Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

аперн

Аннотация:

 Доклад освещает особенности традиционных праздников на примере праздников ЛО, рассматривает особенности их организации в городской среде, в условиях образовательных учреждений, отличие народного праздника от существующих в современном гражданском календаре.

Ключевые слова: традиционная культура, фольклор, праздник, игры и молодецкие забавы, социализация.

 

Annotation:

 The report covers the features of traditional holidays on the example of LO holidays, examines the features of their organization in the urban environment, in terms of educational institutions, the difference between the national holiday and those existing in the modern civil calendar.

Key words: traditional culture, folklore, celebration, games and young fun, socializati

                                                                          Мы ищем предпосылок буду­щей культуры России           

                                                              в ее настоящем, стараясь уяснить его в свете прошлого.

                                                                                                                                            Г.Федотов

                                                                                         Человек без праздника, что еда без хлеба.

                                                                                                                                            Пословица

В условиях современного мира, когда разрушается духовное единство общества, размываются ценностные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных моральных норм и нравственных установок, задача духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость и осмысливается как одна из приоритетных. В этом уверен президент России В. Путин: «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма… Это и есть наша национальная идея». Об этом свидетельствуют и документы, принятые в последнее десятилетие и определяющие государственную национальную политику Российской Федерации в области культуры и образования. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666, одной из главных целей заявляет «сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности». «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей,– говорится в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.№ 996 – р, - является развитие  высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способный реализовать  свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».

      «Патриотизм начинается с культурной идентичности» ( профессор  Набок Игорь Леонтьевич). Но культурной  и гражданской  идентичности невозможно «научить» во взрослом возрасте (как вступление в пионерию, комсомол, РДШ),  их нужно взращивать с раннего возраста.
     Воспитание культурной и гражданской идентичности должно проходить постепенно, в несколько  этапов, увеличивая радиус охвата:

  С рождения до 8-9 лет в ребенке нужно воспитывать этнокультурную идентичность, которую он впитывает через колыбельные, пестушки, песни, игры, костюм .  В этот период ребенок социализируется через мать и семью («материнская школа» по Я.Коменскому).

       Семейное воспитание должно быть продолжено в школе, период обучения до 12 лет Ян Амос Коменский называл «школой родного языка». В этот период обучения в школьной предметной области должны появляться предметы, приобщающие детей к родной словесности, истории и культуре родной земли, родного края (региональный компонент), и только после этого нужно взращивать «общероссийскую идентичность».

        Процесс социализации, воспитание идентичности может проходить только в социуме, так как «ребенок становится человеком в человеческой общности». (профессор Виктор Иванович Слободчиков).

           Действие и жизнь  «со-обща»  были всегда присущи русскому человеку, поэтому народная педагогика и народная культура Русского  Севера  были нацелены на создание общности, так как в одиночку в наших условиях не выжить.

           «Традиционная русская культура складывалась как земледельческая, для выживания в суровых условиях требовалось проявление терпения, взаимовыручки и поддержки в совместной трудовой деятельности. Так определенный тип культуры и соответствующие этому типу задачи воспитания, обусловливали закрепление определенной системы ценностей и форм поведения, которые воспроизводились членами общины в трудовой деятельности и общении. Традиционные ценности, выработанные на христианской основе, такие как: любовь, красота, добро, вера, родная земля, верность заветам отцов, семья, забота, защита, взаимопомощь, труд, сотворчество, передавались подрастающему поколению в естественно-исторической межпоколенной со-бытийной общности» ( по Н.В.Ереминой).

   Сегодня общество атомизируется, каждый зациклен на себе, история мыслится линейно, а традиционная культура циклична. В традиционной культуре  каждый человек был связан со своим родом, ответственен перед предками, которые идут впереди и прокладывают путь, и потомками, которые идут следом. Цель взрослых – «предстояние» перед детьми, ответственность за пример подрастающему поколению, передачу опыта, накопленного поколениями. Этнокультурная традиция – это «укоренение» ребенка в истории своей семьи, рода, общины, народа, истории и культуре своей Родины (противопоставление космополитизму), подготовка его к «самостоянию» (по А.С.Пушкину).

       «Со - бытийная общность» - это способ формирования национальной идентичности. Поэтому укрепление национального достоинства и авторитета России в современном мире невозможно без сохранения и трансляции отечественной культурной самобытности.

          Этапы социализации, вхождения в культуру были постепенными. Первая степень социализации ребенка происходит через мать, которая еще в утробе начинает разговаривать с младенцем, а затем после его рождения становится каналом передачи посредством языка народной мудрости и фольклора через колыбельные, песни, пестушки и другие жанры устного  народного творчества.

    Второй уровень социализации – семья, передающая ребенку традиции воспитания, сформированные поколениями, нормы и законы совместного жития. Исторически их ребенок закреплял в общине.

        В наше время, когда эти две ступени социализации (родители, семья) не передают ни кладези народной мудрости,  народных традиций, компенсировать утрату традиционного воспитания может общность единомышленников. В нашем случае – дополнительное образование в виде студий и кружков народного творчества, фольклорных ансамблей.

          Община (как и общность единомышленников) обеспечивала ребенку

  • общение посредством родного языка;
  • совместную деятельность;
  • встречу с носителями традиции, передачи опыта по вертикали – от старших (отец, учитель, мастер) к младшим (сын, подмастерье, ученик) – и по горизотали  - от сверстников.

      Одной из наилучших форм передачи накопленного опыта, закрепления полученных знаний служит народный праздник.

Что же такое праздник и в чем отличие народного праздника от ныне существующих в современном гражданском календаре?

Праздник —  отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное (небытовое, мифическое) значение и связанный с культурной или религиозной традицией.

           Слово также употребляется в иных, схожих по смыслу, значениях:

  1. официальный день отдыха, установленный в связи с календарным событием, противоположность будням;
  2. массовые развлекательные мероприятия, весёлое препровождение свободного времени;
  3. день какого-либо радостного события;
  4. общее состояние душевного подъёма (обычно в словосочетаниях: «праздник жизни» и т. п.).

Этимологически восходит к слову «порожний» - т.е «пустой» - это пустое времяпровождение, не занятое работой.

           В Толковом  словаре В.Даля  читаем:

  Праздничный день или праздник  -  вообще, день, посвященный отдыху, не деловой, не работный, противопол. будень; день, празднуемый, по уставу церкви, или же по случаю и в память события гражданского, государственого, или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до местностн, до лица.

-Праздники Господни, Господские, установленные в честь Господа.  - - -Праздник царский, рожденье, именины государя, память коронованья и пр. -Праздник семейный, домашний.

Праздновать что или чему, совершать празднество, отправлять праздник: покидать работу и отдыхать, по обычаю, в день памяти кого или чего;
- провожать такой день торжественно, с житейскими обрядами;
- совершать обряды церковные, во славу или в память событий церкви. (Мастеровые празднуют только церковные праздники, а в гражданские работают).

      Особенность традиционных праздников в том, что их было много,  все они были взаимосвязаны и вписаны в особый народный календарь, в котором, что ни — так праздник. «У Бога, что день, то и праздник» (пословица).

 Выделяются праздники Великие и малые, двунадесятые, дни поминовения усопших, все остальные посвящены православным святым. Причем каждый день насыщен смыслом, связан с земледелием и природными явлениями, наполнен определенными традициями и обрядами.

В XIX веке, когда учёные начали изучать русский земледельческий календарь, он представлял собой органичный сплав народных и православных традиций.

 Стройная череда православных праздников, трудовых будней, обрядов, обычаев и примет, замкнутая в годовом круге, - вот что такое народный календарь. Это неписаный дневник исторической и культурной памяти, дневник народной жизни.

Русские праздники и обряды представляют богатейший материал для изучения того, как именно во время народных гуляний, совместного пения, хороводов, игр выражались общие эмоции людей, поколениями обеспечивалась передача национальных традиций.

«Хорош праздник после трудов праведных» (пословица).

     Праздники, сменяющие будни, задавали определенный жизненный ритм, к большим праздникам приуготовлял пост - дни очищения и воздержания. Как отмечали ещё Э. Дюркгейм и М. Элиаде, праздник — это период непосредственного контакта сакральной и мирской сторон существования человека, которые практически не соприкасаются в повседневной жизни. Календарная природа праздника согласует ритмы жизни человека и ритмы вселенной, помогает сделать выбор в пользу порядка, смысла, жизни и против хаоса и смерти («утверждение жизни» по Х. Коксу). Праздник связан с идеей существования некоего совершенного бытия, принципиально отличающегося от приземлённых будней. «День свят – все дела спят» (пословица).

    «Всякая душа празднику рада» (пословица).

      Одна из функций праздника -  отдохновение, раскрепощение, снятие накопленного напряжения.

        Отечественный социолог и культуролог Ксения Касьянова в книге «О русском национальном характере» подчеркивает, что эта функция крайне необходима именно нашему русскому человеку, который по природе своего психотипа является циклоидом - человеком подверженным сильным колебаниям состояния, настроения и активности.

       "Циклотимия,- поясняет психологический  словарь,- это модель личности, которая характеризуется сменяющимися периодами душевного подъема и уныния, активности и пассивности, возбуждения и депрессии. Эта смена не всегда протекает регулярными циклами; между ними могут вторгаться периоды умеренной активности. За исключением того времени, когда депрессия слишком велика, такой человек имеет тенденцию быть уступчивым, доброжелательным, великодушным, чувствительным к конкуренции и эмоционально отзывчивым к своему окружению. Уныние и депрессия в одни периоды, душевный подъем и сверхактивность в другие - по-видимому, проявление внутренних факторов, а не реакция на внешние события".

       В своих исследованиях она ссылается на доктора А. Кемпиньского, который  в своей книге "Психопатии" («Psychopatie») высказывает одно любопытное положение. Он утверждает, что в целом нацию можно описать по распространенному в ней акцентуированному типу личности. В частности, он считает, что для поляков характерны два типа личности: истероиды и психастеники. Они выполняют различные функции в обществе и в культуре, действуя каждый своим, характерным для него способом. При этом система социальных отношений в некоторой степени отражает конкретную необходимость общения и взаимодействия именно этих двух типов. У.Бетсон и М.Мид в своей работе о балийском национальном характере описывают балийское общество в терминах шизофрении (работа вышла в свет в 1942 г.)

       Наш соотечественник описывается как циклоид.  Для "спокойного периода"  характерно то, что окружение называет "апатичностью" и "упрямством". В этот период наш соотечественник уравновешен, и его из этого равновесия крайне трудно вывести.

       Когда же постепенно начинается эмоциональное возбуждение, то процесс этот долго остается скрытым. Циклоид задерживает, блокирует эмоциональную реакцию, он как бы накапливает в себе заряд. И когда он уже как следует "зарядился эмоцией", любой мелкий повод как бы срывает клапан: он взрывается чрезвычайно бурно и сокрушительно. И тут оказывается, что все те обиды и мелкие царапины, на которые он в свое время вроде бы совершенно не реагировал, до сих пор живы в его памяти, и он рассчитывается за них со своим окружением полной мерой. Он шумит и буянит долго, и утихомирить его очень трудно: он должен разрядиться. Когда весь накопившийся эмоциональный балласт сброшен, он успокаивается сам. "Этот ритм, - говорит доктор Кемпиньский,- в значительной мере спонтанен и независим ни от внутренней, ни от внешней ситуации", т. е. ни от событий и отношений со средой, ни от состояния организма. В периоды взрывов циклоид очень плохо контролирует себя.

       Именно праздники и обряды в нашей культуре осуществляли специфическую функцию - предварительной, так сказать, профилактической эмоциональной "разрядки", по возможности разгружая человека от эмоций до того момента, когда наступит переполнение психики и полетят все предохранительные механизмы. Предоставленный самому себе, циклоид именно до этого всегда и доводит дело. Он терпит и репрессирует себя до последней крайности, пока заряд эмоций не станет в нем настолько сокрушителен, чтобы разнести эти запретительные барьеры. Но тогда уже он действует разрушительно не только на эти барьеры, но и на все вокруг. Кроме отдельных редких случаев (например, отечественных войн), такие разрушительные тенденции, как правило, пользы не приносят. Но сам циклоид ничего с этим сделать не может - он своей эмоциональной сферой не владеет, это она владеет им. Однако культура выработала форму, регулирующую

циклоидную эмоциональные циклы. И этой формой (по совместительству, потому что у него есть много и других функций) является обряд.

       Обряд правит эмоциями и делает это очень эффективно. Он - сильное средство, и сила его заключается в его связи с культом. Только благодаря этой связи он получает тот громадный авторитет, который позволяет ему владеть сердцами: он не просто способен вызывать или успокаивать эмоции, он может их окрашивать в тот или иной настрой, он может переводить их в другую плоскость.

       Удивительно то, что циклоид жил в циклическом мире, который развивался не линейно, а по спирали, каждый год было одно и то же: те же праздники, те же обряды, - не нужно было придумывать что-то новое, это вносило в жизнь и психику людей стабильность и равновесие. Удивительно, но это не надоедало, сравните с современным обществом. Мы мыслим линейно, стремимся развиваться, над всем главенствует прогресс. Общество потребления требует нового, новых праздников, впечатлений, эмоций.

Это время не знает никаких естественных остановок и никакого ритмического членения в себе самом, оно неустанно, не переводя дыхания, стремится вперед в своем все ускоряющемся течении. Это приводит к гонке в современном цивилизованном бытии с ее разрушительным воздействием на человека. Мы страдаем от этого разрушительного воздействия. Об этом времени А.Сент-Экзюпери писал, что теперь у него "нет лица". Человек теряет себя, когда в неделе нет такого дня, когда в году нет такого праздника, которые имели бы свое лицо.

С беспощадной очевидностью современному человеку предстает истина, которую утверждают все великие религии мира - нет более жалкого и безнадежного рабства, чем рабство у собственных потребностей. Современный человек - каторжник своего собственного будущего. Непрерывно и "ударно", как говорили в 30-е годы, без выходных и отпусков, он работает на реализацию своих целей и планов, которых у него громадное количество. В сером потоке неотличимых друг от друга дней он трудится как муравей и в нем накапливается безысходная, застарелая, неизлечимая усталость.

Осознав усталость, он набрасывается на развлечения. Он стремится до отказа заполнить ими свои выходные и отпускные дни. При этом "общий для всех момент заключается в той поспешности, с которой человек стремится получить по возможности большее количество переживаний в это ограниченное время, так чтобы полностью измученным добраться с праздника домой, чтобы вернуться в понедельник на работу уже совершенно вымотанным, чтобы затем нужно было отдыхать от проведенного отдыха. То, что должно давать отдых, разрядку от напряжения, само становится напряжением... Это удивительное превращение - превращение нашего отдыха в нечто такое, от чего, в свою очередь, необходимо отдыхать, - указывает на то, что во всей структуре нашей жизни кроется какая-то глубокая ошибка, которая толкает нас вперед, ко все новым напряжениям и не позволяет по-настоящему глубоко расслабиться".

Как видим, проблема поставлена очень четко и убедительно. И.Больнов дает ответ: для того, чтобы снять напряженность, нужно остановить время. Однако остановить его можно только тогда, когда оно движется циклически, периодически проходя одни и те же фиксированные точки. Этими точками являются праздники - они-то обладают свойством рассекать, структурировать и останавливать время. Устойчивыми ритуалами, по мнению И.Больнова, закреплена упорядоченность времени. А.Сент-Экзюпери говорит, что "обряды существуют во времени точно так же, как родина - в пространстве", т. е. по обрядам человек "узнает", "отличает" определенные циклы во времени, к которым он как-то относится, испытывает какие-то чувства.

Обряд создает праздник, а праздник останавливает время и высвобождает человека из подчинения ему, позволяет человеку "выпрыгнуть" из бесконечной гонки за своим будущим. И только при этом условии возможна эмоциональная встряска и разгрузка, снятие напряженности. Но вся трудность заключается в том, что, хотя обряд и может создать человеку праздник, создать сам обряд невозможно по усмотрению и для определенной цели: для того чтобы набрать силу, обряду нужны столетия.

Мы же лишились своих древних праздников и традиций, в советский период у нас забрали самое дорогое — смыслы, попытались дать нам новые, но они не прижились, а обрядовая сторона советских праздников была так слаба, сто от нее осталось, пожалуй, только застолье с традиционным оливье и, как не прискорбно об этом говорить, пьянством.

        До того, как время "распрямилось", человек жил в естественном  циклическом времени природы - зима, весна, лето, осень; сев, жатва, молотьба. И тогда год был буквально весь расписан, расшит, изукрашен праздниками. А каждый праздник был совершенно непохож в своей оригинальности: Святки, Масленица, Троицкий семик с завиванием березок, встречи и проводы весны, осеннее варение пива и свадебные гуляния. Все это приходило в свое время и возвращало человека самому себе, снимая с него на данный момент бремя всех забот и мысли о повседневных делах, давая выход и даже повелительно требуя выхода для эмоций, чувств.

Такое праздничное членение года характерно для всех народов. Если же говорить именно о нашем, то, по-видимому, уместно здесь будет высказать несколько гипотез о специфике наших праздников.

Во вступительной статье «Философия русского праздника» к энциклопедии «Русский праздник» Изабелла Иосифовна Шангина описывает особенности наших праздников.

Во-первых, и главное, они были долгими. «Празднички ватажнички, а будни – одиночки» (пословица).                                       

Великие праздники (а их было в году 12) праздновались три дня. Кроме того, были целые праздничные недели. (Святки, Светлая седмица, Семик).

     Принято также считать, что праздники наши были слишком уж разгульными, с пьянством, драками и всякими безобразиями. Ксения Касьянова делает предположение, что "привязывание" к праздникам обязательного пьянства - явление более позднее и само оно - уже результат распада всей этой сложной структуры организации времени, которая, по-видимому, в более древние времена обеспечивала нашему предку эмоциональное равновесие. И распад этот начался именно с сокращения времени праздников.

И чем меньше оставалось праздничного времени, тем больше употреблялось водки. Опьянение создавало - и быстро - то раскрепощение, которое так необходимо, чтобы начать праздновать: оно снимало тормозные механизмы и высвобождало эмоции. Другими словами, пьянство стало выполнять роль обрядов.

Процесс этот шел постепенно и неуклонно. "Революционная" отмена всех религиозных обрядов и "освобождение" народа от этого "опиума" сыграла в этом процессе совершенно фатальную роль: создался вакуум в свободном времени, который весь заполнился пьянством.

Уж В.В.Вересаев в 20-е годы с беспокойством указывал на то, что отмена всяких обрядов превращает дни рождения, похорон, свадеб в безличное, бесконечное пьянство, что нужно хотя бы что-то вместо обрядов. Примерно через полвека мысль эта, наконец, пробила себе дорогу в головы наших идеологов, и началась настоящая кампания по созданию "советских обрядов"

Над всеми этими хлопотами по созданию обрядов тяготеет один основополагающий просчет - убеждение наших идеологов и людей, воспитанных в марксистской теоретической мысли, что обряд - это какие-то внешние действия, в которых нет смысла. Он может и закладывается, но он очень простой, буквальный,  и лежит на поверхности.

Обряд не предлагает человеку готового смысла, он выводит его на путь к нему. Человек должен сам хорошо потрудиться, чтобы обрести смысл. Он работает над этим всю жизнь. А обряд должен ему в этом только помогать и направлять. И он выполняет эту задачу очень тонкими средствами: путем окрашивания эмоций в определенные тона и оттенки.

Бытовое пьянство - это стереотип поведения, в который оформилась хроническая неудовлетворенность человека, занятого бессмысленным для него трудом, и столь же хроническая страстная жажда настоящего праздника.

Независимо от того, какой путь преодоления этой дезорганизации будет найден, он не может быть путем строительства все новых "дворцов спорта" и "дворцов культуры" и приглашения в них всех желающих. Нужно преодолеть, наконец, отношение к народу как к массе, состоящей из отдельных самодовлеющих индивидов: каждый имеет собственные представления, каждый сам себе ставит цели и подбирает средства для их осуществления. А наше дело - обеспечить время и место и еще "материальную базу". Тем, кто хочет заниматься самообразованием,- "университеты культуры", тем, кто озабочен здоровьем,- стадионы и бассейны, тем, кто настроен развлекаться,- танцплощадки и концертные залы, а у кого стремление к творчеству - приходите в самодеятельные коллективы, там вас научат технике, дадут в руки инструменты, кисти и все, что потребуется.

Ксения Касьянова считает, что ничего нет более примитивного и внешнего, чем такой подход. Предполагается, что у человека есть устойчивые потребности, они, в свою очередь, дают устойчивую систему целей, и дело только в том, чтобы разделить эти цели на хорошие и плохие, и плохим не давать хода, а хорошим помогать реализовываться.

А самое главное — вернуть смыслы, вернуть настоящие праздники. А традиционные праздники имели характерные черты:

1.Праздник был делом общим, поэтому его главная функция — социализация, консолидация людей («В такой день –праздник годовой – у Бога все равны» пословица), передача опыта из поколения в поколение. В празднике общечеловеческие ценности передавались самым естественным способом. Форма традиционного праздника органична для детского восприятия. Народный праздник никогда не использовал концертной формы, в нем не было зрителей, все были активными участниками, выполняя разные роли, причем они могли меняться, что позволяло каждому участнику быть и в активе и пассиве, прочувствовать на себе особенности каждой роли. Это воспитывало в детях терпение, готовность выполнять любую деятельность, необходимую для общей пользы, ощущать свою значимость в общем деле.

2. В наше время праздник — это способ формирования национальной идентичности. По своей структуре он сочетает в себе разные жанры фольклора, хороводы,  игры, молодецкие забавы, праздничную трапезу.

3. Исторически праздник нес и своеобразные образовательные функции. Праздник — это повод и место встречи не только с односельчанами. Здесь можно было встретить и ярмарочного торговца из другого города и перехожего богомольца, которые несли с собой новости своей местности, свой фольклор, даже знания о других странах и исторических событиях. 

 4.Праздник давал передышку в тяжелом труде крестьянина и ремесленника, своеобразную психологическую разрядку, а совместное времяпровождение создавала атмосферу равенства и снимало социальную напряженность.

 5. Немаловажно и то, что праздники, с их весельем, плясками, песнями, кулачными боями, общением молодежи, позволяли людям продемонстрировать свои творческие возможности, таланты и способности, утвердить свой статус в обществе, заслужить уважение других членов общины, передать свое умение более молодым.

6. Еще одна важная сторона празднеств — забота о продолжении рода. Праздник давал возможность знакомства не только молодым представителям одной общины, но и с жителями окрестных деревень. Причем это проходило в радостной и естественной обстановке.   Праздник с его играми, хороводами, вечерами давал возможность молодым друг друга увидеть, заприметить, почувствовать родственность на уровне прикосновений.

По своему сценарию праздник начинался с духовной части – церковной службы, молебна, которые нередко продолжались Крестным ходом, а потом и обходом дворов. Причем обход совершали как священнослужители, так и миряне. Особенно активно в этом участвовали молодежь и дети, которые за свое «вестничество» и «славление» получали угощение. Сейчас это традиция еще частично сохранилась на Рождество (колядование), но исторически она была присуща всем праздникам.

Само праздничное действо разыгрывалось на Соборной площади, в него обычно входили праздничная трапеза,  ярмарка, игры, хороводы, молодецкие забавы, представления народного театра.

Все это перетекало в молодежные вечерки с плясками и кадрилями уже в избах.

Но и этого было мало.  На большие праздники обязательно катались на лошадях, снаряжая целый праздничный поезд. Чтобы поделиться радостью и с близлежащими соседями, проживающими в других деревнях.

Таким образом, праздник перетекал из храма на улицу, захватывая все большее пространство, так как главная черта праздника – он всегда дело общее, поэтому всегда требовал к себе особого отношения, уважения, подготовки:

-  изменение внешнего состояния: уборка, праздничные костюмы, праздничная трапеза («Умеем прешерститься: в будень изнанкой, в праздник- лицом» пословица);

- изменение внутреннего состояния: приготовление постом, радость, всепрощение, примирение со всеми;

- праздное времяпровождение, запрет на работу.

- всеобщее участие (старики должны были приобщаться к празднику своим наблюдением за молодыми, они становились мерилом соблюдения традиций, своеобразными судьями, совестью общины);

- праздник обеспечивал передачу традиций по вертикали (от старших к младшим) и по горизонтали (от сверстников).

- а самое главное – праздник вводил людей в ритм вечности, связывал поколения между собой, «укоренял» молодежь в своей родной культуре, передавая ей ценностно-смысловые доминанты.

В настоящее время эта преемственность прервалась, советским бабушкам нечего передавать своим внукам. Поэтому в наше время традиция идет уже не от деревни, где она почти исчезла, а из города, из центров этнографического и фольклорного образования, которые готовят новые педагогические кадры для системы дополнительного образования и  учреждений культуры. Здесь важно, чтобы сами педагоги были носителями фольклора, народной традиции, чтобы эта традиция не превращалась в «лубок». Ведь главное в ней – глубина, которую можно постичь, приобрести через «проживание», присвоение тех ценностей и смыслов, которыми так богата наша культура и традиционный праздник как сгусток, наиболее яркое ее проявление.

 Задачей педагогов, которые занимаются приобщением детей к этнокультурным традициям, является осмысление педагогической деятельности как воспроизведения традиционных ценностей и смыслов в общении и деятельности со-бытийного сообщества с использованием форм и средств традиционной народной культуры. А лучшей формой передачи этих смыслов является праздник.  Он укореняет человека в своей культуре, а не растит космополита, которому ничего не ценно и не дорого. Патриотизм вырастает из этнокультуры, любви к своей земле, ее обрядам и традициям. Важно, чтобы подрастающее поколение ощущало себя «со-частью» родной культуры, хранило  и продолжало то духовное богатство, которое заповедано нам нашими предшественниками.

В этом есть реализация целей, поставленных в Стратегии образования и Концепции воспитания целей и задач – «…развитие  высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способный реализовать  свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».

Список литературы

  1. Виноградов Г.С. Народная педагогика. — Иркутск, 1926.
  2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского  языка [Электронный ресурс] / В. Даль. – Вологда : ВОУНБ, 2012. – Режим доступа : http://www.booksite.ru/fulltext/dal/dall/index.htm
  3. Игрушка в культуре России. Детский народный календарь. - Сергиев Посад: Издательство ООО «Цветографика», 2015. – 176 с.
  4. Калинский Г.И. Церковно-народный месяцеслов на Руси. — М., 1990.
  5. Касьянова К. О русском национальном характере. – М.: Институт национальной модели экономики, 1994 - 267с. ISBN 5-900520-01-3
  6. Некрылова А. Круглый год: Русский земледельческий календарь. — М., 1991.
  7. Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII нач. XIX вв. — Л., 1988.
  8. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. — СПб.,1994.
  9. Традиционные праздники в образовательных учреждениях: Методическое пособие/ Е.И.Якубовская, Н.В.Еремина, Г.В.Емельянова и др;Под общей редакцией Е.И.Якубовской. – СПб.:Литография, 2015.-288 с: ил.
  10. Шангина И.И. Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря: Иллюстрированная энциклопедия. — СПб., 2001.

Бирюкова Любовь Александровна,

  • педагог дополнительного образования первой категории музея «Истории Ижорской земли и города Колпино»ГБУДО ДТДиМ Колпинского района СПб,
  • студентка 2 курса магистратуры по направлению «Социология коммуникаций» РГПУ им.А.И.Герцена

    

Комментарии для этой записи закрыты