Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

жджэб11вчвчв

Это - событие международного значения, - такую оценку дал выставке «CUBA VIVA» посол Кубы в России Херардо Пеньяльвер Порталь.

- Выставка - результат большого труда мастеров изобразительного искусства, художников из нескольких стран, которые приняли участие во 2-м Международном художественном конкурсе, посвященном 500-летию Гаваны. Экспозиция радует тем, что авторы работ показали свое почтительное отношение к культуре и истории Кубы. Всё, что сближает народы, заслуживает уважения. Кубинский народ уверен в том, что Россия никогда не оставит нас без поддержки и помощи,- подчеркнул Херардо Порталь. 

Посла Республики Куба встретила заведующая Библиотекой № 6 имени В. В. Вересаева («ЦБС ЦАО»), академик ПАНИ Светлана Николаевна Жуликова. Она познакомила высокого гостя с организацией культурно-просветительской работы в учреждении, которым она руководит на протяжении многих лет.

1амваиапи

Выставку открывают посол Республики Куба в России Херардо Пеньяльвер Порталь (справа) и вице-президент ПАНИ Валерий Александрович Иванов-Таганский (слева)

«Выставка открыта!» - эти слова вместе с послом произнесли участники вернисажа 29 января в галерее «Живая жизнь» Библиотеки № 6 имени В. В. Вересаева. Такая традиция (произносить эти два слова хором) сложилась в Московском отделении Петровской академии наук и искусств: это привносит в наше единство еще больший градус сплоченности.

- В нашей академии сформировался коллектив талантливых людей, способных выполнить любые задачи, - сказал вице-президент ПАНИ, заслуженный артист России Валерий Александрович Иванов-Таганский, - и эта задача – создать произведения на тему «CUBA VIVA» («Куба живая») – оказалась по плечу нашим мастерам, хотя задача была непростой, ведь далеко не все художники побывали на Острове Свободы, однако конкурс вызвал живейший интерес к Кубе, ее народу, который по-прежнему не свернул с курса Фиделя Кастро, большого друга России. Особая благодарность Светлане Николаевне Жуликовой на предоставленную возможность разместить работы художников, победителей нашего конкурса, в стенах своей библиотеки. Благодарю посла Кубы Херардо Пеньяльвер Порталь от себя и президента ПАНИ Алексея Васильевича Воронцова за участие в открытии столь значимого для России и Кубы события – выставки художников. Этот факт придал вес замечательной экспозиции.

2свамамим

Омар Годинес (в центре), слева от него – директор ИЛА РАН Дмитрий Вячеславович Разумовский

Соучредителем конкурса «CUBA VIVA» является Институт Латинской Америки Российской академии наук, и по результатам 1-го Международного художественного конкурса «CUBA VIVA» выставка проходила в стенах этого учреждения.

- Мы придаем особое значение этому проекту, - сказал директор ИЛА РАН, кандидат экономических наук Дмитрий Вячеславович Разумовский, - поскольку один из благодатных путей познания культур разных народов – это искусство, в том числе изобразительное. В нынешней экспозиции отражена и архитектура, и природа Кубы, здесь много чудесных пейзажей этого жаркого острова, интересны бытовые зарисовки. Такой конкурс уже доказал свое право на существование, и пусть он живет долго и успешно.

На суд жюри, которое возглавляет кубинский художник, академик ПАНИ Омар Годинес Ласо, были представлены произведения в соответствии с требованиями условий творческого соревнования, а именно: работы выполнены по номинациям: «Моменты истории Кубинской революции»; «Архитектура Гаваны»; «Легендарные личности Республики Куба»; «Пейзажи острова Куба».

- Для того, чтобы судейство было абсолютно объективным, - сказал Омар, - куратор конкурса Владимир Семенович Кузнецов разослал членам жюри фотографии произведений под номерами, не указав фамилии авторов. Я считаю, что распределение мест – это весьма условное дело. Все художники постарались передать атмосферу небольшого, но сильного, свободного государства посредине Карибского моря. Но конкурс есть конкурс. В нем необходимо кого-то поставить на первое место, а кому-то – второе…

Кому как не Омару Годинесу, родившемуся в Гаване, можно и нужно было судить: у кого из конкурсантов получилось рассказать красками о колорите кубинской жизни, а у кого – не очень…

3аапвапиуи

Галина Семиглазова. «Дом Омара»

Местечко в столице Кубы, где родился Омар Годинес, воссоздано Галиной Михайловной Семиглазовой на холсте масляными красками. На улице – несколько многоэтажных домов, и один из них выделяется кремовым цветом: в нем-то и провел свое детство будущий художник, сказавший свое слово в искусстве родной страны и России. Его высокий уровень художественного обобщения высок, недосягаем и непостижим. Омар предоставил на выставку две работы (вне конкурса), на которых изображены фасадные балконы домов. Прием олицетворения в литературе используется часто, а вот пример этого изобразительного средства – рисунок фрагмента дома как живой жизни, спрятанной за вытянувшимися в ряд балконами. Организм жилища наполнен невидимым присутствием человека.

4купеурпркм

Наталья Алексеева. «Портовый блюз на набережной Малекон»

Удивила решением пространства Наталья Алексеева: ее «Портовый блюз на набережной Малекон» наполнен светом, ветром и ароматом горячего камня, а еще – торжественной архитектурой этого района Гаваны. Малекон, в переводе с испанского языка, - волнорез, мол, набережная. Он представляет собой широкую эспланаду, проезжую часть и дамбу, которая простирается на 8 километров вдоль побережья Гаваны от устья Гаванской гавани в Старой Гаване вдоль северной стороны района Центральной Гаваны, заканчивая в районе Ведадо. Наталья Валерьевна создала произведение искусства масляной пастелью на бумаге, но оно смотрится как живописное полотно. Это удачная работа, и она оценена по достоинству (1-е место в номинации «Архитектура Гаваны»).

5пипаиит

Алина Литвиненко. «Дождь в Гаване»

На полотне «Дождь в Гаване» (художник из Риги, Латвия) Алина Литвненко) участники вернисажа узнали Капитолий (El Capitolio) в центре Гаваны на бульваре Прадо, одно из известнейших сооружений в столице Республики Куба и популярная туристическая достопримечательность. Капитолий относится к числу самых впечатляющих зданий всей Латинской Америки. Его величие смогла передать на холсте художник, который удостоен Диплома 2-й степени в номинации «Архитектура Кубы»).

6уаикпеиу

Мария Вальдес Одриосола. «Кафедральный собор»

Интересно решен городской пейзаж с силуэтом Кафедрального собора в Гаване академиком ПАНИ Марией Вальдес Одриосола, русско-кубинским художником: перед входом в католическое сооружение XVIII века стоят столики уличного кафе, вокруг кипит жизнь. Она сумела в свойственной ей манере аргументированного обобщения передать особенности собора Святого Христофора на площади Сьенага, великолепного барочного здания колониального стиля, построенное из обтесанных каменных плит. Исключительная красота собора и его праздничный вид навели кубинского писателя Алехо Карпентьера на поэтический образ «музыка, замершая в камне».

На открытии выставки в адрес работ Марии Вальдес Одрисола прозвучало много восторженных оценок. Пейзажными композициями ей удалось ввести зрителя в мир, далекий и близкий для русского человека. «Куба далеко, Куба рядом» - эти сточки из песни, которую исполнял в 70-х года ансамбль «Пламя» можно взять в качестве эпиграф к серии живописных картин Марии Вальдес: «Вид на вечернюю Гавану», «Вечер» и «Розовый пляж». Совсем не случайно их автору было присуждено 1-е место.

7аввмиапиу

Ольга Полякова. «Варадеро в лучах уходящего солнца»

Ольга Полякова часто бывает в Тайланде, где живет и работает ее сын, и под впечатлением от этого азиатского уголка ею создан цикл живописных, красочных, ярких творений, а вот на Кубе ее нога еще не ступала, однако этого не скажешь, любуясь ее «Варадеро в лучах уходящего солнца». Всемирно известный курорт ей явно по душе: волны омывают побережье, на котором одиноко стоит домик с арочным входом и несколько пальм, сроднившихся с морским ветром.

8нренртенорт

У живописного полотна Киры Гавриловой «Куба. Лазурный берег» вспомнились стихи Елены Куреллы:

«Когда на ослепительный песок

От пальм высоких ниспадают тени -

Сияет солнце — музыку мгновений

Уносит в вечность легкий ветерок, -

Карибика, какая благодать

В твое блаженство чудом окунуться

И все забыть - и ничего не ждать -

И сердцем чистым к небу прикоснуться!»

Таким поэтическим настроем светится работа мастера, академика ПАНИ, профессора изобразительного искусства.

9куакапкеикнтиенртеть

Посмотришь на творение Татьяны Родиной «Пляж на берегу Карибского моря» - и вдруг почувствуешь желание немедленно переместиться туда, где тепло, светло и радостно.

рмпмп10шррипоипм

"Лодки" - это совсем иной пейзаж, хотя тоже с морем и берегом. Петр Цветков, уходя от фотографической передачи того, что он видит и что волнует его душу, делает ставку на чувственного зрителя, которому близок экспрессивный, эмоциональный взгляд художника на изображаемое им. На конкурсной работе Петра Анатольевича можно учить студентов художественных вузов мастерству изображения, в котором значимую роль играет пятно. Пятно в живописи играет ту же роль, что и буквы в тексте. Оно, а еще точки и линии - это основа композиции. Их конфигурации образуют видимые образы. У Петра Цветкова таким пятном, ярким, горячим, написано солнце, уходящее за горизонт. Его последними лучами две лодки как будто «залиты» огнем светила до краёв – это производит сильное впечатление.

ррири11ощотр

И еще один образчик живописной композиции – картина Искандера Ильязова (Искана) «Рассвет революции на Кубе». И здесь мы видим пятно-закат-солнце, возлежащее на небосклоне, готовое вот-вот исчезнуть. Его отражение в морской глади идет издалека прямо к нам, к зрителям. Как пришел этот образ Искану?

- Кто не слышал о роскошных тропических закатах и рассветах! Мне посчастливилось встретить на Кубе семь рассветов в ноябре 2000 года. Незабываемая феерия природы! Вид встающего из океана светила сам по себе впечатляет, а прочувствовав романтику кубинской революции, я не мог не вдохновиться!

Как работалось художнику над темой конкурса?

- Я намеренно изменил своему абстрактному геометрическому стилю и написал фигуративную картину, лишь немного подправив её в сторону минимализма, хотя есть один сильно стилизованный центральный элемент: солнечная дорожка над водой первоначально была вполне реалистической, однако картина диктует свой императив, и под моей кистью она стала почти дизайнерской. Когда я писал зарево полыхающего рассвета, в памяти ума и сердца клокотали эмоции жарких кубинских мелодий, меня накрывал высокий градус тропической жары, расстилались бескрайние морские горизонты вокруг острова длиной …1 250 километров, в ушах звучал пулемётный говор кубинцев на местном испанском наречии, перед глазами мелькали их выразительные жесты, моим жизненным опытом оценивались революционные традиции и коммунистическая идеология, а вокруг меня словно била энергия самобытной культуры. В результате на картине убедительно поднялось над миром солнце кубинской революции!

Искан весьма умело прибегает к использованию линий и цветовых пятен: линии у него идут в конкретном направлении, а цветовое пятно доминирует над пейзажем. Впрочем, допустимо писать пейзажи исключительно цветовыми пятнами, создавая таким образом особую атмосферу и рельефность пространства. Об этом подумалось, стоя у картины Искана.

мпмп12рорипр

Отмечено и второе конкурсное произведение Ильязова «Горящее сердце Че Гевары». Здесь как раз цветовое пятно – главное на полотне.

- Я вдохновился биографией пламенного революционера, обросшей легендами. Я был на Кубе и знаю сложное отношение многих кубинцев к Че Геваре, но любой революционер есть революционер – какой есть! Неоднозначность оценок я передал интенсивным чёрным фоном, как бы отметающим все вопросы своей плоскостностью. Для меня важнее и интереснее его яркая личность, чем его революционность, поэтому моя картина такая пылающая. Нет равнодушных к личности команданте Че: либо чёрный, либо победный революционный красный! Вот и у меня лишь два цвета в картине. Я старался передать выразительной минималистичной композицией и пастозным письмом моё главное впечатление: мощное, на весь земной шар, биение сердца Че Гевары - одновременно иконы революционного стиля и медиа личности, борца и трибуна, писателя и идеалиста, партизана и дипломата, государственного деятеля и оратора, неутомимого путешественника и великой личности. Биение его сердца зарядило миллионы людей по всему миру, и меня тоже! Я не устаю повторять, что кубинская революция – это историческое явление мирового масштаба, которое мы еще не до конца осознали, а Че Гевара – ее символ и вне Кубы.

рршртири13оиртир

Украшением экспозиции стали работы, представленные авторами в номинации «Бытовые зарисовки на Кубе». Она ассоциируется во всем мире с карнавалами, вот почему Сергей Скачков написал «Кубинский фестиваль». На полотне – фрагмент традиционного праздника: кубинские женщины я национальных нарядах, счастливые, улыбающиеся, солнечные. Глядя на это произведение, ты забываешь о проблемах и лицо само по себе расплывается в улыбке.

оиолиллро14одто

Таким же радостным чувством наполнены батик Елены Степиной «Подружки-болтушки» и рисунок, выполненный гелиевыми ручками Мариной Сибиряковой «Кубинские тоди». Это одна из самых красивых птиц в мире, она пестрит и переливается цветами. Природа острова нравится испанской художнице Родес Ногера Маричель. Ее любовь к просторам острова читается в пастельных изображениях «Танец природы» и «Солнечное утро в Гаване».

иирир15рнрири

Родес Ногера Маричель. «Солнечное утро в Гаване»

Наряду с маститыми мастерами изобразительного искусства в конкурсе приняли участие юные художники. 13-летняя Льерена Мэса Лаура Беатриз сделала рисунок пастелью и назвала просто - «Пятисотлетию Гаваны». Варваре Мамчур 14 лет, и ей нравится флора далекого острова. С помощью акварельных красок она создала образ «Токороро - национальной птицы Кубы». Лаура и Варвара познают секреты рисунка и композиции у Омара Годинеса.

И еще два юных дарования удивили зрителей своими знаниями культуры и истории Кубы: Амалия Шаймухаммедова (15 лет) способом выжигания на шпоне создала портрет «Героя кубинского народа». По его профилю можно легко узнать Фиделя Кастро Рус. Николай Пелевин (9 лет) интересуется кубинскими народными сказками. В одной из них рассказывается о «Черепахе, которая любила бананы». Мальчик взял лист бумаги и гуашью нарисовал, по сути, иллюстрацию к этому литературному произведению.

Ребята учатся у члена-корреспондента ПАНИ Светланы Рудягиной, руководителя объединения «Современные информационные технологии «Компьютерная графика» Дома детского творчества «Родник» (микрорайон Подрезково Московской области). Светлана Юрьевна и сама читает кубинскую литературу. По мотивам народной сказки «Ястреб-аура и Черепаха» она нарисовала картину, которая отмечена не только академией, но и Институтом Латинской Америки как одна из лучших живописных иллюстраций к кубинскому фольклору.

Академия давно и плодотворно сотрудничает с московской школой № 1252 имени Сервантеса. Ее директор - академик ПАНИ Ирина Владимировна Анурова. Ребята из этой школы подготовили литературную композицию на испанском языке. Дарья Кокорина, ученица 6-го класса прочла стихотворение «Yo soy un hombre sincerо» José Martí (педагог Л. М. Кудрявцева), а Мария Пекарева - «A mi madre» José Martí (педагог Ю. А. Карасева). К участникам встречи обратилась на испанском языке Юлия Карасева, кандидат филологических наук, руководитель Культурного Центра «Сервантинос» при этой школе. Она выразила восторг по поводу высочайшего уровня произведений, представленных художниками на выставку, поблагодарила после Кубы в России Херардо Пеньяльвера Порталя его супругу Марту Гарсия за внимание, которое оказывают они развитию культурных связей между Кубой и Россией. Посол Кубы в России и вице-президент ПАНИ наградили Юлию Карасеву и ее воспитанниц Дипломами.

Выставка продлится до 3 марта. Спешите познакомиться с уникальной экспозицией. Адрес галереи «Живая жизнь» библиотеки № 6 имени В. В. Вересаева: Москва, Ружейный переулок, дом № 4. Станция метро Смоленская. Выставка открыта каждый день, кроме понедельника и последнего вторника месяца. Время работы: с 10 до 21 часа.

Владимир Кузнецов (Влад Красноярский), куратор выставки

Комментарии для этой записи закрыты