Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

Воронцов

Интервью журналу "Педагогика онлайн" (№1, 2019)

Уважаемый Алексей Васильевич, благодарим Вас за согласие дать интервью петербургскому журналу «Педагогика онлайн». Читательская аудитория журнала – школьные учителя. Расскажите, пожалуйста, насколько подготовленными, обученными приходят на Ваш факультет бывшие школьники. Что Вы готовы отметить в них как положительное? А чего им остро не хватает на первых порах обучения в вузе, в частности, на Вашем факультете?

- Надо сказать, уровень подготовленности абитуриентов, поступающих на наш факультет, меняется год от года. Те, кто приходят к нам сейчас, в достаточной мере отличаются от тех, кто приходил 3-4 года назад. Очевидно, происходят какие-то объективные процессы в современных школах, связанные с ориентированием выпускников не только на результаты ЕГЭ, но и на иные, куда более разносторонние образовательные цели. Приходят юноши и девушки с широким культурным кругозором. Признаюсь, ранее мы испытывали серьезные трудности с адаптацией первокурсников к вузовским реалиям. Абитуриенты, поступая на 1 курс, длительное время оставались в плену своих школьных представлений. Сам процесс обучения в университете в достаточной степени отличается от учебного процесса в средней школе. В современной школе учащиеся особое внимание уделяют предметам, которые ими избраны в качестве приоритетных при поступлении в тот или иной вуз. Я говорю о подготовке старшеклассников к определенному ЕГЭ. В целом, общаясь со студентами, я замечаю, что они меняются не всегда в лучшую сторону. Особенно страдает у первокурсников понятийный аппарат, нельзя назвать высоким и уровень грамотности. В их речи превалируют односложные предложения, обрывистые фразы. Меня это настораживает. Вуз все-таки требует от студентов полноценного, аргументированного размышления. Кроме того, вуз призван развивать и воспитывать личность. В том числе воспитательные функции реализуются в самом процессе преподавания в вузе – будь то история, социология, политология. Каждый предмет воспитывает человека. Например, даже география воспитывала и продолжает воспитывать чувство гордости за нашу великую Родину. Вспоминается строчка из замечательной песни, рожденной в Советском Союзе: «Широка страна моя родная». Эта строчка произносилась с чувством гордости за свою действительно необъятную страну.

Что еще следует отметить? Нынешние студенты не привыкли и не умеют записывать лекции. Правда, некоторые молодые люди пользуются современными электронными средствами, записывают лекции на диктофон. Но одно дело - пассивная запись лекции на гаджет, и другое – мыслительная работа при непосредственной фиксации положений лекционного материала в виде конспекта. Нет у первокурсников системности при записи лекций, они не улавливают главное. Кроме того, семинарские занятия красноречиво показывают, что ответы у нынешних студентов зачастую чрезвычайно фрагментарны и не логичны. Конечно, краткость – сестра таланта. Но краткость краткости рознь. Студент порой произнесет пару реплик и считает, что раскрыл тему. Не хватает нынешнему студенту развернутого, логического, структурированного размышления. Не хватает полноты суждений, аргументаций. Интеллектуальной самостоятельности у современных школьников, ставших студентами, явно не достаточно. То есть приходится говорить о пресловутом клиповом мышлении, которое так или иначе преодолевается лишь к концу 1 курса. Нынешние школьники, к сожалению, ориентированы на изучение узкой тематики, того предмета, который, повторюсь, им необходимо сдавать в рамках ЕГЭ.

- Нуждаются ли современные первокурсники, вчерашние школьники в особой адаптации к условиям вузовского учебного процесса? Как на Вашем факультете проходит такая адаптация?

- Должен сказать, что в этом учебном году мы наблюдаем некий абсолютно осознанный, положительный настрой первокурсников на результативную учебу. На наш факультет пришли более подготовленные студенты, чем в прошлые годы. С хорошими образовательными способностями, с желанием учиться. Есть у них тяга к знаниям. Первокурсники не только дисциплинированно посещают занятия, но и активно включаются в общественную жизнь. Не могу не отметить: общественная жизнь у нас на факультета бьет ключом. У нас функционирует полтора десятка различных творческих объединений. Студет может учиться ораторскому искусству, овладевать театральным мастерством, петь, танцевать, осваивать музыкальные инструменты. Мы призваны воспитывать разносторонне подготовленных специалистов. Я уже не говорю о студенческих научных обществах, которые у нас чрезвычайно развиты. Наш факультет лидирует в университете по многим направлениям. Это все положительно сказывается на процессе адаптации первокурсников к вузовской жизни. На факультете введено кураторство. У каждой учебной группы есть свой куратор, преподаватель, к которому студенты могут обратиться с любым вопросом. Есть ведь много проблем, выходящих в том числе за пределы учебного процесса. У нас много ребят на платном обучении, им приходится сталкиваться с финансовыми трудностями. Многие студенты вынуждены подрабатывать. Мы стараемся вникнуть в их житейские трудности. Меня такие проблемы не могут оставить равнодушным: мое детство пришлось на военные годы, я ребенок войны, познавший сполна голод, Я вижу, что некоторые студенты сейчас живут скудно. Но стараются учиться. И мы им помогаем в этом.

- Быть может, на Вашем факультете действуют специальные адаптационные курсы, компенсирующие программы?

- Мы сосредоточиваемся в данном случае на проведении консультаций преподавателей. Это и есть компенсирующая деятельность. Если студент выражает желание получить знания, прояснить тот или иной вопрос, он может обратиться на любую кафедру, к тому или иному преподавателю и получит всестороннюю помощь. Наш факультет отличается весьма демократичной обстановкой. Преподаватели – люди доброжелательные и отзывчивые. Поэтому с психологической и учебной адаптацией наших студентов мы, несмотря на все трудности, справляемся. Если студенты захотят заниматься больше, дополнительно, мы всегда идем им на встречу. Кроме того, на кафедре истории религий и теологии разработан курс семинаров (его проводит профессор Прилуцкий А.М.), который направлен на развитие у студентов целостного видения мира, целостности той или иной сущностной проблемы. Ибо при образовательном процессе чрезвычайно важно умение в любой ситуации сначала понять целостную структуру, а затем уже некие частности.

- На Ваш взгляд, нет ли необходимости в особом, заблаговременном взаимодействии вуза и школы в рамках адаптации выпускников школ к вузовским реалиям? Быть может, требуется больше совместных программ, совместных мероприятий, в которых принимали бы участие студенты и школьники, вузовские преподаватели и школьные учителя?

- Я с Вами полностью согласен. Не случайно наш ректорат заключил соглашение с отделом образования Центрального района Санкт-Петербурга по развитию сотрудничества со школами. Недавно состоялось совместное совещание представителей герценовского университета с руководством общеобразовательных школ, где обсуждались различные аспекты взаимодействия вуза и школы. Считаю, что такое взаимодействие обязательно должно включать в себя формирование полноценной системы патриотического воспитания учащихся и психологической поддержки субъектов образовательного процесса.  В настоящее время мы взаимодействуем со школьными учреждениями в основном через педагогическую практику. Наши студенты проходят практику в школах Выборгского, Приморского, Центрального районов города. Студенты проводят уроки, поддерживают коммуникации со школьными педагогами и учащимися. Это хороший формат образовательного общения. Кроме того, у нас регулярно проходят Дни открытых дверей, когда старшеклассники посещают наш факультет. Мы проводим олимпиаду, в которой непосредственное участие принимают школьники. В наших студенческих научных обществах участвуют не только студенты, но и ученики школ. Не случайно при приеме в вуз на все отделения нашего факультета отмечается очень высокий конкурс.

- Должна ли быть преемственность с точки зрения содержания, форм и методов обучения в школе и вузе? Должна ли школа приучать детей к вузовским формам обучения? Чем в этом отношении школе может помочь вуз?

- Это очень важные вопросы. Но для их решения прежде всего должна быть соответствующая установка профильного министерства и комитета по образованию. Хочу отметить, что в нашем обществе мало теперь говорят о необходимости единства процесса обучения и воспитания. Образование, по сути, и есть единство обучения и воспитания. Чем была сильна советская школа? Неразрывным единством обучения и воспитания. Скажу с полной убежденностью, что именно такое образование помогло нашему народу выдержать все тяготы Великой Отечественной войны и победить в ней. Мы победили духовно. У нас перед войной сформировалась такая сильная, монолитная духовная атмосфера, что ее ничем невозможно было подавить. Мы технологически отставали от германской армии по всем параметрам. По танкам фашисты превосходили нас в 3 раза, по количеству самолетов – в 3,5 раза. Как мы могли победить? А мы победили. Победили своей стойкостью, мужеством, духом. Мы победили в том числе и благодаря нашей советской школе, которая воспитала народ. Поэт Владимир Луговской написал о советской школе: «Здесь оплот государства и наше бессмертье». Сейчас, к сожалению, ощущается дефицит воспитательных функций в школе. Разрыв между обучением и воспитанием в современной школе налицо. Не было бы такого разрыва, не произошло бы недавней трагедии в керченском колледже. Это – недоработка семьи, недоработка школы, недоработка всей системы нашего образования, которое должно в себе сочетать и обучение, и воспитание.

- Остро ли сейчас стоит проблема учебников истории и обществознания?

- До сих пор остается открытым вопрос, нужны ли обязательные учебники по истории или нет. Министерство просвещения склонялось к тому, чтобы была закреплена определенная линейка учебников, в первую очередь рекомендованных для процесса обучения.

- Чему еще необходимо уделять серьезное внимание в современной школе?

- Нам нужно не забывать о трудовом воспитании и учебно-производственном обучении в школах. Я, к примеру, в свое время, обучаясь в школе, научился водить машину, освоил трактор. Разве это плохо? Как-то я был в командировке в Дании. Мы посетили одну их местных гимназий. Я был несказанно удивлен, когда увидел на стене в гимназическом холле портрет А.С. Макаренко. Директор этой гимназии, заметив мое удивление, сказал: «Мы очень ценим педагогические взгляды Макаренко и применяем их в своей педагогической практике. Поскольку у нас есть трудновоспитуемые дети». А мы что же? Мы почти не вспоминаем наших великих отечественных, советских педагогов.

- Можно ли считать ЕГЭ исчерпывающим инструментом при приеме в вуз?

- Я знаю очень много противников ЕГЭ. Многие чрезвычайно негативно относятся к ЕГЭ. Я бы сказал: не все так однозначно. Я работаю более 55 лет в образовании, работал и в школе. Я прекрасно помню, как нередко поступали в престижные вузы - что называется, по знакомству, проще говоря – по блату. Это была, конечно, невероятно порочная, но, к сожалению, достаточно распространенная практика. Были так называемые «ректорские списки» для блатных абитуриентов. Об этом забыли, но это было. И забыли в том числе благодаря ЕГЭ. Сейчас, чтобы сдать документы для поступления в вуз, выпускникам школ не требуется приезжать из своих регионов в ту же Москву или Петербург, или областной центр. Сейчас достаточно послать в вузы только документы. Отмечу, что на нашем факультете сейчас учатся ребята со всей страны. Именно в рамках ЕГЭ появилась такая возможность.

- Как Вы оцениваете недавнюю инициативу Высшей школы экономики проводить обучение в вузах с помощью заранее записанных онлайн-лекций, по сути, без непосредственного участия профессоров?

- Я считаю, что этот вопрос пока не проработан. Многие вузы, наряду с традиционными формами обучения, в последнее время применяют и инновационные форматы, например, дистанционное обучение. И мы применяем. Но могу сказать со всей определенностью: онлайн-лекция не может заменить живого образовательного общения профессора со студентами – глаза в глаза. Живое обучение всегда продуктивнее механического. При этом студенту ничто не мешает на факультативной основе знакомиться со всем массивом размещенных на интернет-ресурсах образовательных материалов. Но превалирующей должна оставаться живая лекция в университетской аудитории. Я не являюсь сторонним ряда инициатив Высшей школы экономики, хотя у этого вуза есть и дельные идеи.

- На государственном уровне давно обсуждается проблема поднятия престижа профессии учителя. Как, помимо материальных средств (что тоже необходимо), стимулировать будущих педагогов?

- Во Франции, например, учитель французского языка – государственный служащий. У нас этот вопрос тоже поднимался, но так и сошел на нет. Да и материально наши учителя еще недостаточно обеспечены. Уровень их зарплаты низок, никоим образом не сопоставим с тем, какие задачи они выполняют и какие функции на них возложены. Я считаю, что вопрос материального поощрения учителей остается задачей номер один.

- Благодарю Вас, уважаемый Алексей Васильевич.

Воронцов Алексей Васильевич

декан факультета истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ

Интервьюер – Анатолий Бузулукский, заместитель главного редактора журнала «Педагогика онлайн».