Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

К  45-летию  спектакля  театра  драмы  им.  А.С.  Пушкина

К  45-летию  спектакля  театра  драмы  им.  А.С.  Пушкина

Постановщик  спектакля  Игорь Олегович Горбачев

В  2022  году  исполнилось  45  лет  со  времени  одной  из  лучших  постановок    Ленинградского  академического  театра  драмы  им.  А.С.  Пушкина  -  «Пока  бьется  сердце», удостоенной  Государственной  премии  СССР,  которую  поставили  на  сцене  и  сыграли  выдающиеся  артисты  -  жители  Петроградской  стороны:  Герои  Социалистического  Труда,  народные  артисты  СССР:  легендарный  артист  Александр  Федорович  Борисов - Лауреат  четырех  Сталинских  премий (житель  Посадского  округа)  и  Игорь  Олегович  Горбачев  - Лауреат  Государственной  премии  СССР,  академик  ПАНИ  (житель  Кронверского  округа),  а  также  народный  артист  СССР  Константин  Игнатьевич  Адашевский – старейший  ветеран  сцены,  Лауреат  Сталинской  и  Государственной  премии  РСФСР  им.  Станиславского   (житель  Посадского  округа),  народный  артист  СССР, Лауреат  трех  Сталинских  премий  и  Государственной  премии  РСФСР  Василий  Васильевич  Меркурьев,  народные  артисты  РСФСР  Рэм  Федорович  Лебедев,  Галина  Николаевна  Карелина,  Нина  Васильевна  Мамаева,  Николай  Сергеевич  Мартон,   Николай  Константинович  Вальяно,  заслуженные    артисты  РСФСР  Вера  Николаевна  Вельяминова  (академик  ПАНИ),  Людмила  Ивановна  Горбачева,  Михаил  Андреевич  Долгинин,  Аркадий  Наумович  Волгин  и   артисты  ленинградских  театров  им.  Пушкина  и  Ленсовета. 

Автор  пьесы  Даниил   Храбровицкий.  Постановщик  спектакля  Игорь  Горбачев,  режиссер   заслуженный  деятель  искусств  РСФСР  Арсений  Сагальчик,  музыка  к  спектаклю  написана  заслуженным  деятелем  искусств   РСФСР  Владиславом  Кладницким

Жанр – социальная  драма.  В  главной  роли  кардиохирурга  профессора  Крымова  играл  Игорь Олегович  Горбачев.  Это  был  юбилейный  спектакль  к  его   50-летию  со  дня  рождения.

Как  писали  театральные  газеты  и  журналы  тех  лет,  этот  спектакль  об  ответственности  каждого  из  нас  за  порученное  дело  и  свои  поступки,  о  важности  чуткого,  внимательного  отношения  к  каждому  человеку,  о  высокой  эффективности  творческого  начала  в  любой  сфере  деятельности.  В  центре  постановки  -  образ  талантливого  кардиохирурга – новатора  и   ученого,  который  сделал  уникальную  операцию  на  сердце  безнадежно  больной  пациентке  и  она  начала  поправляться… Доктор  и  пациентка  полюбили  друг  друга.   Однако  кроме  сердечной  боли  существует  еще  боль  душевная  и  она,  пожалуй,  одна  из  главных  сюжетных  линий  драмы.   

В  спектакле  идет  убежденный,  страстный  и  честный  разговор  со зрителем  о  сути  жизни,  о  пагубности  двойных  стандартов, лицемерия,   безкультурья,  потребительства,  социального  пофигизма  и  черствости,  способных  убить  все  лучшее  в  человеке,  о  том,  что  дело  не  только  в  достижениях  и  успехах  современной  медицины  и  отечественного  здравоохранения,  сколько  в  нас  самих…

Спектакль  высокого  духовного  звучания,  о  морали  и  нравственности  гражданина.  Дисциплины,  требовательности  и  ответственности  в  обществе.  Глубины  натуры,  культуры,  мировоззрения   и  мышления  личности. Духовном  потенциале  и  богатстве  социума.  Как  важно  почаще  спрашивать  самих  себя  насколько  объективно,  честно,  справедливо  и  человечно   наше  отношение  к  окружающим  людям  и  их  оценка ?  Сколь  важно  также  вовремя  установить,  понять  четкую  границу  между  добром  и  злом,  ошибками,  заблуждениями,  вынужденными  поступками  и  предательством.  Этот  спектакль  -  напоминание  о  том,  что  надо  беречь  от  черствости  и  бездушия  незащищенные  человеческие  сердца,  беречь  человека  и  страну,  учить  труду,  защите  Родины,  крепкой  семьи,  коллективизму,  уважению  старших,  доброму  и  вечному -  молодое  поколение ! Дело  в  гражданской  позиции !

Зрители  слушают  монолог  главного  героя  с  напряженным  вниманием,  словно  впитывая  высокий   нравственный  урок: «Наживаться  на  несчастье  другого – элементарная  подлость», - говорит  хирург,  которому  предлагают  деньги  за  операцию.  Это  принципиальная  позиция.

Георгий  Александрович  Товстоногов,  Герой  Социалистического  Труда,  Лауреат  Ленинской  премии, народный  артист  СССР  и  художественный  руководитель   БДТ   им.  А.М.  Горького   в   60-80-е  годы,  житель  Посадского  округа,  так  сказал  о  своем  коллеге  по  театральному  цеху: «Он,  конечно  же,  входит  в  десятку  лучших  актеров  мира».  И,  подумав,  поправился : «Нет,  пожалуй,  в  пятерку».

Игорь  Олегович   Горбачев  о  спектакле  «Пока  бьется  сердце»  писал: «Мы  все  меньше  и  меньше  слышим  о  непревзойденном  в  мире  кардиохирурге  Федоре  Григорьевиче  Углове  (прим. академик  ПАНИ),  и  стали  забывать  прекрасного  хирурга  офтальмолога   Святослава  Федорова,  а  ведь  мой  Крымов  в  спектакле  «Пока  бьется  сердце»  был  прообразом  этих  великих  людей,  которых  я  знал  лично».

Он  заслужил  право  обратиться  к  молодым  артистам  и  зрителям  с  такими  словами:  «Друзья  мои,  мы  живем  в  очень  трудное  время,  когда  сын  предает  отца,  ученик – учителя,  великие  мэтры – свои  собственные  учения.   Все  это  тяжело  перенести,  и  мы  подчас  задыхаемся  от  отчаяния  и  безысходности.  Я  желаю  вам  в  этом  смятении  души  обрести,  наконец,  гармонию  с  действительностью  и  попытаться  жить  в  ладу  со  своей  совестью,  а  если  это  не  получается – не  изменяйте  совести.  Попробуйте  изменить  действительность».  Его  дух  был  свободным  и   мужественным !

Вспоминая  своего  любимого  учителя  Игоря  Олеговича  Горбачева,  заслуженная  артистка  РСФСР  Татьяна  Петровна  Кулиш -  академик  ПАНИ  в  книге  «Игорь  Горбачев:  театр  как  жизнь»  свидетельствует:  «После  того,  как  не  стало  Игоря  Олеговича, - его  детище  театральный  институт  «Школа  русской  драмы»,  носящее  имя  великого  актера и  театрального  педагога  Игоря  Олеговича  Горбачева,  продолжает  жить.  Продолжает  ибо  иначе  нельзя !  Нельзя,  чтобы  русский  театр,  всегда  славившийся  своими  актерами,  прекрасно  выученными,  глубоко  и  сильно  чувствующими,  чтобы  он  превратился  в  один  из  многих  театров  мира,  утерявшим свою  национальную  специфику  и  посвятившим  себя  служению  развлекательной  индустрии.  Он  и  сегодня  должен  быть  глубоко  содержательным  художественным  инструментом  воспитания  своего  народа.  Он  и  сегодня  должен  создавать  спектакли  высокой  мысли  и  глубоких  чувств.  Спектакли,  в  которых  действовали  бы  актеры,  которых  зрители  с  полной  ответственностью  и  с  полным  правом  могли  бы  назвать  учителями  жизни.  А  сам  театр  продолжал  оставаться  бы  кафедрой,  с  которой  провозглашались  бы  идеи  добра  и  принципы  высокой  нравственности,  как  это  было  всегда  в  лучших  спектаклях  первого  русского  профессионального  театра – театра  Александринского».

«Корифеям  Пушкинского  театра  во  все  годы  было  свойственно  безошибочное  чувство  времени.  Они  умели  возвысится  до  глубокого  психологизма,  до  философских  обобщений.  Наставничество  в  искусстве – это  передача  мировоззрения,  духовного  опыта.  Сейчас  мы  наконец  набрали  актерскую  молодежь,  которая   будет  учиться  в театре,  чтобы  усвоить традиции  таких  мастеров,  как  Борисов,  Адашевский,  Фрейндлих,  Соколов,  Ефимова,  Колосов.  Мало  лишь  уметь  на  сцене  выразить  себя,  быть  достоверным.  Главное – быть  на  сцене  гражданином,  борцом.  Поколение  «стариков»  доказало  это  всей  своей  жизнью,  а  не  только  игрой  в  спектаклях.  Каждый  человек,  кем  бы  он  ни  был  и  чем  бы  не  занимался,  в  какой-то  момент  своей  жизни  обязательно  спросит  себя: «Для  чего  я? Какова  цель  моей  жизни?  Как  я  оправдываю  свое  назначение?»  (И.О. Горбачев). 

«На  современной  сцене  практически  полностью  отсутствуют  героико-патриотические  пьесы…исторические  события  и  славные  времена.  Их  образы,  их  истинно  народный  характер – вот  живая  нить,  связывающая  нас  с  нашей  историей.  Обрывая  ее,  мы  тем  самым  отсекаем  от  себя  основные  источники  нашей  духовной  жизни»  (И.О. Горбачев)

Недавно  ушедший  от  нас  в  октябре месяце  известный  ленинградец,  профессор,  глубокоуважаемый  человек,  бывший  министр  культуры  СССР  Василий  Георгиевич  Захаров  (супруга  которого  Ирина  Петровна  была  моим  учителем  в  ЛГУ  им.  А.А.  Жданова),  много  помогавший  в  70 – 80 –х  годах  ХХ  века   ленинградским  деятелям  культуры,  Пушкинскому  театру  и  его  художественному  руководителю,  будучи  секретарем  Ленинградского  обкома  КПСС  и  депутатом  Ленсовета,  близко  знавший  Игоря  Олеговича  Горбачева,  свидетельствует: «Это  был  талантливейший  актер,  менее  талантливый  режиссер. Человек  с  подчеркнутой  гражданской  позицией,  много  сделавший  для   советского,  русского  театра.  Кое –кто  ныне  эту  позицию  хочет  обратить  в  его  недостаток,  принижая  вклад  И.О.  Горбачева  в  искусство.  Но  напрасны  старания – он  прочно  и  навсегда  вошел  в  историю  театрального  искусства» (В.Г.  Захаров  «От  Смольного  до  Правительства  СССР.  Записки  Министра  культуры  СССР»).

Театр  должен  слышать  время,  рефлексировать,  заниматься  проблемами  человека  сегодняшнего  общества,  его  бедами  и  тревогами.  Спектакль  «Пока  бьется  сердце»,  отмеченный  Государственной  премией  СССР,  был  признан  лучшим  в  Ленинграде  и  Советской  России  80-х  годов  ХХ  века  по  искренности,  честности  и  художественной  убедительности  постановки,  проникновенной  игре  актеров,  созвучный  мыслям  ленинградцев,  поднимавший  злободневные  вопросы  жизни  того  времени  и  сегодня   показывающий  нравственный  пример  служения  Отечеству.                                                                                           

Пока бьется сердце. Телеспектакль (1978)

                             

Геннадий   Горбунов

профессор  ПАНИ