Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

купкеркур

«Недурно также, если бы кто-нибудь такой, кто наделен способностью воображать или живо представлять себе различные положения людей и преследовать их мысленно на разных поприщах, — словом, кто способен углубляться в мысль всякого читаемого им автора или развивать ее, проследил бы пристально всякое лицо, выведенное в моей книге».

С каким нравоучительным посланием обращается к читателю Н.В. Гоголь? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прочесть рисунок.

Первая деталь обложки - несущаяся бричка в губернский город NN. Как назывался этот таинственный город? Чтобы ответить на этот вопрос, обращаемся ко второй детали рисунка – колесо. Читаем диалог: «Вишь ты, — сказал один другому, — вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?» — «Доедет», — отвечал другой. «А в Казань-то, я думаю, не доедет?» — «В Казань не доедет», — отвечал другой. Этим разговор и кончился».

Из диалога между мужиками становится понятно, что таинственный губернский город NN, куда въехала небольшая бричка, находится между Москвой и Казанью. Чтобы определить точное название этого города, давайте выясним, в каких городах побывал Чичиков до города NN.

Обращаемся к тексту: «Герой, однако же, совсем этого не замечал, рассказывая множество приятных вещей, которые уже случалось ему произносить в подобных случаях в разных местах: именно в Симбирской губернии у Софрона Ивановича Беспечного, где были тогда дочь его Аделаида Софроновна с тремя золовками: Марьей Гавриловной, Александрой Гавриловной и Адельгейдой Гавриловной; у Федора Федоровича Перекроева в Рязанской губернии; у Фрола Васильевича Победоносного в Пензенской губернии и у брата его Петра Васильевича, где были свояченица его Катерина Михайловна и внучатные сестры ее Роза Федоровна и Эмилия Федоровна; в Вятской губернии у Петра Варсонофьевича, где была сестра невестки его Пелагея Егоровна с племянницей Софьей Ростиславной и двумя сводными сестрами - Софией Александровной и Маклатурой Александровной».

После прочтения отрывка из текста художественного произведения исключаем следующие города: Симбирск (ныне Ульяновск), Рязань, Пенза и Вятка. Остается предположить, что этот город - Нижний Новгород. Находим подтверждение данного тезиса в тексте «Когда Чичиков выехал от Ноздрева, по дороге он чуть не столкнулся с другой коляской, в которой ехали дамы «Отсаживай, что ли, нижегородская ворона!» — кричал чужой кучер». Понятно, что город NN в «Мёртвых душах» – собирательный образ, типичный русский город, на который так похож Нижний Новгород с его нижегородской ярмаркой, купечеством и множеством проблем.

Определив название города, отмечаем тот факт, что Н.В. Гоголь никогда не был в Нижнем Новгороде. Однако в поэме «Мертвые души» он прочитывается между строк. Почему?

Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Александром Пушкиным. Сведения об этом мы находим в «Авторской исповеди».
Н.В. Гоголь сознательно использует приём реминисценции, который рассчитан на память читателя (из биографии А.С. Пушкина: как в один из его приездов в Нижний Новгород за материалами к «Истории Пугачёва», писатель был принят за ревизора, тайно приехавшего для наведения порядка).

Выяснив название таинственного города, переходим к анализу его социально-политического устройства.
«Как вам показался наш город? — примолвила Манилова». Чтобы ответить на этот вопрос обращаемся к тексту поэмы. «Очень хороший город, прекрасный город, — отвечал Чичиков, — и время провел очень приятно: общество самое обходительное.— А как вы нашли нашего губернатора? — сказала Манилова.— Не правда ли, что препочтеннейший и прелюбезнейший человек? — прибавил Манилов.— Совершенная правда, — сказал Чичиков, — препочтеннейший человек. И как он вошел в свою должность, как понимает ее! Нужно желать побольше таких людей.— Как он может этак, знаете, принять всякого, наблюсти деликатность в своих поступках, — присовокупил Манилов с улыбкою и от удовольствия почти совсем зажмурил глаза, как кот, у которого слегка пощекотали за ушами пальцем.— Очень обходительный и приятный человек, — продолжал Чичиков, — и какой искусник! я даже никак не мог предполагать этого. Как хорошо вышивает разные домашние узоры! Он мне показывал своей работы кошелек: редкая дама может так искусно вышить.— А вице-губернатор, не правда ли, какой милый человек? — сказал Манилов, опять несколько прищурив глаза.— Очень, очень достойный человек, — отвечал Чичиков.— Ну, позвольте, а как вам показался полицеймейстер? Не правда ли, что очень приятный человек?— Чрезвычайно приятный, и какой умный, какой начитанный человек! Мы у него проиграли в вист вместе с прокурором и председателем палаты до самых поздних петухов; очень, очень достойный человек».

Обращаем внимание на то, как же понимают должностные лица губернского города свою должность?
Итак, «губернатор вошел в свою должность и понимает ее» так - «вышивает разные узоры», «какой искусник»; вице-губернатор – «очень достойный человек»; полицеймейстер – «начитанный человек»; прокурор любит играть в вист.
Что же означает эта фраза «любит играть в вист»? Обратимся к лексическому значению слова «вист». Вист - это игра вчетвером (двумя парами) в 52 карты, заключающаяся в том, чтобы набрать больше взяток. Так чем же занимается прокурор? Ответ очевиден.

В данном фрагменте текста значение слова «вист» воссоздает пропущенную информа¬цию и заполняет смысловые лакуны. Автор текста предпола¬гает, что читатель знает, что такое игра в вист, поэтому умышленно прячет информацию в одном слове, которую нужно расшифровать.

Такой прием Андрей Белый называл «фигурой фикции», — когда нечто (а нередко очень многое) сказано, но фактически не сказано ничего.

Этот же прием автор использует, когда игру в вист называет «дельным занятием». Слово «дельный» в тексте встречается довольно часто: «дельные замечания», которые готов дать практически на любую тему Чичиков, неизбежно перекликаются с «дельными замечаниями», которые отпускает кучер Селифан чубарому коню. Но в данном случае «занятие дельное» — выражение из карточного жаргона, означающее игру на деньги. Как раз в таком смысле оно и употреблено в тексте.

Гоголь пишет, что для чиновников деньги — главный интерес и смысл государственной деятельности. Поэтому на рисунке обложки к поэме «Мертвые души» изображены игральные кости и карты, определяющие род занятий чиновников.

Давайте подумаем вместе над вопросом: «По поводу приготовления какого блюда дает наставления П.И. Чичиков?»
«... сделай на четыре угла; в один угол положи ты мне щеки осетра да вязигу, в другой запусти гречневой каши, да грибочков с луком, да молок сладких, да мозгов, да еще знаешь там этакого... Да чтоб с одного боку она, понимаешь, зарумянилась бы, а с другого пусти ее полегче. Да исподку-то, понимаешь, пропеки ее так, чтобы рассыпалась, чтобы всю ее проняло, знаешь, соком, чтобы не услышал ее во рту – как снег растаяла». Находим в тексте ответ: кулебяка на четыре угла.

Владимир Иванович Даль определил кулебяку как «длинный (не круглый) пирог из кислого теста с кашей или капустой, мясом или рыбой». Причем подчеркнул, что идет это понятие от слова «кулебячить», что означало - «валять, мять руками, гнуть, сваливать, сгибать, лепить». Н.В. Гоголь здесь абсолютно точен в описании старинной московской кулебяки. Почему? Фарш в нее клали разный, располагали его клиньями, разделяя каждый вид блинчиками «на четыре угла» (чтобы тесто не отмокло из-за сочной начинки). Особое искусство было в том, чтобы с таким сложным фаршем кулебяка хорошо пропеклась.

Не случайно Н.В. Гоголь в уста Павла Ивановича вкладывает наставление по поводу приготовления старинной московской кулебяки. Именно Чичиков-мастер афер. Он «кулебячит», совершает совокупность действий, направленных на получение выгоды нечестным способом. Проявляет особое искусство дельца, чтобы справится с таким сложным «фаршем» - дельцем и получить в награду «пирог», более 400 душ. Таким образом, Н.В. Гоголь с помощью кулинарного рецепта показывает механизм совершения сделки, с одной стороны - несоответствующей гражданским постановлениям, с другой - нравственным ценностям -совести.

Возвращаемся к прочтению рисунка автора. Если отталкиваться от иконографии, то он принадлежит к хорошо кодифицированному жанру — ванитас. «Суета сует, — все суета!» Ванитас — разновидность философского натюрморта, в котором предметы, символизирующие человеческую деятельность, противопоставлены предметам, напоминающим о смерти. В ванитас предметы, связанные со сладостной земной жизнью, деятельной или созерцательной, и предметы, олицетворяющие бренность жизни и разложение, прочитываются как нравоучительные метафоры. Так с каким же нравоучительным посланием обращается к читателю Н.В. Гоголь?

Он призывает к умеренности в пользовании благами жизни и в наслаждении ее радостями во благо живой душе.
«И сколько раз, уже наведенные нисходившим с небес смыслом, они [люди] и тут умели отшатнуться и сбиться в сторону, умели среди бела дня попасть вновь в непроходимые захолустья, умели напустить вновь слепой туман друг другу в очи и, влачась вслед за болотными огнями, умели-таки добраться до пропасти, чтобы потом с ужасом спросить друг друга: «Где выход, где дорога?» ( Н.В. Гоголь)

Литература:
А., Белый. Мастерство Гоголя. М., Л., 1934.
В., Беспрозванный, Е.,Пермяков. Из комментариев к первому тому «Мертвых душ». Тартуские тетради. М., 2005.
М., Вайскопф. Время и вечность в поэтике Гоголя. М. Вайскопф. Птица-тройка и колесница души. М., 2003.
С. А. ,Венгеров. Гоголь совершенно не знал реальной русской жизни. С. А. Венгеров. Собрание сочинений. Т. 2. СПб., 1913.
Ю. В. ,Манн. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996.
Ю. В. ,Манн. Где и когда? Analysieren als Deuten: Wolf Schmid zum 60. Geburtstag. Hamburg, 2004.
С. А., Фомичев «Мертвые души»: инерция замысла и динамика откровения. Феномен Гоголя. СПб., 2011

Комментарии для этой записи закрыты