича Ломоносова. Эта эпоха, «будучи рожденной российской (русской) цивилизацией как «цивилизацией Правды, большого пространства – времени, с самой высокой энергостоимостью воспроизводства жизни человека и общества, была с самого начала устремлена к космическому (ноосферному) самоутверждению человека» [10, с. 32]. Она подарила миру «не только Русский Космизм, но и Русский Прорыв человечества к социализму под руководством В.И.Ленина и созданной им партии коммунистов-большевиков в октябре 1917 года» [10, с. 35], давший миру первую социалистическую державу – СССР, одержавшую великую победу над гитлеровским фашизмом в 1945 году, и «Космический Прорыв человечества из СССР 12 апреля 1961 года» [10, с. 35]. Отсюда Ноосферная глобализация на базе планетарной кооперации народов-этносов и Мира без Войн и Насилия, как рождение коллективного ноосферного управляющего разума – важный момент в Апологии Человечества Ноосферным Будущим [10, с. 38].

Таким образом, ноосферная концепция А.И. Субетто – плод многолетнего труда автора, чьё созревание подготовлено столетиями развития русских науки и культуры. Это больше, чем просто гипотеза или теория – это исторический закон выживания человечества на Земле, учитывающий не только интересы нашего биологического вида, но экологию планеты в целом. Жизнь в согласии с ноосферной концепцией А.И. Субетто приведёт не только к предсказанному такими его предшественниками, как русские религиозные философы и В.И. Вернадский, расцвету Отечества, но и к космическому прорыву Homo Sapiens. Приведёт такая жизнь и к тому, что человек наконец-то станет соответствовать тому латинскому прилагательному, которое из-за тысячелетий исторических и экологических ошибок воспринимается сейчас как насмешка.

Отсюда, согласно А.И. Субетто, императив выживаемости в том, что «ноосферный коммунизм – это вся будущая ноосферная история человечества. Ноосферный социализм – первый этап, этап вхождения в эту историю в XXI веке» [11] [12, с. 65]. Этот императив выживаемости связан с отказом человечества от Стихийной парадигмы истории, с переходом к Управляемой Истории, но в новом, не-автономном, ноосферном качестве – качестве управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и научно-образовательного общества, с тактикой политической борьбы за лучшее будущее, которая имеет сознательный характер, когда она вооружена хорошими теорий и стратегией.

Чтобы такая революция совершилась, и нужен Ноосферный Экологический Духовный Социализм, и Роды Действительного – Ноосферного – Управляющего Разума. Это так потому, что Эпоха Великого Эволюционного Перелома – «одновременно и Эпоха

Ноосферной Апологии Человека – и соответственно Человечества, проверка человека на соответствие показателям ноосферного качества!» [10, с. 43]. Ноосферный Социалистический Прорыв человечества «рождается» в России, и сфера разума зовёт всё население планеты, но особенно русских!

Список литературы

  1. Аврелий Августин. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. М., 1992.
  2. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала ХХ века. Судьба России. М.: ЗАО «Сварог и К», 1997.
  3. Ефремов И.А. Час быка. Петрозаводск: «Карелия», 1991.
  4. Ксенофан. Фрагменты. Цит. по URL: http://lib.ru/POEEAST/KSENOFAN/ksenofan_fragments.txt (дата обращения: 11.12.2018).
  5. Маркс К, Энгельс Ф. Манифест Коммунистиической партии. Цит. по URL:http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Manifesto/manifesto.html (дата обращения: 11.12.2018).
  6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 42. М.: Политиздат, 1974.
  7. Никитенко П.Г. Ноосферная экономика и социальная политика. Стратегия инновационного развития. Минск: «Белорусская наука», 2006. 479 с.
  8. Симмонс Д. Гиперион Цит. по URL: https://www.litmir.me/books_in_series/?id=3095 (дата обращения: 11.12.2018).
  9. Субетто А.И. 200-летие К.Маркса и грядущее 150-летие В.И.Ленина: ноосферизм или ноосферный социализм – «повестка дня» на XXI век / А.И. Субетто; Под науч. ред. Президента Петровской академии наук и искусств, д.ф.н., проф. А.В. Воронцова. СПб.: Астерион, 2018. 108 с.
  10. Субетто А.И. Ноосферная апология человечества: научный доклад на Х Всемирном Научном Конгрессе / А.И. Субетто [Текст] / Под ред. президента Петровской академии наук и искусств, д.ф.н., проф. А.В. Воронцова. СПб.: Научное изд-во «Астерион», 2018. 52 с.
  11. Субетто А.И. Самосозидание через научное познание (опыт автогносеургии): научно-философское эссе / Под науч. ред. д.ф.н., проф. Л.А.Зеленова. СПб.: Астерион, 2017. 110 с.
  12. Субетто А.И. Манифест ноосферного социализма / Под научной редакцией Н.В. Егоркина. СПб.: Астерион, Изд-во КГУ им. Н.А.Некрасова, 2011. 108 с.
  13. Субботин А.А. Планетарный эволюционизм и Россия, где Земля затаилась на время // Философия хозяйства. 2017. № 2. С. 259–268.

References

  1. Avrelij Avgustin. Ispoved // Avrelij Avgustin. Ispoved. Petr Abelyar. Istoriya moih bedstvij.
  2. Berdyaev N.A. Russian idea. The main problems of Russian thought of the XIX century and beginning of the XX century. Destiny of Russia. Moscow: CJSC Svarog and Co.
  3. Efremov I.A. Hour of the bull [Chas byka]. Petrozavodsk: «Karelia», 1991.
  4. Marx K., Engels F. Manifesto of the Communist Party. Web. 11 December 2019. <http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Manifesto/manifesto.html>.
  5. Marx K., Engels F. Compositions. Vol. 42. Moscow: PolitizdatPubl. 1974.
  6. Nikitenko P.G. Noosphere economics and social policy. The strategy of innovative development. Minsk: BelarusianScience. 2006. 479p.
  7. Simmons D. Hyperion.
  8. Subetto A.I. (Vorontsov A.V. Ed.) The 200th anniversary of Karl Marx and the upcoming 150th anniversary of V.I. Lenin: noospherism or noospheric socialism – the “agenda” for the 21st century. Saint Petersburg: Asterion. 2018. 108 p.
  9. Subetto A.I. (Vorontsov A.V. Ed.) Noospheric apology of humanity: a scientific report at the X World Scientific Congress. Saint Petersburg: Asterion. p.
  10. SubettoA.I. (ZelenovL.A. Ed.) Autopoiesisthroughscientificknowledge (experienceavtognoseurgiya): ascientificandphilosophical essay. Saint Petersburg: Asterion. 2017. 110 p.
  11. Subetto A.I. (Egorkin V.G. Ed.) Manifesto of the Noosphere Socialism [Manifest noosfernogo sotsializma]. Saint Petersburg: Asterion. 2011. 108 p.
  12. Subbotin A.A. Planetary Evolutionism and Russia, Where the Earth Has Slowed Down for a While // Filosofiya hozyajstva. No. 2 (110). 2017. P. 259–268.

Субботин Александр Алексеевич – аспирант кафедры демографии, Высшая школа современных социальных наук (факультет), МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва; e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Subbotin Alexander Alexeevich – postgraduate student at the Demography Department, Higher School of Contemporary Social Sciences (Faculty), Lomonosov Moscow State University, Moscow; e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 


[1] «Призрак бродит по планете – призрак ноосферного социализма» [12, с. 5].

[2] «Социализм это не только общественный идеал, социальная практика его созидания, но и наука» [12, с. 15].

[3] С 2006 года издается 13-томное собрание «Сочинений» автора под общим названием «Ноосферизм» [12, с. 5].

[4] По Н.А. Бердяеву, «...в корыстном интересе таится безумие» [Бердяев 1997, 471].

[5] «предполагает такое соединение любви, духовности, красоты и научно-исследовательский профессиональной универсальности и компетентности, которое обеспечило бы возвышение человека до уровня ответственности за все Живое на Земле и управление социоприродной эволюцией» [12, с. 55].

[6] У Клуге Айн Ранд.

[7] Когда 80% населения Земли мировой капиталократией объявляются «лишними» и обрекаются на гибель.

[8] Приложениями к книге являются Меморандум стратегического прорыва России в XXI веке [9, с. 101-104] и «Предложения по структуре проектного замысла «Каспийский Дом».

[9] «К каждому разделу доклада я решил «предпослать» лаконичные мысли-эпиграфы, взятые из моей книги лаконизмов «Слово»» [10, с. 109].

[10] «прогрессивная эволюция Космоса такова, что она обязательно, вследствие действия законов эволюции, приводит к появлению человеческого разума на Земле, будущее которого – стать Космическим Разумом» [9, с. 9].

[11] Революция есть творчество истории. Социалистическая революция, в отличие от всех предшествующих, есть революция созидательная, включающая в себя подъем сознания масс, выступающих движущей силой революции, на уровень передовой социалистической теории [12, с. 85].

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить