Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

годи8999

В Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств 7 февраля 2019 года открылась персональная выставка известного кубинского художника Омара Годинеса, который живет более 20 лет в Москве и является действительным членом ПАНИ.

годи

Омар Годинес перед фасадом Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств

«Куба рядом» - такое название предложила дать экспозиции директор Удмуртского Республиканского музея изобразительных искусств Вера Вахрушева.
- Через произведения Омара Годинеса, - сказала она, - наша республика открыла для себя современное искусство Кубы, поскольку «живьем» работы художников с Острова Свободы наши посетители еще не видели. Открытие еще в том, что через творчество Омара мы увидели Кубу, ее архитектуру и природу, ее людей и всё, что связано со свободой в понимании кубинцев.

годи2

Выставку открыли Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Куба в РФ господин Херардо Пеньяльвер Порталь и министр культуры Удмуртии Владимир Соловьев. Он подчеркнул значимость укрепления связей, в том числе культурных между Россией и Кубой.
На открытии присутствовали Третий секретарь Посольства Республики Куба в РФ по вопросам культуры и спорта госпожа Марта Гарсия Эрнандес и представитель Российского Общества дружбы с Кубой Елизавета Лаврушечкина.

годи3

Язык искусства Омара особенный, индивидуальный, универсальный, а все потому, что он рассказывает красками многообразных традиций кубинского народа, прежде всего, праздничных традиций, а где праздник, там и музыка. Жители Удмуртии восхищены яркостью, темпераментом, которыми наполнены полотна: «Гитара в красном», написанное в 2013 году, «Крестьянская песня» (2008), «Серенада I» (2016) – смотришь на эти творения – и как будто слышишь зажигательный ритм барабанов, громкие красивые голоса певцов и завораживающие переборы на струнах испанской гитары.

годи4

Омар Годинес «Гитара в красном»

Значительная часть работ Омара Годинеса созданы в абстрактной стилистике, которые вполне могли бы стать декорациями к театральным спектаклям, в которых бушуют страсти, действие накалено до предела. Этому способствует яркая колористика и спонтанность линий – и всё это «работает» на гармонию, которая рождается из хаоса.
Художник следует общепринятому канону, работая с масляными красками, - он идет от цветового пятна, предпочитая сочетание красного и желтого – возникает ассоциация с миром, наполненным солнечным светом. Для того, чтобы рисунок получился ритмическим, художник использует черный контур. Возникает впечатление, что в сюжетах автора есть нечто магическое, идущее от видений кубинских оракулов-сантеро, да и сам художник видится в роли посредника между Землей и Небом:
- Мне кажется важным – создавать такие произведения, которые приглашали бы зрителя к философским размышлениям о мире, о Вселенной, я избегаю желания навязывать человеку свое видение пространства.
Интересен в этом смысле триптих «Элегия» (2016) – это декоративные полотна со сложной ритмической организацией.

годи5

Омар Годинес «Крестьянская песня»

Обратили внимание удмуртские искусствоведы на картину «Твино» - об индейцах, живших до прибытия на остров испанских колонизаторов. На повествование о далеком времени указывает центральный древний знак, выполненный в духе рисунков первобытного человека: детали изображения едва просматриваются сквозь целостного узора. Так решены сюжеты работ: «Духовная связь» (2008), «Созерцание» (2017) и «Взаимопроникновение» (2016) – разброс во времени создания говорит о том, что Омар Годинес то принимается к воспроизведению страниц истории Родины, то отпускает эту тему, не переставая о ней думать.
Удмурты, которые относятся к группе финно-угорских народов, исповедуют, в основном, православие, но коренные жители, особенно крестьяне, сохраняют приверженность язычеству, а у них мифов – хоть отбавляй.

годи6

- Мифы Удмуртии в полной мере отражены в творчестве заслуженного художника России, народного художника Удмуртии Менсадыка Гарипова, - сказал Энвиль Касимов, - и художественные размышления Омара близки удмуртскому населению тем, что они основываются на мифологическом толковании тех или иных явлений существования мира. Пример тому - образ покровительницы Кубы «Медная Каридад», которой преклоняются жители острова Свободы как Святой Деве Милосердия. Она изображена в виде красивой мулатки во время молитвы, слова которой - о процветании Кубы. В этой работе художник соединяет мифическое и реальное.

годи7

Омар Годинес «Медная Каридад»

У Энвиля в это же время, когда открывалась выставка Омара, здесь же, в Удмуртском музее изобразительных искусств, проходила выставка «Интервенция». Омар учился вместе с Энвилем Касимовым и Сергеем Орловым в Московском государственном академическом художественном институте имени В. И. Сурикова. Они вспомнили, как интересно было учиться в альма матер, как общались в общежитии – им было что вспомнить, о чем посмеяться и о чем погрустить.

годи8

На второй день после открытия выставки Омар провел экскурсию по своей экспозиции для школьников и дал два мастер-класса будущим архитекторам, студентам Ижевского монтажного техникума. Искусство автора вызвало у молодежи большой интерес, и они захотели побывать на далеком, красивом острове.
Влад Красноярский