Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сегодня реальность свидетельствует о большой востребованности изучения духовных ориентиров личности и важности распространения и укрепления идеи духовно-нравственных ценностей в современном социуме. В психологической  науке рассматривались духовно-нравственные проблемы: духовно-нравственная регуляция социального поведения [2]; структура нравственного самоопределения молодежи [7];  универсальные критерии ценностного и нравственного оценивания [13]; духовно-нравственные ценности и воспитание молодежи [16]; нравственное состояние современного российского общества [21]; социально-психологические условия формирования духовно-нравственной основы мироощущения и социального самоопределения молодежи [20]. В педагогической науке и философии также изучались духовно-нравственные вопросы, в частности, процессы формирования духовно-нравственных ценностей: у студенческой молодежи [10]; у старшеклассников [12]; духовно-нравственные ценности и их влияние на формирование современной личности [19]. Несмотря на многочисленные исследования духовно-нравственных аспектов личности и ее духовно-нравственных ценностей вопрос, какие психические свойства обеспечивают возможность реализации духовно-нравственных ценностей в жизнедеятельности изучен недостаточно. В этой связи нами предлагается рассмотреть духовные способности как свойство личности, позволяющее ей продвигаться в воплощении в жизнь своих духовно-нравственных идеалов, основу которых составляют высшие ценности и принципы абсолютной морали. 

Духовно-нравственные ценности, высшие ценности, абсолютная мораль и духовные способности

Духовно-нравственные ценности определяются «как установки личности, являющиеся системообразующим элементом ценностных ориентаций, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов» [12, с. 6]. Согласно мнению Н.А. Коваль, смысл жизни обладает ценностной природой; во взаимодействии с другими людьми личность в процессе самореализации обнаруживает духовные ценности, которые возможно воплотить в реальной жизнедеятельности; самореализация личности, базирующаяся на нравственных нормах в структуре духовности, позволяет рассматривать духовность как социальную ценность  [6]. В.Е. Семёнов в своей модели ценностей, используемой для анализа содержания менталитета, разделяет их по критериям: 1) духовный – материальный, 2) коллективистский – индивидуалистский. Автор противопоставляет духовные ценности материальным [17]. Итак, духовно-нравственные ценности могут связываться с высшими идеалами, жизненными смыслами, самореализацией, духовностью личностью, духовными ценностями.

        В понятии духовно-нравственные ценности объединяются «духовность» и «нравственность», что ведет к необходимости рассмотрения понятия «высшие ценности». Об этом пишут В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев: «Говоря о духовности человека, мы имеем в виду, прежде всего его нравственный строй, способности руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты… Духовная жизни человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека» [18, с. 335].

       Маслоу подчеркивает абсолютность высших ценностей: «Человечество всегда стремилось к вечности и абсолюту, и мне кажется, что высшие ценности в какой-то степени могут служить этим целям. Они per se, они самостийны. Они не зависят от прихотей человека. Они познаются, постигаются, но не изобретаются. Они трансчеловечны и трансиндивидуальны. Они внеисторичны. Их можно понять как своего рода совершенство, идеал. И в то же время они конкретны и воплотимы. Но они и человечны в строго определенном смысле. Они не только свойственны, но и присущи человеку. …Они заслуживают того, чтобы ради них жить и умереть. Постижение их или слияние с ними приносит человеку величайшее счастье. Бессмертие в этом контексте также приобретает совершенно определенный и понятный смысл – ценности, ставшие сутью человека, частью его Я, бессмертны» [9, с. 353]. 

         Разделяя представления о высших ценностях, изложенные Слободчиковым, Исаевым, А. Маслоу, мы отмечаем, что в нашем исследовании «высшие (духовные) ценности выступают как идеалы, на которые ориентирована личность» [14, c. 885]. Они  побуждают личность к проявлению духовных способностей, которые, в свою очередь, создают возможности для воплощения этих идеалов, представляя собой  свойство личности, позволяющее ей реализовывать в жизни свои высокие устремления, связанные с высшими  ценностями и принципами абсолютной морали. 

       Духовные способности обеспечивают проявление духовности личности в жизнедеятельности: действиях, поступках, поведении. Отметим, что, по мнению Д.А. Леонтьева, духовность соотносится с поведением, которое мотивируется не потребностями, а ценностями [8, c. 20]. Духовные способности имеют отношение к высшим ценностям и абсолютной морали. Г. Гегель, развивая идею абсолютной морали, рассматривает «нравственность» как истинную мораль, но не абсолютную. Абсолютная же мораль связывается им с абсолютным духом религиозным сознанием [3]. Идея абсолютной морали, значение которой отмечено Гегелем с точки зрения религиозной духовности, является ключевой для описания морального компонента духовных способностей, но рассматривается в данном исследовании вне религиозного контекста: речь идет о секулярной духовности.

        Моральный абсолютизм уходит своими корнями в классическую греческую философию. Платон «…обосновывал природу моральных добродетелей. С позиций объективного идеализма он утверждал вечное существование так называемого „мира идей“, одной из разновидностей которых, с его точки зрения, и являются моральные добродетели. Добродетели не зависят от человеческих стремлений и желаний. Они существуют вечно в неизменном состоянии, т. е. абсолютны. Люди, если они достаточно подготовлены, могут открывать их для себя. Платон был первым философом, заявившим об абсолютной объективности, независимости от человека моральных ценностей» [11, c. 31]. Идея абсолютной морали отражена И. Кантом в виде категорического императива.   Согласно взглядам Канта, категорический императив представляет собой абсолютный моральный закон, «всеобщий общеобязательный принцип, которым должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения, положения и т. д.» [1].  

        Каким же образом абсолютная всеобщая мораль реализуется в конкретном нравственном поступке человека (и, вообще, возможно ли такое, ведь абсолютное существует за гранью человеческих возможностей)? Для этого необходим мысленный эксперимент, примеры которого приводятся у Канта [5]. Во время мысленного этического эксперимента личность «идеализирует всю ситуацию (переводит ее в идеальное царство, испытывает на мыслимость в качестве идеала)» [4]. Оцениваемый человеком поступок перемещается в идеальный (вымышленный) мир, в котором существуют только моральные поступки, которые соотносятся с высшими ценностями истины, добра, красоты, справедливости.

       Духовные способности личности определяются нами как «свойства личности, позволяющие ей актуализировать и реализовывать в поведении и деятельности духовный потенциал, связанный с лучшими человеческими качествами и высшими возможностями. Благодаря духовным способностям человек может подниматься на духовный уровень бытия и проявлять себя как духовная личность, это выражается в особого рода активности – стремлении действовать на благо других людей и общества в целом» [15, c. 50].

Заключение

        Понятие «духовно-нравственные ценности», включая коннотацию духовности и нравственности, может рассматриваться в соотнесении с высшими ценностями и абсолютной моралью, ориентация на которые характерна для личности, проявляющей духовные способности; последние выступают как психические свойства, обеспечивающие возможность реализации духовно-нравственных ценностей в продуктивной деятельности и добродетельном поведении. Формирование и развитие духовных способностей подрастающего поколения позволит обществу укрепить нравственный базис и наращивать духовный потенциал.

Список литературы

1.  Большая Российская энциклопедия, 2023.  URL: https://bigenc.ru/c/kategoricheskii-imperativ-02f392) (дата обращения: 10.09.2024).

2. Воловикова М.И. Духовно-нравственная регуляция социального поведения личности // Психология нравственности / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. С. 29-51.

3. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии религии // Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2 т. Т. 2. М., 1977. С. 323–324.

4. Гусейнов А.А. Об идее абсолютной морали // Вопросы философии, 2003. № 3. URL:  https://guseinov.ru/publ/abs_m.html  (дата обращения: 21. 08.2024).

5.   Кант И. Соч. в 4-х томах. М.: Московский философский фонд, 1997. Т. 3. 784 с.

6. Коваль Н.А. Психология духовности личности: монография. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1996. 152 с.

7. Купрейченко А.Б., Воробьева А.Е. Структура нравственного самоопределения молодежи    // Психологические исследования духовно-нравственных проблем / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011.  С. 146-167.

8. Леонтьев Д. А. Духовность, саморегуляция и ценности // Гуманитарные проблемы современной психологии: Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2005. № 7. С. 16–21. URL: http://institut.smysl.ru/article/spirit.php (дата обращения: 23.12.2020).

9. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.

10. Мартышенко С.Н.  Исследование процессов формирования духовно-нравственных ценностей студентов вуза // Современное образование.  2018. № 4.  С. 119-130. DOI: 10.25136/2409-8736.2018.4.27281 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=27281 (дата обращения: 12.09.2024)  

11. Махова Н. П. Античная философия // Философия. Учебное пособие / Под общ. ред. Н. П. Маховой. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. С. 24-37.

12. Молчан Э.М. Диалогический аспект в формировании духовно-нравственных ценностей старшеклассников / Автореф. дис… канд. пед. наук. Смоленск, 2008. 21 с.

13. Николаева И.А. Универсальные критерии ценностного и нравственного оценивания и сопутствующие психологические феномены // Психология нравственности / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. С. 67-94.

14. Ожиганова Г.В. Ценностно-смысловые составляющие морального компонента духовных способностей: исследование взаимосвязи на выборке российской студенческой молодежи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18. № 4. С. 849–868. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-4-849-868

15. Ожиганова Г.В. Субъектность как основа проявления духовных способностей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 3. С. 49–57. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-49-57

16. Семенов В.Е. Духовно-нравственные ценности и воспитание молодежи как важнейшие условия развития России // Психологические исследования духовно-нравственных проблем / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. С. 60-70.

17. Семёнов В.Е. Современная Россия в контексте концепции российской полиментальности // Историогенез и современное состояние российского менталитета / отв. ред. В.А. Кольцова, Е.В. Харитонова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. С. 403429.

18. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе.  М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.

19. Хубиева З.А. Духовно-нравственные ценности и их влияние на формирование современной личности / дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2006. 144 с.

20. Чернышев А.С.  Социально-психологические условия формирования духовно-нравственной основы мироощущения и социального самоопределения современной учащейся молодежи // Проблемы нравственной и этической психологии в современной России / Отв. ред. М.И. Воловикова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011.  С. 258-273.

21. Юревич А.В., Ушаков Д.В. Нравственное состояние современного российского общества // Психология нравственности / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. С. 177-208.

Ожиганова Г.В.

Москва. Институт  психологии РАН,

ведущий науч. сотр., канд. психол. наук