Печать
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

72039 900

 

Россия сегодня входит в тройку сильнейших мировых держав благодаря своей территории (более 17 млн. кв. км.), военной мощи (3.6 млн. чел., 47 млрд. долл. бюджет, 3.9 тыс самолетов, в т.ч. 818 истребителей, 20.3 тыс. танков, 352 боевых ед. флота) и минерально-сырьевой базе (оцениваемой в размере 330 трл. долларов), пишут в аналитических обзорах китайские СМИ. (https://www/gazeta.ru/politics/2019/11/18-ф-1288006.shtml?utm-source=yxnews&...).

        Одновременно отмечается, что у нашей страны есть по их оценкам слабые места: низкая численность населения (146.7 млн. человек), трудности в управлении многонациональным государством (убытки из-за «управления   народами, различия между которыми, угрожают стабильности»), мононаправленность экономики (за счет продажи углеводородов), неудачное географическое положение (климат и северные территории), недостаточная трудовая активность и профподготовка, а также действующие международные экономические санкции.

      При этом главной слабостью указаны демографические проблемы, которые связаны с темпами экономического роста и развитием социальной сферы. Демографические, трудовые и социальные риски, в т.ч. безработица, коррупция, бюрократия, неравенство, несправедливость, социальная апатия, падение нравственности, потребительство и т.д. определяются во многом действующей моделью рыночной экономики и преобладающей в обществе либеральной идеологией, входящей в противоречие с историческими традициями и обычаями.

       В результате, по информации Счетной палаты РФ, объем незаконных расходов средств из федерального бюджета составляет примерно 804 млрд рублей, в том числе криминальных списаний 2-3 млрд рублей. Треть нарушений связаны с процедурой закупок. При этом за 2019 год неисполнение расходов федерального бюджета, по причине низкой дисциплины и безответственности, приближается к одному триллиону рублей.

         По данным Росстата имеется три прогнозных сценария численности россиян к 2035 году: пессимистичный – население сократится со 146 до 136 миллионов человек, консервативный - сохранится нынешняя численность - 146,9 миллионов и оптимистичный сценарий – когда в результате демографических мер возможен рост до 157 миллионов. (https://www.kommersant.ru/doc/3695111)          

        Известно, что страна потеряла 20 миллионов мужчин в период Великой Отечественной войны, население сократилось вдвое после распада Советского Союза и отделения бывших союзных республик. В лихие 90-е годы XX века, в период так называемых либерально-монетаристских   реформ, страна потеряла 19 миллионов человек, так как в те годы родилось на 12 миллионов человек меньше ожидаемого и досрочно ушло из жизни за счет высокой смертности 7 миллионов наших соотечественников. Не изменило критическую ситуацию даже возвращение в Россию около 10 млн. русскоязычного населения из ближнего и дальнего зарубежья. В 2018 году население   страны впервые сократилось за прошедшие 10 лет на 79 тыс. человек. При этом, приток мигрантов из ближнего зарубежья уже перестал восполнять естественную убыль российского общества (181 тыс. человек, при 102 тыс. прироста), (https://topwar.ru/123480-90-е-stoli-rossii-10-mIn-zyizhey-demograficheskoe-i...).

По экспертным оценкам, демографический спад хотя и был ожидаем, но не удалось смягчить его последствия. Т. н. «материнский капитал», при его популярности, все же   не оказывает ожидаемого влияния на рождаемость, россияне все чаще выбирают одиночество, но больше стали ценить уже заключенные браки и несколько   сократилось число разводов.

Общемировая тенденция - откладывать начало семейной жизни и рождение детей на более поздний   срок. Семьи с детьми по статистике - самая малообеспеченная категория, на которую приходиться 81 процент бедного населения. Региональные доплаты для семей с детьми, оказавшиеся в крайне трудной материальной ситуации, - как правило находятся за гранью прожиточного минимума в два и более раза. Вступление в сознательную трудовую жизнь происходит примерно на 10-15 лет позднее, чем у поколения 60-х и 70-х годов, в то время как потребительские запросы растут с заметным опережением. Причина в недостатках воспитания, социализации, культуры и морали (с элементами   социального эгоизма, вседозволенности и гедонизма), в конце концов - отсутствии идеологии государственного патриотизма, когда из общества труда де-факто создали общество комфорта и потребления с ежедневным не заработанным «праздником».

       Последствия политических и экономических событий 90-х годов в жизни российского общества проявляются и сегодня. Демографическая нестабильность, во многом, связана с социальным, трудовым и имущественным неравенством, отсутствием равных возможностей, социальной справедливости в распределительных отношениях, что порождает соответствующее общественное поведение.   Несмотря на принимаемые меры по увеличению продолжительности жизни и сокращению смертности, продолжает сохраняться убыль населения.

         Улучшить демографическую ситуацию в стране призван национальный проект «Демография». Согласно его рабочей версии, к концу 2024 года планируется повысить суммарный коэффициент рождаемости до 1,7 (в среднем детей на оду женщин; в 2018 году равен 1. 62), а смертность населения старше  трудоспобного возраста снизить до 36,1 случая на одну тысячу населения этого возраста (где сейчас находится 37,9 женщин фертильного возрата).  

         Вместе с тем, председатель Счетной палаты РФ проф. А.Л. Кудрин, считает, что потенциал роста экономики в России не обеспечен проводимыми национальными реформами и проектами. По его оценке, если не предпринять кардинальных мер, нынешнего ресурса хватит примерно на 20 лет, а затем может произойти невосполнимый спад и отставание от ведущих стран, который резко понизит безопасность, уровень жизни населения и геополитическое положение Российского государства. Производительности труда  в России в два раза ниже чем в среднем в Евросоюзе. Наряду со снижением численности трудоспособного населения, недостаточным внедрением инновационных технологий, низким платежеспособным спросом и доходами граждан, эти обстоятельства сдерживают показатели экономического роста в народном хозяйстве. (https://finance.rambler.ru/economics/43196180-kydrin-otsenil-potentsial-rosta). Реализации этих условий, может способствовать   актуализация независимости судебных и следственных органов, повышение качества работы прокуратуры, физическое здоровье и образованность нации (с ликвидацией страховой медицины и централизацией на федеральном уровне учреждений   среднего образования),   передача большинства государственных функций (по управлению местным хозяйством, опекой и попечительством и др.) на муниципальный уровень,  а также обеспечение высокого   уровня деловой, инновационной  активности и льготного налогообложения малого и среднего бизнеса, изменение формально-бездушного подхода к рассмотрению и массовой пересылке обращений граждан тем, на кого жалуются (которое восстановит доверие граждан), дисциплины труда и справедливости в распределительных отношениях.   

По данным на 1 января 2019 года из общего количества числа россиян - 146,8 млн. человек, мужчины составляют 68,04 млн. человек, женщины 78,75 млн. человек. Российских дам   в наши дни   в 1,2 раза больше, чем кавалеров. С возраста 35 лет процент женщин по отношению к мужчинам растет  и в возрасте старше 80 лет превышает в три раза.   При этом населения старшего возраста по-прежнему оказывается больше чем молодежи (соответственно 38,6 и 31,4 млн. чел.), женщин на 10 миллионов больше   чем мужчин, которые при пенсионном возрасте в 65 лет в среднем   доживают до 67, т.е. на 10 лет меньше чем женщины (76,5 лет). До нового пенсионного возраста (65 лет) доживает не более 59 процентов мужского населения, поскольку их смертность намного выше (в 1,5 раза), чем у женщин. На эти показатели влияют: материальный достаток, экология, качество питьевой воды и продовольствия, стрессы, вредные привычки и нездоровый образ жизни. В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года, период жизни россиян планируется  увеличиться к 2024 году с 72,7 до 78 лет, а к 2030 году – до 80 лет  (https://obshestvomt.ru/blog/43431145476/Skolko-protsentov-muzhchin-dozhivaet-d...).

По указанным причинам, перспективы развития рынка труда, показатели уровня безработицы, ситуации с трудоустройством, компетентности специалистов народного хозяйства не лучшим образом сказываются на показателях качественного экономического роста с целью перехода в шестой   технологический уклад.   Вместе с тем движение к новому укладу нарастает. Процесс автоматизации сферы производства и управления сокращает потребность в массовом персонале низкой квалификации, в том числе и с высшим образованием: бухгалтеров, финансистов, экономистов, аудиторов, юристов, программистов, филологов, политологов, журналистов и т.д. Вновь становятся востребованными специалисты агропромышленного комплекса, производственники (инженеры, техники, рабочие) отраслей реального сектора экономики. По данным статистики, из общего числа трудоспособных граждан в количестве 76,1 млн. человек, значатся трудоустроенными 72,3 млн. человек с числом безработных – 3,8 млн. человек, т.е. безработица достигла исторического минимума и составляет 4,9 процента. В тоже время, по данным обследований, каждый пятый россиянин или 15,2 млн. человек не трудоустроены, числятся на учете в службе занятости, имеют случайные малооплачиваемые подработки или работают не на полную ставку, т.е. не нашли подходящую работу с полной занятостью и неудовлетворенны своим положением (http://vhre.ru/situatsiya-na-rynke-truda-v-2018-godu-tendentsii-i-prognozy/html).

         Россиянам с высшим образованием, которые не могут заинтересовать работодателей, следует обратить внимание на вакансии массовых профессий, в том числе, маляров, продавцов, поваров, мерчендайзеров, кондукторов и уборщиков, считает депутат Государственной Думы Сергей Вострецов: «Кто мешает искать работу по своим знаниям? А можно сидеть на бабушкиной пенсии внучку лет десять и мечтать: «Бабушка, но я не хочу за 15-20 тысяч туда пойти работать». Ей, конечно, не хватит никакого прожиточного минимума, и все будут злиться, что государство плохое». (https:||news.rambler.ru/community/41317350-deputat-obyasnil-sovet-rossiyanam-rab…)  

Не случайно, аттестация педагогических работников в 2018 году, проведенная Рособрнадзором показала, что от 30 до 50 процентов учителей - предметников не подтвердили свою квалификацию и дипломы педагога (http://www.ug.ru/news/26570). Примерно такая же ситуация с компетенцией и качеством труда работников, имеет место и в других отраслях.

         Наличие диплома о высшем образовании сегодня, когда количество выдаваемых дипломов более чем в 7 раз  превышает потребности народного хозяйства, не дает выпускникам особых преимуществ в трудоустройстве, за исключением медиков, педагогов и экономистов широкого профиля, где некомплект остается. По данным опросов, россияне считают указанные профессии более важными и необходимыми  в условиях модернизации общества, рыночной экономической эффективности и социального государства, по сравнению с увеличивающей бюрократические процедуры и платные услуги   населению «престижной»  профессии юриста. Последние, в подавляющем большинстве, ищут  и трудоустраиваются на высокооплачиваемую комфортную  работу с документами в организациях, вместо участия, как призывает Президент РФ и требует население, на переднем крае борьбы с преступлениями против личности, беспредела коррупции, казнокрадством, мошенничеством и бюрократизмом. Выпускников юридических факультетов давно пора направлять на работу в силовые ведомства в трудные, отстающие, криминализированные регионы и при поступлении на учебу за счет бюджетных средств, подписывать об этом соответствующие соглашения.  

По данным Росстата, в 2010-2015 годах получили дипломы 10,7 млн. человек, а трудоустроились - 5, 9 млн. человек. Работодатели, в первую очередь, учитывают практический опыт и навыки работника, если у него нет протекции. При этом работники среднего и старшего возраста, не имеющие диплома о высшем профессиональном образовании, оказываются иногда более успешными, полезными и менее требовательными в условиях и оплате труда, чем избалованные родителями с завышенными самооценками молодые специалисты, в первую очередь из числа т.н. «золотой молодежи». В результате, по данным проведенного исследования ВШЭ «Где и кем работают высокообразованные россияне», несмотря на рост числа работников с дипломами (с 23,8 процента в 2001 году до 32,2 процента в 2014 году), каждый четвертый молодой россиянин, окончивший вуз, выполняет работу, не требующую высшего образования. Примерно от 30 до 50 процентов работников трудятся не по полученной специальности и в дальнейшем теряют квалификацию и ценность   полученного ранее университетского диплома. (https://publicftions.hse.ru/artikles/201325681).

По данным рекрутерских организаций, в наши дни кроме профессиональных навыков и компетенции, большое внимание уделяется т.н. «гибким навыкам» - умению проявлять адаптивность и коммуникабельность, управление своим временем, уверенность на переговорах и презентациях, лидерские качества, эмоциональный интеллект, стремление к саморазвитию, умению достигать поставленной цели, четко выполнять порученные задания, иметь стрессоустойчивость, находить нестандартные подходы   и т.д. Зато на встречах с молодежью, не имеющих таких данных, звучат  жалобы о невозможности найти без протекции высоко оплачиваемую «престижную»   работу по специальности в естественных монополиях,  компаниях с иностранным капиталом, государственных корпорациях,   в «кремниевых и силиконовых долинах» или на государственной службе, в связи с чем около 40 процентов респондентов, вместо работы над собой, готовы уехать на работу за рубежом.

На стабильность и эффективность работы организаций, законопослушность и коррупциогенность работников и руководителей сказывается отсутствие общественных скрепов между социальными группами на производстве и в управлении, ликвидированные в 90-х годах. В условиях единоначалия и частнокапиталистической формы собственности на средства производства, работники не имеют действенных форм правовой, общественной и социальной защиты, бесправны и полностью зависимы от работодателя и собственника. Воспитательная, культурно-просветительская общественная деятельность по укреплению сознательной дисциплины труда, профессионального роста, учебы, сохранения семьи, воспитания детей, формирования здорового образа жизни в большинстве трудовых коллективов потеряны. Руководители и собственники самоустранились от этой деятельности, в коллективах отсутствует какой-либо контроль деятельности администрации, что отрицательно влияет на моральную обстановку, способствует нарушению законодательства, не поддерживает профессиональную инициативу и творчество наемных работников. Трудовой кодекс больше стоит на стороне прав работодателя. В связи с чем необходимо вносить соответствующие изменения в законодательство, которые, надо полагать, в основном позитивно скажутся на морально-нравственной,   трудовой и   общественной жизни, поднимут уверенность, настроение и инициативу в обществе.

  Современное российское общество, сформировавшееся в конце 90-х - начале 2000-тысячных годов под лозунгами псевдосвободы, западной   демократии и рыночного предпринимательства, сегодня  оказалось не готовым добиваться напряжением своих трудовых сил, самопожертвованием и патриотизмом   прорыва в VI технологический уклад. Большинство соотечественников, как рядовые   граждане, понимают эти слова как лозунги, в целом их поддерживают, но не проявляют достаточных моральных, физических и интеллектуальных способностей и, главное, осознанного желания (не путать с карьеризмом) активно участвовать в назревшей модернизации страны и общества. Многие молодые люди  вместо напряженного труда, получив отечественное образование, думают не о гражданском долге и личных трудовых достижениях, а   о приспособленчестве, «легкой работе»,   иждивенчестве и о нетрудовых доходах.

Произошедшее в 90-х годах изменение отношений собственности, распределительных принципов и социально-трудовых процессов в Российском обществе, коренным образом повлияло на основы духовно-нравственной культуры, сложившиеся веками ценности соборности и коллективизма,   труда и патриотизма с переходом   к индивидуализму, социальному иждивенчеству, бездуховности, обывательскому мировоззрению, правовому нигилизму, потери трудовых навыков, отсутствии желания к познанию и самосовершенствованию.

Особенность нынешнего времени состоит в том, что миллионы людей трудоспособного возраста с дипломами не имеют четких перспектив и гарантий работы, даже права на пособие по безработице, так как длительный период ищут работу, или заняты временными неоформленными подработками. По мнению экспертов, это происходит из-за отсутствия обратной связи между рынком труда и рынком образования, недостаточного  регулирования   и   планирования занятости, низкого уровня профессионального обучения по узким специальностям, трудового воспитания, практических навыков и  конкурсного  распределения выпускников государственных вузов. (Баландина А. Идите в маляры: почему выпускники никому не нужны, 24.11.2018. https//www.gazeta.ru/social/2018/11/24/12070507.ssshtml). По указанной причине, неэффективные затраты федерального бюджета на обучение в вузах составляют ежегодно десятки миллиардов рублей.

         По мысли древнегреческих философов Платона и Аристотеля (IV век до н.э.), изложенной в их трудах о государстве, главной задачей государственной власти является организовать (направить, заставить) свой народ на эффективный труд, приносящий блага и возможности социального развития и основы процветания. (Аристотель. Сочинения : в 4-х т. АН СССР. Ин-т философии. – М.: Мысль, 1983. – т. IV).  В каждом периоде истории, со стороны власти это достигалось разными способами и усилиями: от репрессй, административного принуждения до идеологического влияния, морального убеждения или материального стимулирования, ведь как известно, времена не выбирают, в них живут и умирают.

       Согласно социологическому опросу центра «Ромир», только 35 процентов россиян устраиваются на работу без использования личных связей, 24 процента ищут работу через социальные сети, еще 18 процентов прибегают к услугам служб занятости, однако более 65 процентов людей устраиваются на подходящую работу по знакомству, используя протекции и контакты среди бывших коллег, друзей и родственников, и поэтому как правило, без реального конкурса, собеседований и испытательного срока. (Слободян Е. Места для своих. Сколько россиян устраиваются на работу по знакомству? 20.11.2018. http:www.msn/com/ru-ru/money/personalfinance).    

             С учетом требований времени и технологических укладов, соответственно  изменялись в обществе принципы подбора руководящих кадров и специалистов. В советский период нашей истории основным был номенклатурно – деловой подход, предполагавший кроме профессиональных и деловых качеств, наличие партийности и политического  образования.

В новой России с начала 90-х годов - по настоящее время - преобладает командно-протекционный подбор. В будущем, с учетом жесткой конкурентной борьбы за новые технологии, углубления кризиса мировой экономики, нехватки супер-универсальных специалистов широкого профиля и высокого уровня, можно прогнозировать начало формирования иного, профессионально-протекционного отбора трудовых ресурсов. Надо отметить, что за рекомендациями на руководящие должности должны стоять не «кабинетные работники» и олигархические структуры, а большие конкретные дела, серьезный опыт управления, ступени профессионального роста, общественное мнение, умение вести за собой большие трудовые коллективы и отрасли. Данные подходы необходимо закрепить в трудовом законодательстве и на государственной службе, в т.ч. в целях предупреждения «конфликта интересов».     

Более того, рынок труда во все времена сильно зависел не только от внутренней экономической составляющей, но и от внешней политической обстановки. Запросы 66 процентов опрошенных граждан на стабильность (т.н. либерального «застоя» или советской ностальгии), спокойствие и всеобщее благосостояние разбились о санкции и растущий курс евро-доллара. С учетом текущей политики слабого российского рубля и перманентной угрозы очередного кризиса на рынке труда, большинство наемных работников вынуждены принимать условия  работодателей в части нормирования труда, напряженности работы, величины оплаты труда и премий перед угрозой очередных сокращений под видом  распространенной в последнее время оптимизации штатной структуры. Вместе с тем, под влиянием проводимой разъяснительной работы с населением, продолжается линия на «обеление зарплат»,   отказ от  ее получение в конвертах без трудоустройства, при этом каждый второй готов идти на меньшую зарплату, чем вообще потерять работу.

         Прогнозы по уровню безработицы остаются неутешительными с трендом на  ее рост в ближайшие годы до 6 процентов  на фоне сокращения и замены низко квалифицированных работников, инновационными технологиями и автоматизацией производства, внедрением цифровых технологий во всех сферах  экономики (http://vhre./situatsiya-na-rynke-truda-v-2018-godu-tendentsii-i-prognoz.html). Для экономического роста, снижения безработицы и повышения уровня жизни необходимо, по   примерным подсчетам, создать вместе с новыми инновационными предприятиями дополнительно более 10 млн. современных рабочих мест, в первую очередь - в районах Сибири и  Дальнего Востока и внедрять индивидуальные социальные контракты (гранты под обязательства) в регионах.  

С учетом недостаточного развития   и   цифровизации, остается большой спрос на работников сферы обслуживания: менеджеров по продажам,  торговли, ресторанного и гостиничного бизнеса, временных волонтеров и специалистов других услуг, с невысоким уровнем оплаты труда (ниже среднего), которые больше создают виртуальную прибыль. В тоже время, государственные интересы предполагают опережающее развитие реального сектора экономики, производящего конкурентный прибавочный продукт в прорывных инновационных технологических направлениях, а также поддержание традиционно сырьевых отраслей.

         В результате, сохраняющаяся слабая мотивация работоспособного населения на эффективный ударный труд, там, где требуется обществу, со сложившимся принципом поиска наиболее легкой работы и  постоянного места жительства в обустроенных мегаполисах (Москве, Санкт-Петербурге), вступает в определенное противоречие с требованиями развития народного хозяйства в регионах Сибири, Дальнего Востока и Крайнего севера, по принципу : «не там, где хочу, а там, где надо стране». Будем объективны, без этого, в условиях перманентного кризиса и внешних санкций, трудно вернуть страну на путь эффективного созидания и инновационного развития, поднять большинство населения «из спячки и заторможенности», сделать «трудовые будни - настоящим праздником». В этих целях, начиная с младшего школьного возраста, предлагается повсеместно начать формировать созидательный и физкультурно-оздоровительный принцип общественной жизни. К сожалению, массовое стремление с юного возраста к   «комфортной, теплой жизни» на основе индивидуализма, эгоизма и потребительства», сокращение сроков военной службы и уклонение от призыва, никак не способствует воспитанию ударного труда, мужеству, защите Родины, преодолению трудностей. Помощь в этом вопросе должна оказать целенаправленная воспитательная работа в семье, школе, вузах, трудовых коллективах, театрах классической драмы, на мероприятиях в дни профессиональных праздников, а также через средства массовой информации, показывающих  убедительный пример успешного роста кадров и налаживающейся благополучной жизни в некогда проблемных депрессивных регионах.

Мероприятия по созданию благоприятных социальных комфортных условий, экономические регуляторы также позволят упорядочить неконтролируемый и убыточный рост   крупных   городов (численностью более 1 млн. жителей) в средней части России, вернуть к сельской жизни и крестьянскому труду уехавшее в город   за легкими заработками и праздной жизнью трудоспособное население, остановят постоянный отток молодежи и обеспечат закрепление молодых специалистов там, где требуется народном хозяйству или на своей малой родине, будет способствовать возвращению многих российских традиций, заложенных предыдущими поколениями. Закреплению по месту жительства (в малых городах и на селе) учащейся молодежи может также способствовать значительное увеличение бюджетных мест при получении высшего и среднего специального образования с последующим госраспределением в вузах и колледжах (техникумах), расположенных в городах Сибири и Дальнего Востока, с одновременным перекрестным увеличением платного образования в учреждениях в Европейской части России, Москве и Санкт-Петербурге, за исключением победителей олимпиад и конкурсов Министерства просвещения РФ, золотых медалистов и аспирантов.

Социальная ответственность общества и государства состоит не только и даже не столько в прямой материальной помощи оказавшимся в трудной ситуации, предоставлении льгот и поддержке ветеранов, молодежных семей, трудоспособного населения, а опосредовано через регулирование размещения производительных сил, создании современных градообразующих поселков - мини городов, координации деятельности бизнес-структур в интересах как населения, так и товаропроизводителей, работодателей, работающих на российскую экономику. Это «не игра в одни ворота» и не улица с односторонним движением, а усилия по поиску социального компромисса, обоюдного соглашения между трудящимися и работодателями, жителями данной территории и работающими на ней промышленниками и предпринимателями.

       Социальные запросы и ожидания населения оказываются неизмеримо выше личных трудовых вкладов с учетом профессиональной квалификации и экономических возможностей государства по их обеспечению, т.е. очевидным несоответствием   между мерой труда и мерой потребления.

Не случайно М.В. Ломоносов еще в XVIII веке прозорливо заметил, что «Российское могущество прирастать будет Сибирью» (М. Ломоносов: Россия и Северный океан. 1763). Как известно, минерально-сырьевая база России на 80 процентов располагается за Уральским хребтом, где проживает примерно 20 процентов россиян, а в   европейской части - 80 процентов населения и запасы 20 процентов сырьевых ресурсов. Последнее свидетельствует не только о недостаточной популяризации молодежных строек и инновационных проектов, просветительской работе с моложежью, но и слабом административном и экономическом регулировании миграционных потоков, требует перекрестного субсидирования не только тарифов на рейсы авиакомпаний, но и по другим   социальным вопросам жизни. В частности, за счет повышения тарифов на жилье, ипотеку, коммунальные услуги, транспортное обслуживание, налоги (за исключением ветеранов и коренного населения с цензом оседлости) в крупных городах европейской части страны, возможно ввести реальное субсидирование  разницы на снижение тарифов, налогов, стоимости ипотеки и введение других льгот жителям, работающим   в трудных условиях освоения районов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока.

         Надо довести до практического решения предложения, прозвучавшие в 2016 году на встрече садоводов Курской области и поддержанные Председателем Правительства России о необходимости руководителям субъектов РФ приравнять региональные тарифы на электроэнергию для садоводческих товариществ и индивидуальных застройщиков (ижс)   к   тарифам для сельского населения (т.е. снизить в 1,5 – 2 раза). Указанные меры социальной поддержки жизни, отдыха, здоровья   и позитивного настроения россиян среднего и старшего возраста несомненно будут встречены ими с пониманием и благодарностью.  Садовые участки имеет более трети жителей страны, однако рост тарифов на энергоносители, при низких темпах дорогостоящей газификации сельских территорий и крестьянских хозяйств, а также высоких тарифов на бытовое газовое топливо. лишает их возможности цивилизованного ведения садоводства, при наличии 40-50 процентов резерва незагруженных мощностей атомной энергетики. В частном секторе тарифы оказываются ниже, чем через дорогу в садоводстве, с равными условиями жизни и теми же сельскими проблемами. Без значительных затрат и инвестиций, таким путем можно добиться реального улучшения  жизни  половины россиян (рекреация, реабилитация, жилье, продовольствие), с ускорением решения ряда демографических и социальных проблем   (http://riakursk.ru/dmitriy-medvedev-posovetovalsa/).  

       Актуальным остается крайне непопулярный, но экономически необходимый процесс продолжения пенсионной реформы, требующий дальнейшего упорядочения назначения пенсий с учетом соблюдения принципов социальной справедливости. Как известно, самый низкий в Европе пенсионный возраст, отсутствие средств как в федеральном бюджете, так и в ПФР, требуют определенного регулирования и не только страховых пенсий. При этом социальное равенство и справедливость (по стажу, заслугам, наградам, сложности, количеству и качеству труда) должны стать общим единым и понятным большинству правилом ее назначения для всех пенсионеров   без   условных исключений на более заслуженных, по отдельным профессиям и выслуге лет. На каком основании, кто определил и решил, что профессии государственного служащего, военного и некоторые другие виды деятельности в пенсионном обеспечении считаются более приоритетными и необходимыми, чем   труд научного работника, педагога, врача или конструктора, имеющих государственные награды? Соцопросы группы «Циркон» свидетельствуют об имеющемся заметном разделении в обществе между властными элитами и простыми людьми (45%), между богатыми и бедными (40%), между чиновниками и рядовыми гражданами (23%). Потребительские запросы   заметно выросли, у большей части населения доходы упали и вместе с ними растет социальное неприятие к более имущим. По словам декана факультета социологии и политологии Финансового университета при Правительстве РФ проф. А. Шатилова: «Население недовольно отсутствием внятных перспектив, инерционным развитием страны. Есть желание группироваться ради каких-то светлых целей. Это сигнал власти, что общество ждет ориентиров и привлекательной модели будущего»  (А. Иванов. Раскол пошел снизу вверх./www.kp.ru 14.02.2019).

         Обсуждаемым в обществе противоречием пенсионной системы является  социальная несправедливость в оплате труда и пенсиях между высоко интеллектуальными профессорами и доцентами вузов, учеными РАН, формирующими инновационное развитие общества (примерно со средней пенсией 17 тыс. рублей и заработной платой 50 тыс. рублей) - с одной стороны и государственными служащими зачастую с посредственным образованием, бюрократией и коррупцией, вызывающими повсеместную критику в обществе (с пенсией за выслугу лет   в регионах   40 - 50 тыс. рублей и средней заработной платой 80 тыс. рублей) - с другой, что наряду с олигархическими структурами, увеличивает критические высказывания о высокой социальной дифференциации  в обществе.

         Как известно,  простым пенсионерам по возрасту звание «ветеран труда», с доплатой к страховой пенсии до 1,5 тыс. рублей присваивается при наличии государственных наград или федеральных грамот министерств и ведомств и наличии трудового стажа не менее 20-25 лет. Между тем, специальные пенсии госслужащим назначаются по одному лишь показателю выслуги – 20 лет работы в госаппарате, без учета результатов и качества труда госслужащего, как видим не всегда добросовестного. Это позволяет чиновникам без особого усердия во благо Отечества, при отсутствии наград и особого трудового вклада и, прямо скажем, без достаточных оснований, получать пенсионные выплаты намного выше ветеранов труда, профессоров и научных работников, имеющих более высокие награды и заслуги перед государством. В субъектах Федерации, которым предоставлено право самим устанавливать и выплачивать такие пенсии, размеры выплат намного выше, чем   у бывших федеральных госслужащих. Создан опасный прецедент, когда время проведенное на бюрократической работе одних, оказывается для пенсионного обеспечения выше и важнее реальных результатов созидательного труда и наград за него у других. Не получится обеспечить экономический рост без высокой оценки и мотивации труда, не только морального, но и достойного материального поощрения высококвалифицированных рабочих, инженеров, конструкторов, ученых, создающих прибавочный продукт в реальном секторе экономике. Не декларативной, а реальной гордости за профессию, призывающей молодое поколение на ударный труд. Почему бы в таком случае не восстановить ранее действовавший порядок доплаты к пенсии за государственные и региональные награды, который сегодня действует только для Героев Труда?

Представляется более справедливым, когда базовый размер пенсии для всех категорий формируется по трудовому стажу и размеру отчислений, а остальные надбавки - за трудовые достижения и соответствующие награды. При этом широко распространившиеся в последние годы   специальные виды пенсий предлагается отменить, за исключением военнослужащих. Далее, при всем уважении к ратному труду военнослужащих, было бы также обоснованным установить ограничение на выплату повышенной пенсии работающим военным пенсионерам и прием их   на работу после прохождения переподготовки в гражданских учебных заведениях. Данные вопросы неоднократно поднимались в средствах массовой информации,   Общероссийским  народным фронтом, политическими партиями, но меры по их справедливому упорядочению в центре и на местах - так и не принимаются.    

В данном случае противоречия объективно  требуют коренного пересмотра подходов в оплате труда и назначении пенсии в соответствии со сложностью, научностью, напряженностью труда, общим его интеллектуальным уровнем, психологической нагрузкой, ответственностью и реальным вкладом человека в развитие общества и государства. В этих целях, необходимо изменять формы оплаты труда с повременного учета отработанного рабочего времени на сдельно-премиальную, аккордную, учитывающую объем, качество и сроки исполнения заданий, размер заработанных трудодней, в том числе в непроизводственных отраслях, в государственном и муниципальном управлении с учетом достигнутых конечных результатов, полученных наград и поощрений.

Критические оценки   населения вызывает малоэффективная работа дорогостоящего управленческого аппарата и численность работников бюджетных организаций и госучреждений. Надо отметить - их заработная плата всегда отставала от уровня предприятий, бизнес-структур и органов государственной власти, что в свою очередь естественно снижало требовательность к данным работникам и качество труда. Из 76,1 миллионов россиян трудоспособного возраста, насчитывается примерно 33 миллиона работников бюджетных организаций, в том числе 2,2 миллиона государственных и муниципальных служащих.

По данным   Росстата, численность федеральных и региональных госслужащих исполнительных органов государственной власти превышает 700 тыс. человек. Для сравнения в высшем профессиональном образования занято 650 тыс. работников, из которых на должностях профессоров и доцентов 117 тыс. человек. При этом расходы на содержание органов власти примерно на 20 процентов превышают совокупные расходы на образование и здравоохранение (в федеральном бюджете 1,1 трлн. рублей против 902,0 млрд. рублей).

Сегодня, в демократической России со слабо развитой рыночной инфраструктурой и автоматизированной системой управления числится примерно 108 чиновников на 10 тыс. жителей. Для сравнения органы госуправления РСФСР в 1988 году без учета партийного аппарата имели 81 человек на 10 тыс. населения или 20 процентов меньше, чем в наши дни. Во всем Советском Союзе (с учетом союзных республик), т.е. на пике расцвета советской бюрократии (с централизованным управлением и планированием)   было 73 человека на 10 тыс. населения или на 30 процентов меньше, чем в наши дни. Для сравнения в административно-командной плановой сталинской системе (в условиях несовершенной бумажной системе управления и учета)   этот показатель все равно был несравнимо меньше: 100 служащих на 10 тыс. населения. О данной ситуации министр финансов Антон Силуанов заявил: «У нас более раздутая бюджетная сеть даже по сравнению с советским периодом»(htts://www.rbs.ru|economics/15/10/2014/543cfe56cbb20f8c4e0b98f2). Причина такого положения во многом лежит в снижении уровня и качества управления народным хозяйством, падении профессиональной компетенции работников, неэффективности контрольных функций. По крайней мере над этим вопросом, в процессе цифровизации, надо работать.  

         Формирование эффективного менеджмента государственного управления предполагает освоение не только дистанционного курса «ГМУ», а достаточно глубокое предметное изучение курсов экономической социологии, экономики, планирования и управления народным хозяйством, регулирования рыночной инфраструктуры, развития предпринимательства, финансового и хозяйственного права, демографии, социологии   труда, цифровой экономики, социальной психологии, организационного поведения и других. Сегодня этих знаний реально не хватает молодым специалистам, когда один только их внешний вид (дресс-код) и стиль служебного поведения (протокол) ярко говорит об уровне их интеллектуального развития и профподготовки.  По этой причине, требуется усложнение учебных программ с рассмотрением проблемных стратегических вопросов, индивидуальная работа со студентами, неформальная научно - производственная практика в передовых коллективах, развитие студенческого научного сообщества, расширение самостоятельной работы студентов, признание аспирантуры высшей ступенью высшего образования с первичной научной квалификацией, сокращение многочисленных надуманных планов и отчетов  с бумаготворчеством на кафедрах и в деканатах, которые отвлекают от настоящей творческой педагогической работы.

         При подборе и назначении руководящих кадров далеко не всегда учитываются профессиональные знания и требования, когда глава местной администрации не владеет навыками работы на территории в районном хозяйстве, а председатель комитета областной администрации не знает отраслевые проблемы и т.д. Кадровые назначения и выборы всех уровней осуществлять с учетом обязательного прохождения «нижестоящих ступенек» профессионального роста и соответствия выполняемой работы ранее полученной в вузе специальности. Для высших и главных должностей ввести обязательное наличие послевузовского образования.

         Широко известно – в основе модернизации общества лежат прорывные коренные преобразования в сфере экономики, а затем изменение политической системы.   На этом в 80-х годах ХХ века   «споткнулась и захлебнулась» так называемая «перестройка». Когда федеральных и региональных законов  принимается столько, что население не успевает за ними следить и ответственно выполнять.   Поэтому их невыполнение, по причине отсутствия соответствующей экономической базы, знания,  отсутствия достаточной правовой культуры и проверки исполнения,  стало нормой.  

К сожалению, во многих случаях увлечение законотворчеством, осуществляется в ущерб вопросам оперативного управления народным хозяйством, регулирования макроэкономических балансов, обеспечения социальной справедливости в обществе и исполнения законодательства, национальных проектов, во многом обоснованных обращений граждан. В связи с этим, учитывая уже созданный модельный каркас законодательства, требующий совершенствования с внесением изменений, основное внимание в деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти, на наш взгляд, следует перевести на контроль и проверку исполнения, процедуру парламентского расследования, заслушивания отчетов руководителей органов исполнительной власти, федеральных макрорегуляторов с принятием соответствующих постановлений.        

             В Обращении  к Федеральному Собранию 20 февраля 2019 года   Глава Государства отметил, что к 2023-2024 годам, Россия должна возобновить естественный рост населения, переломить негативную демографическую тенденцию прошлых лет, за счет дополнительных мер поддержки для многодетных семей, доступности высоко технологичной медицинской помощи не на платной основе, а по обязательному медицинскому страхованию, ликвидации бедного населения достигающего 22 млн. человек, совершенствования системы образования и управления в народном хозяйстве.

           Скажем прямо, для достижения поставленной цели каждому   гражданину на своем рабочем месте, будь-то работа, служба, учеба, творчество, волонтерство, общественная деятельность и т.д. надо действовать   ответственно,   с полной отдачей сил и энергии,   соответствовать современным требованиям, наравных со всеми   приумножать   и защищать   свою страну, получая материальные блага исключительно по труду и заслугам. При таких условиях возможна социально-экономическая и демографическая стабилизация в обществе и устойчивый экономический рост.

Г.Ф.  Горбунов                                                                                                                                

к.э.н,  профессор  ПАНИ                                                                                             

Санкт-Петербург 

                   Г

 

Просмотров: 169
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter