Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

    anna bunina

     Анна Петровна Бунина [7(18).01.1774 – 4(16).12.1829)] – первая в отечественной литературе профессиональная поэтесса – родилась в селе Урусово Ряжского уезда Рязанской губернии (ныне Чаплыгинский район Липецкой области) в дворянской семье.

Первые публикации стихов и прозы относятся к 1806 г. Творчество А. Буниной – современники называли её «русской Сафо» – нашло отклик не только среди литераторов (Г.Р. Державин, И.И. Дмитриев, А.С. Шишков, И.А. Крылов, В.С. Раевский, М.Н. Макаров, Б.К. Бланк, С.Т. Аксаков, Ф.Н. Глинка), но и было отмечено императрицей Елизаветой Алексеевной: за сборник стихов «Неопытная муза» она пожаловала поэтессе подарок – лиру, осыпанную бриллиантами, и назначила ежегодную премию в 400 рублей [4, с. 48, 49].

     Напряженная работа и внешние обстоятельства надломили здоровье А.П. Буниной. После малоуспешного лечения в Англии (1815–1817 гг.), затем на Кавказе и Липецком курорте она переезжает в 1823 году на постоянное жительство в село (или сельцо?) Денисовку (имение двоюродного брата Д.М. Бунина) [2, с. 455]. Последние годы жизни прошли в страданиях и стремлении преодолеть болезнь. Пишет в единственно удобной для себя позе – стоя на коленях [3, с. 363]. И находит силы для чтения проповедей Димитрия Ростовского, митрополита Платона и произведений европейских авторов – Луи Бурдалу, Жана-Батиста Массильона, Франсуа Фенелона, переводит на русский язык «Нравственные и философские беседы» шотландского писателя и религиозного проповедника Гуго Блэра [2, с. 455]. Возможно, накопленный жизненный опыт и знания, настоятельно потребовали найти соответствующую сферу для практического их применения. Началом реализации нового «проекта» явилось письмо, направленное по почте 13 марта 1824 года министру духовных дел и народного просвещения А.Н. Голицыну:

     «Осмеливаюсь представить Вашему Сиятельству сокращенное начертание плана, предполагаемого мною училища благородных девиц Тамбовской губернии. Удостойте, Почтеннейший Князь принять оное и в случае одобрения Вашего, естьли разсудите за благо, сообщить в удобное время Государю Императору.

     Сохраняя в душе моей чувства непрестанной благодарности, имею честь быть с глубочайшим почтением Вашего Сиятельства,                                             Милостивый Государь, Покорнейшая Анна Бунина» [1, л. 1].

     В приложенном к письму «начертании» с длинным названием «Главные статьи постановлений училища, предполагаемого для воспитания девиц в Тамбовской губернии» кратко изложены хозяйственные вопросы, обязанности воспитателей, дежурных учениц, содержателя и членов училища (прообраз «родительского комитета»), режим дня воспитанниц, методика проверки знаний, требования к выбору книг для чтения. Училище в начале рассчитывалось на 12 учениц, плата за обучение в год составляла 800 рублей, вместо платы за содержание родители были обязаны присылать «запас, состоящий из муки, круп, горох, пряности, масло, свечах, то есть все, что употребили бы на них при домашнем воспитании», «каждый год давать белье и платье, которое должно быть под одну форму и в совершенной простоте» [1, л. 2, 3]. Предпочтение запасов деньгам объяснялось двумя причинами:

   – помещики хлебных губерний получали в то время «гораздо уменьшенные с деревень своих доходы, ибо цены хлеба и прочих отраслей хозяйственного произведения упали и продажа оных соединена с большим затруднением»;

     – выбранным способом оплаты автор проекта отклоняла от себя «самомалейшее подозрение нащёт (насчёт) корыстолюбивых притязаний, (ибо) всякий знает, что невозможно в деревне тайным образом продавать из училища хлеба и проч(ие) провизии, да и купить оных не нашлось бы охотника» [1, л. 2].

     Обоснованы очередность и порядок доставки запасов: «Полный, за каждую девицу запас должен быть присылаем 1го числа месяца, дабы полученным за одну девицу запасом можно было содержать всех 12 в течение целого месяца. Чередуясь таким образом, всякий остережется присылать дурное, и круг года совершится без малейшей сбивчивости и затруднения, ближайшие училищу расстоянием будут присылать запас (в) весенние и осенние месяцы» [1, л. 3].

     На полученные за обучение и воспитание деньги предполагалось нанять двух учителей «с достаточными сведениями», воспитанницу Смольного монастыря с обязанностями вести учениц «точно таким порядком, в котором возросла она сама под милосердым и попечительным надзором Ея Императорского Величества» и «благородную пожилых лет госпожу, как для внутреннего хозяйства, так и для надзора за девицами во всякое время» [1, л. 3]. Для себя Бунина не назначила никакой платы, «почитая оную в успехах, но обязуюсь давать девицам уроки всему, что знаю сама, притом буду переводить и составлять для наставления их книги, смотреть за их ученьем, в особенности же за поступками и образом мыслей» [1, л. 3].

     В случае накопления денежного вклада предполагалось с общего согласия членов училища купить материалы для воспитательного дома, который должен быть возведен «на земле купленной, или подаренной в пользу училища, дабы постигшая меня смерть не могла разрушить сего заведения и оно могло бы (быть) самостоятельным» [1, Л. 3, 3 об.].

     Наиболее подробно представлен распорядок дня и порядок оценки уровня знаний:

     «1е. Девицы встают в 5 часов, принеся хваление Богу, одеваются и идут в мою комнату.

     2е. В комнате моей садятся вокруг стола, одна из них читает вслух Зачало Евангелия, главу из деяний Апостольских, или пророчеств. В чтении сем оне очередуются поденно. Та, которой очередь, должна предварительно прочесть накануне сряду несколько раз все назначенное для чтения, во 1ых, для того, дабы могла прочесть при всех внятно и без остановок, 2е, для того, дабы лучше затвердить и удержать Слово Божие в своей памяти. Сим способом Новый Завет впечатлеется в оной нечувствительности.

     3е. По окончании чтения девицы завтракают и идут за уроки.

     4е. От 11ти до 12и оне гуляют, обедают с двумя своими надзирательницами. Каждый день во время уроков и обеда я буду их навещать.

     5е. После обеда девицы час гуляют, от 2х до 5ти часов учатся, потом пьют чай и до ужина занимаются работами.

     6е. Во вторник, в четверг и субботу послеобеденное время все девицы приходят ко мне для чтения нравоучительных повестей на разных языках, читая поденно каждая в свою очередь, прочие, сидя за работою, слушают.

     7е. Выбор чтения состоять будет из нравоучительных светских повестей, из проповедей Димитрия Ростовского, митрополита Платона, Блера, Массильона, Фенелона, Бурдалу и прочих благочестных мужей.

     8е. Естьли будет при училище церковь приходская, или комнатная, (то) девицы будут обучаться у священника Закону Божию и петь на клиросе.

     9е. Находящаяся при девицах Смольного монастыря воспитанница должна быть при них неотступно и подавать мне каждый вечер записку о приключениях дня, то есть, о поведении девиц, о том, как оне учились, о ссорах, естьли оные произойдут, о предметах учения, о лености и нерадении и проч.

     10е. Каждый день одна из девиц, поочередно, будет при мне дежурною.

     11е. Дежурная должна внести в журнал все приключения дня и поданную мне о поведении девиц записку равно записать в шнуровой книге приход и расход. Она обязана разлить для меня чай и несколько раз в день сходить на кухню, которая будет в моих комнатах, и в которой будет управлять кухарка, а не повар.

     12е. Последнее число каждого месяца будет домашний девицам экзамен.

     13е. Чрез каждые три месяца будет средний экзамен, в присутствии членов училища, которым подадутся книги за моим подписанием отчетов и шнуровых книг.

     14е. По истечении года будет большой экзамен, при взорах родителей, членов и публики, на котором девицы получат должные награды за прилежание и доброе поведение» [1, л. 3 об. – 5].

     В случае благоприятных обстоятельств – училище приобретет «доверенность» соседних семейств, увеличится число учащихся и сумма добровольных вкладов и пожертвований – появится возможность основать «безденежное для бедных училище». Но автор письма откровенно признаётся, что со своей стороны ничего не может сделать, «как токмо призывать молитвами на предприятие мое Божеское благословение, ибо чем пожертвовать не имею» и завершает свое «начертание» неточной цитатой из Священного Писания (Книга Иова 1.21): «Наг изыдох из чрева матери моей, наг и отъиду во чрево матери моей землю» [1, л. 5].

     Разумеется, при составлении «сокращенного плана» автор не обращалась к действующим уставам и положениям. Но министр проявил максимум внимания к инициативе знаменитой поэтессы и передал материалы на рассмотрение Комитета Главного Правления училищ.

   Заседание Комитета состоялось 19 апреля 1824 года. Заслушав письмо и приложение к нему, Комитет принял определение на основе 141 и 142 статей высочайше утвержденного «Устава учебных заведений, подведомым университетам» [1, л. 10], записав в Журнале решение: «предполагаемое Гжею Буниной училище принадлежит к частным пансионам, на заведение коих, по представлению Директора, дается разрешение самим университетом, то ученый Комитет полагает препроводить проект об учреждении сего частного учебного заведения на усмотрение и разрешение Г(осподина) Попечителя Казанского учебного округа, тем более что проект сей кроме хозяйственных статей не содержит в себе более никаких предметов, подлежащих к рассмотрению ученого Комитета, также ничего такого, почему заслуживал бы оный представлен быть на высочайшее усмотрение» [1, л. 10].

     Получив определение Комитета, министр духовных дел и народного просвещения направляет 3 мая 1824 года отношение Попечителю Казанского учебного округа М.Л. Магницкому и письмо А.П. Буниной:

«Милостивая Государыня моя, Анна Петровна.

     На письмо Ваше от 13 марта сего года, при коем доставили ко мне проект предполагаемого учреждения в Тамбовской губернии училища для благородных девиц, честь имею уведомить Вас, Милостивая Государыня моя, что проект сей препровождается мною к рассмотрению Попечителя Казанского учебного округа Г(осподина) Действительного Статского Советника Магницкого с тем, чтобы он вошел с Вами в сношение на счет заведения помянутого училища.

     Прилагаю при сем для сведения Вашего выписку из Высочайше утвержденного постановления об учреждении пансионов, с совершенным почтением честь имею быть Вашим, Милостивая Государыня, Покорнейшим слугою – Князь Александр Голицын» [1, л. 11].

     Приложенная для сведения выписка из Устава учебных заведений [1, л. 6 –8] давала возможность правильно оформить прошение на дозволение открыть училище и предоставить требуемые уставом документы.

     9 мая 1824 г. (удивительная оперативность!) Попечитель Казанского учебного округа М.Л. Магницкий направляет в Санкт­-Петербург донесение на отношение от 3 мая:

«Господину Министру духовных дел и народного просвещения

     Имея честь получить при предписании Вашего Сиятельства, от 3го сего мая, проект Гжи Буниной на открытие, в Тамбовской губернии, училища для                                       благородных девиц, я заметил в нем два следующих обстоятельства:                                     1е. Девицы встают в 5ть часов. Принеся хваление Богу, одеваются и идут в мою комнату. Находя выражение сие весьма легким в постановлении для училища, относительно обязанностей воспитанниц к Богу, я поручил Директору Тамбовских училищ изъявить Гже Буниной, чтобы вместо сего                                                          было положительно определено, что девицы будут отправлять ежедневно молитвы, установленные Церковию.

2е. Естьли будет при училище церковь приходская, или комнатная, девицы будут обучаться у священника закону Божию.

     Я предоставил Директору объявить Гже Буниной, чтобы закон Божий непременно был преподаваем в предполагаемом ею училище, а иначе открытие онаго не может быть дозволено.

     А как учреждение училищ такого рода зависит, на основании устава учебных заведений, от местной Дирекции и Университета, то и предписал я Директору Тамбовских училищ, (что) ежели со стороны Гжи Буниной наблюдены означенные условия, сделать надлежащее распоряжение об открытии помянутого училища. О чем долгом поставляю донести Вашему Сиятельству» [1, л. 13].

     На донесении Попечителя имеется надпись начальника 3-го стола отделения Департамента народного просвещения В. Митурича: «Принято к сведению. 30 мая 1824» [1, л. 14].

     Так завершилась попытка «русской Сафо» оставить неповторимый след в истории народного просвещения России. Но эта попытка ярко высвечивает благородство души и стремление Анны Петровны Буниной к свершению добрых дел на новом для себя поприще…

Источники и литература

     1. Источник электронной копии: Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина. Место хранения оригинала: Российский Государственный Исторический Архив. Ф. 733. Оп. 40. Д. 137.

     2. Богданов А.А. Усадьба в селе Урусово Чаплыгинского района / Усадьбы Липецкого края. – Липецк, 2015. – 468 с.

     3. Русские писатели: 1800–1917. Биографический словарь. Т. 1. – М., 1989. – 672 с.

     4. События и даты Липецкого края на 2014 год. – Липецк, 2013. –193 с.

Липецк, 11.01.2019

М.И. Корольков,

                                                             действительный член Петровской академии наук и                                                      

                                             искусств (Санкт-Петербург), председатель

                                            Липецкого областного отделения ВООПИиК

.