Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Эта статья родилась в рамках деятельности театрального отделения Петровской Академии наук и искусств, возглавляемого доктором педагогических наук Григорьевой Ольгой Александровной, как коллективное размышление и проекция нравственных тенденций в области культуры и искусства, которые созрели в современном российском обществе. Слова о значении театрального искусства, о возрождении института театра юного зрителя, как важнейшего инструмента воспитания детей и молодёжи России не раз звучали в средствах массовой коммуникации и в выступлениях Президента России Владимира Владимировича Путина: "Детские учреждения зачастую требуют даже большего финансирования, чем театры для взрослых, так как школьники хотят видеть чудо и волшебство. Поэтому в России необходима адресная государственная поддержка театров". Таким образом, следуя словам Президента России, мы говорим о театральном искусстве, которое является одним из наиболее эффективных способов вовлечения молодых людей в процесс сопереживания, участия, восприятия знаний и умений, которые необходимы каждому из нас, чтобы сформировать свою гражданственность.

Известно, что театр имеет древние традиции, восходящие к священной культуре духовных мистерий, позволяющих людям погружаться в сокровенное, тайное, духовное. Именно в этом процессе есть несколько принципиальных целей, которые хотелось бы достичь в педагогической работе с подрастающим поколением, реализуемой посредством театральной деятельности: первая из них проста и понятна – это привитие молодёжи социальных норм, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Как понимаете, подобные социальные стереотипы всем известны и привнести их в повествовательную форму драматургического произведения не составляет сложности, особенно когда есть «соцзаказ» на соответствующие позиции: семейные, гражданские и культурные ценности, профилактику асоциального поведения и формирование патриотических чувств. Но кроме внешних ориентиров стоит заглянуть и за «фасад» социальных доктрин, чтобы поговорить с ребёнком как с Человеком – с большой буквы, коснуться его души, даровать то, что сделает его великодушным, добрым, любящим. Именно здесь начинается самое интересное, что пробуждает творческое вдохновение, тот процесс, когда формальные, безжизненные действия мастера Сальери преображаются в совершенно новый качественный уровень произведения, достигая вдохновенных высот гения Моцарта.

Общественные деятели и представители театрального искусства считают, что вовлечение детей и подростков в творческий процесс духовно-нравственного воспитания посредством театрального искусства способно вывести юных петербуржцев на уровень знаний, достойный звания жителей культурной столицы России. Так в 2011/12 гг. году в Санкт-Петербурге был создан Санкт-Петербургский просветительский театр юного зрителя «Новое поколение» (www.teatr-pokolenie.ru), как экспериментальная площадка театрального мастерства, ориентированная на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодёжи города. Главной целью работы театра стало создание своего репертуара, посвященного не только освещению исторических событий родного Отечества, но и привитию детям посредством театрального искусства полного комплекса нравственных ценностей в соответствии с психологическими и возрастными особенностями ребят.

Но, что для нас стало причиной поиска новых решений в области театрального искусства? На этот вопрос можно ответить, что в современном обществе между словом и делом, чувством и социальными нормами стало появляться расстояние, утвердившийся факт всеобщего формального отношения к вопросам воспитания, нередко превращающийся в непреодолимую пропасть взаимного непонимания поколений. Обычно воссоединение таких «берегов» рассматривается профессионалами, как процесс социализации личности, когда в мышлении ребёнка чувства и убеждения согласуются с окружающим социумом и существующими законами. Не секрет, что базовые принципы коммуникации человека формируются в детстве, на примере старшего поколения, на образном, чувственном и интеллектуальном уровне восприятия личностью окружающей реальности. Не думаю, что станет открытием, если скажу, что сегодня молодой человек вместе с плодами цивилизации, техногенного и информационного бума приобретает некоторые проблемные и даже негативные аспекты мировосприятия.

Напряжённость житейских будней, внутренняя и социальная несвобода, одиночество, разобщённость – это наиболее наглядные симптомы затруднений, которые касаются каждого. Средства массовой информации, фильмы, книги много говорят об этом, но когда мы входим в пространство воспитания детей, их взросления, то не можем оставаться просто наблюдателями, статистами происходящих событий. Для формирования человеческого характера и мышления необходимы знания, умения и опыт работы с интеллектом, сердцем и душой ребёнка. Именно в этом вопросе у современного общества возникли проблемы, так как в школе и семье возникли затруднения с осмыслением и созданием духовно-ориентированных процессов преемственности поколений.

Приходиться признать, что современно человечество, личность не умеют жить хорошо, быть взаимными, дружными, счастливыми, согласными с собственным сердцем и душой, с окружающей природой. Мы постоянно конфликтуем, ведём внутривидовую конкуренцию, не ведаем мира ни в обществе, ни в собственной душе. В этом сложно признаться, особенно когда вокруг царит «мир и покой», но реальность, объективный взгляд на себя и окружающее общество подсказывают, что подобная невнимательность опасна. Процесс воспитания, формирования человеческого сознания не терпит подобных просчётов. Здесь каждая ошибка – это трагедия, каждый промах – неполноценность, боль и страдания личности, неотъемлемо связанные с комплексом существующих социальных затруднений. Думаю, что для творческого человека важно не только понимать это, но и изучать, проникать в глубину существующих противоречий, определяя точки мышления и чувствования, которые создают затруднения между социальными ролями и душевным благополучием личности. Таким образом, в поиске воссоединения теории и практики, общественных норм и сознания возникло пространство для воспитательной работы Санкт-Петербургского просветительского театра юного зрителя «Новое поколение». Оказалось, что без понимания и глубокого проникновения за внешнюю форму установившихся социальных «правил» невозможно работать с молодым поколением, так как это не только не приносит пользы, но может оттолкнуть юное сердце от предложенного пути благополучной социализации.

Хорошим итогом многолетней работы театра, затронувшей более 80 тыс. юных зрителей, стала подготовка к выпуску в 2018 г. книги и учебника: «Театр юного зрителя и школьный театр – уроки воспитания» (практика школьной театральной педагогики и воспитательной драматургии). Лейтмотивом этого произведения стала практика духовно-нравственного воспитания молодых людей посредством театрального искусства – осуществление нравственной мотивации, формирующей мировоззренческие основы и духовные идеалы детей. Описанная в учебнике система сценических решений и драматургического материала родилась из многолетней работы с детьми и подростками, представляя не только теоретическую базу знаний, но и ряд инновационных прикладных решений. Социализация личности посредством театрального искусства и драматургии – вот, что хотелось заложить в этот курс, чтобы помочь взрослым найти общий язык с подрастающим поколением и преодолеть сложности, которые переполняют современную цивилизацию.

В данном случае предлагаемый материал посвящён ШТП, представляя театральную деятельность в качестве урока и одновременно игры, ориентированной на процесс духовно-нравственного и патриотического воспитания юной души. Так театр, используя социальное проектирование, перестаёт быть досугом, развлечением, превращаясь в лабораторию становления духовно и социально-ориентированного человека. Предложенный курс даёт практический материал, как соединение разума с чувственным восприятием и осмыслением своих внутренних потенций, желаний и сомнений позволяет преобразовать сценическое пространство в гражданский институт духовного саморазвития подростков, способных не только утвердить в своей жизни вектор нравственных идеалов, но и сделать их практикой добродетельного бытия.

Стоит отметить, что в творческом пространстве театра юного зрителя и школьной театральной студии знакомство с драматургией и сценическим мастерством способно дать ребёнку возможность проиграть, сопережить, осмыслить и преобразовать внешнюю информацию в индивидуальный мировоззренческий комплекс, сделать активом, убеждением, основой слияния мысли с духом и чувством. Это может показаться удивительным, но театр в своей особой синтетической атмосфере концентрации внимания на постановке пьесы, погружении в образ и смыл, позволяет «сжать время» развития человеческой души до предельно малых сроков. Сценическая среда имеет для этого все необходимые воспитательные компоненты: восприятие знаний, осмысление сущности происходящего, процесс личного сопереживания, наличие открытости перед коллективом и командным взаимодействием, практическое трудолюбие, наконец, признание заслуг личности сообществом, где причина, процесс и результат получают единый ориентир смысла и цели реализации. В данном случае слова «о сокращении сроков» воспитательного процесса говорят о том, что в ролевом формате театральной постановки дети и подростки осуществляют свою деятельность на основе доброй воли. И здесь практика работы нашего театра показала, что дети готовы и хотят быть востребованными, проявляя себя в качестве истинных творцов высшего качества осознанности индивидуальной и коллективной жизни.

Сегодня СПб ПТЮЗ «Новое поколение» не останавливается на достигнутом, мы готовы передать свои навыки в форме социальной франшизы всем заинтересованным профессиональным и школьным театральным студиям страны. Мало того, сотрудничество СПб ПТЮЗ «Новое поколение» с Петровской Академией наук и искусств в рамках деятельности театрального отделения может шагнуть дальше, предложив Санкт-Петербургу и Ленинградской области «Школьный абонемент» по показу в актовых залах общеобразовательных учреждений малобюджетных выездных спектаклей, ориентированных на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодёжи. Сегодня этот проект уже поддержан Комитетом по культуре Правительства Санкт-Петербурга и системой образования города как: «имеющий социальную и культурную значимость для юных петербуржцев, позволяющий расширить рамки взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений частного партнерства».

В рамках правительственных решений мы понимаем, что стоим у истоков осмысления интеграционных процессов воссоединения культуры и искусства с образовательными технологиями в деле всеобщего просветительства и духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи России. Именно с этой целью в аудиторию «Школьного абонемента» вошли две возрастные группы детей и подростков: «Истоки патриотической и духовной культуры» для начальных классов (6-12 лет) и «Основы патриотической и духовной культуры» для средних классов (10-17 лет). Сегодня в состав проекта «Школьный абонемент» вошли лучшие авторские постановки СПб ПТЮЗа «Новое поколение»: «Славим Отечество» (по мотивам пьесы А.Н. Островского «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» к празднованию Дня народного единства, постановка осуществлена на средства Комитета по молодёжной политике правительства Ленинградской области), «Рождественская история ...» (о сохранении традиционных семейных ценностей), «Снегурочка» (ознакомление с традиционной культурой), «Доброе дело» (профилактика асоциального поведения в подростковой среде, постановка осуществлена на средства Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга), «С лейкой и блокнотом» (к празднованию Дня Победы, постановка осуществлена на средства Комитета по молодёжной политике и связям с общественными организациями Санкт-Петербурга), «Одна ночь» (по мотивам одноименной пьесы Е.Шварца ко Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады), «Избранник Божий» (по мотивам одноименной исторической повести П.Н.Полевого о народной героике периода смутного времени, постановка осуществлена на средства Комитета по культуре Санкт-Петербурга).

Сегодня Россия стоит перед серьёзнейшим вызовом времени, когда поддержав традиционные российские духовно-нравственные ценности, в том числе посредством театрального искусства, мы не только способны укрепить внутреннее единство российского общества, но и обеспечить столь искомый приоритет духовного над материальным, осуществив воспитание детей и молодежи с целью утверждения гражданственности.

Действительный член Петровской Академии наук и искусств, драматург, директор Санкт-Петербургского просветительского театра «Новое поколение», Председатель Правления Межрегиональной общественной организации «Национальный совет социальной информации»
Станислав Борисович Дворко