Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

IMG 20190529 131044

Петровская академия наук и искусств совместно с РГПУ им. АП.И. Герцена, АНО «Центр этнорелигиозных исследований»  и СПб отделение ВСД "Русский Лад" организовали Дискуссионную площадку «Религиозная традиция и духовная культура». Мероприятие прошло 29 мая 2019 года.

В рамках Дискуссионной площадки были, в частности, обсуждены следующие вопросы:

Религиозная традиция и религиозная культура;
Социальные и культурологические аспекты религиозной традиции;
Традиционная религия и традиционная религиозность;
Модернизм и традиционализм в религии и культуре;
Новые религиозные движения в современном социокультурном контексте;
Религиозная традиция и русский язык.

В качестве основных спикеров в ходе дискуссии выступили: президент ПАНИ, декан факультета истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена, профессор А.В. Воронцов, академик ПАНИ, кандидат богословия, руководитель Отдела по взаимоотношениям церкви и общества Санкт-Петербургской епархии РПЦ  А.А. Пелин, академик ПАНИ, заведующий кафедрой истории религии и теологии РГПУ им. А.И. Герцена профессор А.М. Прилуцкий, вице-президент ПАНИ А.А. Антонов и др.

Выступая с докладом, А.В. Воронцов отметил, что плоды трудов святых Кирилла и Мефодия очень значимы для нас, для современной России. Создав славянскую азбуку, Кирилл и Мефодий внесли неоценимый вклад развитие всей славянской цивилизации. Об этом прекрасно помнили наследующие им славянофилы. «Н.Я. Данилевский», — напомнил Воронцов, — «указывал на существование особого типа цивилизации – славянской, глубинная основа которой — именно наш язык».

«К сожалению, сегодня на русский язык идет повсеместное наступление», — с горечью отметил выступающий. «Сегодня такие страны, как Казахстан, переходят с кириллицы на латиницу, руководствуясь политическими мотивами и нанося огромный ущерб как евразийской интеграции, так и собственной культуре.

В этих условиях крайне важно сберечь русский язык в самой России», — подчеркнул докладчик, уделив особое внимание подготовке к празднованию 220-летия со дня рождения А.С. Пушкина и Дню русского языка. «Факультетом истории и социальных наук и ПАНИ», — заявил он, — «в связи с этим намечена целая серия мероприятий, в числе которых семинар по обсуждению концепта закона о культуре, круглый стол по русскому языку, подведение итогов конкурса по русскому языку среди школьников и т.д».

Говоря о защите русского языка, Алексей Васильевич напомнил слова известного певца А. Розенбаума, который как-то сказал, что когда он смотрит новости на федеральных каналах и слышит от ведущих слова «перфоманс», «блэкаут» и «каршеринг», положение вещей представляется ему более страшным, чем «три шпиона на атомном заводе». По мнению Розенбаума, в российских СМИ необходимо запретить нарастающее использование заимствованных слов. Причём народный артист подчеркивает, что его позиция связана не с политикой, а именно с сохранением русского языка.

А.В. Воронцов завершил свое выступление, встреченное тепло и заинтересованно, призывом всемерно укреплять связь времен и как зеницу ока хранить чистоту и внутреннюю сущность русского языка.

Доклад А.А. Пелина был посвящен вопросу влияния церковной традиции Византии на духовный мир России. Выступающий подробно рассказал о научных исследованиях, связанных с Херсонесом-Таврическим и гипотезой о месте крещения князя Владимира. Также отец Александр продемонстрировал и прокомментировал авторский фильм об истории и сакральном значении Херсонеса. Кроме того, он представил концепцию отношения к храму как к одушевлённому сакральному пространству и рассказал о соответствующих разработках интерпретации храмового пространства в качестве особого места для живого общения. В том же время он обратил внимание на ряд внешних факторов восприятия храма, которые также необходимо учитывать при многомерном подходе к исследуемому феномену.

А.М. Прилуцкий сделал акцент на проблеме воспроизводства традиции в традиционном мире. «Термин „традиция“, — отметил он, — «подобно многим терминам современной гуманитаристики, не имеет общепринятого определения. Если попытаться суммировать те значения, которые приписывают ему исследователи и привести их к общему знаменателю, то окажется, что традиционное действие должно носить символический характер и отвечать критериям устойчивости и воспроизводимости. Традиция может существовать только в процессе передачи, причем усвоение традиции предполагает обязательно рефлексию. Религиозная традиция отличается от прочих культурных традиций высокой степенью устойчивости. Однако усвоение традиции не может сводиться к ее механическому принятию, это всегда предполагает творческое осмысление опыта предыдущих поколений».

«Наша культура повседневности основана на христианской культурной традиции», — заявил Прилуцкий, — «поскольку мы все находимся в пространстве христианского семиозиса: нас постоянно окружают христианские символы, знание которых является герменевтическим ключом к постижению современности. Традиция не является синонимом архаике. Традиция предполагает структурирование культурного дискурса, его упорядочивание, тогда как архаика такой упорядоченности не знает: если традиция апеллирует к рациональной осмысленности, то архаика базируется на неотрефлексированных интуициях. Бережное отношение к традиции должно базироваться на понимании ее истоков. Разумеется, в условиях традиционного общества религиозная традиция является лишь одной из базовых традиций, взаимодействующих в семиосфере. В результате этого взаимодействия формируются амбивалентные субдискурсы, относящиеся к религиозной культуре повседневности, религиозной этике социальных отношений, религиозному праву и т.д., в рамках которых религиозные компоненты реализуют как структурное, так и семантическое значение. Это дает основание полагать, что для семиосферы традиционного общества религиозная традиция является метатрадицией», — резюмировал А.М. Прилуцкий.

В своём докладе А.В. Антонов, ссылаясь на труды авторитетных историков, указал на истоки славянской письменности,
уходящей в глубокую древность.

После выступлений основных спикеров состоялась оживленная и плодотворная дискуссия, в которой приняли участие заведующий лабораторией религиоведческих исследований факультета истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена А.М. Богачев, старший преподаватель кафедры истории религии и теологии РГПУ им. А.И. Герцена А. В. Каргальцев, кандидат военных наук М.М. Лагутин.

Мероприятие состоялось в Конгресс-Холл «Васильевский» (Санкт-Петербургский Художественный Музей), по адресу наб. р. Смоленки, д. 2 (ст. метро «Спортивная»)

IMG 20190529 112358

IMG 20190529 112640