ТЕАТР РАССКАЗА

В 1963 году на  театральных  стендах  Ленинграда появилась   никому  незнакомая  ранее театральная  афиша.    « ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ  ТЕАТР РАССКАЗА».

Руководителем этого театра был Николай Сергеевич Говоров.

«С первых дней Отечественной войны ушел на фронт молодой артист ленинградского театра имени Ленинского Комсомола Николайafisha2 Говоров. Несмотря на все лишения и тяжести походной жизни, Говоров – боец не бросает своей творческой работы, а, применяясь к фронтовой обстановке, отыскивает новые использования  силы своего художественного слова.

В тяжелые дни осени 1941 года Говоров начинает работать в воинских частях, обороняющих подступы к Москве, выступая с самостоятельными литературными концертами. .

Постоянными слушателями литературных выступлений Говорова были не утонченные знатоки искусства, а простые люди в серых шинелях, скромные труженики войны. И несмотря на утомление, они с большим интересом слушали его полутора-двух часовые выступления.

Политуправление нередко направляло Говорова в самые отдаленные части, обслуживать которые концертными бригадами не представлялось возможным. Он рассказывает:
«Мои выступления проходили в любых условиях и при любом количестве слушателей: на огненных позициях, в тесных фронтовых землянках, на аэродромах около боевых машин, готовых по первой тревоге к взлету, и в театральных помещениях освобожденных городов».

За время Отечественной войны Говоров дал 350 литературных концертов в Центральной России, на Украине, в Донбассе, Латвии.

Большой и трудный путь прошел за время войны молодой актер-боец Николай Сергеевич Говоров. Он является одним из немногих чтецов-агитаторов, выступавших в дни войны с самостоятельными литературными концертами в Действующей Армии.

Творческое лицо актера формировалось в годы великой борьбы. И это наложило свой отпечаток. Мастерство Говорова отличается выразительностью и силой.

Недалеко время, когда он вернется в свой театр, чтобы осуществить свои новее замыслы. Говорову 26 лет. Его ждет яркое будущее».

(Лейтенант П. Гвоздев. Газ.  «За  Советскую  Отчизну» 12 октября 1945 года).

И Н.С. Говоров вернулся в свой родной Театр Ленинского Комсомола.

Но проблемы и трудности, с которыми он столкнулся в своих фронтовых концертах и на сцене  драматического театра, заставили его углубиться в сложности различных театральных методологий и искать пути практического решения многих из них.

Он искал методы воплощения на сцене «правды жизни», которая всегда  имеет огромное воздействие на  зрителя.

Он сам писал о себе следующее:
«Мои экспериментальные исследования начались в сфере реалистического театрального искусства, и именно поиск путей  разрешения  противоречий  развития театрального  реализма».

«Началась она в области, проходивших в реалистическом театральном искусстве с начала Х I Х века, исканий нового театрального направления, отражающего развернутые формы рассказческого общения людей, и в области связей этих исканий с другими оставшимися незавершенными экспериментальными поисками и невоплощенными идеями ( Щепкина, Прова Садовского, Горбунова, Андреева-Бурлака, Вахтангова, Закушняка, Станиславского, Островского, Льва Толстого, Горького)».

(Н.С. Говоров. Пройденный период моих исследовательских и экспериментальных исканий. 1997).

Его стремление к воплощению на сцене своих поисков, заставили его уйти из профессионального Театра Ленинского Комсомола, которым тогда руководил Г.А. Товстоногов и отдать себя только  своей мечте.

Вся его жизнь, от молодого фронтового чтеца 1941 – 1945 года и до 2002 года, была освещена, согрета и подчинена идее создания « Театра рассказа».

С 1952 года создавал он театральные студии, в которых воплощал свою мечту и на практике искал методы внедрения своей мечты в жизнь театра.

А мечта эта состояла из двух разделов.

1 раздел. Найти законы, которые руководят  естественными процессами общения людей в жизни. Вынести этот процесс общения на сцену. Что и создаёт у актера ту «правду жизни», которая покоряет зрителя, к которой стремились Щепкин, Станиславский, Демидов.

2 раздел. Вынести на сцену естественный рассказ человека. Что, как и моделирование всего естественного процесса  общения на сцене, является одним из труднейших участков актерской работы и до настоящего времени.

Н.С.Говоров в своей практической работе соединял эти два раздела воедино.

Он стремился, чтобы Экспериментальный  Театр Рассказа аккумулировал в себе лучшие традиции русского реалистического драматического театра и чтецкого искусства. И одновременно выносил бы на сцену естественный рассказ человека, который является одним из главнейших звеньев реального процесса общения.

Но он не только изучал и анализировал опыт многих актеров и режиссеров прошлых лет. ОН СТЕМИЛСЯ ПОСТАВИТЬ СВОЙ ПОИСК НА НАУЧНУЮ ОСНОВУ.

Н.С.Говоров имел огромную личную библиотеку, был постоянным подписчиком многих газет и журналов. Внимательно следил за выходом научной литературы по многим проблемам. Все это обеспечило ему широкий круг знаний по многим проблемам.

Но особое внимание он обращал на психологию, т.к. считал, что именно эта наука способна решить все сложнейшие проблемы театральной методологии и найти реальные методы воплощения на сцене стремлений Станиславского и Демидова.

Именно поэтому Н.С. Говоров был  постоянным  посетителем  факультета  психологии ЛГУ.  Именно поэтому его главными учебниками были работы Бориса Герасимовича Ананьева.  Именно поэтому он два года подряд слушал у Б.Г. Ананьева один и тот же курс лекций по основам общей психологии.

В 2008 году ученики Н.С.Говорова впервые издали  имевшуюся у них рукопись его  работы  «ТЕАТР РАССКАЗА».

Оценивая эту работу с сегодняшних позиций науки, можно говорить о том, что это хорошая докторская диссертация, выполненная на очень высоком научном уровне. Поражает огромная глубина анализа многих и совершенно разноплановых проблем.

Очень интересен рассказ Николая Сергеевича о том, как он чтец, мечтавший о создании  «театра одного актера», пришел к идее необходимости создания «театра рассказа».

Интересен его анализ путей прихода некоторых выдающихся чтецов к потребности естественного поведения чтеца на сцене, к идее необходимости рассказа в предлагаемых обстоятельствах и с партнером.

Поражает упорство в поиске архивных материалов, настойчивость в отыскании фактов и тот  огромный литературный материал, который он привлек для своего анализа поднимаемых им проблем.

Очень важным моментом в его работе является тот факт, что он обратил свое внимание на жизненный рассказ. И это факт нужно подчеркивать многократно.

Такое явление, как рассказ имеет магическую силу в жизни человека. Вся жизнь человека пронизана рассказами. Именно рассказ является главной составляющей частью всего естественного процесса общения людей.

А экспериментальная работа Н.С.Говорова и после 1968 года убедительно доказала, что рассказ не только хранитель жизненной правды на сцене, но и  магический исцелитель в психиатрии и величайший педагог в педагогике.

А мы, актеры «Экспериментального Театра Рассказа», в 60-е годы ХХ столетия очень остро прочувствовали тот факт, что если мы выходили на сцену в роли без рассказа, то нам казалось, что это была роль без души. Пустая и не интересная роль. Одни диалоги не дают возможности раскрыть душу человека. Сделать это может только рассказ.

Другой момент, который поражает в книге Н.С.Говорова «Театр рассказа», это – огромное, самостоятельное, интуитивное и правильное углубление в психологическую науку. Психология и сегодня еще во многом не достигла того уровня, о чем уже здесь говорит Говоров.

Он психологически очень верно и глубоко анализирует многие проблемы методологии актерского творчества. И здесь имеет место не только влияние знакомства с работами виднейших советских психологов С.Л.Рубинштейна и Б.Г.Ананьева. Огромное значение здесь приобретает его собственная позиция «житейского психолога», его верные жизненные психологические наблюдения.

Поэтому его экспериментальные поиски были результативными. Он открыл много психологических закономерностей позволяющих актеру именно «жить на сцене», а не «играть».

Трудности в работе у Н.С.Говорова возникали постоянно. И было их два вида.

1 вид трудностей возникал потому, что приходилось идти в своем поиске по совершенно новой дороге, где на каждом шагу он сталкивался с еще не познанными и не понятыми явлениями. А как их преодолеть – никто не знал.

2 вид трудностей. Но еще более тяжелыми трудностями были те, которые возникли по тому, что фактически Н.С. Говоров вступил в открытую борьбу с официальной театральной методологией Ленинградского Театрального института тех лет. И в этой борьбе он одерживал заметные победы

Театральный институт, в лице Л. Ф. Макарьева,  вел борьбу  с «Экспериментальным Театром Рассказа», стараясь  всеми способами закрыть его.

Л.Ф.Макарьев возглавлял комиссию, которая должна была проверить качество работы ЭТР.

Просмотрев показанные ему работы из русской классики, среди которых были и отрывки из спектакля М. Шолохова «Они сражались за Родину», он от души хохотал и в присутствии участников ЭТР дал высокую оценку их работам.

Но тут же, выйдя за дверь театра, он подписал документ о необходимости срочного закрытия «Экспериментального Театра Рассказа», как антисоветского.

Уже после закрытия театра  Заслуженный деятель искусств РСФСР Д.И. Карасик в 1966 году, просмотрев  несколько  работ  театра, сказал:
«На сцене достигнута большая жизненная правда. Только элементы такой правды можно встретить в трех театрах Москвы».

И взял все показанные ему работы для показа на Ленинградском телевидении.

Высоко оценил достижения ЭТР и артист БДТ им. А.М.Горького, Заслуженный деятель искусств РСФСР Н.П.Корн.

На телевидении, где репетиции работ театра проходили в первой студии, посмотреть на них приходило много его сотрудников, которые были поражены естественностью поведения актеров ЭТР.

Но показа этих работ по телевидению не было. Утром в день показа звонок из Ленинградского  Горкома запретил показ работ ЭТР.

Пережить закрытие театра, в который была вложена вся его жизнь, для Н.С. Говорова было очень трудно. Но  он мужественно перенес этот удар и продолжал экспериментальную работу.

Его приютил институт имени В.М.Бехтерева, где было установлено, что методика Говорова имеет огромное значение и для медицины. Она активизирует развитие психики даже у больных людей, и тем самым эти люди излечиваются от своих тяжелых недугов в области нервно-психических расстройств и заболеваний.

Статья И.Е. Вольперта  «Имаготерапия» -  это  результат работ Говорова в этом институте.

Экспериментально проверена эта методика и в педагогике и тоже дала хорошие результаты.

Среди учеников Н.С.Говорова есть профессиональные актеры Это Галина Ивлева, Юрий Муравьев, Сергей Рытов, Афанасий Тришкин, Виктор Колпаков, Анатолий Калибянов.

Но еще больше психологов, которые не бросая театр ведут  и научно исследовательскую работу.

Их исследования убедительно доказали, что метод работы с актерами, разработанный Говоровым на основании теории чувственного познания, теории ощущений Б.Г.Ананьева, превосходит  методы подготовки актеров в Театральном институте во много раз.
Что система подготовки актера, разработанная Н.С. Говоровым с опорой на естественные законы психологии, действительно развивает и многократно улучшает сенсорику человека.

А современная система подготовки актера и особенности профессиональной деятельности на сцене, не только не учитывающие законы психологии, но и  нарушающие их, крайне отрицательно влияют на актера и его психику.

В 2010году в Красногвардейском районе нашего города открыт Культурно Досуговый Центр «Красногвардейский». И в этом Центре вновь создан «Театр рассказа».

16 апреля 2011 года, т.е. через 45 лет после  запрещения   спектаклей «Экспериментального Театра Рассказа» и его официального закрытия вновь  на сцене учебный спектакль Театра Рассказа. Вечер юмора. В программе рассказы М.М.Зощенко и А.П. Чехова.

«Театр Рассказа»  КДЦ «Красногвардейский» работает под руководством Академика Петровской   Академии наук и искусств, руководителя отделения драматического искусства ПАНИ, Заслуженной артистки Российской Федерации, актрисы драматического театра им. А.С. Пушкина Веры Николаевны Вельяминовой.

Сегодняшнее состояние искусства в нашей стране не просто плохое – оно трагическое.  И эта трагедия относится не только к самому искусству, но и ко всей стране, ко всему населению нашей страны.

Сегодня искусство стало главным проповедником и глашатаем деградации идеологии, деградации конкретного человека и всего общества. Особое место в утверждении регрессивного, деградационного пути следования идеологии занимают проблемы влияния искусства на личность. И сегодня мы все это видим в нашей реальной жизни. Этот факт отмечают многие здравомыслящие люди нашей страны.

В.Н.Вельяминова считает, что:
«Искусство сегодняшнего дня мне напоминает  «Черный квадрат»  Малевича, когда нас все время убеждают, что это гениальное творение, Этот пример довольно яркий. А сколько проносятся перед нами таких же примеров, которые простой человек просто не понимает?

Это звучит и в живописи, и в театре, по телевидению и радио и даже в выступлениях министров культуры». (Н.С. Говоров. «Театр Рассказа»  2008.)

« На обширном сценическом пространстве столичных театров, охваченных, как эпидемией, разнузданной вседозволенностью, повальным «переосмыслением» и развенчиванием классики. Разрушающими опоры человеческого сознания, такие театральные коллективы, как Малый театр,  МХАТ им.Горького, театр им. Маяковского,  театр «Сопричастность», еще держатся и выглядят как раз настоящими «батареями Тушина», одиноко отстраняющимися от наседающих на них со всех сторон чумы «авангарда».

Впрочем, какой это  «авангард»? Самый настоящий примитивизм, за которым ничего нет, ни убеждений, ни нравственных ценностей, ни выстраданных художественных открытий, только желание «самовыражаться».

Это мы уже проходили в 20-х годах прошлого столетия. Сейчас снова пришло время коротких мыслей и непродуманных действий.

Ходить в театр стало опасным не только детям, но и взрослым, и убеленным сединами старикам. Стыдно глядеть в глаза сидящему с тобой рядом в театре соседу, не знаешь куда деться от стыда, когда по подмосткам театра Джигарханяна или Пушкинского театра и им подобным нагло разгуливают голые девки и мужики и разыгрывают прямо на сцене половые акты..

Никогда не знаешь теперь, находясь в театре, откуда рванет».
(А. Гвоздева-Проскурина. ЭФГ  №20  Май 2010г.).

Состояние современного драматического искусства было очень емко охарактеризовано телевидением на канале «Культура» 16 декабря 2008 года в передаче «В главной роли у Юлиана Макарова». Там было дано следующее определение состоянию современного русского театра.

« Русский театр стал бульварным театром.

Сегодня деятели искусства не хотят читать.

Они не интересуются технологией своей профессии.

Они самодостаточны, самонадеянны, самоуверенны.

Они охотно демонстрируют себя на экране.

Но не хотят знать по технологии своего искусства.

Станиславский, Кристи, Мейерхольд – эти авторы современных деятелей искусства не интересуют».

А 14 декабря 2008 г. на том же канале ТВ в передаче «Сезон Станиславского», Богомолов сказал:

«Наш театр не унаследует Станиславского. Он унаследовал то плохое, что было в 18 веке».

Театр Рассказа сохраняет лучшие традиции русского реалистического драматического искусства и развивает их на основе психологии, которую создал в нашем городе Борис Герасимович Ананьев.

АФИША на 16 апреля 2011г.