Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Создание и внедрение собственной страновой стратегии искусственного интеллекта (ИИ) становится необходимым шагом для каждого государства в условиях быстро меняющегося глобального технологического ландшафта. Такая стратегия позволяет не только эффективно использовать потенциал ИИ, но и обеспечить Национальную безопасность, устойчивое развитие и конкурентоспособность на мировой арене.

собственная (страновая) стратегия развития искусственного интеллекта

Обеспечение национальной безопасности и суверенитета

В современном мире искусственный интеллект активно интегрируется в сферы военного дела, кибербезопасности и управления критической инфраструктурой. Это делает страны уязвимыми к внешним угрозам, таким как кибератаки или использование ИИ в разведывательных и наступательных операциях. Наличие собственной стратегии ИИ позволяет государству сохранять контроль над развитием этой технологии, предотвращая чрезмерную зависимость от иностранных компаний и решений. В свою очередь, это укрепляет национальный суверенитет и обеспечивает защиту критически важных объектов. 

Российская Федерация утвердила Национальную стратегию развития искусственного интеллекта до 2030 года, которая направлена на укрепление национальной безопасности и правопорядка, а также на обеспечение устойчивой конкурентоспособности экономики России. Согласно этой стратегии, важным аспектом является создание комплексной системы регулирования общественных отношений, связанных с использованием ИИ. Также в России действует Федеральный закон №123-ФЗ от 24.04.2020 об экспериментальном правовом режиме для развития ИИ, который помогает законодательно обеспечивать безопасность и управляемость в сфере ИИ.[1]

Экономическое развитие и инновационный прорыв

Искусственный интеллект является ключевым драйвером роста производительности и создания новых секторов экономики. Страновая стратегия устанавливает приоритеты в развитии рынка ИИ, стимулирует инвестиции в науку, технологии и инфраструктуру, а также формирует образовательные программы для подготовки квалифицированных кадров. Без такой стратегии страна рискует отстать от глобальных лидеров, потеряв конкурентные преимущества.

В России деятельность в этой области координируется в рамках федерального проекта "Искусственный интеллект", утверждённого в 2021 году, с целью реализации национальной стратегии. Он предусматривает поддержку разработчиков, развитие образовательных инициатив и создание благоприятной нормативной базы для внедрения ИИ-технологий в экономику. Государственная поддержка способствует активному вовлечению предприятий в цифровую трансформацию и внедрение новых интеллектуальных решений в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и здравоохранении.[1]

Президентом РФ был утверждён указ, характеризующий задачу увеличить объём оказанных услуг в области ИИ до уровня не менее 60 миллиардов рублей к 2030 году. Это отражает приоритетность развития ИИ для роста национального ВВП и технологического суверенитета. Кроме экономических выгод, развитие ИИ помогает снижать издержки и повышать качество продукции и услуг, что улучшает качество жизни населения.[6][7]

Социальные и этические аспекты

Внедрение искусственного интеллекта затрагивает права и свободы граждан, поскольку ИИ способен принимать решения, влияющие на социальные институты и повседневную жизнь. Поэтому важным элементом стратегии является учет национальных культурных традиций, законодательных норм и этических стандартов. Это обеспечивает формирование доверия общества к новым технологиям и помогает избегать дискриминации и злоупотреблений.

Российская законодательная база постепенно обретает ясность в регулировании ИИ. Например, в проекте закона о регулировании систем искусственного интеллекта предлагается классификация систем ИИ по уровню риска, обязательная маркировка ИИ-систем при взаимодействии с пользователями, а также установление ответственности разработчиков и операторов систем за возможный вред. Это помогает гарантировать безопасность и права пользователей, а также способствует развитию прозрачного и этичного использования технологий.[8][9]

Кроме того, российская стратегия особое внимание уделяет информированности населения о возможностях и ограничениях ИИ, что позволяет формировать более грамотное и ответственное общественное мнение об искусственном интеллекте. За основу взята идея, что успешное внедрение ИИ возможно только при условии общественного согласия и осознанного управления изменениями.[1]

Сохранение культурной идентичности и контроля данных

Современные ИИ-системы активно используют большие массивы данных, а контроль над ними становится стратегическим национальным ресурсом. Своя стратегия ИИ помогает России не только обеспечивать защиту персональных данных в соответствии с национальным законодательством, но и обеспечить государственную поддержку локальному контенту, языкам и культурным особенностям страны в цифровую эпоху.

Особое значение в РФ имеет соблюдение требований Федерального закона "О персональных данных" и других нормативных актов, регламентирующих защиту данных граждан. Национальная стратегия развития ИИ координирует меры по созданию общих стандартов безопасности данных и их использования с учетом российских реалий. Такая политика помогает предотвращать чрезмерную цифровую зависимость и укрепляет суверенитет в цифровом пространстве.[10][1]

Кроме того, стратегия стимулирует развитие отечественных технологий и платформ, что способствует появлению конкурентоспособных и независимых продуктов, основанных на российских данных и знаниях, тем самым сохраняя культурную идентичность страны в глобальном технологическом пространстве.

Глобальная конкуренция и сотрудничество

В глобальном масштабе крупнейшие государства формируют собственные стратегии развития искусственного интеллекта, что обусловлено борьбой за технологическое лидерство и влияние на международные правила и стандарты. Для России, как и для других стран, важно не только конкурировать, но и стать лидером в формировании международных норм, сохраняя при этом самостоятельность и самобытность.

Национальная стратегия Российской Федерации ставит задачу обеспечить опережающее развитие ИИ и создать условия для интеграции российских разработок в мировое экономическое и технологическое пространство. В стратегии учитываются вызовы глобальной конкуренции — прежде всего в вычислительных мощностях, научных достижениях и темпах внедрения технологий.[2][11]

С другой стороны, стратегия предусматривает активное международное сотрудничество для обмена знаниями, создания безопасных и этически приемлемых технологий и борьбы с общими угрозами, такими как кибермошенничество и др. Тем самым, наличие собственной стратегии ИИ является ключевым элементом национальной политики в условиях глобализации технологических процессов.[12]

Таким образом, разработка и реализация собственной стратегии искусственного интеллекта обеспечивает комплексный подход к развитию технологии, учитывающий экономические, социальные, этические, культурные и международные аспекты. Это необходимое условие для успешного цифрового будущего и улучшения качества жизни граждан в эпоху цифровой трансформации.

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. №123-ФЗ «О проведении эксперимента в области использования искусственного интеллекта» // Официальный интернет-портал правовой информации. — 2020. — URL: https://rppa.pro/npa/fz123_24.04.2020 (дата обращения: 17.10.2025).
  2. Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2024 г. «Об утверждении стратегии развития искусственного интеллекта» // Официальный сайт Президента РФ. — 2024. — URL: https://pravo.ru/news/251592/ (дата обращения: 17.10.2025).
  3. Законопроект о регулировании систем искусственного интеллекта в России / Технический комитет по стандартизации 154. — 2025. — URL: https://www.sostav.ru/publication/zakon-o-regulirovanii-sistem-iskusstvennogo-intellekta-v-rossii-74457.html (дата обращения: 17.10.2025).
  4. Обновленная Национальная стратегия развития искусственного интеллекта // РЖД Цифровые технологии. — 2025. — URL: https://rzddigital.ru/regulation/obnovlena-natsionalnaya-strategiya-razvitiya-iskusstvennogo-intellekta/ (дата обращения: 17.10.2025).

Интернет источники:

  1. https://sibsutis.ru/lib/staff/makeref-gost/
  2. https://perviy-vestnik.ru/literatura/
  3. https://fks.unn.ru/wp-content/uploads/sites/13/2019/04/oformlenie_spiska_literatury_po_gostu_2008_goda.pdf
  4. https://yaaspirant.ru/wp-content/uploads/2020/07/GOST-R-7.0.5-2008-Bibliograficheskaya-ssylka-.pdf
  5. https://spbgik.ru/upload/iblock/c31/d24nmfhpxqbfygx424zo6rxwfd8rz7of/primery_spiska_literatury.pdf
  6. https://www.polytech21.ru/rekomendatsii-po-oformleniyu
  7. https://togudv.ru/media/filer_public/8b/70/8b70401b-c649-4599-94ef-70a0fd55f53b/oformlenie-spiska.pdf
  8. https://www.tsutmb.ru/biblio/chitatelyam/chasto-zadavaemye-voprosy/kak-pravilno-sostavlyat-oformlenie-bibliograficheskogo-spiska-literatury-dlya-nauchnykh-i-uchebnykh-/

Статья подготовлена с применением технологии искусственного интеллекта (ChatGPT, версия 4). Автор сохранил контроль и ответственность за содержание статьи.

Товстоган Александр Анатольевич, академик ПАНИ,

Руководитель информационной редакции ПАНИ