Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

T3lEoJXivcYооооо

Академик В.С. Кузнецов:

«РАЗГОВОР ДОЛГИЙ, НО ПО СУЩЕСТВУ»

Об итогах работы Московского отделения за 2019 год

и планах на 2020-й

Подводить итоги работы – дело полезное и нужное. Московское отделение это делает, как минимум, два раза в год: в начале календарного года, а еще – перед летними каникулами.

29 января. Очередное ежегодное собрание. Идет разговор о том, что сделано за 2019 год.

ОБСТОЯТЕЛЬНЫЙ ДОКЛАД РУКОВОДИТЕЛЯ МО ПАНИ

- А реализовано немало важных проектов, - сказал, открывая собрание в Библиотеке № 6 имени В. В. Вересаева, председатель МО ПАНИ, вице-президент нашей академии Валерий Александрович Иванов-Таганский, - но сначала хочу поздравить вас с наступившим Новым годом и Рождеством. Мы встречались последний раз в Доме литераторов, где отметили Пушкинский юбилей. Сегодня мы собрались в отремонтированной библиотеке, ставшей для нашей академии родным домом. Добавлю, что в немалой степени это замечательное обстоятельство случилось потому, что во главе коллектива Вересаевской библиотеки стоит такой руководитель, как Светлана Николаевна Жуликова, не только истинный профессионал в своем деле, но теперь и наш коллега по академии. На последнем бюро Светлана Николаевна была утверждена в качестве Ученого секретаря, с чем мы еще раз её и поздравляем.

Как вы знаете, у нас новое правительство, и лично я надеюсь, что все двинется в лучшую сторону. Мы же в лучшую сторону должны направить работу нашего Московского отделения ПАНИ.

Наступил 2020 год, и нам сегодня, вспоминая сделанное в прошлом году, следует наметить цели и задачи на новый годичный период. В прошлом году было сделано немало, а именно: выставки - подробно о них   расскажет зам. председателя МО ПАНИ Владимир Семенович Кузнецов, презентации, новые книги академиков: Родион Барабанов – «Психологическая диагностика», Дутко Наталья Петровна – «Познаю мир играя. Домашние и дикие животные», Дутко Н.П., Базилев В. Н., Чекийска-Иванова Д.Б. «Театральные чтения».

Состоялись интересные содержательные научно-практические конференции: первая - в колледже Московского гуманитарного университета. Со старшеклассниками и студентами среднего профессионального образования обсуждена тема «Проекты настоящего и будущего России». В ней приняли участие представители 12 регионов России. Руководитель проекта академик Лидия Александровна Фахретдинова; вторая научно-педагогическая конференция – состоялась в апреле 2019 в школе им. С. А. Есенина. Тема «Жизнь как театр и театр как жизнь». Ее организаторы: Д.Б. Чекийска-Иванова и Н.П. Дутко, Р.Е. Барабанов.

Третью конференцию 4 июля 2019 года провел Родион Барабанов. Обсуждены «Инновационные методы диагностики, лечения реабилитации детей и подросток с нарушениями развития».

Мы выходим со своими проектами на Международный уровень, и весьма успешно. С 23 по 26 октября 2019 года в Братиславе прошёл VIII Международный форум русистов стран Центральной и Восточной Европы «Братиславские встречи». Приняли участие наши академики: Дутко Н.П., Базилев В.Н. - и чл.-корр. Чекийска-Иванова Д.Б.

Не могу не отметить тех, кто был особенно активен в работе: это заместитель председателя Владимир Семенович Кузнецов, заместитель председателя Наталия Ивановна Родионова, академики Светлана Сергеевна Андрийчук, Наталья Петровна Дудко, Галина Михайловна Улётова, Земфира Аврамовна Цахилова, Александр Петрович Руднев, Светлана Николаевна Жуликова, Диана Чекийска-Иванова, Лидия Александровна Фахретдинова, Омар Годинес.

Теперь коснемся наших планов. Главное событие академии будет проходить 24-25 сентября 2020 года в Санкт-Петербурге. Это будет Всероссийская конференция, посвященная, в частности, изменению статуса академии. По замыслу руководства ПАНИ Петровская академия должна стать Всероссийской общественной организацией. В нашем разговоре с Президентом ПАНИ Алексеем Васильевичем Воронцовым, человеком исключительно компетентным и относящимся с пиететом к Московскому отделению, шел разговор и о регистрации нашей Московской организации. В свое время я долгое время занимался этим вопросом с учеными секретарями Гарганджией, а затем с Шорниковой. В то время нам не удалось это решить по ряду объективных обстоятельств: отсутствия документов о регистрации и начале деятельности Московского отделения, (возможно, их потеряли, а скорее, регистрация не была проведена должным образом) и главное - отсутствия необходимых финансов для содержания бухгалтерии и собственного помещения. Без выше перечисленных условий зарегистрироваться было невозможно.

Мы продолжаем жить как отделение с «Питерской юридической пропиской», получая право тратить деньги на наши нужды – по Уставу, это половина средств от уплаты ежегодных членских взносов. Вступительные взносы претенденты на избрание в ПАНИ перечисляют полностью на счет академии в Питер. Таким образом, финансовые возможности у нас чрезвычайно скромны. Однако этот недостаток мы компенсировали активной работой, по моим сведениям, аналогов такой работы в других отделениях нет. Теперь в связи с замыслом о создании Всероссийской организации мы попробуем вновь вернуться к этому вопросу. Я уже поручил этой проблемой заняться зампреду В. С. Кузнецову (Владу Красноярскому) и члену бюро Д. Б. Чекийской-Ивановой. Для такой регистрации ряд документов предоставит нам и Питерское руководство. Если эта идея осуществится, то нашей организации необходимо иметь не только статус самостоятельной, но иметь другое, соответствующее новому положению финансовое обеспечение. Это идея чрезвычайно важная. Конечно, она потребует создания своей бухгалтерии, которую придется дополнительно финансировать, что при наших доходах не только непросто, а трудно, но вместе с тем, это открывает новые возможности и находится в русле наметившихся перспектив на получения грантов по ряду направлений в нашей работе. И прежде всего, большого проекта Европейско-Русского педагогического биеннале в апреле 2020 года в Праге.

На наше предложение откликнулись 15 стран, и мы получили письмо- согласие от организации, которая будет принимать наших участников на этих биеннале. Непосредственно этим мероприятием занимаются академик Наталья Дутко, академик Владимир Базылев и член-корр. Диана Чекийска- Иванова.

Конечно, у нас есть недостатки, и их немало. Один из недостатков - низкая посещаемость ряда мероприятий. Общие собрания, выставки собирают коллектив в достаточном количестве, меньшие собрания – начинаются активно, но затем затухают. К примеру, с каким энтузиазмом хотели создать свой театральный коллектив (причем у нас есть способные люди), нашли отличное название - в духе Вересаева и его пьесы «Живая жизнь» - театр «Живая жизнь». Я пригласил заслуженного деятеля искусств России Ювенала Калонтарова, ставившего во МХАТе, руководить этим театром. К сожалению, из-за плохой явки этот коллектив сдулся. Причины: личная занятость, хозяйственные хлопоты, и только в конце «не затянула идея театра». Конечно, трудно кого-то принудить, у нас за работу не платят, лишних денег нет… Все, что мы делаем, это наша собственная инициатива, интерес к организации и возможность личной творческой реализации через нашу программу и организацию. Тем не менее, постоянная работа дает плоды (я уже говорил), появились перспективы: это и биеннале в Праге и получение грантов, создание Всероссийского статуса ПАНИ. В этом году будут осуществлены конференция «Молодежь – на встречу 75-летия Победы (отв. академик Наталья Дутко), Всероссийский конкурс исследовательских работ обучающихся к 75-летию Победы «Живем и помним» (отв. секция «Педагогика»), юбилей Александра Грибоедова (отв. академик Светлана Андрийчук). Еще на 2020 год намечены презентации книг, открытия выставок, научно- практические конференции, семинары…

В сентябре (24- 25) будет поездка на Всероссийскую конференцию в Санкт-Петербург. Все эти траты мы обеспечим нашими рачительными накоплениями. Десять лет назад ничего подобного не было. У организации не было ни денег, ни точного списка, ни места дислокации организации, ни перспективного плана). Повторяю, мы добровольная организация, я бы добавил и уточнил - мы все скорее друзья, чем только Петровская академия наук и искусств. Как сказал Стивен Кинг: «Нет хороших друзей. Нет плохих друзей. Есть только люди, с которыми ты хочешь быть, с которыми тебе нужно быть, которые поселились в твоем сердце».

От себя лично я могу вас заверить, что вы всегда в моем сердце! Дорогие друзья, впереди у нас большая, интересная работа. Я бы сказал новый этап в развитии Московского отделения, которое выходит и на свою активную Международную деятельность.

ПОДРОБНОСТИ О ПУШКИНСКОМ ВЕЧЕРЕ В ЦДЛ

С.С. Волошиной-Андрийчук был вручен диплом действительного члена ПАНИ. Она вместе с Н. И. Родионовой провела на высочайшем уровне 12 октября 2019 года в Центральном Доме литераторов (Москва) торжество, посвященное 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина, подготовленное Московским отделением Петровской академии наук и искусств и Содружеством творческих сил «Москва Поэтическая».

Его открыл вице-президент ПАНИ, председатель МО ПАНИ, заслуженный артист России Валерий Александрович Иванов-Таганский. Его тёплые приветственные слова сразу возбудили в людях какое-то удивительное единодушие. И с самого начала возникло ощущение, что каждый присутствующий в зале человек от мала до велика не только зритель, но и участник, вкладывающий в эту встречу частицу своей души.

Программа вечера оказалась разносторонняя и, подчёркнуто соответствуя направлениям деятельности Петровской академии наук и искусств, включила в себя и научные изыскания, и музыкально-поэтические номера.

Научную часть вечера подготовили к. филолог. н., академик ПАНИ Александр Петрович Руднев (В.В. Вересаев о А.С. Пушкине) и студенты 5-го курса МПГУ Юлия Каверина и Дарья Мигалина (о памятниках А.С. Пушкину). Материалы студентов были подготовлены под руководством доцента кафедры филологии МПГУ, академика ПАНИ Натальи Петровны Дутко.

В подтверждение сказанного на сцене в этот вечер с особым изяществом звучали музыкальные произведения на стихи классика. Заслуженные артисты России Юрий Эдельман и Галина Улётова (академик ПАНИ) проникновенно наполняли зал звуками своих голосов, тонко передавая заложенные в стихах и музыке чувства.

Юные артисты Центра эстетики и красоты "Катюша" под руководством заслуженной артистки России, академика ПАНИ Земфиры Аврамовны Цахиловой подготовили поэтическую программу.

ИДЕТ ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ НАУКИ МО ПАНИ

Академик ПАНИ Наталья Петровна Дутко рассказала о том, как прошли «Братиславские встречи» 23-26 октября 2019 года – это был VIII Международный форум русистов стран Центральной и Восточной Европы. 

В форуме приняли активное участие преподаватели из 13 стран. Организаторами форума выступили – Ассоциация русистов Словакии (ARS), фонд «Русский мир», Посольство Российской Федерации в Словацкой Республике, Российский центр науки и культуры и Русский центр Европейского фонда славянской письменности и культуры.

В этом году был выбран актуальный девиз форума – «Язык через культуру – культура через язык. Формула иноязычного образования в XXI веке». В ходе работы пяти круглых столов обсуждались актуальные вопросы современной русистики, касающиеся создания учебников нового поколения и для поколения Z, новых подходов к иноязычному образованию, дигитализации учебников, а также реализации культурологического направления иноязычного образования в вузовской педагогической программе для будущих русистов.

В работе круглых столов приняли участие академик ПАНИ Дутко Н.П., доцент кафедры методики преподавания литературы, академик ПАНИ, проф. Базылев В.Н. и член-корр. ПАНИ Чекийска-Иванова Д.Б. с презентацией УМК «Театральные чтения» с визуально-цифровым навигатором курса. УМК позволяет одновременно решать целый ряд образовательных и воспитательных задач. Во-первых, он вводит ученика в мир русской лингвокультуры, дает представление о тех явлениях, которые формируют современного носителя русской культуры и языка. Во-вторых, он учит языку по принципу: от синтетического восприятия культуры и языка – к отдельным видам речевой деятельности, а именно, аудирование, чтение, говорение, письмо.

«Братиславские встречи» стали уникальным и универсальным речевым и невербальным жанром профессионального лингвокультурологического, педагогического, искусствоведческого, филологического общения.

Академики Владимир Базылев (Россия) и Наталья Дутко (Россия), Диана Чекийска-Иванова (Болгария) создали уникальное пособие «Занятие как театр и Театр как занятие»

     

В настоящее время для педагогического сообщества, как в России, так и в Европе, актуальным является поиск разнообразных путей и актуальных технологий обучения языку – языку родному, языку межнационального общения (русскому как неродному), языку иностранному (в том числе, русскому языку как иностранному).

Наши встречи с соотечественниками, информация на эту тему из разных стран, опыт преподавания русского языка - как родного, как неродного, и как иностранного - соотечественникам разных возрастов и в самых различных лингвистических условиях убеждают нас в том, что необходимо создание специальных учебных комплексов, рассчитанных не только на школьное обучение, но и на семейное или кружковое (групповое) обучение, как при помощи профессиональных учителей, так и родителей (взрослых людей), не имеющих специального педагогического образования, но не равнодушных к проблеме обучения русскому языку и русской культуре в условиях иноязычного культурного ареала.

Какие же задачи ставили мы перед собой? Прежде всего — научить детей – билингвов и полилингвов, русскому языку и, кроме того, познакомить их с русской культурой в том объеме, в котором ею владеют российские школьники.

Навигатор строится по принципу «открытой методики» и содержит необходимые для учителя методические и дидактические указания. Это касается, в первую очередь, творческих заданий. Их педагогическая и методическая ценность, по нашему мнению, состоит в том, что они являются результатом педагогического сотрудничества взрослых и детей, основанного на добрых отношениях между учащимися и воспитателями и прививающего интерес к русскому языку и культуре.

Наш комплекс нельзя, конечно, рассматривать как систематический учебный курс. Это своеобразная «копилка» материалов и методических приемов, из которых преподаватель может выбрать то, что считает необходимым для себя и своих учеников. Мы работали над пособием с большим удовольствием и надеемся, что оно будет полезно всем, кто уже знает русский язык или впервые входит в мир русского слова.

АКАДЕМИКИ МО ПАНИ ИЗДАЮТ КНИГИ

В течение года наши академики издают не один десяток книг. Одна из них была презентована на конференции. «Познаю мир, играя. Домашние и дикие животные» - эту рабочую тетрадь создали Н. П. Дутко и Ю. А. Дутко.

Она предназначена для дошкольных образовательных учреждений при работе с детьми от 3-7 лет. Тетрадь с лингвистическими и адаптационными заданиями и играми на тему «Животные» (классификация «животные-домашние» и «животные-дикие»; чем служат человеку; как «говорят»; что могут делать; названия самца, самки, детеныша) может быть использована в качестве отдельного самостоятельного курса, как в группах открытого типа, так и в разноуровневых группах.

Отличительная черта тетради – отбор материала с учетом возрастных особенностей детей 3-7 лет и требований к уровню общей осведомленности и развития речи. Учебное пособие имеет уникальный формат подачи дидактического материала в визуально-цифровой форме. Пройдя по QR-КОДУ в разделах тетради, можно просмотреть познавательные видеофильмы о животных, мультфильмы, прослушать голоса животных.

В пособии представлены фрагменты текстов для чтения и анализа с последовательной системой заданий. Практические задания интересны, доступны и увлекательны. Рабочую тетрадь можно использовать для организации самостоятельной работы с дошкольниками с целью закрепления, расширения и углубления полученных знаний и приобретения первоначальных навыков учебной деятельности. В тетради предложена серия заданий и игр для определения уровня развития речи, фонематического слуха, мелкой моторики и психических процессов (памяти, внимания, мышления и воображения).

Усвоение новых теоретических сведений происходит через организацию самостоятельной деятельности дошкольников. Рабочая тетрадь может быть использована при обучении русскому языку детей мигрантов, детей-билингвов. В этой серии «Познаю мир, играя» готовятся к публикации рабочие тетради на темы «Водные животные», «Растения», «Грибы», которые станут разделами энциклопедии для малышей «Мир вокруг нас».

 

 

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА» РОДИОНА БАРАБАНОВА

Под занавес 2019 года на кафедре психолого-педагогических и театральных дисциплин АНО ВО «МИТУ-МАСИ» вышло очередное учебное пособие для студентов высших учебных заведений доцента, старшего научного сотрудника, руководителя секции «Психология» МО ПАНИ Родиона Евгеньевича Барабанова.

В учебном пособии по психологической диагностике излагаются основы психометрики в психодиагностике, уровни психодиагностического исследования и соответствующие психологические категории и психодиагностические методики.

Издание призвано помочь студентам сориентироваться в основных задачах психодиагностики в зависимости от сферы деятельности практического психолога, овладеть концептуальным аппаратом психодиагностики и навыком составления психологического портрета личности с опорой на интерпретацию и анализ психодиагностических данных по отдельным методикам. Автор постарался максимально полно раскрыть суть применения психодиагностики как для практикующих психологов, так и для пока ещё обучающихся.

Ознакомиться с работой можно на просторах Научной электронной библиотеки, системы РИНЦ и других библиотечных фондов.

СЕКЦИЯ «ЛИТЕРАТУРА». 6-Й ПОЭТИЧЕСКИЙ КОНКУРС

Огромная работа проводится в МО ПАНИ по сохранению и развитию культурного наследия России. Активно в этом направлении трудится секция «Литература» (руководители Кузнецов В.С. и Родионова Н.И.)

- Предварительные итоги 6-го Международного поэтического конкурса «Россия, перед именем твоим…», - говорит академик, профессор ПАНИ Людмила Леонидовна Графова, - показывают, что он по-прежнему вызывает живой интерес как у российских, так и зарубежных любителей поэзии. Это подтверждает расширившаяся география поступивших материалов. Многие из участников присылают на конкурс свои работы не первый раз. Общее впечатление от присланных работ – положительное, хотя уровень поэтических произведений по сравнению с прошлым годом, на мой взгляд, снизился. Увеличилось количество хороших стихотворений для детей.

Порадовала заинтересованность авторов в предложенной тематике, что подтверждают их стихи полные искренности, вдумчивости, порой личных переживаний и вовлеченности в описываемые события.

- Уже не первый год я работаю членом жюри поэтических конкурсов Петровской академии наук и искусств, - говорит академик и профессор ПАНИ Галина Николаевна Зеленкина, - смею заметить, что каждый конкурс имеет свои особенности не только по тематике конкурса, но и составу участников конкурса. Ещё заметила, что некоторые конкурсанты постоянно участвуют в конкурсах академии.

Начну с номинации «Вместе весело шагать по просторам», на участие в которой поступило меньше всего заявок. Для детей писать не просто. Надо уметь затронуть детские души сопереживанием с героями произведения. А это не каждому дано.

Хотелось бы в дальнейшем видеть на конкурсе как можно больше русскоязычных поэтов, живущих в других странах. Во-первых, это здоровая конкуренция. Во-вторых, обмен произведениями для дальнейшего продвижения творчества русских поэтов за рубежом.

- Нас, членов жюри VI поэтического конкурса радует то, что с каждым годом предлагаемые работы становятся более зрелыми, тонкими, искренними, - это мнение академика Родионовой Н.И., - явно прослеживается рост уровня поэтического вдохновения и работы над текстом. Естественно и то, что некоторые предлагаемые произведения требуют доработки и оттачивания навыков написания стихотворных произведений, но по опыту жизни все мы знаем, что «Viam supervadet vadens!» (Дорогу осилит идущий).

География участников 6-го конкурса весьма широка: от России до США, от Израиля до Украины, а еще Латвия, Белоруссия и Болгария.

Итоги 6-ГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПОЭТИЧЕСКОГО КОНКУРСА ПАНИ «РОССИЯ, ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ…» огласил председатель жюри Кузнецов В.С.

Номинация: «Я лиру посвятил народу своему…»

Гран-при

Останина В. Г. Омская область, р. п. Таврическое

За стихотворение «Пушкин с нами».

1-е место. Резник Ирина Ивановна. Омск.

За стихотворения «Сон о Пушкине», «Арина Родионовна».

2-е место Либерте Марианна. Москва.

За стихотворение «А. С. Пушкин».

3-е место Резин Александр Викторович. Омская область, Большереченский район, с. Могильно-Посельское

За стихотворение «Выйду в поле, чего-то не пишется…».

3-е место Герасимов Владимир Иванович. Тюмень.

За стихотворение «Он сердцем слышал зов веков».

Номинация «Я, ты, он, она – вместе целая страна...»

Гран-при Третьяк Николай. Волгоградская обл., Кумылженский район, ст. Кумылженская

За стихотворение «Вечный поиск»

1-е Вольный Александр Федорович. Украина. Одесская область. Белгород-Днестровский.

За стихотворение «Петр Первый»

1-е место Гаммер Ефим Аронович. Иерусалим. Израиль.

За стихотворение «Сибирская перезагрузка»

1-е место Дорожинский Александр Леонидович. Московская обл., г. Сергиев Посад.

За стихотворение «Осень. Спокойно уносит Двина…»

2-е место Емельянова Зоя Михайловна. Москва.

За стихотворение «Родина моя».

2-е место. Кациров Ефим Аронович. Германия.

За стихотворение «Поезда»

3-е Грызлова Мария Васильевна. Москва.

За стихотворение «Село»

Номинация «Вместе весело шагать по просторам...»

(Стихи для детей)

Гран-при

Шапиро Александр Ефимович. Г. Баффало. США

За стихотворение «Как нашелся солнца луч».

1-е место Ключникова Галина Николаевна. Московская обл., г. Сергиев Посад.

За стихотворения «Ах! Как здорово мечтать!» и «Важные дела».

1-е Дорожинский Александр Леонидович. Московская обл., г. Сергиев Посад.

За стихотворение «Фиолетовый день».

Специальными грамотами наградить:

Емельянова Михаила Владимировича. Москва.

«За патриотизм в поэзии»

Черкасову Викторию Игоревну. Республика Башкортостан. Кумертау.

«За образность в поэзии»

Трещева Евгения Ивановича. Город Щекино Тульской области.

«За пейзажную лирику»

Кулешову Людмилу Александровну. Московская обл., Сергиево-Посадский р-н., п. Богородское

«За эпическую поэзию»

Коблова Владимира Михайловича. Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Краснозаводск

«За романтизм в поэзии»

Награды будут изготовлены в конце февраля. Награждение намечается на 18 апреля в 18 час. в библиотеке имени В. В. Вересаева: Москва. Ружейный переулок, дом № 4. Станция метро Смоленская.

В январе 2020 года объявлен VII поэтический конкурс, посвященный 75-летию Великой Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. Прием произведений завершится 30 апреля. См. условия на СТИХИ.РУ. Страница Влада Красноярского:   https://www.stihi.ru/avtor/vladikuzne4

ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА АКАДЕМИКА С ЗЕМЛЯКАМИ

За один год вышел не один десяток книг наших академиков. Академик Лидия Фахретдинова посетила родное Черкасское, что в Пензенской области.

Всегда приятно автору, когда его произведения читаются. И вот в исполнении старшеклассницы звучат мои стихи:

А в России опять листопад!

Сколько прелести в осени поздней!

Неба серого холоден взгляд,

Но рябин зажигаются грозди.

- Удивительно, - говорит Лидия Александровна, - но многих привлекает пейзажная лирика, вероятно, им близко моё восприятие природы. Ребята младших классов выбрали для чтения стихи «о братьях наших меньших». Буквально   переполняет чувство благодарности: замечательно, что школьники увидели эту тему в моём творчестве, а значит, прониклись состраданием к животным.

Как хочет пёс бродячий вам сказать,

Что был домашним, что бродячим не был…

Благодаря композитору Е.В Кожуховской и авторам-исполнителям В. Семёнову, В. Соломову, С. Николотову многие мои стихи стали песнями. Ребята с удовольствием послушали их в записи. Песней «Берегите Россию!» завершилась встреча: в ней и призыв беречь Отечество, и напутствие, и гордость.

Сохраните Россию

Для потомков своих,

Сохраните красивой

Для детей дорогих!..

И я уверена, будут беречь. Память о прошлом – обелиск погибшим в Великой Отечественной войне прадедам в центре села, мимо которого каждый день они идут в школу, возле которого несут вахту памяти старшеклассники в день Победы. Колоколами памяти звучит и благовест в новой церкви, построенной всем миром.

НОВАЯ КНИГА ЛИДИИ ФАХРЕТДИНОВОЙ «СНЕГ В МАЕ»

23 мая в Книжной лавке писателей, что на Кузнецком мосту, в очередной раз открыла свои двери Литературная гостиная. На этот раз это была презентация поэтического сборника члена МГО СПР, действительного члена ПАНИ Лидии Фахретдиновой, вышедшего в серии «Московские поэты» в издательстве «У Никитских ворот».

За девять лет автором издано 8 поэтических сборников. В книгу «Снег в мае» вошли избранные стихотворения, которые наиболее дороги автору. Читатель обратит внимание на многообразие затрагиваемых тем: родины, природы, любви, дружбы, философских размышлений о смысле жизни и вселенском мироустройстве.

Широко представлена в сборнике пейзажная лирика. Отзывчивость ко всяким проявлениям жизни в природе проходит через внутренний мир автора как светлое начало, которое представлено его духовностью. Несмотря на следование традициям классического русского стиха, поэту не чужды и поэтические эксперименты. Акростих, хокку, верлибр - это новые формы выражения автором своих мыслей.

Стихи Лидии Фахретдиновой прозвучали в исполнении её студентов, членов ЛИТО колледжа МосГУ. «Поэт в России больше, чем поэт» - эта фраза Е. Евтушенко не раз звучала в отзывах присутствующих на вечере. Произведения Л. Фахретдиновой несут воспитательную миссию. Педагогический опыт автора позволяет ему по-своему преподнести темы родины и природы для молодого поколения. Лидия Александровна убеждена, что поэтическое слово, в отличие от прозы, быстрее доносит до читателя нравственные смыслы, заложенные в авторской идее.

 

КОМАНДИРОВКА АКАДЕМИКА НА КАМЧАТКУ

Творческие командировки совершают и художники МО ПАНИ. Член-корр. ПАНИ Надежда Сапунова летом 2019 года совершила поездку в составе экспедиции на Камчатку.

- Творческая экспедиция, в состав которой я была включена, - рассказала Надежда, - организована Национальной ассоциацией деятелей образования, науки, культуры и искусства «Ника».

Во главе экспедиции был президент «Ники», член Международного художественного фонда, дважды лауреат Международной экологической премии «ECOWORLD», дипломант Государственной Думы и РАЕН Наталья Николаева.

Нам предстояло заняться реализацией проекта по изучению и сохранению природы и историко-культурного наследия малочисленных коренных народов, проживающих на Камчатке.

В 520 километрах от Петропавловска-Камчатского расположен заповедник вулканов село Эссо, которое находится в выемке между вулканами и сопками в среднем течении реки Быстрая. Ничего определенного - начинаешь писать - две сопки, а потом их пять. И наоборот. Где небо, где море - большой вопрос. Кое-что удалось написать. Хочу писать ительменские танцы - очень откровенные и связанные с природой.

Мы стали участниками ежегодного традиционного праздника «Алхалалай». В окрестностях Петропавловска-Камчатского есть место для его проведения. Это праздник урожая, праздник чествования природы и поклонения ей. Суровая и величественная природа Камчатки воспитала у местного населения чувство уважения ее могущества. Праздник был очень хорошо организован и привлек большое количество его почитателей.

Петропавловск-Камчатский был бы довольно обычным городом, где стоят дома с укрепленными стенами (говорят, что его трясет постоянно), если бы не его местоположение – он лежит вдоль Авачинской бухты. Вокруг вулканы и сопки. И все это придаёт ему совершенно необычный и волшебный вид.

Когда писала этюд на Тихом океане, очень долго была уверена, что передо мной три скалы, а потом оказалось, что за ними - ещё две.

СЕКЦИЯ «ИЗО». ДО 20 ВЫСТАВОК В ГОД

АКАДЕМИК ПАНИ ИЗ РИГИ В ГОСТЯХ У МОСКВИЧЕЙ

Особенной активностью в работе академии выделяются члены секции «ИЗО» (руководитель Кузнецов В.С.). Благодаря творческому сотрудничеству МО ПАНИ с Библиотекой № 6 имени В.В. Вересаева, каждый год составляется план групповых и персональных выставок. Одна из наиболее интересных, получивших широкий резонанс в культурной среде столицы, была персональная выставка нашего академика из Риги (Латвия) Алины Литвиненко, доктора истории, магистра филологии, академика ПАНИ, профессора ISMA, члена Ассоциации художников Русского дома в Риге, Объединения белорусских художников Балтии «Маю гонар».

Ее приезд в Москву из Риги, где она живет и работает, по приглашению МО ПАНИ в середине сентября 2019 года стал событием в культурной жизни столицы России. «Музыка души» - так назвала Алина Литвиненко свою экспозицию, в которой она представила на суд московских зрителей свои работы, выполненные в четырех техниках: масляная живопись, батик, энкаустика (живопись воском) и роспись по шелку (шали).

- Каждое произведение сотворено с большой любовью, поэтому оно радует зрителя, воспитанного на образцах традиционного русского изобразительного искусства, - сказала член-корреспондент ПАНИ, поэтесса Зоя Поплавская, - конечно, автор обладает своей стилистикой, она нашла свой почерк, и ее легко узнать в огромной современной мировой галерее картин. Я ощущаю в каждом творении Алины духовное начало, которое возможно лишь тогда, когда у создателя чистая, красивая, богатая душа.

Алине Литвиненко свойственна романтическая стилистика изображения окружающего мира. Это можно объяснить близостью (и территориальной, и духовной) к Балтике.

- И не только к Балтике, - продолжает Алина, - я ведь родилась на Амуре. В тот день, когда мне суждено было появиться на свет, уровень воды в реке поднялся до такой высоты, что люди покинули свои дома. Моя мама поднялась на крышу, и я там родилась. Так что для водной стихии я сестра родная. И по Зодиаку – Рак.

В те три месяца, которые были посвящены формированию в Риге коллекции для выставки, художница прочла стихотворение Влада Красноярского «Рижский экспрессив». И у нее возникла идея, которую воплотила на шёлке в технике батика – получился сюжет «Рижских сказок». «Этот батик - мое признание в любви городу, без которого я жить не мог», - сказала художница.

2-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНКУРС

Событием международного значения назвал выставку «CUBA VIVA» посол Кубы в России Херардо Пеньяльвер Порталь:

- Это результат большого труда мастеров изобразительного искусства, художников из нескольких стран, которые приняли участие во 2-м Международном художественном конкурсе, посвященном 500-летию Гаваны. Экспозиция радует тем, что авторы работ показали свое почтительное отношение к культуре и истории Кубы. Всё, что сближает народы, заслуживает уважения. Кубинский народ уверен в том, что Россия никогда не оставит нас без поддержки и помощи.

Посла Республики Куба встретила заведующая Библиотекой № 6 имени В. В. Вересаева («ЦБС ЦАО»), академик ПАНИ Светлана Николаевна Жуликова. Она познакомила высокого гостя с организацией культурно-просветительской работы в учреждении, которым она руководит на протяжении многих лет.

- В нашей академии сформировался коллектив талантливых людей, способных выполнить любые задачи, - сказал вице-президент ПАНИ, заслуженный артист России Валерий Александрович Иванов-Таганский, - и эта задача – создать произведения на тему «CUBA VIVA» («Куба живая») – оказалась по плечу нашим мастерам, хотя задача была непростой, ведь далеко не все художники побывали на Острове Свободы, однако конкурс вызвал живейший интерес к Кубе, ее народу, который по-прежнему не свернул с курса Фиделя Кастро, большого друга России. Особая благодарность Светлане Николаевне Жуликовой на предоставленную возможность разместить работы художников, победителей нашего конкурса, в стенах своей библиотеки. Благодарю посла Кубы Херардо Пеньяльвер Порталь от себя и президента ПАНИ Алексея Васильевича Воронцова за участие в открытии столь значимого для России и Кубы события – выставки художников. Этот факт придал вес замечательной экспозиции.

Соучредителем конкурса «CUBA VIVA» является Институт Латинской Америки Российской академии наук, и по результатам 1-го Международного художественного конкурса «CUBA VIVA» выставка проходила в стенах этого учреждения.

На суд жюри, которое возглавляет кубинский художник, академик ПАНИ Омар Годинес Ласо, были представлены произведения в соответствии с требованиями условий творческого соревнования, а именно: работы выполнены по номинациям: «Моменты истории Кубинской революции»; «Архитектура Гаваны»; «Легендарные личности Республики Куба»; «Пейзажи острова Куба».

Кому как не Омару Годинесу, родившемуся в Гаване, можно и нужно было судить: у кого из конкурсантов получилось рассказать красками о колорите кубинской жизни, а у кого – не очень…

Местечко в столице Кубы, где родился Омар Годинес, воссоздано Галиной Михайловной Семиглазовой на холсте масляными красками. За полотно «Дом Омара» автор удостоена Диплома 1-й степени. На улице – несколько многоэтажных домов, и один из них выделяется кремовым цветом: в нем-то и провел свое детство будущий художник, сказавший свое слово в искусстве родной страны и России. Его высокий уровень художественного обобщения высок, недосягаем и непостижим. Омар предоставил на выставку две работы (вне конкурса), на которых изображены фасадные балконы домов. Прием олицетворения в литературе используется часто, а вот пример этого изобразительного средства – рисунок фрагмента дома как живой жизни, спрятанной за вытянувшимися в ряд балконами. Организм жилища наполнен невидимым присутствием человека.

Удивила решением пространства Наталья Алексеева: ее «Портовый блюз на набережной Малекон» наполнен светом, ветром и ароматом горячего камня, а еще – торжественной архитектурой этого района Гаваны. Малекон, в переводе с испанского языка, - волнорез, мол, набережная. Он представляет собой широкую эспланаду, проезжую часть и дамбу, которая простирается на 8 километров вдоль побережья Гаваны от устья Гаванской гавани в Старой Гаване вдоль северной стороны района Центральной Гаваны, заканчивая в районе Ведадо. Наталья Валерьевна создала произведение искусства масляной пастелью на бумаге, но оно смотрится как живописное полотно. Это удачная работа, и она оценена по достоинству (1-е место в номинации «Архитектура Гаваны»).

На полотне «Дождь в Гаване» (Алина Литвиненко, Рига, Латвия) участники вернисажа узнали Капитолий (El Capitolio) в центре Гаваны на бульваре Прадо, одно из известнейших сооружений в столице Республики Куба и популярная туристическая достопримечательность. Капитолий относится к числу самых впечатляющих зданий всей Латинской Америки. Его величие смогла передать на холсте художница, которая удостоена Диплома 2-й степени в номинации «Архитектура Кубы»).

Интересно решен городской пейзаж с силуэтом Кафедрального собора в Гаване академиком ПАНИ Марией Вальдес Одриосола, русско-кубинским художником: перед входом в католическое сооружение XVIII века стоят столики уличного кафе, вокруг кипит жизнь. Она сумела в свойственной ей манере аргументированного обобщения передать особенности собора Святого Христофора на площади Сьенага, великолепного барочного здания колониального стиля, построенное из обтесанных каменных плит. Исключительная красота собора и его праздничный вид навели кубинского писателя Алехо Карпентьера на поэтический образ «музыка, замершая в камне».

На открытии выставки в адрес работ Марии Вальдес Одрисола прозвучало много восторженных оценок. Пейзажными композициями ей удалось ввести зрителя в мир, далекий и близкий для русского человека. «Куба далеко, Куба рядом» - эти сточки из песни, которую исполнял в 70-х годах ансамбль «Пламя» можно взять в качестве эпиграфа к серии живописных картин Марии Вальдес: «Вид на вечернюю Гавану», «Вечер» и «Розовый пляж». Совсем не случайно их автору было присуждено 1-е место.

Ольга Полякова часто бывает в Тайланде, где живет и работает ее сын, и под впечатлением от этого азиатского уголка ею создан цикл живописных, красочных, ярких творений, а вот на Кубе ее нога еще не ступала, однако этого не скажешь, любуясь ее «Варадеро в лучах уходящего солнца». Всемирно известный курорт ей явно по душе: волны омывают побережье, на котором одиноко стоит домик с арочным входом и несколько пальм, сроднившихся с морским ветром.

Посмотришь на творение Татьяны Родиной «Пляж на берегу Карибского моря» - и вдруг почувствуешь желание немедленно переместиться туда, где тепло, светло и радостно.

«Лодки» - это совсем иной пейзаж, хотя тоже с морем и берегом. Петр Цветков, уходя от фотографической передачи того, что он видит и что волнует его душу, делает ставку на чувственного зрителя, которому близок экспрессивный, эмоциональный взгляд художника на изображаемое им. На конкурсной работе Петра Анатольевича можно учить студентов художественных вузов мастерству изображения, в котором значимую роль играет пятно. Пятно в живописи играет ту же роль, что и буквы в тексте. Оно, а еще точки и линии - это основа композиции. Их конфигурации образуют видимые образы. У Петра Цветкова таким пятном, ярким, горячим, написано солнце, уходящее за горизонт. Его последними лучами две лодки как будто «залиты» огнем светила до краёв – это производит сильное впечатление.

И еще один образчик живописной композиции – картина Искандера Ильязова (Искана) «Рассвет революции на Кубе». И здесь мы видим пятно-закат-солнце, возлежащее на небосклоне, готовое вот-вот исчезнуть. Его отражение в морской глади идет издалека прямо к нам, к зрителям. Как пришел этот образ Искану?

- Кто не слышал о роскошных тропических закатах и рассветах! Мне посчастливилось встретить на Кубе семь рассветов в ноябре 2000 года. Незабываемая феерия природы! Вид встающего из океана светила сам по себе впечатляет, а прочувствовав романтику кубинской революции, я не мог не вдохновиться!

Украшением экспозиции стали работы, представленные авторами в номинации «Бытовые зарисовки на Кубе». Радостным чувством наполнены батик Елены Степиной «Подружки-болтушки» и рисунок, выполненный гелиевыми ручками Мариной Сибиряковой «Кубинские тоди». Это одна из самых красивых птиц в мире, она пестрит и переливается цветами. Природа острова нравится испанской художнице Родес Ногера Маричель. Ее любовь к просторам острова читается в пастельных изображениях «Танец природы» и «Солнечное утро в Гаване».

Наряду с маститыми мастерами изобразительного искусства в конкурсе приняли участие юные художники. 13-летняя Льерена Мэса Лаура Беатриз сделала рисунок пастелью и назвала просто - «Пятисотлетию Гаваны». Варваре Мамчур 14 лет, и ей нравится флора далекого острова. С помощью акварельных красок она создала образ «Токороро - национальной птицы Кубы». Лаура и Варвара познают секреты рисунка и композиции у Омара Годинеса.

И еще два юных дарования удивили зрителей своими знаниями культуры и истории Кубы: Амалия Шаймухаммедова (15 лет) способом выжигания на шпоне создала портрет «Героя кубинского народа». По его профилю можно легко узнать Фиделя Кастро Рус. Николай Пелевин (9 лет) интересуется кубинскими народными сказками. В одной из них рассказывается о «Черепахе, которая любила бананы». Мальчик взял лист бумаги и гуашью нарисовал, по сути, иллюстрацию к этому литературному произведению.

Ребята учатся у члена-корреспондента ПАНИ Светланы Рудягиной, руководителя объединения «Современные информационные технологии «Компьютерная графика» Дома детского творчества «Родник» (микрорайон Подрезково Московской области). Светлана Юрьевна и сама читает кубинскую литературу. По мотивам народной сказки «Ястреб-аура и Черепаха» она нарисовала картину, которая отмечена не только академией, но и Институтом Латинской Америки как одна из лучших живописных иллюстраций к кубинскому фольклору.

Академия давно и плодотворно сотрудничает с московской школой № 1252 имени Сервантеса. Ее директор - академик ПАНИ Ирина Владимировна Анурова. Ребята из этой школы подготовили литературную композицию на испанском языке. Дарья Кокорина, ученица 6-го класса прочла стихотворение «Yo soy un hombre sincerо» José Martí (педагог Л. М. Кудрявцева), а Мария Пекарева - «A mi madre» José Martí (педагог Ю. А. Карасева). К участникам встречи обратилась на испанском языке Юлия Карасева, кандидат филологических наук, руководитель Культурного Центра «Сервантинос» при этой школе. Она выразила восторг по поводу высочайшего уровня произведений, представленных художниками на выставку, поблагодарила посла Кубы в России Херардо Пеньяльвера Порталя и его супругу Марту Гарсия за внимание, которое оказывают они развитию культурных связей между Кубой и Россией. Посол Кубы в России и вице-президент ПАНИ наградили Юлию Карасеву и ее воспитанниц Дипломами.

Среди гостей были испанская певица Моричель Родес, которая приняла участие в концерте, посвященном Дню международного русского романса в Государственном Кремлевском дворце; генеральный директор ассоциации русско-латиноамериканского дома Алексей Владимирович Усошин, обозреватель журнала «Международная жизнь» Александр Николаевич Моисеев, генеральный директор гильдии драматургов России, ведущий радиокомпании «Русский мир» Юрий Алексеевич Бутунин, 1-й секретарь гильдии драматургов Наталья Шор, директор фонда поддержки и содействия населению в социально-значимых сферах жизнедеятельности Александр Вячеславович Нестеров, помощник члена Совета Федерации и председатель общественной организации «Культурно-просветительского центра имени Ардашевых» Елена Юрьевна Суслова.

В конце марта 2020 года вся экспозиция «переедет» в ИЛА РАН. По выставке издан буклет (авторы: академик и профессор ПАНИ Александр Николаевич Устинов, академик и профессор ПАНИ В.С. Кузнецов)

РОМАНТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД ГАЛИНЫ СЕМИГЛАЗОВОЙ

Известный художник назвала экспозицию «Цветной восторг». В этом названии – ключ ко всему творчеству Галины Семиглазовой, которая и по жизни идет с высоко поднятой головой, улыбкой и обостренным восприятием цвета, который она берет от природы и умело передает впечатления от богатого разнообразия палитры средствами изобразительного искусства. На пути к финалу при создании того или иного произведения автор глубоко переосмысливает изображаемое, и чаще всего делает его ярче, значительнее, прекраснее, чем оно есть на самом деле.

В экспозиции – изящные представители удивительных созданий природы – ирисы, и от созерцания столь тонкой интерпретации красоты сиреневого пластичного характера трудно оторвать взгляда. От ирисов, стоящих в прозрачной вазе, исходит ореол свежести, чистоты и первозданности. Талант художника в изображении цветов заключается еще в том, что она великолепно передает не только цвет, но и свет. То, что он важен, подчеркнуто в названии картины «Освещенные солнцем». Такое может воплотить только человек, сам освещенный и освященный. А всё потому, что эта благодать сниспослана художнику Создателем.

Экспозиция дает представление о большом пути Галины Семиглазовой в искусстве: здесь автором представлены работы, в которых отражается многолетний поиск творческого почерка. Нынешнюю выставку можно отнести к ретроспективной: есть работы, написанные в 2004 году («Букет полевых цветов на окне»), в 2007-м («Березки»), 2010-м («У моря», 2013-м («Чертополох»).

Один из значимых поворотов в творчестве Семиглазовой – обращение к жанру портрета. И на выставке их два: автопортрет и портрет супруга Владимира. Безусловно, эти изображения удачные. И дело не только и не столько в схожести внешней, но глубинной прорисовке характера. Сам художник сделала акцент в своем образе на целеустремленности натуры, изобразив свою голову на фоне синего моря со свободно спадающими густыми волосами.

- В знак моего почитания великого наследия В.В. Вересаева и дружбы между нашей академией и Библиотекой имени Вересаева я приношу в дар этому замечательному культурному учреждению столицы портрет Викентия Викентьевича, - сказала в завершении церемонии открытия выставки Галина Михайловна, - у меня дома есть книги этого интересного публициста, писателя и врача. Зная, что Светлана Николаевна собрала уже целую галерею его портретов, надеюсь, что и мое произведение, которое я создала углем на бумаге, займет достойное место в интерьерах библиотеки.  

 

РЕТРОСПЕКТИВНАЯ ВЫСТАВКА ЕВГЕНИЯ БОЙКО В НЕМЧИНОВКЕ 26 февраля 2019 года.

Превосходная экспозиция была создана художником академиком ПАНИ Евгением Павловичем Бойко в Немчиновском культурно-досуговом центре (Одинцовский район). Сейчас немало художников, интересных, умных и владеющих философией красок.

Свой путь к успеху Евгений начинал в Амстердаме. Там и влюбился в море и парусники. Они у него получаются сказочными, загадочными и красивыми, и это притягивает глаз зрителя к полотнам мастера.

- От картин Евгения Павловича трудно оторвать взгляда, - это мнение члена Союза художников России, академика Алексея Федотова, - здесь и городской пейзаж на арбатские мотивы, и морские горизонты, которые притягивают тебя, словно магнитом. Во всех произведениях Бойко – море света, да и цвета тоже предостаточно, хотя кажется, будто художник предпочитает пользоваться белилами.

ВЫСТАВКА О КУБЕ В ПИТЕРЕ

Академик Мария Вальдес Одриосола организовала выставку в Питере о Кубе. С 1 по 3 октября 2019 года в Санкт-Петербургском государственном университете проходил форум, посвященный взаимоотношениям России со странами Латинской Америки. Его посетило рекордное число участников – около 700 специалистов из 35 стран. Организаторами Форума выступили Фонд Росконгресс, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт Латинской Америки РАН, Институт Беринга-Беллинсгаузена для обеих Америк (г. Монтевидео, Уругвай). Мероприятие прошло при поддержке Министерства иностранных дел Российской Федерации, банка Сантандер, Регионального координационного центра экономических и социальных исследований (CRIES), Латиноамериканского совета по социальным наукам CLACSO, Мексиканской ассоциации политических исследований AMECIP и Университета Исеси, Колумбия.

Для меня как для художника было огромной честью по приглашению профессоров Санкт-Петербургского государственного университета Лазаря Соломоновича и Виктора Лазаревича Хейфецов организовать выставку авторских работ, посвященных Кубе на данном мероприятии.

На форуме были представлены 10 картин, на которых изображены как живописная кубинская природа, так и гаванская архитектура. Моя живопись, посвященная Кубе, – это плод неоднозначных переживаний собственной неординарной биографии.

На выставке, кроме моих работ, был представлен портрет недавно ушедшей от нас директора Центра латиноамериканских исследований МГИМО Аллы Зенькович кисти кубинского художника, академика ПАНИ Омара Годинеса. Алла Зенькович в течение многих лет была личным переводчиком Уго Чавеса и воспитала целую плеяду испанистов.

ОМАР ГОДИНЕС – ХУДОЖНИК-ПЕРЕДВИЖНИК НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Последователем идей русских художников-передвижников можно назвать кубинского художника Омара Годинеса. За минувший год он провел выставки в Ижевске, Иванове и других городах России.

В Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств 7 февраля 2019 года открылась персональная выставка известного кубинского художника Омара Годинеса, который живет более 20 лет в Москве и является действительным членом ПАНИ.

«Куба рядом» - такое название предложила дать экспозиции директор Удмуртского Республиканского музея изобразительных искусств Вера Вахрушева.

Выставку открыли Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Куба в РФ господин Херардо Пеньяльвер Порталь и министр культуры Удмуртии Владимир Соловьев. Он подчеркнул значимость укрепления связей, в том числе культурных между Россией и Кубой.

На открытии присутствовали Третий секретарь Посольства Республики Куба в РФ по вопросам культуры и спорта госпожа Марта Гарсия Эрнандес и представитель Российского Общества дружбы с Кубой Елизавета Лаврушечкина.

Язык искусства Омара особенный, индивидуальный, универсальный, а все потому, что он рассказывает красками о многообразии традиций кубинского народа, прежде всего, праздничных традиций, а где праздник, там – музыка. Жители Удмуртии восхищены яркостью, темпераментом, которыми наполнены полотна: «Гитара в красном», написанное в 2013 году, «Крестьянская песня» (2008), «Серенада I» (2016) – смотришь на эти творения – и как будто слышишь зажигательный ритм барабанов, громкие красивые голоса певцов и завораживающие переборы на испанской гитаре.

- Мне кажется важным – создавать такие произведения, которые приглашали бы зрителя к философским размышлениям о мире, о Вселенной, я избегаю желания навязывать человеку свое видение пространства.

Интересен в этом смысле триптих «Элегия» (2016) – это декоративные полотна со сложной ритмической организацией.

Обратили внимание удмуртские искусствоведы на картину «Твино» - об индейцах, живших до прибытия на остров испанских колонизаторов. На повествование о далеком времени указывает центральный древний знак, выполненный в духе рисунков первобытного человека: детали изображения едва просматриваются сквозь целостность узора. Так решены сюжеты работ: «Духовная связь» (2008), «Созерцание» (2017) и «Взаимопроникновение» (2016) – разброс во времени создания говорит о том, что Омар Годинес то принимается за воспроизведение страниц истории Родины, то отпускает эту тему, не переставая о ней думать.

Удмурты, которые относятся к группе финно-угорских народов, исповедуют, в основном, православие, но коренные жители, особенно крестьяне, сохраняют приверженность язычеству, а у них мифов – хоть отбавляй.

 

СОДРУЖЕСТВО МОСКВИЧЕЙ И ПЕТЕРБУРЖЦЕВ

Между московскими и петербургскими художниками установилась тесное сотрудничество, и оно продолжается десятки лет. В июне 2016 года, например, группа московских мастеров живописи и графики показала свои творения в фойе Дома молодежи Василеостровского района Петербурга. С 19 марта по 19 апреля 2019 года мы устроили выставку, на которой художники из Петербурга показали свои творения. Николай и Елена Комаровы, продолжая традиции академической школы живописи, работают в широком видовом и жанровом диапазоне. Елена Комарова в 1985 г. окончила художественно-графический факультет Чувашского Государственного педагогического института им. И.Я. Яковлева. С 1982 по 1988 гг. продолжила образование в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР. Николай Комаров окончил институт им. И.Е. Репина академии художеств СССР в 1988 г. в Ленинграде.

Для нынешней выставки нужно было отобрать работы о двух столицах, а также городах и весях, окружающих Москву и Санкт-Петербург. Елена Комарова представила полотна, на которых Большая Ордынка и Марфо-Мариинская обитель, улицы Большая Ордынка и Пятницкая. Николай Комаров представил пейзажи Подмосковья: Пушкино, Клязьма, а также окрестности Петербурга: Шуваловский парк и пос. Парголово.

И еще один интересный художник из Питера – Ольга Жохова, секретарь отделения изобразительного искусства ПАНИ. Окончила Высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной по отделению художественной ткани. Работала в комбинате декоративно-прикладного искусства, выполняя монументально-декоративные панно. Участник более 200 выставок в России и за рубежом, около 30 персональных.

На выставке можно познакомиться с ее чудесными работами, выполненными в технике батика.

 

 

ВПЕЧАТЛЕНИЯ ХУДОЖНИКА И ЛИТЕРАТОРА О СПЕКТАКЛЕ

Академик, профессор ПАНИ Кира Гаврилов известна в России и как великолепный художник, и как литератор. Она посвящена и в тайны театра. Недавно она посетила спектакль академика С.С. Волошиной-Андрийчук. Спектакль- по произведениям А.С. Пушкина к 220-летию поэта

Выход, естественное продолжение – «на сцену», но у нее нет сцены, а есть пространство, вокруг которого собираются люди в ожидании выхода талантливой актрисы, оригинального режиссера, красивой современной женщины. Светлана Волошина-Андрийчук создала свой театр имени М.Ю. Лермонтова на небольшом, свободном пространстве библиотеки его имени. Отсутствие сцены, близость зрителей предполагает особое представление театрального жанра, иного подхода к литературному материалу. Мы пришли смотреть и слушать «Маленькие трагедии», о которых нам поведал А.С. Пушкин. Хрестоматийные литературные шедевры. Эти шедевры прошли повествования начиная со школьной самодеятельности до сцен мировых театров. А что ждать на этом пятачке библиотеки?

Светлана развернула свой режиссерский талант и распахнула перед нами свои душевные мысли и чувства гениальной актрисы. Очень талантливая и удачная импровизация во всем. Как эпиграф фоном присутствует фургончик, подсказывая нам, что представление будет в стиле «бродячих артистов». Вся декорация сведена к трем передвижным ширмам и трем стульям по числу выступающих актеров. Все сведено к вниманию на исполнителей. И это оправдано. Вся эмоциональная жизнь актеров, которую они проживают в этом пространстве, рядом со зрителем, всё волнение, вся страсть этих вечных трагедий воспринимается, как излияния собеседников, которые делятся с нами своими обнажёнными до предела чувствами, будучи уже не в состоянии молчать.

Очень новое, революционное прочтение человеческих пороков в гениальной игре талантливой актрисы – Волошиной-Андрийчук, в проникновенном исполнении актёров этой маленькой труппы.

«ПРИРОЖДЕННАЯ ЗАСЛУГА» КИРЫ ГАВРИЛОВОЙ

С огромным интересом с 18 сентября по 9 октября 2019 года прошла выставка и презентация книги «Прирожденная заслуга» Киры Тимофеевны.

На выставке есть портреты, написанные с соблюдением традиций русской реалистической школы. Один из них – «Правнук А. К. Саврасова Олег Борисович Павлов». С ним художница была знакома. Ей удалось передать в рисунке характер ученого и мыслителя нового времени.

В ряду образов наших современников – портрет Саши Павловой, художницы, которую Кира Гаврилова считает неординарной, интересной личностью. К тому же, это красивая женщина.

Ту мысль, что мастер не замыкается на одном каком-то направлении в искусстве, подтверждают ее натюрморты. «Аромат лета. Розовые пионы» - реализм. И совсем иной стиль в «Натюрморте-альтернативе» - изящная абстракция, которая дает возможность разглядеть в ней каждому из нас то, что он хочет, однако главным остается подача темы автором: уют, поэзия, тишина – то, чего нам часто не хватает на Земле.

Художница влюблена в цветы. В 2013 году у Киры Гавриловой (она член Союза писателей России) вышла книга «Райские цветы на Земле». В ней – рисунки автора и фотографии икон, на которых изображены диковинной красоты цветы. На каждой странице – выдержки из Библии с упоминанием «райских цветов». 

Значительную часть времени на открытии выставки заняла презентация новой книги члена-корреспондента ПАНИ Киры Тимофеевны «Прирожденная заслуга». В ней она описала моменты жизни и творчества Зураба Церетели («Палитра гурмана» и «Атрибуты искусства»), Пабло Пикассо («Голубой период» и «Уроки Пикассо»), гениев, одаренных этой «прирожденной заслугой» - так Гёте обозначил особый дар человека, который он получает свыше. Не менее интересны зарисовки о Василии Бубнове («Духовная радость»), Борисе Ионайтисе («Феерия цветка») и других. Автор умеет дать названия своим произведениям – они точно отражают идею написанного.

Автор представила на суд читателей своё исследование жизни и творчества М. Ю. Лермонтова как художника. Она сделала фотографии его картин и посетовала на то, что при жизни поэта мало кто знал об этом уникальном его даре: выставок не было. Кира прочла эссе, написанное в стиле фантазии, «Молитва», в которой живо нарисовала словами картину, как однажды юнкер лейб-гвардии гусарского полка Михаил Лермонтов, проезжая по селу Тимонино, остановил повозку и зашел в церковь Всех Скорбящих Радость, чтобы помолиться и поставить свечку к храмовой иконе.

Автор открылась перед участниками вечера еще и как интересный чтец. Правду говорят, талантливый человек талантлив во всём.

СЕМЕЙНАЯ ВЫСТАВКА ВОЛКОВЫХ

15 мая 2019 года открылась выставка Волковых – отца Александра и сына Даниила, академика и члена-корреспондента.

Творчество молодого и амбициозного Даниила Волкова – что как не стремление на основательной базе, которую он получил в Школе акварели Сергея Андрияки, идти своим путем, находя новые способы «доставки» мысли, которую он закладывает в тот или иной сюжет, до зрителя.

Уже во время учебы юноша был отмечен как обладающий своеобразным взглядом на композицию и колористику изображаемого пространства.

В галерее «Живая жизнь» - вторая персональная выставка Даниила (первая была в Мытищах). Для нее художнику пришлось большую часть работ повторить, поскольку оригиналы уже давно являются собственностью поклонников искусства Волкова-младшего. До чего же хороши «Тыквы цвета осени»! Это созвучно поэзии Александра Сергеевича, который обожал это время года. Такое же ощущение от акварелей Даниила: «Красота осени», «Сельский охотник» - эти работы художника наполнены русскостью, благодаря манере создания образа на бумаге – она опять же оттуда, из альма матер, где фундамент учебы – рисунок.

Мастером изображения настроений можно назвать творчество Волкова-старшего, а еще - продолжателем лучших традиций русской реалистической школы живописи. Он художник-живописец, реставратор, иконописец. Окончил Академию живописи, ваяния и зодчества в мастерской пейзажной живописи и преподает с года основания школы акварели Сергея Андрияки, а с 2011-го – в Московской государственной Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.

Его достижения в области изобразительного искусства отмечены государством: Александру Волкову вручены документы заслуженного художника России, и почти одновременно он избран академиком ПАНИ.

ПОСВЯЩЕНИЕ НАДЕЖДЕ БОЙКО И ТАНЦУ

Академик ПАНИ Надежда Вячеславовна Бойко, как говорят ее ученики и их родители, «учит людей летать». Свое мастерство педагога, балетмейстера и танцовщицы она продемонстрировала на ее юбилейном вечере, который прошел как убедительное подтверждение состоятельности Надежды Вячеславовны в двух ипостасях: хореографа и педагога, - так оценила выступления воспитанников ансамбля «Непоседы», которой руководит известная танцовщица более 10 лет.

Восхождение на Олимп всегда трудное и длительное. У Надежды оно началось рано: в 5 лет она пришла в балетную студию родного города Набережные Челны, а в девять ее приняли в хореографическое отделение школы искусств. Потом был красный диплом Училища искусств, и она получила профессию - артистка ансамбля народного танца.

- Мы, родители, - поделилась своими мыслями Валерия Кряжева, - бываем на занятиях и видим, каких усилий стоит педагогу добиться того, чтобы дети выполняли то или иное движение так, как диктует музыкальный материал и как видит рисунок образа Надежда Вячеславовна. Они стараются выполнить все ее подсказки, потому что она для ребят – большой авторитет. Моя дочка Катя ходит к ней на занятия с 3 лет, сейчас ей 8, и она настолько покорена талантом педагога создавать образы, что девочка готова танцевать целыми днями.

- Я считаю главным, - говорит Надежда, - формировать творческие навыки у детей через создание особой среды, воспитывать любовь к прекрасному, а путь к нему –через танец.

Успехи Надежды Бойко отмечены избранием в академики Петровской академии наук и искусств и Дипломом за выдающиеся достижения в области хореографического искусства и большие успехи в деле воспитания художественного вкуса у подрастающего поколения.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

- Большие задачи, решение которых требует мобилизации сил, диктуют обновление руководящего органа МО ПАНИ – бюро. В результате консультаций с широким кругом академиков, зарекомендовавших себя самыми активными двигателями наших идей, - сказал Валерий Александрович Иванов-Таганский, - мы провели основательное обновление бюро и остановились на кандидатурах, которые предлагаем сейчас с вами обсудить и за них проголосовать.

  1. Иванов-Таганский В.А. – председатель МО ПАНИ, вице-президент

ПАНИ, заслуженный артист России.

  1. Кузнецов В.С. – Первой заместитель председателя МО ПАНИ,

кандидат педагогических наук, член редакционного совета журнала ПАНИ «Медный всадник», гл. редактор газеты «Земля Московская».

  1. Родионова Н.И - заместитель председателя МО ПАНИ, член

Союза писателей России, руководитель СТС «Москва Поэтическая», член редакционного совета газеты «Земля Московская».

  1. Дутко Н.П - заместитель председателя МО ПАНИ, кандидат

психологических наук, руководитель секции «Психология и педагогика».

  1. Жуликова С.Н. – Ученый секретарь МО ПАНИ.
  2. Бекерев В. Е., кандидат медицинских наук.
  3. Гагут Л.Д. – доктор экономических наук.
  4. Руднев А.П. – кандидат филологических наук.
  5. Цахилова З.А. – заслуженная артистка России.
  6. Улетова Г.М. – заслуженная артистка России.

11 Омар Годинес – магистр искусствоведения, член Творческого Союза художников ЮНЕСКО.

12 Чекийска-Иванова Д.Б. - руководитель секции «Педагогика».

13 Фахретдинова Л.А. – член редакционного совета газеты «Земля Московская», член Союза писателей России.

14 Иванов А.Г. – ведущий журналист общероссийской «Медицинской газеты», член редакционного совета газеты «Земля Московская».

Ставлю вопрос на голосование: кто за то, чтобы выбрать бюро на очередной срок в таком составе, прошу поднять руки.

Решение принято единогласно.

Отчет о собрании МО ПАНИ сделал

В. С. Кузнецов (Влад Красноярский)

Bn79Hp3 w8

kh6oEJtWVsY

 

Комментарии для этой записи закрыты