Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

s1200

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОИСКАХ УГЛЕВОДОРОДОВ НА ШЕЛЬФЕ БЕРИНГОВА МОРЯ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО ОСВОЕНИЯ БЕРЕГОВОЙ ЗОНЫ СО СТОРОНЫ КАМЧАТКИ

Вадим Дмитриевич Дмитриев (Петровская Академия наук и искусств, ККО «Русское географическое общество»), Екатерина Владимировна Касперович (ФГБУ «Камчаттехмордирекция»), Георгий Павлович Яроцкий (Институт Вулканологии и Сейсмологии ДВО РАН)

ENVIRONMENTAL SECURITY ENSURING IN EXPLORATION FOR HYDROCARBONS ON THE SHELF OF THE BERING SEA UNDER INDUSTRIAL DEVELOPMENT
OF THE COASTAL ZONE ON KAMCHATKA SIDE

 Vadim D. Dmitriev (Peter’s Academy of Sciences and Arts, Kamchatka Regional Branch of Russian Geographic Society),Ekaterina V. Kasperovich (FSBI «KamchatTechMorDirectsiya»),Georgii P. Yarotskii (Institute of Volcanology and Seismology,Far Eastern Branch of Russian Academy of Sciences)

A locationof economic growth is shaping here, which will entail increased technogenic impact in the “coast-sea” zone through the infrastructure creation for fisheries industry (within the territory of advanced development), for miningcomplex, for active fishing and for regular navigation along the Northern Sea Route.

The information is provided on environment and geology of the seashore and shallow water areas (quaternary sediments, faults activation under high seismic hazard) and on prerequisites for the setting up of a protected fisheries area.

The integrated monitoring of the Russian part of the Bering Sea is necessary, especially at locations of the heaviesttechnogenic impact on marine ecosystem. It is proposed to provideKamchatka Directorate for Technical Support of Maritime Supervision with specialized equipment, a laboratory and environmental fleet.

To continuemarine exploration is also relevant for solving energy issues in Kamchatka region.

 

Севернее Алеутской дуги морфоструктура Камчатского полуострова характеризуется расколотыми и обрушенными по разломам сводами (Лесновский свод и др.), переработанными впадинами, с широким развитием горизонтальных движений (3). На дне Карагинского шельфа до глубин 40-43 м был прослежен комплекс подводных террас с установлением деформаций их тыловых швов в доголоценое и голоценовое время над возможными локальными структурами.

По материалам ВНИГРИ (8), в заливах прикамчатской акватории Берингова моря выделена Восточно-Камчатская перспективная нефтегазовая область. А со стороны Чукотки вдоль морского берега прослежена южная часть Хатырского нефтегазового бассейна. В прогибах (Олюторском, Вывенском, Литкенском), частично выходящих на сушу, выделены возможно нефтегазоносные бассейны общей площадью в 34,2 тыс.км2.

Территория Северной Камчатки долгое время характеризовалась 5-6 балльными зонами, пока в 1991 году в Корякском нагорье не произошло Хаилинское землетрясение (Мw ≥ 6.6), а затем в 2006 году Олюторское землетрясение и землетрясение под №13 (Мw ≥ 7.6). Во время Олюторского землетрясения пострадали и береговые (Тиличики, Корф) посёлки (2). В 2013 году произошло Ильпырское землетрясение (Мw = 5.8). В результате балльность на картах ОСР-97 была повышена до 8-9 и 10 баллов (5).

При этом намечается связь землетрясений с поперечным межглыбовым разломом северо-западного направления с побережья Олюторского залива в сторону Охотского моря (10). Таким образом сейсмический риск возрос, при этом могут возникать цунами.

С 2017 года прибрежные Карагинский и Олюторский муниципальные районы вошли в состав территории опережающего развития (ТОР «Камчатка»). Их экономический рост связан с приходом инвесторов и строительством объектов инфраструктуры за счёт средств федерального и краевого бюджетов. На побережье – это строительство рыбоперерабатывающих заводов, а в горах разработка золоторудных месторождений, добыча платины, затем серы, со строительством автодороги на ГОК «Аметистовый» и морского причала у пос. Тиличики.

По прогнозу КамчатНИРО улов в Карагинской подзоне (Олюторский и Карагинский заливы) достигнет 180 тыс. тонн, в т.ч. вылов нерки до 40,7 тыс. тонн. Сегодня на путине у Восточного побережья уже работают на приёмке уловов 79 судов. А ведь в этой подзоне на глубинах до 300 м ведётся и лов трески, окуня, камбалы.

К сожалению, до сих пор не удалось создать 12-мильную рыбохозяйственную заповедную зону и приморскую территорию традиционного природопользования КМНС (1, 4).

Важнейшей задачей сегодня является и сохранение нерестово-выростных нерестилищ на реках, впадающих в Берингово море. По промысловым рекам 8 нерестовых районов выделены реки с высокими показателями удельного вылова лососей (в т/км) и суммарные показатели распределения удельной биомассы нерестилищ по всем видам лососей (в т/км2), расчёты которых опубликованы в 2013 году (9). Это промысловые реки, впадающие в Карагинский шельф. К сожалению, здесь и основная техногенная нагрузка: сброс сточных загрязнённых вод, складирование отходов, строительство объектов инфраструктуры и др.

Участки морских геофизических работ ОАО «Дальморнефтегеофизика» расположена вдоль береговой линии Берингова моря со стороны Северной Камчатки. Первый (Хатырский участок) вытянут от северной границы Камчатского края с Чукотским автономным округом (от мыса Пятнистый до мыса Олюторский). Второй (Ильпинско-Олюторский участок) расположен южнее Олюторского мыса до мыса Озерной. На Хатырском участке планировалось выполнить 15 тыс. пог.км сейсмопрофилей, на Ильпинско-Олюторском – 4 тыс.пог.км сейсмопрофилей с прослеживанием по опорным отражающим горизонтам поверхностей акустического фундамента и осадочного чехла. Особое внимание было уделено построению структурных карт и выделению разломов.

Эти работы завершаются в условиях дефицита газа для энергоснабжения Камчатского края. У нас была надежда на использование отпарного газа, который образуется в процессе производства, хранения и транспортировки сжиженного природного газа (СПГ). Ибо запланировано строительство плавучих хранилищ СПГ, доставляемого по Севморпути с Ямала (проект ПАО «НОВАТЭК») газовозами ледового класса в бухту Бечевинская на восточном побережье Камчатки, с его перегрузом на танкеры в страны АТР. А для энергообеспечения Камчатского края отсюда предусматривалось строительство газопровода в Петропавловск-Камчатский, но из-за его высокой стоимости оно не состоялось.

К сожалению, морское бурение ПАО «ГАЗПРОМ» у западного побережья Камчатки не привело к наращиванию запасов газа, а уровень добычи газа на мелких месторождениях суши в 2017 году составил всего 390,4 млн м3. при необходимых уже сегодня 750 млн м3. Но для развития ТОР «Камчатка» и Свободного порта «Владивосток» потребуются дополнительные объёмы добычи газа, превышающие 1млрд м3 в год. Поэтому продолжение морских геологоразведочных работ может быть целесообразно не только для Корякского АО, но и всего Камчатского края.

Проекты по развитию инфраструктуры в районах Крайнего Севера, интенсивность судоходства по Севморпути, в том числе иностранных судов, перевалка нефти в море или мазута на 6 разгрузочных пунктах в пределах рассматриваемой береговой зоны потребуют от природоохранных структур максимального присутствия в виде проведения регулярных контрольно-надзорных и рейдовых мероприятий, с участием экспертов, специальных технических средств и судов ФГБУ «Камчаттехмордирекция». Территориальная сфера деятельности дирекции весьма обширна и включает, в том числе морскую акваторию на Северо-Востоке России площадью 25 252 тыс. км2 и береговую полосу Камчатского края, Магаданской области и Чукотского автономного округа общей протяженностью 13,2 тыс. км. К территориальной сфере деятельности Камчатской дирекции расположены, в том числе морские акватории Восточно-Сибирского, Чукотского, Охотского и Берингова морей.

Базовым на восточном плече Севморпути признан морской порт Петропавловск-Камчатский. Размещение здесь лаборатории по идентификации источников разливов нефтепродуктов является актуальным и стратегически важным вопросом, что связано с экологически уязвимой морской средой районов Крайнего Севера и части Арктической зоны России. Практика показывает, что загрязнение поверхностных вод нефтепродуктами в территориальной сфере деятельности Камчатской дирекции происходит, как правило, при перевалке нефтепродуктов на необорудованных причалах, нарушении требований экологической безопасности в морских портах, бункеровке судов с обеспечивающего танкерного флота, а также при сбросе с судов нефтесодержащих льяльных вод во внутренних морских водах и территориальном море. Результаты исследований прошлых лет показывают, что перенос в более чистые районы вредных и токсичных веществ неизбежен (6, 7).

Согласно данным, предоставленным Общественной палатой Камчатского края, за период с 2010 по 2016 год на морской акватории Авачинской губы зафиксировано 33 разлива. При этом только в одном случае был установлен источник загрязнения акватории. Необходимо отметить, что помимо терминала (участка) в Авачинской губе в Камчатском крае действует более 11 морских терминалов (участков), подведомственных морскому порту Петропавловск-Камчатский. «Идентификация» предназначена для решения проблемы установления источника загрязнения природной среды и привлечения виновных лиц к ответственности при обнаружении (возникновении) разливов нефтепродуктов на подконтрольных территориях и акваториях.

Создание лаборатории на базе Камчатской дирекции позволит устанавливать идентичность нефтепродуктов, отобранных непосредственно с места разлива и из предполагаемого источника, а также выдавать экспертные заключения об их тождестве, что является доказательством вины правонарушителя. Необходимо отметить, что существующие лаборатории проводят определение количества разлитого нефтепродукта (его концентрацию и сравнение с нормами ПДК), что не доказывает вину, например, судовладельца, т.к. отсутствуют доказательства того, что проанализированные нефтепродукты разлиты в акваторию именно этим судовладельцем. Это позволит осуществлять лабораторно-аналитическое обеспечение контрольно-надзорных мероприятий по полному циклу, включая получение исходных данных для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам и почве.

Для повышения эффективности и обеспечения экологической безопасности дальнейших поисков углеводородов предлагается:

  1. В дальнейшей работе:

- Провести корреляцию морских сейсмопрофилей с региональными профилями МТЗ-МОВ на самом полуострове.

- В транзитной зоне Берингова моря оценить динамику четвертичных движений над локальными структурами и зонами разломов.

  1. Выполнить эколого-экономическое зонирование побережья и прилегающей части   шельфа на кадастровой основе с выделением зон:

- Природной – для сохранения биоразнообразия (заповедная 12-мильная рыбохозяйственная зона) и использования лососевого потенциала (резервирование площадей) для организации территории традиционного природопользования (ТТП) и лососевых заказников.

- Природно-ресурсной – для проведения морских геолого-геофизических работ на поиски и разведку углеводородов.

  1. Природно-техногенной – для комплексного хозяйственного использования природных ресурсов, создания транспортной, энергетической, промышленной и социальной инфраструктуры.
  2. Внести коррективы в специальные экологические и рыбохозяйственные требования для проведения морских геологоразведочных работ, в т.ч. направить часть компенсации ущербов водным биологическим ресурсам на организацию и мониторинг лососевых нерестилищ.
  3. На основе государственно-частного партнёрства усилить государственный мониторинг за состоянием речных вод за счёт увеличения пунктов наблюдений ФГБУ «Камчатское УГМС» с долевым участием инвесторов ТОР.
  4. Организовать государственный контроль за состоянием морских вод. Для этого:

- Создать на базе Камчатской дирекции уникальную лабораторию, единственную в системе Минприроды России, для проведения экспертизы по идентификации разливов нефтепродуктов. В дальнейшем возможно расширение области аккредитации под идентификацию отходов и других компонентов, в том числе природной среды.

- Закупить современное экспертное оборудование. Например, такое оборудование как подводный телеуправляемый аппарат, который позволит проводить осмотры подводной части гидротехнических сооружений, выпусков сточных вод на предмет их состояния и выполнять обследования дна морской среды в части его захламления, загрязнения или засорения.

- Построить по новым проектам природоохранные суда, что позволит осуществлять эффективное транспортное обеспечение федерального государственного экологического надзора с достаточным уровнем безопасности мореплавания, условий жизнедеятельности экипажа и персонала, а также требуемой автономностью для работы на удаленных морских акваториях.

Наши предложения будут способствовать дальнейшему социально-экономическому развитию Камчатского края в условиях продолжения поисков морских нефтегазовых месторождений при реализации государственной политики по развитию Севморпути.

Литература

1. Дмитриев В.Д. О ноосферных аспектах углеводородного освоения шельфа Берингова моря со стороны Северной Камчатки // Ноосферизм: Арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества в XXI веке: материалы Первого Межд. Ноосферного Северного форума (СПб, 20-24 окт. 2007 г.). СПБ-Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. Кн.2. – С. 209-216.

2. Дмитриев В.Д., Романова Т.Ф. Экологическое обеспречение геологической оценки углеводородов и сохранения прибрежного рыболовства народов Севера на Карагинском шельфе Берингова моря // Труды RAO/GIS OFFSHORE. СПб: Химиздат, 2009. Кн. 2. – С. 277-280.

3. Дмитриев В.Д., Яроцкий Г.П. Морфотектоника морского дна Карагинского залива Восточной Камчатки с позиции клавишно-глыбовой структуры зоны «континент-океан» (для оптимизации морских сейсмических исследований на УВ-сырьё) // Рельефообразующие процессы: теория, практика и исследования. Материалы XXVIII Пленума Геоморфологической комиссии РАН. (Новосибирск, ИГ СО РАН 20-24 сент. 2004 г.). Новосибирск, 2004. – С. 99-100.

4. Дмитриев В.Д., Яроцкий Г.П. О ноосферном пути развития малых народов Северной Камчатки // Ноосферизм: Арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества в XXI веке: материалы Первого Межд. Ноосферного Северного форума (СПб, 20-24 окт. 2007 г.). СПб-Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. Кн.1. – С. 213-220.

5. Карты общего сейсмического районирования территории РФ (ОСР-97, карты – А, В, С). М. : ОИФЗ РАН, 1997.

6. Касперович, Е. В. Техногенное влияние морских транспортных средств на состояние экосистем прикамчатских вод // автореферат дис. ... кандидата биологических наук : 03.02.08 / (Место защиты: Камчатский гос. техн. ун-т). – Петропавловск-Камчатский, 2011. – 25 с.

7. Касперович, Е. В. Загрязнение поверхностных слоев Авачинской губы в районах разливов нефтепродуктов // Природные ресурсы, их современное состояние, охрана, промысловое и техническое использование: материалы IV всеросс. науч.-практ. конф. (Петропавловск-Камчатский, 18–22 марта 2013 г.). Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2013. – С. 170-172.

8. Топливно-энергетическая сырьевая база Дальневосточного экономического региона России. Перспективы и пути освоения. Часть III. Главные объекты и перспективы развития геологоразведочных работ на нефть и газ в Притихоокеанском субрегионе / под. ред. В.П. Орлова, М.Д. Белонина, Ю.Н. Григоренко. СПб : ВНИГРИ, 1998. – 241 с.

9. Яроцкий Г.П. Дикий тихоокеанский лосось Севера-Запада Пацифики (Феномен и путь спасения. Камчатка и Корякия). LAP LAMBERT Saarbrucken, 2013. – 274 с.

10. Яроцкий Г.П. Феномен Хаилинского землетрясения 1991 года на юго-западе Корякского нагорья. Кн. 4. Петропавловск-Камчатский: ИВиС ДВО РАН, Камчатский госуниверситет им. В. Беринга, 2016. – 274 с.