Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Несмотря на непростое время, в конце августа по инициативе Латвийского отделения им. В.С.Пикуля в годовщину Бородинской битвы у памятника полководцу в центре Риги и в этом году собрались представители русских общественных организаций Латвии, в том числе Ассоциации ветеранов антигитлеровской коалиции и Общества военных пенсионеров, литературных клубов, Русского культурного центра и других.

DSC05129

 

Ведущий собрания членкор ПАНИ, краевед-патриот Станислав Разумовский первым предоставил слово поэту, историку-краеведу, академику Сергею Журавлёву, который вкратце поведал о связи с Ригой, Прибалтикой великого полководца, фельдмаршала, потомка старинного шотландского рода Михаила Богдановича Барклая де Толли. Ещё в 18 веке один из предков «победителя Наполеона» работал юрисконсультом рижского магистрата, затем был бургомистром (мэром) Риги. Герб рода с тремя золотыми крестами украшает одну из колонн в лютеранской кирхе св. Петра, с высокой башни которой любил обозревать город и его окрестности, полноводную судоходную Двину и темно-синюю гладь Рижского залива Пётр Великий, девять раз посещавший Ригу, начиная с первой поездки государева Великого посольства в Германию, Голландию, Англию весной 1697 года (25-летний царь путешествовал инкогнито, под именем Петра Михайлова; посетив Митаву, столицу герцогства Курляндского и дружески пообщавшись с герцогом Фридрихом Казимиром, ранее служившим в голландской армии, царь из Либавы отплыл в Германию; после 1710 г. в Старой Риге на ул. Паласту 9 появился Петровский дворец, ныне отреставрированный и украшенный мемориальной доской и бронзовым рельефным портретом императора-морехода; кстати, Пётр I лично участвовал в тушении пожара в церкви Петра, в шпиль которой ударила молния, а затем пожертвовал крупную денежную сумму на восстановление храма).

Но вернёмся к Барклаю. Родился полководец в местечке, или усадьбе Памушис (ныне Литва), однако местом своего рождения указывал Ригу. Вступив на военную стезю, дослужился до поста военного министра, в начале Отечественной войны был командующим 1-й Западной армии. При вторжении полчищ французов в пределы России Барклай де Толли избрал гибкую тактику отхода, изматывания закалённого в сражениях противника. Далеко не все патриотически настроенные военачальники и жители одобряли отступление русских войск вплоть до Бородино и Москвы.

Кстати, в июле 2012 года мы участвовали в открытии памятника участнику Отечественной войны 1812 года, генерал-майору Якову Петровичу Кульневу у входа в художественный и краеведческий музей г. Лудзы (прежде Люцин) – бывший господский дом в имении Кульневых, родителей прославленного кавалериста; в тот день посол РФ, владыка ЛПЦ, митрополит Александр, представители русских обществ посетили и восстановленную церковь в Илзескалне (прежде Ильзенберг), где покоятся знаменитый кавалерист, его брат Михаил и жена второго, баронесса Надежда-Элеонора Розеншильд-Паулин (её родственница ещё в 1990-е годы была профессором латвийской Академии художеств, другие родные также достигли успехов в искусстве и науке). Усыпальница была воздвигнута «по высочайшему повелению» государя Николая I, о чём гласит чёрная мраморная доска с золотыми буквами у ворот при входе в церковь. Возле надгробия героя уложены горкой пушечные ядра. Нанёсший первое поражение французскому корпусу русский генерал был смертельно ранен вражеским ядром, отходя последним, в арьергарде своей дивизии, рядом с деревней Клястицы (местом его рождения на территории Белоруссии).

Жизни и подвигу Я.П.Кульнева (1763, авг., Люцин – 1812) посвятили исторические миниатюры и очерки писатели С.Р.Минцлов (упокоился на Покровском кладбище в Риге в 1930 г.), Ю.И.Гончаренко-Галич (с 1910 г. начштаба крепости Усть-Двинск, командир кавалерийской дивизии в I Мировую войну, награждён Золотым оружием и орденами, автор 13 книг), И.Н.Заволоко (редактор-издатель журнала «Родная старина»), артист Русского театра К. фон Моор, В.С.Пикуль.

К отходу русской армии в 1812 г. неодобрительно относились и ученики Царскосельского лицея, даже юный родственник фельдмаршала В.Кюхельбекер (по протекции первого, как пишет Ю.Н.Тынянов в романе «Кюхля», после разговора с матерью Вильгельма, его родственницей, Михаил Богданович посодействовал зачислению отрока в лицей). Негодовал и юный Саша Пушкин, однако затем, сменив гнев на милость, посвятил умудрённому опытом сражений, храброму и гуманному военачальнику стихотворение «Полководец», не раз звучавшее и у памятника в Риге.

На Бородинском поле, желая восстановить свою офицерскую честь, Барклай бросался в самую гущу сражения, вдохновлял бойцов свои примером, под ним пало несколько лошадей, но натиск французов везде был отбит. А после смерти М.И.Кутузова выдающийся военачальник был назначен главнокомандующим союзными русскими и прусскими войсками. За умелое руководство при штурме предместий Парижа прямо на поле битвы Барклай де Толли был произведён в генерал-фельдмаршалы. Обласканный вниманием Александра I, легендарный полководец удостоился и титула князя, и многих отечественных и зарубежных наград.

В конце жизни, поехав на лечение в Инстербург, в дороге (на мызе Штилитцен) Барклай де Толли внезапно скончался. Сердце его было похоронено в памятнике, возведённом по повелению кайзера Пруссии, в Инстербурге (ныне Черняховск). Имеются сведения, что отпевание останков знаменитого воина-земляка проходило в кирхе св. Якоба (Иакова), близь дома собраний (ландтага) представителей лифляндского и курляндского рыцарства от всех регионов Остзейского края (Livlandische und Kurlandische Ritterschafthaus; ныне здание Сейма ЛР). В большинстве изданий местом отпевания называется Петропавловский православный собор (ныне концертный зал “Ave sol”), во дворике которого в 90-е гг. установлены бронзовый бюст воспетой Пушкиным, жившей в Риге Анны Керн (скульптор Лигита Улмане, Кулдига) и мемориальный камень с бронзовым барельефом профиля поэта (автор Мара Калныня, Резекне; она же автор памятника Ю.Н.Тынянову, отрытому при нашем участии в августе того же 2012 г. в Резекне перед домом, где до 1916 г. жили родители писателя).

Похоронен фельдмаршал в родовом имении жены, мать которой была баронесса Штакельберг (как и мать моего родственника по женской линии, основателя Дворянского собрания Латвии в 90-е гг. О.Р.Андерсона, барона Штакельберга, тщательно изучавшего генеалогическое древо рода, что привело его ко множеству любопытных открытий; по словам Н.Н.Пушкиной-Гончаровой, внучки дерптской красавицы Ульрики фон Липхардт, тётушки которой (баронессы Штакельберг) были фрейлинами Екатерины Великой, «в Риге моя родня встречается на каждом шагу»; между прочим, в 1849 г. Наталья Николаевна прислала в Ригу свой портрет в дар генералу П.П.Ланскому, своему второму мужу, командиру дивизии, расквартированной в Яковлевских казармах напротив Бастионной горки).

Мавзолей полководца с его бронзовым бюстом находится в бывшем имении Бекгоф (ныне Йыгевисте) в Эстонии, куда в 19 веке, путешествуя из Петербурга на Запад, не раз заезжали и многие русские писатели. Это строение из белоснежного кирпича и природного камня в стиле классицизма (архитектор Щедрин), внешне схожее с триумфальной аркой. Крыша увенчана крестом, фронтон украшают фамильный герб и личный девиз полководца. Окно с витражным стеклом символизирует солнце, озаряющее место вечного упокоения прославленного военачальника России и Европы. По замыслу скульптора В.Демут-Малиновского, над бюстом Барклая де Толли находятся богиня войны Афина Паллада, увенчивающая голову полководца лавровым венком, и печально склонившаяся аллегорическая женская фигура – Россия, скорбящая над прахом своего великого гражданина. У подножия, на золочёной подушке лежат античный меч, боевые награды и фельдмаршальский жезл. На цокольных гранитных блоках размещена рельефная картина, изображающая вхождение русских войск в Париж под предводительством генерал-фельдмаршала. Расположенные полукругом 7 звёзд символизируют самые громкие и славные победы полководца. Небольшая лестница ведёт в подземное помещение «великой гробницы Эстонии», где стоят два саркофага – военачальника и его жены. Рядом с мавзолеем покоятся сын Барклая де Толли и его жена. Вблизи находится монумент павшим в годы Второй мировой войны советским воинам, на гранитной плите выбито более 300 имён.

В ходе сражений было полностью уничтожено старинное поместье, но мавзолей не пострадал, так как ни немецкие, ни советские артиллеристы не вели стрельбу в его направлении, отдавая дань памяти и уважения великому воину и человеку. Мавзолей расположен в живописном месте на берегу реки Эмбах, протекающей и через старинный университетский город Тарту (Юрьев, Дерпт, «Ливонские Афины»), где в одном из парков на гранитном постаменте также много лет находится бронзовый бюст полководца.

…Собравшиеся накануне нового учебного года у рижского памятника Барклаю де Толли (памятник был создан на народный сбор и открыт в 1913 году) с интересом внимали и рассказу С.В.Разумовского, напомнившего о подвиге русских воинов в Бородинском сражении, о вкладе русских полководцев в решающие победы над Наполеоном также в 1813 – 1814 годах в Европе. Известная рижская поэтесса и экскурсовод Ирина Борцова прочла своё посвящение уроженцу Риги, упомянула и малоизвестные интересные факты из жизни М.Б.Барклая де Толли. Многие получили в дар первые «сигнальные» экземпляры сборника стихов автора этих строк «Пушкин, Пикуль и «цветы зла» и актуальную книгу публицистики «Поражение в правах памятника Пушкину, или Театр абсурда на фоне ампира в Риге» (С.В.Разумовскому передана и книга на латышском языке «Бессмертие Пушкина. Почему памятник непреходящ» для передачи в качестве свидетельских показаний и пояснений бывшего депутата РД в суд против Совета по памятникам Рижской думы). В год 150-летия великого оперного певца вышла в свет и книга «Рижские адреса Царь-баса Ф.И.Шаляпина» (в авторском переводе на латышский язык).

В целом встреча у памятника «победителю Наполеона» вновь получилась яркой, духовно насыщенной и эмоциональной, украшенной историческими фактами и поэзией. А впереди – новая встреча, в день рождения полководца, 16 декабря, на том же историческом месте, у замечательного памятника близь православного кафедрального собора Рождества Христова.

 

                            ИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ДНЕВНИКА

 

                                   Барклай, овеянный легендой

…И даже против Пушкина восстала их свора – чтоб убрать немедля с глаз!..

Шаляпина низвергли б с пьедестала за то, что в мире славен был Царь-бас!

И монументы вдруг врагами стали – за то, что представляют Русский Мир.

И знамя Рериха б они убрали – за то, что мудрый Рерих был за мир!

Час мракобесия пробил и в Риге – безумства час! И рушатся мосты,

и в пропасть падают портреты, книги, в загашниках нетленные холсты.

Богданов-Бельский, Виноградов скрыты давно уже от взрослых и детей.

На поле боя мерзкой тайной битвы* «холодная война» справляет юбилей.

Но всё ж я рад, что бронзовый фельдмаршал Барклай де Толли в городе стоит.

Кругом цветы и зелень. Но на марше войска его – их в вечности он зрит.

Виктория крылатая над ними – в руке лавровый славы их венок.

Бородино с дымами боевыми за их плечами – Подвига урок!

Наполеон, подавлен и растерян, порою мрачно отступал пешком…

И гвардия его несла потери – и партизаны рыскали кругом.

Фельдмаршал бронзовый всегда спокоен.

                                                         Как победитель он невозмутим.

И всех наград и титулов достоин – его баталии пребудут с ним.

Его Виктория парит, как прежде, над полем битвы – над Бородино.

Достойны славы, чести наши предки – деяньями их чудо свершено!..

И вечно у подножья монумента мы можем быть за прошлое горды.

Красив Барклай, овеянный легендой – в честь Риги также все его труды!..

23.08.2023

* В Художественном музее Латвии ныне представлены только латышские художники. Произведения русских и прочих мастеров перенесены в бывшее здание Биржи на Дом-ской площади – Музей зарубежного искусства. В открытом доступе работы Н.К.Ре-риха небольшого формата; картины академиков живописи Н.П.Богданова-Бельского, С.А.Виноградова и др. пребывают в глухой изоляции, под ключом в загашниках. «Холод-ная война» с русским искусством в Латвии длится уже более 30 лет.

                                 Звёзды славы и бессмертия

Когда решил бы в Штатах Белый дом в аллее славы снять звезду Шаляпина,

бесславно б завершился сей дурдом: нападки б в Голливуде не прошляпили!

Все б заявили «звёзды» синема: прочь руки от Шаляпина, сенаторы!

Иль в Капитолии сошли с ума? Или ошибку допустили реставраторы –

и звёзды полетели с потолка законодателям Америки на темя?

И в Голливуде знают: власть сладка, но слава, Walk of Fame*, – не ваша тема!

Хотите – можете хоть с флага снять хоть две звезды,

                                                                                 хоть три, хоть целых пять.

Но вот звезду Шаляпина не трожьте! Звёзд мировой культуры не тревожьте!

Не вам вопрос бессмертия решать, не вам артистов славы, звёзд лишать!

Шаляпина звезда неугасима. И, голосуя, тычете вы мимо!..

…Но есть страна, где в Сейме вечно смуты – и вот решили сдуру лилипуты:

с аллеи Пикуля названье снять, чтоб романиста там не поминать.

Не нужен лилипутам Гулливер. На кой пришляк в столице Лилипутии?

К чему литературный старовер, знаток времён, хоть не писал о Путине?**

Виновен Пикуль в том, что романист

                                                      «имперский» – и творил на русском ночью!

Ведь явно был он на руку нечист, и творчество его – процесс порочный!

На деле же – уже который год – на сеймы лилипутам не везёт…

И Сейм 13-й закончил жизнь бесславно –

                                                      нажав на кнопки, тотчас стал бесправным:

истёк мандатов депутатских срок. Писатель же отнюдь костьми не лёг!

Поэтов многих в свет выходит сборник –

                                                              и Пикуль светозарен в нём бесспорно.

…А Дума рижская (скандал в ней за скандалом)

                                                                средь лета вдруг на Пушкина напала.

И злобно заквохтал её Совет по памятникам в Риге: «Права нет

у монумента Пушкина стоять у мостика и город созерцать!..»

И вот, законность сгоряча поправ, лишили дар Москвы законных прав!

Да им ли правило ЮНЕСКО знать, чтоб никогда закон не извращать?

«Не сметь перемещать, – гласит закон, гуманный, золотой для всех времён, –

ни памятник, ни даже часть его».*** Ан в Риге не желают знать того!

И памятник отправили на склад, где многие давно уже стоят, –

аж склад порою по ночам трещит – и Гений там с Героем говорит…

Бессмертен оклеветанный Герой,**** и Пушкин и стихами, и душой

не в Лилипутии, а в целом свете давным-давно уже обрёл бессмертье!..

Как светоч имя Пушкина несут его друзья – и выиграют суд!..

 

03.09.2023

* Walk of Fame – Аллея Славы в Голливуде. Дочь автора, лауреат Международных конкурсов

(скрипка), выступая на концерте в Голливуде, сделала селфи со звездой Ф.И.Шаляпина

(1873 – 1938); фотоснимок я показал переполненному залу на нашем юбилейном концерте

в Риге в честь 150-летия Гения мировой и русской оперы.

** Валентин Саввич Пикуль (1928 – 1990) ушёл из жизни в самом начале «перестройки-

перепалки-перестрелки». Вечная память!

*** Статья 7 Венецианской хартии 1964 года.

**** Этим летом убрали и памятник академику М.В.Келдышу в сквере на бульваре Райниса,

напротив здания Латвийского университета, хотя видный учёный уроженец Риги

(1911 – 1978, Москва); трижды Герой Соцтруда, лауреат Ленинской и Государственных

премий, президент АН СССР и т.д. Впав в полубредовое состояние, борец с памятниками,

глава комитета по безопасности Рижской думы, вице-мэр Линда О. шельмовала Гения

российской словесности как «культовую личность российского империализма».

Но где век Пушкина, Золотой век русской поэзии, и где годы становления империализма!

Сергей Журавлёв,

академик, профессор, лауреат Некрасовской премии ПАНИ

и Международных конкурсов поэзии и публицистики,

член Союза писателей Латвии,

руководитель Латвийского отделения им. В.С.Пикуля,

кавалер медалей Пушкина, Л.Толстого, Шаляпина, Пикуля