Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

DSC 1161 2 1

Как известно, по данным Росстата имеется три прогнозных сценария численности россиян к 2035 году: пессимистичный – население сократится со 146 до 136 миллионов человек, консервативный - сохранится нынешняя численность - 146,9 миллионов и оптимистичный сценарий – когда в результате демографических мер возможен рост до 157 миллионов.    В лихие 90-е годы XX века, в период так называемых либерально-монетаристских   реформ, страна потеряла 19 миллионов человек, так как в те годы родилось на 12 миллионов человек меньше ожидаемого и досрочно ушло из жизни за счет высокой смертности 7 миллионов наших соотечественников. Не изменило критическую ситуацию даже возвращение в Россию около 10 млн. русскоязычного населения из ближнего и дальнего зарубежья. В 2018 году населении   страны впервые сократилось за прошедшие 10 лет на 79 тыс. человек. При этом, приток мигрантов из ближнего зарубежья уже перестал восполнять естественную убыль российского общества (181 тыс. человек, при 102 тыс прироста).

      Последствия событий 90-х годов в жизни российского общества проявляются и сегодня. Демографическая нестабильность связана с социальным, трудовым и имущественным неравенством, отсутствием равных возможностей, справедливости в распределительных отношениях, что порождает соответствующее общественное поведение.   Несмотря на принимаемые меры по увеличению продолжительности жизни и сокращению смертности, продолжает сохраняться убыль населения. При этом населения старшего возраста по-прежнему оказывается больше чем молодежи (соответственно 38,6 и 31,4 млн. чел.), а мужчины при пенсионном возрасте в 65 лет в среднем   доживают до 67, т.е. на 5-7 лет меньше чем женщины. По этой причине, перспективы развития рынка труда, уровня безработицы, ситуации с трудоустройством, компетентности специалистов народного хозяйства не лучшим образом сказываются на показателях качественного экономического роста с целью перехода в шестой   технологический уклад.   Вместе с тем движение к новому укладу нарастает. Процесс автоматизации сферы производства и управления сокращает потребность в массовом персонале низкой квалификации, в том числе и с высшим образованием: бухгалтеров, финансистов, экономистов, аудиторов, юристов, программистов, филологов, политологов, журналистов и т.д. Вновь становятся востребованными специалисты агропромышленного комплекса, производственники (инженеры, техники, рабочие) отраслей реального сектора экономики. По данным обследований, каждый пятый россиянин не трудоустроен или работает не на полную ставку, в то время как по данным статистики безработица достигла исторического минимума и составляет 4,9 процента.

         Россиянам с высшим образованием, которые не могут заинтересовать работодателей, следует обратить внимание на вакансии массовых профессий, в том числе, маляров, продавцов, поваров, мерчендайзеров, кондукторов и уборщиков, считает депутат Государственной Думы Сергей Вострецов: «Кто мешает искать работу по своим знаниям? А можно сидеть на бабушкиной пенсии внучку лет десять и мечтать: «Бабушка, но я не хочу за 15-20 тысяч туда пойти работать». Ей, конечно, не хватит никакого прожиточного минимума, и все будут злиться, что государство плохое». Не случайно, аттестация педагогических работников в 2018 году, проведенная Рособрнадзором показала, что от 30 до 50 процентов учителей - предметников не подтвердили свою квалификацию и дипломы педагога. Примерно такая же ситуация с компетенцией и качеством труда работников, имеет место и в других отраслях.

         Наличие диплома о высшем образовании сегодня, когда количество выдаваемых дипломов от 7 до 11 раз превышает потребности народного хозяйства, не дает выпускникам особых преимуществ в трудоустройстве, за исключением медиков и педагогов.  По данным Росстата, в 2010-2015 годах получили дипломы 10,7 млн. человек, а трудоустроились - 5, 9 млн. человек. Работодатели, в первую очередь, учитывают практический опыт и навыки работника, если у него нет протекции. При этом работники среднего и старшего возраста, не имеющие диплома о высшем профессиональном образовании, оказываются иногда более успешными, полезными и менее требовательными в условиях и оплате труда, чем избалованные родителями с завышенными самооценками молодые специалисты, в первую очередь из числа т.н. «золотой молодежи». В результате, по данным проведенного исследования ВШЭ «Где и кем работают высокообразованные россияне», несмотря на рост числа работников с дипломами (с 23,8 процента в 2001 году до 32,2 процента в 2014 году), каждый четвертый молодой россиянин, окончивший вуз, выполняет работу, не требующую высшего образования. Примерно около 30 процентов работников трудятся не по полученной специальности и в дальнейшем теряя квалификацию и ценность диплома.  Зато на встречах с молодежью  звучат  жалобы о невозможности найти без протекции хорошо оплачиваемую «престижную»   работу по специальности в естественных монополиях,  компаниях с иностранным капиталом, государственных корпорациях,   в «кремниевых долинах» или на государственной службе.

Современное российское общество, сформировавшееся в конце 90-х - начале 2000-тысячных годов под лозунгами свободы и демократии, сегодня  оказалось не готовым добиваться напряжением своих трудовых сил, самопожертвованием и патриотизмом   прорыва в VI технологический уклад. Большинство соотечественников, как обыватели и потребители, понимают эти слова как лозунги, в целом их поддерживают, но не имеют достаточных моральных, физических и интеллектуальных способностей и, главное, осознанного желания участвовать в назревшей модернизации страны и общества. Вступление в сознательную трудовую жизнь происходит примерно на 10-15 лет позднее, чем у поколения 60-х и 70-х годов, хотя потребительские запросы растут с опережением. Причина в недостатках воспитания, социализации, культуры, в конце концов - отсутствии идеологии государственного патриотизма, когда из общества труда создали ежедневный не заработанный «праздник». Произошедшее в 90-х годах изменение отношений собственности, распределительных принципов и социально-трудовых процессов в Российском обществе, коренным образом повлияло на основы духовно-нравственной культуры, сложившиеся веками ценности соборности и коллективизма,   труда и патриотизма с переходом   к индивидуализму, потребительству, бездуховности, гедонизму, обывательскому мировоззрению, правовому нигилизму, потери трудовых навыков, отсутствии желания к познанию и самосовершенствованию.

Особенность нынешнего времени состоит в том, что миллионы людей трудоспособного возраста с дипломами не имеют четких перспектив и гарантий работы, даже права на пособие по безработице, так как длительный период ищут работу, или заняты временными неоформленными подработками. По мнению экспертов, это происходит из-за отсутствия обратной связи между рынком труда и рынком образования, недостаточного  регулирования   и   планирования занятости, низкого уровня профессионального обучения по узким специальностям, трудового воспитания, практических навыков и  конкурсного  распределения выпускников государственных вузов. (Баландина А. Идите в маляры: почему выпускники никому не нужны, 24.11.2018. https//www.gazeta.ru/social/2018/11/24/12070507.ssshtml). По указанной причине, неэффективные затраты федерального бюджета на обучение в вузах составляют ежегодно десятки миллиардов рублей.

            Древнегреческие философы Платон и Аристотель много веков назад высказали  актуальную и в ХХI веке мысль о том, что главной задачей государства является  реальное воплощение идеи как заставить свой народ эффективно трудиться. В каждом периоде истории, со стороны власти это достигалось разными способами и усилиями: от административного принуждения до идеологического влияния и морального убеждения, ведь как известно, времена не выбирают, в них живут и умирают.

       Согласно социологическому опросу центра «Ромир», только 35 процентов россиян устраиваются на работу без использования личных связей, 24 процента ищут работу через социальные сети, еще 18 процентов прибегают к услугам служб занятости, однако более 65 процентов людей устраиваются на подходящую работу по знакомству, используя протекции и контакты среди бывших коллег, друзей и родственников, и поэтому как правило, без реального конкурса, собеседований и испытательного срока. (Слободян Е. Места для своих. Сколько россиян устраиваются на работу по знакомству? 20.11.2018. http:www.msn/com/ru-ru/money/personalfinance).    

             С учетом требований времени и технологических укладов, соответственно  изменялись в обществе принципы подбора руководящих кадров и специалистов. В советский период нашей истории основным был номенклатурно – идеологический подход, предполагавший кроме профессиональных и деловых качеств, наличие партийности и политического  образования.

В новой России с начала 90-х годов - по настоящее время - преобладает командно-протекционный подбор. В будущем, с учетом жесткой конкурентной борьбы за новые технологии, углубления кризиса мировой экономики, нехватки супер-универсальных специалистов широкого профиля и высокого уровня, можно прогнозировать начало формирования иного, профессионально-протекционного отбора трудовых ресурсов. Надо отметить, что за рекомендациями на руководящие должности должны стоять не «кабинетные работники», а большие конкретные дела, серьезный опыт управления, ступени профессионального роста, умение вести за собой большие трудовые коллективы и отрасли. Данные подходы необходимо закрепить в трудовом законодательстве и на государственной службе, в т.ч. в целях предупреждения «конфликта интересов».     

Более того, рынок труда во все времена сильно зависел не только от внутренней экономической составляющей, но и от внешней политической обстановки. Запросы 66 процентов опрошенных граждан на стабильность (т.н. либерального «застоя» или советской ностальгии), спокойствие и всеобщее благосостояние разбились о санкции и растущий курс евро-доллара. С учетом текущей политики слабого российского рубля и перманентной угрозы очередного кризиса на рынке труда, большинство наемных работников вынуждены принимать условия игры работодателей в части нормирования труда, напряженности работы, величины оплаты труда и премий перед угрозой очередных сокращений под видом  распространенной в последнее время оптимизации штатной структуры. Вместе с тем, под влиянием проводимой разъяснительной работы с населением, продолжается линия на «обеление зарплат»,   отказ от  ее получение в конвертах без трудоустройства, при этом каждый второй готов идти на меньшую зарплату, чем вообще потерять работу.

         Прогнозы по уровню безработицы остаются неутешительными с трендом на  ее рост в ближайшие годы до 6 процентов  на фоне сокращения и замены низко квалифицированных работников, инновационными технологиями и автоматизацией производства, внедрением цифровых технологий во всех сферах  экономики.   Для экономического роста, снижения безработицы и повышения уровня жизни необходимо, по   примерным подсчетам, создать дополнительно более 10 млн. современных рабочих мест, в первую очередь - в районах Сибири и на Дальнего Востока.   При этом остается большой спрос на менеджеров по продажам, работников торговли, ресторанного и гостиничного бизнеса, временных волонтеров и работников других услуг, с невысоким уровнем оплаты труда (ниже среднего), которые больше создают виртуальную прибыль.

         В тоже время, государственные интересы предполагают опережающее развитие реального сектора экономики, производящего конкурентный прибавочный продукт в прорывных инновационных технологических направлениях, а также поддержание традиционно сырьевых отраслей.

         В результате, сохраняющаяся слабая мотивация работоспособного населения на эффективный ударный труд, там, где требуется обществу, со сложившимся принципом поиска наиболее легкой работы и места жительства в обустроенных мегаполисах (Москве, Санкт-Петербурге), вступает в определенное противоречие с требованиями развития народного хозяйства в регионах Сибири, Дальнего Востока и Крайнего севера, по принципу : «не там, где хочу, а где надо стране». Без этого, в условиях перманентного кризиса и внешних санкций, трудно вернуть страну на путь эффективного созидания и инновационного развития, поднять большинство населения «из спячки и заторможенности», сделать «трудовые будни - праздником для нас». Не случайно М.В. Ломоносов утверждал, что Россия будет прирастать Сибирью. Помощь в этом вопросе должна оказать целенаправленная воспитательная работа в семье, школе, вузах, театрах классической драмы, на мероприятиях в дни профессиональных праздников, а также через средства массовой информации, показывающих  убедительный пример успешного роста кадров и налаживающейся благополучной жизни в некогда проблемных депрессивных регионах. Мероприятия по созданию благоприятных социальных комфортных условий, экономические регуляторы также позволят упорядочить неконтролируемый и убыточный рост   крупных   городов в средней части России, вернуть к сельской жизни и крестьянскому труду уехавшее в город   за легкими заработками и праздной жизнью трудоспособное население, остановят постоянный отток молодежи и обеспечат закрепление молодых специалистов там, где требуется народном хозяйству или на своей малой родине, будет способствовать возвращению многих российских традиций, заложенных предыдущими поколениями.

       Социальные запросы и ожидания населения оказываются неизмеримо выше личных трудовых вкладов с учетом профессиональной квалификации и экономических возможностей государства по их обеспечению. При этом надо иметь ввиду: минерально-сырьевая база России на 80 процентов располагается за Уральским хребтом, где проживает 20 процентов россиян, а в   европейской части - 80 процентов населения и 20 процентов сырьевых ресурсов. Последнее свидетельствует о слабом административном и экономическом регулировании миграционных потоков, требует перекрестного субсидирования не только тарифов на рейсы авиакомпаний, но и по другим   социальным вопросам жизни. В частности, за счет повышения тарифов на жилье, ипотеку, коммунальные услуги, транспортное обслуживание, налоги (за исключением ветеранов и коренного населения с цензом оседлости) в крупных городах европейской части страны, реальное субсидирование  разницы на снижение тарифов, налогов, стоимости ипотеки и введение других льгот жителям, работающим   в трудных условиях освоения районов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока.

         Надо довести до практического решения предложения, прозвучавшие в 2016 году на встрече садоводов Курской области и поддержанные Председателем Правительства России о необходимости приравнять региональные тарифы на электроэнергию для садоводческих товариществ к   тарифам для сельского населения (т.е. снизить в 1,5 – 2 раза). Указанные меры социальной поддержки жизни, отдыха, здоровья   и позитивного настроения россиян среднего и старшего возраста несомненно будут встречены ими с пониманием и благодарностью.  Садовые участки имеет более четверти жителей, однако рост тарифов на энергоносители лишает их возможности цивилизованного ведения садоводства, при наличии резерва мощностей атомной энергетики, низких темпов дорогостоящей газификации сельских территорий и крестьянских хозяйств, а также высоких тарифов на бытовое газовое топливо. Исключить социальную несправедливость, когда в частном секторе тарифы ниже, чем через дорогу в садоводстве, с равными условиями жизни и теми же сельскими проблемами.  

       Актуальным остается крайне непопулярный, но экономически необходимый процесс пенсионной реформы, требующий дальнейшего ее упорядочения.     Как известно, самый низкий в Европе пенсионный возраст, отсутствие средств как в федеральном бюджете, так и в ПФР, требуют определенного регулирования и не только страховых пенсий. Как известно, работающим пенсионерам не индексируется и так невысокая   страховая пенсия, составляющая в среднем 14-15 тыс. рублей в месяц. В тоже время   военным пенсионерам, получающим выплату в   три-четыре  раз больше (в размере 50-60 тыс. рублей и более) - ее   индексируют. При этом они еще стремятся с помощью протекции, не имея гражданских специальностей, всеми способами занимать на рынке труда высокооплачиваемые и руководящие   должности, в том числе и на госслужбе, вытесняя гражданских специалистов еще не заработавших страховые пенсии,   неоправданно сокращая   рабочие места и не имея стимула работать на перспективу. Как говорят в народе, всех денег не заработаешь. В таких условиях, учитывая дефицит бюджета, требования социального равенства, было бы оправданным для   работающих военных пенсионеров ограничить повышенные пенсии в размере  50 процентов от назначенной суммы.

         Другим обсуждаемым в обществе противоречием пенсионной системы является социальная несправедливость в оплате труда и пенсиях между высоко интеллектуальными профессорами и доцентами вузов, учеными РАН, формирующими инновационное развитие общества (с пенсией 17 тыс. рублей и средней заработной платой 50 тыс. рублей) - с одной стороны и государственными служащими с посредственным образованием, бюрократией и коррупцией, вызывающими повсеместную критику в обществе (с пенсией за выслугу лет   в регионах   40 - 50 тыс. рублей и средней заработной платой 80 тыс. рублей) - с другой, что увеличивает критические высказывания о высокой социальной дифференциации  в обществе.

         Как известно, простым пенсионерам по возрасту звание «ветеран труда», с доплатой к страховой пенсии до 1,5 тыс. рублей присваивается при наличии государственных наград или федеральных грамот министерств и ведомств и наличии трудового стажа не менее 20-25 лет. Между тем, специальные пенсии госслужащим назначаются по одному лишь показателю выслуги – 20 лет работы в госаппарате, без учета результатов и качества труда госслужащего, как видим не всегда добросовестного. Это позволяет чиновникам без особого усердия во благо Отечества, при отсутствии наград и особого трудового вклада и, прямо скажем, без достаточных оснований, получать пенсионные выплаты намного выше ветеранов труда, профессоров и научных работников, имеющих более высокие награды и заслуги перед государством. В субъектах Федерации, которым предоставлено право самим устанавливать и выплачивать такие пенсии, размеры выплат намного выше, чем   у бывших федеральных госслужащих. Данные вопросы неоднократно поднимались в средствах массовой информации,   Объединенным Народным фронтом, политическими партиями, но меры по их справедливому упорядочению в центре и на местах - так и не принимаются.    

В данном случае противоречия объективно  требуют коренного пересмотра подходов в оплате труда и назначении пенсии в соответствии со сложностью, научностью, напряженностью труда, общим его интеллектуальным уровнем, психологической нагрузкой, ответственностью и реальным вкладом человека в развитие общества и государства. В этих целях, необходимо изменять формы оплаты труда с повременного учета отработанного рабочего времени на сдельно-премиальную, аккордную, учитывающую объем, качество и сроки исполнения заданий, размер заработанных трудодней, в том числе в непроизводственных отраслях, в государственном и муниципальном управлении с учетом достигнутых конечных результатов, полученных наград и поощрений.

Критические оценки   населения вызывает малоэффективная работа дорогостоящего управленческого аппарата и численность работников бюджетных организаций и госучреждений. Надо отметить - их заработная плата всегда отставала от уровня предприятий, бизнес-структур и органов государственной власти, что в свою очередь естественно снижало требовательность к данным работникам и качество труда. Из 80 миллионов россиян трудоспособного возраста, насчитывается примерно 33 миллиона работников бюджетных организаций, в том числе 2,2 миллиона государственных и муниципальных служащих.

По данным   Росстата, численность федеральных и региональных госслужащих исполнительных органов государственной власти превышает 700 тыс. человек. Для сравнения в высшем профессиональном образования занято 650 тыс. работников, из которых на должностях профессоров и доцентов 117 тыс. человек. При этом расходы на содержание органов власти примерно на 20 процентов превышают совокупные расходы на образование и здравоохранение (в федеральном бюджете 1,1 трлн. рублей против 902,0 млрд. рублей).

Сегодня, в демократической России со слабо развитой рыночной инфраструктурой и автоматизированной системой управления числится примерно 108 чиновников на 10 тыс. жителей. Для сравнения органы госуправления РСФСР в 1988 году без учета партийного аппарата имели 81 человек на 10 тыс. населения или 20 процентов меньше, чем сейчас. Во всем Советском Союзе (с учетом союзных республик), т.е. на пике расцвета советской бюрократии (с централизованным управлением и планированием)   было 73 человека на 10 тыс. населения или на 30 процентов меньше, чем в наши дни. Для сравнения в административно-командной плановой сталинской системе (в условиях несовершенной бумажной системе управления и учета)   этот показатель все равно был несравнимо меньше: 100 служащих на 10 тыс. населения. О данной ситуации министр финансов Антон Силуанов заявил: «У нас более раздутая бюджетная сеть даже по сравнению с советским периодом»   (htts://www.rbs.ru|economics/15/10/2014/543cfe56cbb20f8c4e0b98f2). Причина такого положения во многом лежит в снижении уровня и качества управления народным хозяйством, падении профессиональной компетенции работников, неэффективности контрольных функций.  

         Формирование эффективного менеджмента государственного управления предполагает освоение не только дистанционного курса «ГМУ», а достаточно глубокое предметное изучение курсов экономической социологии, экономики, планирования и управления народным хозяйством, регулирования рыночной инфраструктуры, развития предпринимательства, финансового и хозяйственного права, демографии, социологии   труда, цифровой экономики, социальной психологии, организационного поведения и других. Сегодня этих знаний реально не хватает молодым специалистам, когда один только их внешний вид (дресс-код) и стиль служебного поведения (протокол) ярко говорит об уровне их интеллектуального развития и профподготовки.  По этой причине, требуется усложнение учебных программ с рассмотрением проблемных стратегических вопросов, индивидуальная работа со студентами, неформальная научно - производственная практика в передовых коллективах, развитие студенческого научного сообщества, расширение самостоятельной работы студентов, признание аспирантуры высшей ступенью высшего образования с первичной научной квалификацией, сокращение многочисленных надуманных планов и отчетов  на кафедрах и в деканатах, которые отвлекают от творческой педагогической работы.

         Широко известно – в основе модернизации общества лежат прорывные коренные преобразования в сфере экономики, а затем изменение политической системы.   На этом в 80-х годах ХХ века   «споткнулась и захлебнулась» так называемая «перестройка». Когда федеральных и региональных законов и нормативных актов принимается столько, что население не успевает за ними следить и ответственно выполнять. Поэтому их невыполнение, по причине отсутствия соответствующей экономической базы,  стало нормой. Законы есть, а правовой культуры их выполния недостаточно.

К сожалению, во многих случаях увлечение законотворчеством, осуществляется в ущерб вопросам оперативного управления народным хозяйством, регулирования макроэкономических балансов, обеспечения социальной справедливости в обществе и исполнения законодательства, национальных проектов, во многом обоснованных обращений граждан. В связи с этим, учитывая уже созданный модельный каркас законодательства, требующий совершенствования с внесением изменений, основное внимание в деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти, на наш взгляд, следует перевести на контроль и проверку исполнения, процедуру парламентского расследования, заслушивания отчетов руководителей органов исполнительной власти с принятием соответствующих постановлений.

В Новогоднем обращении Президента РФ  сказано о том, что: «добиться лучшего для себя, для своей семьи, для родной страны можно лишь собственными усилиями, общими слаженными работами. Нам предстоит решить немало насущных задач – в экономике, науке и технологиях, в здравоохранении, образовании и культуре. И главное – шаг за шагом добиваться повышения благосостояния и качества жизни. Чтобы все граждане России, каждый из нас уже в наступающем году почувствовал перемены к лучшему. Сделать это можем мы только вместе». Скажем прямо, чтобы каждый гражданин на своем рабочем месте, будь-то работа, служба, учеба, творчество, волонтерство, действовал  ответственно,  с полной отдачей сил и энергии,   на равных со всеми   приумножал и защищал свою страну, получая блага по труду и заслугам. При таких условиях возможна социально-экономическая и демографическая стабилизация в обществе.

Академик ПАНИ Г.Ф. Горбунов