Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

Опробована новая форма общения ученых МО ПетрАНИ.

«Насущные вопросы развития российского общества» - такая тема была предложена для обсуждения на межсекционном семинаре 10 апреля. Сначала о форме. Почему межсекционный?

После предварительного обсуждения темы с ведущими учеными Московского отделения ПетрАНИ стало ясно: её необходимо предложить для широкого круга членов МО ПетрАНИ, поскольку она столь ёмка, что полезным будем узнать, чем «дышат» представители разных секций. Можно и нужно, конечно, с подобной повесткой дня провести дискуссии в кругу каждого подразделения. И это не исключено.

Теперь о содержании. Здесь было сомнение в том, что насколько интересно будет слушать художнику мнение психолога или врача, или поэта, или биолога, или режиссёра по заданной тематике.

- А я вот нисколько не сомневаюсь в том, что именно такой подход к обсуждению темы наиболее приемлем, - поделилась своим мнением уже после выступлений ученых архитектор и живописец Галина Михайловна Семиглазова, лауреат 1-го Международного конкурса «CUBA VIVA», - я услышала широкий спектр суждений и сделала для себя свои умозаключения. Как ни странно, они совпадают со многими точками зрения на тему семинара.

Позиция академика ПетрАНИ Владимира Александровича Кузякина, доктора биологических наук близка каждому, кто любит Россию, и ему небезразлично, что у нас творится:

- Министерство образования и науки РФ придумало так называемые образовательные стандарты. Это обширные перечни дисциплин, которые студенты обязаны освоить. Перечни перегружены совершенно ненужными дисциплинами, которые молодым специалистам никогда не понадобятся. Формализация образования никогда не приведет ни к чему хорошему. Не так давно В.В. Путин встречался с деятелями искусств в Санкт-Петербурге, многие из которых преподают в различных художественных школах. Они говорили, что нельзя сводить образование к стандартам, что балерину нельзя готовить так же, как слесаря. На что Путин, согласившись, ответил: нужно отходить от шаблонов. То же и в охотоведении. Охотоведение ‒ весьма специфическая наука, требующая разносторонних именно охотоведческих знаний, и при чём здесь пчеловодство и другие ненужные дисциплины, когда на нужные нет времени? Если охотоведу захочется завести пасеку, он обучится искусству пчеловодства без всякого высшего образования.

(Академик В.А. Кузякин о ситуации в области российского охотоведения)

Ещё один аспект в разрезе темы затронул в своем выступлении Владимир Кузякин:

- Каждой отрасли экономики любой страны нужно знать свои ресурсы. Многие страны так и делают. Властями Российской Федерации «охотничье хозяйство» не признается отраслью. В послевоенное время охотничье хозяйство страны давало более 1 % ВВП. Только шкурки ондатры в экспорте превышали по стоимости экспорт металлопрокатов. В России охотничьих ресурсов не меньше, чем в США, но сейчас в России нет такой специальности «охотовед», хотя охотоведы есть, и их многие тысячи, работающих как в государственных структурах, так и в охотничьих хозяйствах, находящихся в государственной, частной или коллективной собственности.

Весьма полезным было короткое сообщение Гранд-доктора философии в области психологии Ирина Евгеньевны Лебедевой, которой на семинаре были вручены документы академика ПетрАНИ. Её диссертация на тему «Современное понятие витальности и ее возможности для прогнозирования переносимости стрессовых нагрузок человека в 21-ом веке» получила большой резонанс в мировом сообществе ученых.

(И.Е. Лебедева получает диплом академика ПАНИ)

Точки над «I» в теме поставил руководитель секции «Психология» МО ПетрАНИ, член-корреспондент Академии медико-технических наук РФ, руководитель секции "Социальная психология и психотехнологии" Международной академии социальных технологий Родион Евгеньевич Барабанов:

- Россия на сегодняшний день имеет реальную возможность стать могучей державой, перестать быть сырьевым придатком Запада. Но для этого России нужна современная система образования, которая позволит эффективно развиваться и идти вперед, поскольку образование – основа национальной мощи страны. Говоря про проблемы гражданского общества, нельзя забывать и о развитии науки. Они масштабны и глубоки. Но, говоря о проблемах науки, мы не должны отодвигать образование на второй план. Именно со школьной скамьи формируется кадровый потенциал, который через 10-15 лет станет рупором научного прогресса. Однако у современных детей напрочь отсутствует желание заниматься проектно-исследовательской деятельностью и в целом падает уважение к самой школе. В школе не находят места элементы просвещения. Народно-воспитательные, культурные и духовно-нравственные начала заменены сухой методологией. В такой школе формируется прагматик, делец, улитарист. В этом – реальная угроза стране и нации. Идеология патриотизма в этих условиях неестественна современной школе.

О необходимости перехода на систему ноосферного развтия России сказала академик РАЕН и ПетрАНИ, доктор экономических наук, профессор Луиза Дмитриевна Гагут:

- Это должно стать национальной идеей России. Время, в котором мы живем, является переломным в развитии человечества. Реальностью стали глобальное загрязнение окружающей среды и истощение жизненно важных природных ресурсов. Путь, по которому экономически развитые страны пришли к своему благополучию, оказался тупиковым и ведет нынешнюю цивилизацию к краху и глобальной экологической катастрофе. Наступившая эпоха отвергает рыночно-потребительскую модель развития и требует разумного взаимодействия природы и общества.

(Л.Г. Гагут о ноосферном развитии России)

В основе нового мировоззрения должна лежать ноосферная идеология современного мира, о которой еще в начале прошлого столетия писал наш выдающийся соотечественник Владимир Вернадский. Ключевым вопросом нового мировоззрения является превосходство духовно-нравственного начала над всеми другими жизненными благами. Духовно-исторические традиции России, основанные на тысячелетнем опыте православной веры, сформировали основы ноосферной культуры российского народа и создали предпосылки для того, чтобы именно Россия стала лидером перехода к передовой общественно-экономической формации ноосферного типа и положила начало новому этапу развития человечества.

Острым, интересным, содержательным было выступление президента Университета Лидерства, Коучинга и бизнес-консалтинга, академика ПетрАНИ, кандидата медицинских наук Владимира Евгеньевича Бекерева:

- Нам нужны научные подходы к дифференциации общества, социология отражает поверхностные суждения в выборках. Чтобы понять настроения гражданского общества, нужны новые интегративные инструменты, чтобы объективно изучать институты, объединения людей по разным интересам. Пока оценки общества идут сугубо субъективно на уровне мнений экспертов, что никак не претендует на научное изучение.

Сильная зависимость ценностей от экономического развития. Например, смены экономических укладов в 1917 г. и 1992 г. привели к кардинальным расслоениям в обществе по ценностям. По отношению к собственности и капиталу. Смены экономического уклада в России вызывают противоречивые оценки и поляризацию общественных институтов. Повышение доли расходов на образование, медицину, культуру создаст предпосылки для гуманизации и выбора ценностных ориентиров.

Возникший культ потребления с началом 2000-х гг. привел к новым ценностям поколений. Деньги перестали быть ценностью и стали товаром. Наряду с устойчивостью к страданиям и лишениям мы приобретаем сейчас уникальный геополитический шанс стать мировой сверхдержавой в области Духовного геополитического центра всего человечества.

Приняла поздравление с избранием академиком ПетрАНИ и Людмила Михайловна Снитенко, поэт, переводчик, директор издательско-полиграфического комплекса «Паблис». Она рассказала о поездке в Болгарию, где литераторы и почитатели поэзии великого национального болгарского поэта и гуманиста П.К. Яворова совершили литературное поклонение, посвящённое 140-летию со дня его рождения. В связи со 140-летием окончания Русско-турецкой войны 1877-1878 годов и освобождения Болгарии президент Болгарии Румен Радев пригласил президента России Владимира Путина в 2018 году посетить Софию с официальным визитом. Путин принял это приглашение и отметил глубокую историческую и духовную связь между болгарским и русским народами.

 (Л.М. Снитенко получает диплом академика ПАНИ)

Оптимизма в атмосферу семинара добавила профессор ПетрАНИ, доктор исторических наук, доктор филологических наук Лола Уткировна Звонарёва. 28 марта она приняла участие в Нижнем Новгороде в фестивале, посвященном 150-летию Алексея Максимовича Горького.

(Выступает Л.У. Звонарева)

Она провела встречи в областной библиотеке, выступила в лингвистическом, мининском и арзамасском университетах, на круглом столе в Кремле по творчеству писателя:

- В Нижнем своего земляка помнят и чтут. Странно, что эта дата в нашей стране прошла, как будний день. Международный литературный фестиваль имени Максима Горького в течение 6 дней проходил в Нижегородской области. Торжественное открытие состоялось в «Арсенале». Председатель оргкомитета, писатель Дмитрий Бирман и актриса Яна Поплавская зачитали поздравительные телеграммы от председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, советника Президента РФ Владимира Толстого, министра культуры РФ Владимира Мединского. Около 160 встреч провели в библиотеках, школах, техникумах, колледжах, университетах и книжных магазинах писатели из России, Франции, Китая, Болгарии, Польши, США, Финляндии, Турции, Азербайджана, Эстонии, Белоруссии. Член-корреспондент ПетрАНИ, известный художник Наталья Баженова провела мастер-классы в строительном и архитектурном техникумах, в библиотеке.

В глубокую, серьёзную тему вписалась поэзия: между выступлениями ученых на импровизированную сцену библиотеки № 6 имени В.В. Вересаева выходили юные таланты, принявшие недавно участие во Всероссийском конкурсе «Живая классика». Они читали стихотворения и фрагменты прозаических произведений русских и зарубежных авторов, и это было абсолютно уместно. Всё, что читали ребята, играло роль аргументации высказанных учеными мнений по заданной теме. К примеру, Андрей Дармов, 11-классник гимназии №4 города Химки, прочувствованно продекламировал стихотворение «Ты был, как все...» (автор Влад Красноярский) – это о Владимире Семеновиче Высоцком, которому 25 января исполнилось 80 лет. Он был совестью нашей нации. Полина Полотовская освежила в памяти глубоко «русскую» прозу А.И. Куприна («Allez!»). А с какой силой страсти преподнесла своё прочтение произведения «Мой Пушкин» Марины Цветаевой Полина Суворова, как и Юлия Маякова, выпускница школы журналистики ДДТ «Созвездие» г. Химки – она прочла монолог Грушеньки из «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского.

(Полина Полотовская читает текст А.И. Куприна)

Старания ребят передать чувства поэтов и писателей высоко оценила актриса и режиссёр, член Союза писателей России, член Союза театральных деятелей России, член-корреспондент ПетрАНИ Светлана Волошина-Андрийчук:

- Научные доклады перемежались со сценическими выступлениями молодёжи, что создавала активный творческий настрой. Выступление юных чтецов было подготовлено на очень хорошем техническом уровне. Важно отметить, что классический выбор материала (М. Цветаева, А. Куприн, Ф. Достоевский) и обращение к классическим героям не противоречит современному облику и духовным запросам молодёжи. Но подчеркну, что в жанре художественного чтения необходимо особенно помнить о тонкостях логического и эмоционального наполнения текста: мысль первична, а эмоция вторична. И зритель в первую очередь следит за развитием авторской мысли. В связи с этим встаёт вопрос о правильной расстановке смысловых акцентов в произведении, чтобы подчеркнуть актуальность идейного замысла. Идейный замысел – одна из важнейших театральных составляющих, формирующая мировоззрение окружающих. И недаром эта тема сейчас втянула присутствующих в интересную дискуссию, позволившую сделать насущные и интересные выводы о современном театре.

(Андрей Дармов читает стихи Влада Красноярского)

Академики поблагодарили ребят за блестящее исполнение классики. Она живая, пока мы ее читаем.

Владимир Кузнецов,

профессор ПАНИ,

заместитель председателя МО ПетрАНИ,

кандидат пед. наук