Наверстывая упущенное. Выставка члена-корр. ПАНИ Ольги Поляковой
Вице-президент ПАНИ В.С. Кузнецов знакомится с экспозицией О.С. Поляковой
- Да, проект Ольги Семеновны был у нас запланирован на осень минувшего года, - поясняет директор Музейно-выставочного комплекса парка Л.Н. Толстого Мария Соломатина, - но в связи с карантином сроки были отодвинуты. Все договоренности с художниками мы выполняем.
Художники даром времени не теряли: они его использовали для работы над новыми произведениями. Ольга Семеновна за ушедший трудный год создала, в частности, натюрморт с белыми ирисами: образ нежный, одушевленный вызывает ощущение, как будто цветок взирает на тебя с холста. Прекрасен «Портрет розы». Она одинока, но горит желанием ослепить всё вокруг своей яркой красотой. Как похоже это на женщину!
Ольга Полякова «Портрет розы»
На нынешнем показе работ автор представила, пожалуй, весь спектр своего искусства, которое, как она считает, «должно не только копировать окружающий мир. Художник как творец может создавать и показывать зрителю острова своих фантазий».
Ольга Полякова «Розовый ветер»
С ее доводами могут согласиться те зрители, кто обладает богатым воображением и может понять картину «Розовый ветер» без вопросов к автору. Они видят образец произведения, насыщенного иллюзорными образами, причем каждый из них в отдельности воспринимается как реальный, но их ирреальными делает атмосфера, ситуация… Впрочем, это так похоже на нашу жизнь сегодня!
И сюжет можно описать, как, допустим, полёты женщин на картинах Марка Шагала. Вот и у Ольги все объекты на картине как будто планируют, они витают в воздухе: и девочка, несущаяся на велосипеде к закату, и мальчик, сидящий на высоченном дереве посреди океана и горящий желанием изловить удочкой рыбу тригер-фиш, и медуза, плывущая на уровне кроны дерева, и черепаха на переднем плане, с наслаждением смотрящая на розовый закат. Такое возможно лишь в детских снах.
Фантазийный и не менее замысловатый рассказ – «Эра Водолея». Символизм? Безусловно. Здесь есть некая тайная идея, реализованная в контексте мистических явлений.
- Картина родилась из желания написать что-то ко дню рождения дочери Алисы (она Водолей), - открывает нам одну из тайн своей творческой кухни Ольга Полякова. - Сюжет о маленькой, но сильной птичке, вознесшейся в небо и несущей в своих лапках чайник, из которого льётся вода, струи падают на рояль, вдруг «ощетинившийся» хвостом скорпиона; потоки воды вращают Колесо сансары, приводя в движение миры.
Ольга Полякова «Невозможное возможно»
Тайная идея стала явной - бесконечный круговорот рождения и смерти души в мирах кармы. То же можно обнаружить и на холсте «Невозможное возможно»: тяжёлые паровозы несутся по водной глади, словно «Метеоры» в то время, как не устоявшие в битве со стихией суда, созданные для передвижения по воде, покоятся на дне морском.
Задевают за живое и реалистичные пейзажи узнаваемых мест в Москве, меланхоличная природа подмосковных просторов, тропические райские острова с их экзотической растительностью, полыхающими закатами и рыбацкими лодками - вечными странницами бескрайних вод.
Каждый видит в творчестве Ольги Поляковой то, что он хочет, а еще то, к восприятию чего готов. Сегодня. Сейчас. Сию минуту.
Влад Красноярский, фото автора