Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

 Поздравляем Чернушенко Владислава Александровича

Президиум Петровской академии наук и искусств

Сердечно поздравляет Чернушенко Владислава Александровича – советского и российского дирижёра, хормейстера, музыкального педагога, музыкально-общественного деятеля, Народного артиста СССР, Лауреата Государственной премии Российской Федерации, Действительного члена Петровской академии наук и искусств с 85-летним Юбилеем!


Владислав Александрович внёс неоценимый вклад в развитие советской и российской певческой культуры. Благодаря его трудам классическое русское хоровое искусство пользуется огромной популярностью во всём мире. А на концерты хора Санкт-Петербургской Академической капеллы, бессменным руководителем которого он является с 1974 года, трудно приобрести билеты. Его деятельность отмечена многими советскими, российскими и зарубежными наградами. В. А. Чернушенко – лауреат престижных международных конкурсов, почётный гражданин Санкт-Петербурга. Он автор множества публикаций о хоровом искусстве России, плодотворно занимается музыкально-педагогической деятельностью.
Значительный вклад В. А. Чернушенко вносит в укрепление Союзного государства Беларуси и России. Стало ежегодной традицией проведение в Санкт-Петербургской Капелле Торжественного концерта 2 апреля в День Единения народов Беларуси и России, в котором самое активное участие принимает Хор Капеллы под его управлением.
Президиумом Академии принято решение - за выдающийся вклад в развитие музыкальной культуры России Чернушенко Владиславу Александровичу присудить премию ПАНИ им. Г. В. Свиридова.


Желаем Юбиляру крепкого здоровья, благополучия и новых творческих успехов! 

Президент                                          ________________ А.В. Воронцов

Главный Ученый Секретарь           ________________ О.А. Григорьева

 

 Чернушенко Владислав Александрович

Родился 14 января 1936 года в Ленинграде.

Начал заниматься музыкой в раннем детстве. В 1942 году в возрасте шести лет он был эвакуирован из блокадного Ленинграда. С 1944 по 1953 годы учился в хоровом училище при Ленинградской государственной академической капелле (педагоги: по классу фортепиано — Е. А. Аванова, по классу дирижирования — А. А. Патрикеев). В 1957 году он окончил ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова по специальности хоровое дирижирование (у А. Е. Никлусова). Окончив консерваторию, выступает как симфонический и хоровой дирижёр.

С 1958 по 1962 годы работал в Магнитогорском музыкальном училище (ныне — Магнитогорская консерватория) и дирижировал Магнитогорской хоровой капеллой. Вернувшись в Ленинград в 1962 году, организовал любительский Ленинградский камерный хор во Дворце культуры пищевой промышленности и руководил этим коллективом в течение 17 лет. Он вновь стал учиться в Ленинградской консерватории и в 1967 году закончил её уже как дирижёр оперно-симфонического оркестра (у И. А. Мусина), а в 1970 году – аспирантуру.

С 1971 по 1974 год — второй дирижёр Ленинградского государственного академического Малого театра оперы и балета. В эти же годы активно занимался педагогической деятельностью – в консерватории (профессор с 1987), Хоровом училище имени М. И. Глинки, Музыкальном училище им. М.П. Мусоргского. Работал дирижёром Симфонического оркестра Карельского радио и телевидения, выступал в качестве дирижёра симфонических и камерных концертов, ставил ряд спектаклей в Оперной студии при Ленинградской консерватории.

В 1974 году стал художественным руководителем и главным дирижёром Ленинградской академической Капеллы. С тех пор он бессменно руководит этим коллективом в течение 40 лет. В 1979 году он был назначен ректором ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова. Эту должность занимал до 2002 года.

Председатель Хорового общества Ленинграда–Санкт-Петербурга (с 1974). Заместитель председателя Всероссийского музыкального общества (с 1983), председатель Ленинградского–Санкт-Петербургского музыкального общества (с 1986). Член Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации (1995—1997). Первый президент (1997—2000) Санкт-Петербургского Рахманиновского общества, действительный член Академии творчества, действительный член Петровской академии наук и искусств, член Международного союза музыкальных деятелей, Музыкального общества России, Музыкального общества Санкт-Петербурга.

Владислав Чернушенко имеет немало наград и званий. Всероссийская и мировая известность, уважение, почёт, - да, всё так, но список следует продолжить делами поистине эпического размаха: сбережение на протяжении десятилетий(!), особенно, в лихие постперестроечные годы, крупнейших национальных музыкальных учреждений - петербургских Консерватории и Певческой Капеллы, выведение их на высокие профессиональные рубежи.

Своим учителем, наряду с Георгием Свиридовым, Владислав Чернушенко считает Евгения Мравинского«Мравинский - главная фигура во всём дирижёрском мире за все годы существования дирижирования, как профессии. В ранге его студента мне доводилось бывать на репетициях и концертах оркестра Мравинского, учиться профессии дирижёра, следуя словам Евгения Александровича: быть чернорабочим музыкального мира».

О гастролях Капеллы В.А. Чернушенко говорит так: «В Европе и за океаном как было, так и по сей день востребовано и имеет непреходящий успех только то русское, что относится к классическому искусству во всех его разновидностях: русский драматический театр, русские балет и опера, симфонические оркестры, хоры, русское изобразительное искусство. Всё попсово-развлекательное, забившее до основания телевизионное пространство... там не востребованы. Этого добра и у них с избытком. Во многих странах существует озабоченность властей сохранением своей национальной культуры, языка, традиций, боязнь под давлением глобализации оказаться средне-серыми человеками в мировом людском безликом стаде. Совесть в России всегда была выше закона. Такая мораль веками устанавливалась в русской земле. Закон, конечно, необходим, но ещё более необходима совесть. Кто-то недавно заметил: в мире остался один народ, не разучившийся краснеть - русский»...

В 1976 году Капелла впервые за много десятилетий исполнила программу из сочинений Дмитрия Бортнянского. В советское время разрешалось исполнять духовные сочинения западноевропейских композиторов, но - на языке оригинала. Русские авторы были под запретом... В 1981 году были впервые проведены «Невские хоровые ассамблеи», когда на этот необычайный праздник-фестиваль съехались делегации из 82-х городов. В 1982 году состоялась премьера «Всенощной» Рахманинова...

Несколько лет подряд В.А. Чернушенко готовил концерты в честь Дня Победы, годовщин снятия блокады Ленинграда. Многим запомнились концерты пятитысячного хора под управлением маэстро у Исаакиевского собора. Дирижёр считает, что исполнение советской песенной классики, особенно, военных песен, - важнейшее дело. Эти песни - на все времена, с невероятной энергией, певучестью и, несмотря на трагические, подчас, обстоятельства их рождения, полны оптимизма и добра. Они способны объединять поколения, наполнять души людские светом.

В.А. Чернушенко выступает за создание Российской Певческой Академии, возвращение к историческому пути Капеллы. В России сегодня не существует учреждения, которое обеспечивало бы в полном объёме сохранение, изучение и развитие главной ветви российской музыкальной культуры - певческого хорового искусства во всех его разновидностях: академического, фольклорного, церковного. Придворная Капелла, созидавшаяся на протяжении пяти веков лучшими умами и музыкальными талантами России, выстроилась в уникальный, не имеющий аналогов в мире, творчески-исполнительский и образовательный музыкальный центр, включавший в себя хор, симфонический оркестр, музыкальную школу, регентские классы, «шляхетский корпус», где юноши Капеллы обучались театральному искусству (его окончил первый русский актёр и создатель русского театра Фёдор Волков), инструментальные классы, научно-музыкальную часть при библиотеке и собственное издательство. Здесь воспитывались наилучшие в России кадры по всем музыкальным специальностям.. После 1917 года структура Капеллы последовательно была разрушена, что нанесло серьёзный урон отечественной музыкальной культуре. Восстановление и усовершенствование прежней структуры Капеллы - это необходимость, предопределённая ходом современной российской истории и нынешний, ключевой для судьбы страны момент - тот самый, когда нужны верные и сильные ходы власти.

«Хор - это, конечно, самый сложный инструмент из всех, которые существуют. Самый капризный, изменяющийся - потому что нет ни одного следующего дня, чтобы хор был тот же самый. Сегодня два человека не выспались - это уже другое звучание. Поссорились - уже другое. Трёх человек нет на репетиции - это совершенно другой хор. И вот каждый Божий день его нужно строить заново, каждый Божий день! Если ты этого не делаешь, у тебя не будет результата. Ну и выше ничего нет, потому что, когда правильно звучит хор («правильно» - это Свиридовское слово), - когда он звучит правильно, это - высшее чудо!» - Чернушенко В.А.

Народный артист СССР (1991), Почётный гражданин Санкт-Петербурга, народный артист РСФСР (1986), заслуженный деятель искусств РСФСР (1978), лауреат Госпремии России имени М.И. Глинки (1981) - за концертные программы (1978-1980), лауреат премии ВЦСПС(1989), лауреат Госпремии РФ в области литературы и искусства (1994) - за исполнение «Песнопений и молитв» Г.В. Свиридова, орден Дружбы (1996), орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2005), орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2019), лауреат Премии Академии Искусств Франции (1999), лауреат международного конкурса в г. Дебрецен, Венгрия (1970), лауреат международного конкурса в г. Гориция, Италия (1979), орден Святого Благоверного князя Даниила Московского II степени (2006), серебряная медаль Святого Благоверного Великого князя Александра Невского (2004), серебряная медаль Святого апостола Петра (2010), награды Сербской Православной Церкви: орден Царя Константина, серебряная медаль Белого Ангела - за серию концертов в Сербии.

Необходимое послесловие. 

По мнению Георгия Свиридова: «Чернушенко - крупнейшая фигура русской музыки». И Свиридов, и Гаврилин, и многие другие авторы первой величины доверяли Капелле эталонные записи своих сочинений. Имя Чернушенко - в золотом списке всех, без исключения, известных концертных площадок мира. Он мог бы, при желании, сделаться руководителем любых, самых престижных музыкальных коллективов планеты и, соответственно, ни в чём себе не отказывать. Вместо этого, Чернушенко пятый десяток лет, как и предсказывал Евгений Мравинский, является «чернорабочим музыкального мира», удерживая изо всех сил «плацдармы» отечественной музыки и певческого искусства, прославляя на весь мир русскую песню.

Комментарии для этой записи закрыты