Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

выстав2оиоир

Часть 1-я. Открытие выставки  «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – МОСКВА»

выстав1

Встреча художников Питера и Москвы

 

Традиция проводить выставки московских академиков в Питере, а питерских – в Москве зародилась много лет назад.

В июне 2015-го группа московских мастеров живописи и графики показали свои творения в Доме молодежи Василеостровского района Петербурга. На открытии присутствовал президент академии (ныне Почетный президент) Леонид Александрович Майборода. Он искренне порадовался столь интересному и масштабному проекту и пожелал его организаторам регулярно устраивать встречи художников двух столиц:

- Они необходимы для того, чтобы узнавать петербуржцам новые веяния в изобразительном искусстве Москвы, и наоборот, к тому же жители Питера тоже таким образом знакомятся с произведениями художников-москвичей, а когда проходят выставки академиков из Петербурга в первопрестольной, на них идут и идут жители Москвы, - о таком вот круговороте в искусстве говорил 19 июня 2016 года президент.

 выстав2

20 июня 2015 года. Открытие выставки москвичей в Питере

И его с радостью мы поддержали. Москвичи, например, хотят сочетать приятное с полезным (лучше так: полезное с приятным): приезжая со своими картинами в Питер, мы погружаемся в пространство белых ночей и алых парусов (в выпускной вечер ребятам устраивают водное шоу на Неве).

- Те дни никак забыть нельзя, - признается академик Евгений Бойко, - атмосфера была исключительно теплой: нас встретили на вокзале художники Ольга и Анатолий Поляковы на машине, отвезли в свою мастерскую, накормили, напоили. Чаем. А на открытии выставки Леонид Александрович вручил мне Диплом действительного члена академии – ну как тут забудешь это событие.

Долго собирались с ответным визитом питерцы, и вот, наконец, прибыли. 19 марта 2019 года состоялась встреча петербургской элиты изобразительного искусства с выдающимися мастерами московской школы.

- Для нас уже стала родной галерея «Живая жизнь» в Библиотеке № 6 имени В. В. Вересаева, - сказал академик Омар Годинес, чья работа была в экспозиции Дома молодёжи три года назад («Ай да, Пушкин!»), - поэтому так получается, что мы дорогих гостей из Питера принимаем дома.

 выстав3

Елена Комарова

 выстав4

Николай Комаров

Знакомьтесь: супруги Николай и Елена Комаровы, члены Союза художников России, академики ПАНИ, а также Ольга Жохова, секретарь секции изобразительного искусства Питерского отделения ПАНИ, член Мандатной комиссии и Президиума академии. Они знали о том, что пространство галереи невелико, поэтому подобрали небольшие работы, которые тем не менее могли бы дать представление нам о том, в каком ключе они работают.

- И это получилось на сто процентов, - сказал руководитель секции «Изобразительное искусство» МО ПАНИ, искусствовед Владимир Кузнецов, - наши гости сами составили экспозицию – грамотно, с учетом особенностей конфигурации и освещенности зала. Одна из стен получилась подиумной, главной, благодаря тому, что Ольга Жохова разместила в центре работу «Московский Кремль», выполненную в технике батик на сарже, и она, по сути, стала визитной карточкой выставки. Архитектурный пейзаж древнейший сооружений столицы притягивает взгляд цветом: краснокирпичная стена опоясывает белые храмы, но есть и зеленый цвет – деревья вокруг Кремля.

 выстав5

Академик Елена Стёпина рассматривает работу Ольги Жоховой

На открытии выставки присутствовала преподаватель Центральной детской школы искусств города Химки Московской области, академик ПАНИ Елена Стёпина, которая является непревзойденным мастером батика. Она делает свои произведения на натуральном шелке:

- А Ольга Владимировна использует возможности иных тканей: саржи и крепдешина – и это делает изображение «живым», естественным. Интересно решена композиция «Летнего сада» и «Петергофа». Чувствуется рука большого мастера.

 выстав6

Академик Ольга Жохова и Николай Комаров (справа)

- Когда поступило приглашение от руководителя секции «ИЗО» МО ПАНИ Владимира Семеновича Кузнецова, я очень обрадовалась, так как давно не была в нашей первопрестольной, - рассказала Ольга, - сразу вспомнила поездку со своим мужем по Золотому кольцу: начинали с Москвы и ею же закончили. Мы были под большим впечатлением, когда перед нами открывались одна за одной наши жемчужины России: Владимир, Суздаль, где родилась моя мама, Ярославль, Ростов, Троице-Сергиева лавра. Конечно, это не могло пройти мимо нашего творчества. И так один за одним наши впечатления стали появляться в изображениях на полотнах. Москва всегда меня поглощала своим величием и размерами, я в ней теряюсь, ощущаю песчинкой в бурном океане. Поэтому от него в изображении взята только его «сердцевина». Петербург - это мой город, я его почувствовала, когда еще первый раз совсем маленькой девочкой вступила на его землю. Мне всегда в нем было уютно и комфортно. Когда поступила в институт, я практически не ездила на транспорте, а ходила пешком, рассматривая с трепетом дворцы и каналы. Поэтому учеба в Мухинском училище, для меня была истинным наслаждением.

О выставке. Помещение в библиотеке небольшое, поэтому участвовать много художников не смогли, ну, думаю, я съезжу на разведку и еще предложила выставиться там художникам-живописцам супругам Комаровым Николаю и Елене. И вот мы оказались в небольшом уютном помещении. Николай Комаров профессионально сделал развеску наших работ, и соединили мы воедино две столицы в одной комнате. Надо сказать, теплота и радушие устроителей нас покорили. Не жалея слов на похвалы, почти каждый присутствовавший высказывал свои впечатления и эмоции. Обогатила выставку и презентация пьесы В. А. Иванов-Таганского. Завершилось открытие традиционным застольем с осетинскими пирогами. Огромную благодарность хотим выразить Владимиру Кузнецову за его душевность и большую работу в отделении. Этот проект как единение художников двух столиц.

У Ольги Жоховой – хорошая школа: она окончила Высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной (отделение художественной ткани). Опыта набиралась в Комбинате декоративно-прикладного искусства, выполняя монументально-декоративные панно. Сейчас Ольга Владимировна – признанный мастер в своем деле.

 выстав7

Ольга Жохова «Летний сад»

Она приняла участие более, чем в двухстах выставках в России и за рубежом, провела около 30 персональных. Стала лауреатом премии ПАНИ имени В. М. Клыкова. В 1993 году Московской студией документальных фильмов «Отечество» был создан фильм «Ангел над городом» о семье Г. М. Сорокина и О. В. Жоховой.

- Спасибо за теплый прием, и это не дежурные слова: каждый из московских коллег нашел слова, которые мне очень дороги, ведь мои работы оценивали профессионалы, - сказала Ольга Жохова, - всё было организовано на высшем уровне. Теперь уж точно будем проводить выставки ваши – у нас и наши – у вас. Сотрудничество в нашей академии приветствуется во всех сферах, в том числе и культуре. А выставки под названием «Санкт-Петербург – Москва» обещают быть долгосрочными, ведь эта тема в искусстве: две столицы – неисчерпаема.

Великолепная коллекция живописных пейзажей представлена супругами Комаровыми.

Елена Константиновна порадовала обилием видов первопрестольной. В триптихе «Вид из окна на Пятницкой» автор раскрывает свой талант наблюдателя, а без него художником быть невозможно.

 выстав8

Елена Комарова «Из окна на Пятницкой. 2»

В этом смысле Елену Комарову можно поставить в один ряд с Михаилом Аввакумовым, в котором на выставке «Мой мир» в ноябре 2013 года в зале Московского академического художественного лицея на Крымском валу, искусствоведы разглядели «несравненный талант наблюдателя и великое тщание». Тщанием (старанием, усердием) наделил Господь и Елену Комарову. «Александровский сад», «Б. Ордынка», «Ботанический сад МГУ» - в этих работах зрителя трогают необыкновенные оттенки цветовой гаммы, позволяющей художнику придать сюжету прозрачность в перспективе, ощутить чуть ли не на физиологическом уровне воздух, которым заполнено пространство пейзажа.

 выстав9

Елена Комарова «Александровский сад»

Рассматривая произведения Елены Комаровой, нельзя не заметить того, что она не стремится уходить от традиций академической школы живописи, но привносит в это направление свое дыхание – в ее работах много разнообразных эмоций, настроений, впечатлений.

К высшему пилотажу Елена Комарова шла не один год: сначала окончила художественно-графический факультет Чувашского Государственного педагогического института имени И. Я. Яковлева, а потом решила совершенствовать свое мастерство и поступила в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Академии художеств СССР. Там и встретила свою судьбу.

Николая Комарова можно назвать певцом русской природы: его пейзажи отличаются романтичностью и созвучием с поэзией, а это под силу только русскому человеку. Можно бесконечно долго любоваться его пейзажами Подмосковья. Пронзительно синие дали как фон для авансцены, на которой размещаются вековые ели Мамонтовки недалеко от подмосковного Пушкина.

 выстав10

Николай Комаров «Мамонтовка»

В Клязьму, в этом нет сомнения, художник тоже влюблен: для того, чтобы это чувство было для зрителей очевидным, он выбирает место на пленэре таким образом, чтобы белый храм вдали просматривался сквозь ярко-осенний цвет деревьев и кустарников. В Петербурге у Николая Парфеновича тоже есть заветные места: Парголово и Шуваловский парк в нем.

- Мы благодарны москвичам, нашим коллегам за организацию столь важного для наших столиц проекта, - сказал Николай Комаров, - открытие прошло торжественно и красиво. Нас пришли поздравить друзья и коллеги, которых объединяет творческое начало и искренняя любовь к искусству, тонкое понимание живописи и литературы.

Председатель Московского отделения ПАНИ, вице-президент Валерий Иванов-Таганский отметил высокую степень профессионализма мастеров изобразительного искусства гостей из Питерского отделения:

- Есть полное ощущение праздника, нашего общего праздника – москвичей и петербуржцев, ведь мы все любим эти знаковые для России города, любим их историю, архитектуру, природу, и как славно, что эта любовь отражена в полной мере в экспозиции нынешней выставки.

 выстав11

Светлане Жуликовой вручаем Диплом члена-корреспондента ПАНИ

Такую же оценку дала директор библиотеки имени В. В. Вересаева Светлана Николаевна Жуликова, которой 19 марта были вручены документы члена-корреспондента ПАНИ, с чем все участники встречи ее и поздравили. Она возглавляет одно из ведущих культурных учреждений Москвы, и избрание ее в академию как признание ее заслуг перед жителями столицы.

Часть 2-я. Презентация

ЦЕНА ВОПРОСА

Все участники встречи с искусством петербуржцев: академики и наши друзья – поздравили и Валерия Александровича Иванова-Таганского со знаковым событием в его творческой жизни: недавно он вместе с видным ученым, доктором экономических наук Георгием Николаевичем Цаголовым поставил точку на последнем листе пьесы, название которой «Цена вопроса». И сражу же произведение было принято на 19-й Международный конкурс современной драматургии «Время драмы, 2018, зима».

 выстав12

Афиша для презентации пьесы

Накануне встречи в Библиотеке имени В. В. Вересаева в академию пришла радостная весть: пьеса стала победителем в номинации «Пьеса».

Надо ли говорить, с каким вниманием мы слушали авторов пьесы о сути и ее художественной значимости. Чем покорила она членов представительного жюри?

 выстав13

Доктор экономических наук Г. Н. Цаголов

- Сюжет пьесы злободневен и пришел из самой жизни, - сказал Георгий Цаголов, - мы решили рассказать о крайне опасном для нашей страны тренде - сдаче олигархами присвоенных ими в 90-х годах богатств англосаксам. В новой холодной войне Запада против России на передний план выдвинулись экономические санкции. Особо уязвимыми оказались экспортирующие сырье и держащие там свои капиталы миллиардеры. Они уже несут ощутимые потери, а страна теряет крупнейшие отечественные предприятия в стратегически важных сферах.

Алюминиевый магнат Олег Дерипаска – яркая тому иллюстрация. Министерство финансов США под угрозой перекрыть его предприятиям международные рынки вынудило бизнесмена отказаться от контроля над компаниями и распродать контрольные пакеты акций. В итоге «Русский алюминий» стал американским. Получается, что разграбление олигархами страны в лихие 90-е, в котором принимало участи огромное число западных советников и консультантов, было лишь первым актом драмы. Второй теперь уже свершающийся акт – сдача олигархами присвоенных тогда богатств Западу.

Авторы тщательно изучили биографии российской «золотой сотни», а в прошлом и писали о многих из них. Взятый в качестве основы пьесы прототип, в отличие от Березовского, представляет собой типичного олигарха второй волны. Он, как и другие её участники, вознесся на Олимп с помощью деловых и политических покровителей, нуждавшихся в союзниках при узурпации государственных активов. Но наступал момент, когда протежируемые отодвигали в сторону прежних патронов и сами становились хозяевами положения. Их путь наверх, естественно, пролегал не без услуг криминалитета и «крышевания» в политических верхах.

 выстав14

В. А. Иванов-Таганский рассказывает о художественных особенностях пьесы об олигархах

- По расчету складывается и личная жизнь магнатов, соответствуя принципу: «все куплю, сказало злато», что зачастую оказывается миной замедленного действия, - поясняет Валерий Александрович, - эта сторона также получила развернутое освещение в пьесе. Вместе с тем реальные события показывают, что и сами олигархи теперь уже кусают локти, понимая, какие капканы расставили им их заокеанские «партнеры».

Те, кто уже прочел новый шедевр русской драматургии поделились своими впечатлениями от образов, языка и сценарного хода пьесы.

 выстав15

Академик Кира Гаврилова делится своими впечатлениями о прочитанной пьесе

- Считаю, что мне повезло, - сказала академик Кира Гаврилова, - поскольку я одна из первых, кто прочел один за другим два литературных шедевра – сначала рассказ «До встречи, дорогая Нина Ивановна!» и почти сразу – пьесу «Цена вопроса». Удивилась контрасту тем и необыкновенно яркому литературному колориту образов. В Нине Ивановне - глубинная народная мудрость, с которой она дает оценку смене событий в стране. Мне запомнились ее слова: «Русские люди как-то не могут постоять за себя». Эта мысль осветила для меня все события в пьесе «Цена вопроса». Все проблемы и сложности из-за нечестной, преступной деятельности заварюгиных, пользующихся тем, что совестливые люди не могут противостоять наглости и жадности олигархов. Отсюда и цена вопроса очень велика: это прежде всего угроза безопасности государства. Пьеса очень актуальна: просвещает, мобилизует, учит быть бдительным.

 выстав16

Академик Ольга Суркова

А вот мнение академика Ольги Сурковой:

- Пьеса интересна как художественное произведение, в котором автор ярко показывает нам на примере двух олигархических семей всю полноту разложения души человека при его безмерной тяге к обогащению, а с экономической стороны раскрывается опасность такого пути для страны в целом. Пьесу «Цена вопроса» не только можно и нужно ставить на театральных сценах страны, но и желательно снять фильм. Действие пьесы сконцентрировано на яхте в море, где показаны личные переживания небольшого тесного круга персонажей, но рассматриваются события общегосударственной важности.

Влад Красноярский. Фото автора

 выстав17

Группа участников открытия выставки петербуржцев и презентации пьесы

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить