Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

13 декабря в Петербургском Доме Журналиста гала-концертом «Петровская Ассамблея», посвящённым 350-летию императора Петра Великого и 30-летию возрождённой Петровской Академии Наук и Искусств, завершился Двадцать Первый международный фестиваль русского искусства «Петербургская Осень». Яркий гала-концерт прошёл под ставшим привычным для фестиваля знаком единения учеников и учителей. Его составила насыщенная и разнообразная программа. Выступили прославленные мастера музыкального искусства академики заслуженный артист России Олег Шаров (баян), лауреат международных конкурсов Константин Ильгин (гитара), первый проректор Международной Академии Искусств руководитель Отделения Театра и Музыки профессор Ольга Григорьева (художественное слово), члены-корреспонденты ПАНИ лауреат международных конкурсов доцент Международной Академии Искусств Александр Яснев (гитара), главный редактор газеты «Вести Токсово» Елена Корчинская (художественное слово), лауреат всероссийских конкурсов Лариса Мелькова (сопрано). Открывал программу детский ансамбль в составе: Валерий Мироненко (гобой), Соловьёва Анастасия (гобой), Кулешина Ульяна (виолончель), Финкельштейн Валерия (фортепиано), не без блеска исполнивший Адажио и Аллегро Антонио Вивальди. Это выступление, открывшее концертную программу после официальных приветствий, сразу задало своего рода петербургский настрой, отсылая ко временам ассамблей петровской эпохи. Линию учеников продолжили яркое выступление Дмитрия Боровикова (баян), ученика профессора О.М.Шарова и безупречный аккомпанемент в единственном вокальном номере программы выпускника Музыкально-просветительского колледжа им. Б.И.Тищенко Георгия Белоконева. А связующим звеном этого вечера стало прекрасное ведение концерта артисткой Ольгой Ворсиной и выступления с чтением своих стихотворений академика ПАНИ художественного руководителя фестиваля Михаила Журавлёва.

Петровская Ассамблея

 

Впервые за историю своего проведения фестиваль прошёл без концертов в прославленном Доме Композиторов. Великолепный особняк на Большой Морской с этого года оказался утрачен Союзом композиторов Санкт-Петербурга, просуществовавшим в этом здании с 1948 года. Бюрократические рогатки, выстроенные изменившейся законодательной базой поставили старейший творческий союз города на Неве в положение фактически бездомного. Но несмотря на сей прискорбный факт устроители творческого форума не опустили руки и провели его, хоть и в несколько усечённом виде. В этом году не было ни симфонического, ни хорового концерта, Шостаковичские чтения прошли не в Доме композиторов и не в Консерватории, чьё историческое здание также находится в многолетнем ремонте, а в помещении одного из учредителей фестиваля Музыкально-просветительского колледжа имени Б. И. Тищенко.

Фестивальная афиша порадовала публику концертом и тремя мастер-классами в рамках всероссийского проекта «Молодые звёзды Московской Консерватории». В программе из сочинений композиторов Испании, Франции и России прозвучали произведения для кларнета в исполнении Даниила Саямова, блестяще исполненная Викторией Савкиной и Александрой Котляревской Соната для скрипки и фортепиано С.Франка и неожиданно по-новому трактованный певицей Екатериной Скусниченко и пианисткой Юлией Куприяновой вокальный цикл М.Таривердиева. Это было на открытии фестиваля 23 октября.

Неизменно высокий уровень подготовки показал концерт выпускников Музыкально-просветительского колледжа имени Б. И. Тищенко, объединивший в одной программе старинную и современную музыку, академические и эстрадные жанры. Этим концертом по сложившейся традиции фестиваль отмечает дату 7 ноября. По замыслу авторов идеи фестиваля – Ассоциации «Русская Традиция» Союза композиторов Санкт-Петербурга, независимо от оценочных характеристик невозможно вычеркнуть этот день из отечественной истории, и каждый год «Петербургская Осень» проводит 7 ноября концертную программу. Памятным событием в этом ряду 5 лет назад стал симфонический концерт «Революция и контрреволюция», отметивший 100-летие Октября. Тогда прозвучали Симфония №12 Дмитрия Шостаковича «1917 год» и Симфония №7 Михаила Журавлёва «Октябрьская.1993 год», составившие образную, смысловую и концептуальную пару.

Одним из ярких событий фестиваля этого года стал традиционный концерт «Дети пишут музыку», в 17-й раз собравший юных композиторов Северной столицы в уютном зале Культурного центра Е.Образцовой 19 ноября. Впечатлило разнообразие жанров, стилей, инструментальных составов и яркость музыкальной мысли юных авторов, самому старшему из которых только исполнилось 16 лет. В истории фестиваля есть страница, когда впервые за столетие на сцене Капеллы прозвучало симфонической сочинение 14-летнего автора Дарьи Туричиной. Это было в теперь уже таком далёком 2014 году.

Неизменным успехом у петербургской публики пользуются вокальные бенефисы сопрано Зои Журавлёвой. Обладательница редкого по выразительности сопрано и яркой артистической манеры исполнения, певица много лет выступает горячим пропагандистом самой разной камерной музыки. На её счету десятки премьер: сочинения А. Аметова, Г. Белова, С. Важова, Я. Дубравина, Л. Ерёмина, М. Журавлёва, Д. Жученко,  А. Ли, В. Огороднова, Т. Огородновой-Духаниной, О. Петровой, В. Радченкова, В. Сапожникова, А. Следина, В. Соловьёва, Д. Стефановича, Д. Туричиной, В. Фадеева, А. Фролова, Н. Хотунцова, А. Чернова, А. Яковлева. Много лет с успехом проходили её авторские программы «Два века русского романса», «Серебряный век», «Русская бурлеска», «Россия-Франция. Шансон». В фестивальной программе этого года её вечер был посвящён юбилеям поэтов А.К.Толстого и М.И.Цветаевой. В этом концерте 27 ноября при участии баритона Антона Урбана и пианистки Арины Махининой ярко и проникновенно прозвучали как классические произведения Чайковского, Кюи, Рахманинова, Булахова, так и малоизвестное сочинение Глиэра, музыка авторов рубежа тысячелетий Тищенко, Слонимского, Успенского, Журавлёва. Кульминацией концерта явилось исполнение 5 частей из реквиема «Путь» на стихи Цветаевой Михаила Журавлёва, впервые триумфально прозвучавшего в авторской программе Зои Журавлёвой  «Слово Цветаевой в музыке» на концерте Филармонического общества Санкт-Петербурга 5 марта 1998 года вместе с выдающимися произведениями Г. Белова, Б. Тищенко, Г. Корчмара и В. Успенского.

Программа 46-х Шостаковичских чтений 28 ноября, посвящённых 100-летию их основателя музыковеда Софьи Хентовой, хотя и была камерной, содержала ряд интересных выступлений, таких, например, как доклад Владимира Гуревича о музыке Шостаковича в кино, по-новому освещавший эту тему. Этому выступлению одного из ведущих российских музыковедов предшествовал великолепный юбилейный вечер «Владимиру Гуревичу 75», собравший в прекрасном зале Института Театра, Музыки и Хореографии РГПУ им. Герцена целое соцветие музыкантов из России, Германии и Туркмении, подаривших многочисленной публике незабываемые впечатления. В этом концерте ярко проявился один из принципов «Петербургской Осени», отражающий также и установки в деятельности Музыкально-просветительского колледжа им. Тищенко: настоящее искусство умеет преодолевать границы и языковые барьеры и не знает непреодолимого разделения на академические и неакадемические жанры. Так в этой программе нашлось место и для русской хоровой духовной музыки, и для фольклора, и для туркменской современной музыки, и для джаза, и для немецкой романтической музыки, и для авторской песни.

Традиционная Камерная Ассамблея Петербургской Осени 5 декабря представила в Доме журналиста творчество композиторов России, Белоруссии и Украины. В блистательном исполнении поистине интернационального состава артистов Марии Алшундба, Владимира Быстрицкого, Артура Джавадяна, Ярослава Коваленко, Анны Комковой, Александра Майстренко, Михаила Огороднова, Виктории Огородновой, Златы Олюниной, Ульяны Пришвы, Андрея Реймерса, Антона Урбана прозвучала музыка Леонида Десятникова (Россия, Санкт-Петербург), Александра Иванова (Беларусь, Витебск), Виктора Огороднова (Россия, Гатчина), Валентина Сильвестрова (Украина, Киев), Дмитрия Стефановича (Россия, Санкт-Петербург), Андрея Фролова (Россия, Санкт-Петербург). Премьера нового вокального цикла последнего из перечисленных выше авторов «После бури» на стихи Александра Гвоздея стала одним из самых ярких событий фестиваля.

Предпоследний вечер фестиваля 12 декабря вновь был отдан студенческим силам Музыкально-просветительского колледжа имени Б. И. Тищенко. Вначале часть своей программы «Музы и кавалеры» представил Хоровой Театр преподавателя колледжа Ольги Спицыной. А затем кульминационной точкой фестиваля стал показ студенческого спектакля «В музыкальном царстве» по пьесе Софьи Журавлёвой, с юмором написанной по мотивам русских народных сказок. Это четвёртая постановка этой пьесы, в которой Зоя Журавлёва выступила в качестве режиссёра-постановщика. Публика, которую составляли и взрослые и дети, часто смеялась, реагируя на остроумные перипетии музыкальной истории, а по окончании представления долго не отпускала начинающих артистов.

В этом музыкально-театральном проекте отразились важнейшие принципы как в целом  фестиваля, так и колледжа. Объединение творческих усилий детей и взрослых, учеников и учителей, профессионалов и любителей в едином художественном пространстве. Верность многонациональной, многоконфессиональной, но при этом единой отечественной традиции. Открытость к любым творческим направлениям и поискам, если в их основе лежит стремление к нравственному возвышению человека, восхождение к высоким эстетическим и этическим идеалам, воспитание чувства прекрасного и гуманизм.

Уникальность колледжа в том, что это единственное в своём роде профессиональное учебное заведение для взрослых вечерней формы обучения. Здесь в образовательном процессе не делается жёстких разграничений на жанры академические и эстрадные. Здесь для всех студентов введён базовый курс Общей Истории Стилей. Здесь любой желающий в любом возрасте имеет возможность получить основы профессиональных навыков музыканта. Многие выпускники колледжа продолжали и продолжают обучение в ВУЗах страны и за рубежом, стали концертирующими артистами, композиторами, музыкальными педагогами. Среди студентов и выпускников колледжа есть лауреаты региональных, всероссийских и международных конкурсов. Некоторые вернулись в стены колледжа в роли преподавателей, иллюстраторов и концертмейстеров.

Деятельность Музыкально-просветительского колледжа имени Б. И. Тищенко проводится в тесной координации с Автономной Некоммерческой Организацией Высшего Образования «Международная Академия Искусств». Между двумя негосударственными организациями заключён сетевой договор, позволяющий выстраивать гибкую систему непрерывного образования – от начального до высшего, а также обеспечивать индивидуальный подход к каждому студенту. В ближайших планах – создание продюсерского центра, в задачи которого входило бы обеспечение выпускников творческой работой как в процессе обучения, так и по окончании.

Григорьева Ольга Александровна,

Вице-президент, главный учёный секретарь ПАНИ