Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Есть мнение.

Нейросеть и живой композитор

Как-то раз от своей хорошей знакомой я услышала слова: "Скоро вы никому не будете нужны, господа композиторы. Теперь за вас всю музыку будет писать так называемый "искусственный интеллект". Это изречение навело меня на определённые мысли.

Я уверена в том, что нейросети и "искусственный интеллект" не смогут побороться с композитором. Во-первых, сейчас есть люди, которые делают специальные программы, это и называют "искусственным интеллектом". Они вносят в программу разную музыку, и машина находит определённый алгоритм в сочинении разных композиций, но только тех, которые забросили в неё создатели программ. Во-вторых, мозг человека -сложнейшая система нейронных связей, это величайшая тайна. Как появляется музыка в голове композитора, учёные до сих пор не могут ясно и доказательно ответить. Вряд ли мозг и его работу (что там происходит в голове человека) смогут понять исследователи мозга. Нейролингвист Татьяна Черниговская говорит, что никогда. Это то же самое, что постичь Вселенную.

У человека есть сознание, осознанность, эмоции и чувства. Всего это набора качеств нет и не будет даже у сверхмощной машины. И еще! Мне интересна музыка композитора, прежде всего потому, что он человек. Мне интересно, что переживал композитор, о чем думал во время сочинения, какая атмосфера царила вокруг него. А о чем "думает" машина, меня совсем не волнует и не интересует. 

В телепередаче искусствоведа и теоретика Анны Виленской друзья композитора Олега Курляндского говорят, что используют "искусственный интеллект" как соавтора. Это как пришёл домой и забросил в стиральную машину тряпье - вот и готово, так они рассуждают. Говорят то, что с каждым новым десятилетием композиторы, и не только, становятся все ленивее и ленивее, а "искусственный интеллект" как-то облегчает жизнь творческих людей. Это примерно так, как микроволновка облегчает подогреть быстро еду. Никаких тебе поисков, творческих волнений и сомнений. Вот так, по щелчку кнопки возникает «музыка».

Сочинять в соавторстве с машиной я считаю делом сомнительным, опасным и ненужным. В музыке композитор выражает, прежде всего, себя и тот социум, в котором ему по судьбе предопределено жить и развиваться. А если композитор ленится, то пускай совсем не пишет музыку. Для меня сочинение, это жизненная необходимость и потребность. И еще! Чем всегда гордится любая страна? Конечно же, музыкантами, художниками, поэтами. Даже нобелевских лауреатов не вспоминают. Говорят, «Пушкин - это наше всё», «Чайковский-гордость России».

Я считаю, что если ты композитор, то сочиняй один или в соавторстве с сообществом композиторов. Быть в соавторстве с машиной или программой - это унижает самого творца. И я думаю, что постепенно приведет композитора к деградации. Работать с машиной - программой, это может быть оригинально и интересно. Но почти всегда именно оригинальное и интересное мало соприкасается с истинным искусством. И. Крамской писал: "Оригинальность в искусстве с первых шагов подозрительна и скорее указывает на узость и ограниченность, чем на широкий и разносторонний талант".

Вы заметили, насколько современная музыка стала примитивной. У неё нет развития. Композитор берет один мотив-паттерн и до бесконечности его воспроизводит и повторяет. Настолько это скучно и неинтересно. Но, как говорится, на вкус и цвет товарища нет". Все восхищаются Людовико Эйнауди и Кириллом Рихтером, а я вхожу в ступор, когда слышу что-то подобное. Может я чего-то не понимаю?

Что касается музыкального искусства, то музыка отражает в эмоционально переживаемых образах отношение человека к действительности. Будь то симфония, соната или маленькое Анданте А.И. Хачатуряна - везде будет присутствовать человек, его жизнь, эмоции и чувства. Никакая нейросеть не заменит творца лишь потому, что машина сможет только воспроизвести лишь то, что уже было осмысленно и прожито человеком. А значит, это уже будет не искусство, а продут вторичного потребления. Но я уверена, что за музыку нейросети очень схватятся дельцы из тех музыкальных организаций, которые решили сэкономить на творческих людях, чтобы не платить им за их нелёгкий труд. Купив однажды музыку машин, тиражировать её везде и повсеместно.

Наталья Конуркина, член-корреспондент Петровской академии

наук и искусств (Московское отделение),

член Международного союза композиторов "21 век",

гильдии композиторов Российского музыкального союза