Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

IMG 20181126 153836     IMG 20181126 153844

Научно-образовательный кластер Санкт-Петербурга
по художественному образованию
Международная академия искусств
Петровская академия наук и искусств

Григорьева Ольга Александровна

ШКОЛЬНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

I том

Санкт-Петербург
2018

«Школьная театральная педагогика» в 4-х томах. – 2018.

1 том
материалы докторской диссертации Григорьевой О.А. «Социально-культурный феномен школьной театральной педагогики»

2 том
Сборник статей разных лет по возрастным категориям (от альманаха «Театр и школа» до публикаций настоящего времени).
Программы обучающих семинаров, конференций, форумов.
Студенческое творчество: рефлексивные анализы тренингов и размышления у театрального подъезда.

3 том
Авторские программы, проекты, УМКД для вузов России.

4 том
Сценарии праздников, композиций, спектаклей, включая студенческие работы.

Составитель сборника и главный редактор:
действительный член Петровской академии наук и искусств; доктор педагогических наук, профессор, первый проректор Международной академии искусств, президент НОКС (Научно-образовательного кластера Санкт-Петербурга по художественному образованию); инициатор и руководитель проекта «Будущее театрального образования» Григорьева Ольга Александровна

Здравствуй, мой добрый и умный друг!
Давай знакомиться. Меня зовут Штпушка или Школьная театральная педагогика. Но первое имя только для самых близких....
А как тебя зовут? Очень приятно.
По поводу моего обращения к тебе.
Во-первых, я желаю тебе здравствовать!
Во-вторых. Человек добр. Просто с ним нужно вовремя поговорить (как верно угадал Мастер).
В-третьих. Ты умен. А потому что держишь в руках эту книгу.
Хочешь еще о себе? Слушай...
Ты талантлив. Не всегда и не сразу понимаешь, в чем именно.
Любознателен.
Тебе нравится говорить интересно, увлекательно. Чтобы при этом у твоих слушателей зажигались глаза.
Предпочитаешь общаться с теми, кто мудрее, кто может подсказать направление.
И ты знаешь, что смысл жизни заключается в том, чтобы Гениально сыграть Самого Себя!
А теперь обо мне. Устраивайся поудобнее...
Произнеси два волшебных слова: Акуна Матата и...
Занавес...

СОДЕРЖАНИЕ
I том
Введение.....................................................................................................................6
Глава 1. Школьная театральная педагогика ....................................15
1.1. Понятия и категории школьной театральной педагогики..........................15
1.2. Актерская и режиссерская культура учителя как часть школьной театральной педагогики..........................................................................37
Глава 2. История становления ШТП...............................................57
2.1. Истоки ШТП и теоретические руководства по ее созданию................57
2.2. Особенности поэтики театра в учебных заведениях России XVII-XVIII в.116
2.3. Деятельность теоретиков и практиков ШТП в начале ХX в.................158
Глава 3. Перспективы развития ШТП..........................................207
3.1. Театр в учебном процессе............................................................207
3.2. Педагогика школьного театра.....................................................218
3.3. Театрально-педагогический эксперимент.......................................251
Заключение..............................................................................................................257
Библиография..................................................................................................263
Приложение:
Школьные театры Санкт-Петербурга...................................................284

Научно-образовательный кластер Санкт-Петербурга
по художественному образованию
Международная академия искусств
Петровская академия наук и искусств

Школьная театральная педагогика
2 том

Санкт-Петербург
2018

Школьная театральная педагогика: Сборник статей разных лет. Программы обучающих семинаров, конференций, форумов. Студенческое творчество.

Составитель сборника и главный редактор:
действительный член Петровской академии наук и искусств; доктор педагогических наук, профессор, первый проректор Международной академии искусств, президент НОКС (Научно-образовательного кластера Санкт-Петербурга по художественному образованию); инициатор и руководитель проекта «Будущее театрального образования»
Григорьева Ольга Александровна

Размышления редактора
Холодно. За окном бесится метель... Никак не придумывается начало книжки. А, пущу ручку на самотек...
Человек живет надеждой и мечтой. Надеждой, что удастся реализовать мечту. Не только придумать красиво, но и хоть что-нибудь осуществить из придуманного. И чем оно невероятнее, тем проще к нему идти. Парадокс.
Театр и школа. Школа и театр. И так страшно и эдак. Невольно вспомнится – «нежное чудовище...» (Блок о театре). Сочетаньице! И к школе относится в равной степени. Каким же образом им сосуществовать? Да и нужны ли они друг другу?
Может быть, правы те, кто объявляет себя «врагами народа» уроков театра в школе? Потому совсем это не безобидно, когда детки разных возрастов кривляться на сцене начинают, чувствуя себя народными артистами всея Руси; не безобидно, когда в угоду взрослым честолюбивым устремлениям и самоутверждениям ломаются души...
И вот что удивительно: чем большее количество взрослых занимается «театральным воспитанием», тем страннее (мягко говоря!) результат. Все делается для того, чтобы ребята и говорили, и двигались, и танцевали и прочая, и прочая... Почему же они становятся такими скучно-механическими и куда, позвольте Вас спросить, исчезает их непосредственность?
Чем больше думаешь о чем-нибудь, тем большее количество вопросов возникает...
Почему-то вдруг (?) вспомнилось:
«Внешним условиям подчиняться нельзя, это оскорбительно!»
Итак. Как говорит моя любимая Иконникова: - «Мы начинаем».
Занавес...

Содержание

Глава I
Теория школьной театральной педагогики

1.1. Взаимодействие театра и школы
Сазонов Е.Ю. Пространство детского театра. ...............................................7
Березанский А.Е Преемственность театральных традиций в школе ......................8
Шатина Г. А Развивающие театральные игры. .............................................9
Сидорова Н. Ю. Обращение к истокам в детском театре. .................................11
Сердаков Е. Г.; Сердакова Н.В. Роль театральной педагогики в социально-образовательном процессе средней школы. .......................................................................13
Чупикова Т.П. Школьный театр как средство развития и самореализации подростков. ....................................................................................................15
Иконникова Н.В. Воспитание чувств....................................................... 19
Иконникова Н.В. Игровое пространство – приоритет жизни ребенка....................23
Иконникова Н.В. И вновь о воспитании чувств!....................................................................26
Слесарь Е.А. Интеграция ролевого тренинга в учебный процесс. ...................... ......30
Петрова Л. Театральные технологии в развитии образного мышления младших школьников. ......................................................................................33
Снеткова В.Э. Театральные технологии в адаптации первоклассников .....................36
Заморев С.И.; Цветкова М.А. Школьный театр и культура переживаний...............40
Гусева А.Ю. Об организме кукольного театра. ............................................43
Жигалко Е. В. Интегрированные уроки творчества в начальной школе (музыка, чтение, живопись) .........................................................................................44
Чижик М. А., Гороза В. А. Театр и «Мы»!..........................................................................48
Астафьева О. В. «Первый этаж» - ступени мастерства.....................................52
Мелихова-Перепечь Н. А. Наша «Игра» продолжается.....................................56
Качалова Е. В. Истинное образование – это образование души............................58
Барановская С.А. Детские театры за рубежом............................................66
Филатов С. И. Школа как центр жизни и будущее театрального образования..........74
Левина Т. А. Детский театр – игра, общение, зрелище или урок?.....................................78
Лапичева Л. Ю. Актерская харизма Учителя.............................................86
Лапичева Л. Ю. Театр – опасная игра или «Не навреди!»................................91
Бурмистрова И. А. Театральные технологии в школе....................................96
Евтихиев П. Н., Никитин С. В. О необходимости подготовки профессиональных кадров педагогов-театралов для общеобразовательной школы......................................101
Шарафанова Е.Е., Шарафанов В.Б. Воспоминание о «Поиске».........................105

1.2. Театральное пространство вузовского образования
Викторук Е.Н. Элементы театральной педагогики в преподавании курса истории философских учений (из опыта преподавания в СибГТУ) .................................107
Марчукова С. М. Театральное искусство и искусство памяти в истории педагогической мысли. .......................................................................................109
Григорьева О.А. Основы актерской и режиссерской культуры учителя.............. ......120
Пелих И.Д. ШТП в подготовке учителя начальных классов ...........................127
Велединский В. Г. Театральные технологии в подготовке специалистов по туризму .................................................................................................133
Коптев Л.Н. Инновационные возможности студенческого театра........................138
Чаговец Т.П. Экзамены или итоговые занятия по истории искусства с элементами театрализованного действия. ...............................................................144
Капитонова А.В. Актерский тренинг: причины и следствия. ............................147
Косинец Е. И. Театральная педагогика в практике переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров на кафедре эстетического образования и культурологии МИОО. ................................................................................... .153
Григорьева О.А. «Volant» в Смольном институте или тренинги в сфере образования.................................................................................167
Жаринова Е.Н. Достижение успеха в образовании средствами психолого-акмеологических тренингов....................................................................................171
Сидорова Н.Ю. Светить...до дней последних донца.......................................177
Григорьева О.А ШТП – проблемы и перспективы развития ............................180

Глава II
Программы обучающих семинаров, конференций, форумов по ШТП
2.1. Материалы круглого стола межвузовского научно-практического семинара «Театр и образование»......................................................................187
2.2. Программа Межрегиональной научно-практической конференции «Будущее театрального образования».................................................204
2.3. Обучающий семинар «ШТП, театральные технологии в образовательном пространстве» 9-12 декабря 2013 г. (Архангельск)....................................209
2.4. Письмо Президенту РФ Путину В.В..............................................215
2.5. Открытый Петербургский Форум «Образование средствами театра»........218

Глава III
Студенческое творчество
2.1. Актер и философ: что между ними общего? - Материалы актерского тренинга студентов 1 и 4 курсов факультета философии человека РГПУ им. Герцена.....................................................................................226
2.2. Рефлексивные анализы тренингов студентов СПбГУСЭ.....................230
2.3. Размышления у театрального подъезда студентов СПбГУСЭ................235
2.4. Размышления студентов СпбГУСЭ на тему: «Зачем специалисту СКС актерско-режиссерские тренинги?»...................................................236
2.5. «Громкая тишина» или «Сыграй гениально самого себя!» - театральные эссе студентов факультета управления РГПУ имени А.И. Герцена.....................241