Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Памятник Герою Социалистического Труда

Авиаконструктору Н.Н. Поликарпову в городе Орел

Скульптор Кепинов Г.И. архитектор Захаров Г.А.

Кепинов Г.И. Портрет авиаконструктора Н.Н. Поликарпова

Гипс тонированный. Научно-мемориальный музей профессора Н.Е. Жуковского. Москва.

Кепинов Г.И. Эскиз для памятника Н.Н. Поликарпову для города Орла.

Гипс тонированный. Научно-мемориальный музей профессора Н.Е. Жуковского. Москва.

Формирование города Химки началось в первой половине 1930-х годов со строительства авиационно-ремонтного завода №84 - ныне на его территории расположено НПО «Энергомаш» им. В.П. Глушко. Авиационно–ремонтный завод №84 был одним из крупнейших предприятий в ближайшем Подмосквье в довоенные годы. На нем собирали пассажирский самолет «ПС-84» - впоследствии «Ли-2». С этим заводом связано имя прославленного летчика Героя Советского Союза В.П. Чкалова. Одна из улиц в Химках носит имя Чкалова и здесь ему установлен памятник.

Главным конструктором завода №84 в 1936 году был назначен известный советский авиаконструктор Николай Николаевич Поликарпов (1892-1944). Поликарпов родился в селе Калинино Ливенского уезда Орловской губернии в семье священника. Учился в Санкт-Петербургском политехническом институте. С 1916 по 1918 годы он работал под руководством авиаконструктора И.И. Сикорского. В 1920-е годы Н.Н. Поликарповым были созданы первые отечественные истребители, в 1930-е годы - легендарные «И-15», «И-16», «И-153» и т.д. Параллельно он преподавал в Московском Авиационном институте (МАИ), был заведующим кафедрой проектирования самолетов. В 1940 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и молот». Скончался Н.Н. Поликарпов в 1944 году и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В 1958 году Н.Н. Поликарпову в городе Орле был открыт памятник. Авиаконструктор изображен сидящим, на коленях у него развернутый чертеж, в левой вытянутой руке он держит модель своего будущего истребителя. Рядом с ним на плинте изображен рулон с проектами.

Автор этого памятника - скульптор Григорий Иванович Кепинов (Григор Ованесович Кепинян. 1886-1966).

Свое первое художественное образование Г.И. Кепинов получил в Тифлисе в художественных классах Кавказского общества поощрения изящных искусств. Далее поступил на физико-математический факультет Санкт–Петербургского университета. В 1907-1912 годах занимался скульптурой в Париже у Р.Жульена и Р.Велье, а также посещал мастерскую О.Родена. С начала 1920-х годов Г.И. Кепинов жил и работал в Москве.

Скульптор Кепинов - автор ряда книг по скульптуре и технике ее изготовления. В разное время он работал над проектами памятников К.Марксу, А.Н.Островскому для Москвы, С.Г. Шаумяну для Еревана и др. Ряд его работ находится в собрании Государственной Третьяковской галереи. Среди них: портрет летчика Героя Советского Союза В.В. Талалихина, эскиз для статуи летчика Героя Советского Союза М.М. Громова для ВСХВ, мраморный женский торс и т.д.

В 1959 году в Москве в научно-мемориальном музее профессора Н.Е.Жуковского была открыта выставка произведений советских художников, посвященных истории отечественной авиации. На этой выставке демонстрировалась уменьшенная в размере гипсовая отливка (тонированная под бронзу) памятника Н.Н. Поликарпову для города Орла. Здесь авиаконструктор держит в руке обобщенный силуэт самолета, без всякого намека на конкретную модель, а в окончательном варианте памятника из бронзы скульптор придал самолету черты, схожие со знаменитыми поликарповскими истребителями «И».

В этом музее сохранилисть многие материалы, связанные с созданием скульптором Г.И. Кепиновым памятника авиаконструктору Н.Н. Поликарпову. Так, после завершения упомянутой выставки, гипсовая отливка памятника Н.Н. Поликарпову была передана в основной фонд музея. Ее можно увидеть и сейчас в зале №5 экспозиции, кроме того, тогда же в коллекцию музея были переданы двух-натурная гипсовая голова Н.Н. Поликарпова работы Г.И. Кепинова и гипсовый эскиз памятника. Можно предположить, что гипсовый портрет авиаконструктора скульптор использовал во время лепки головы рабочей модели памятника.

В научно–мемориальном музее профессора Н.Е. Жуковского хранится также вычерченный на бумаге и «отмытый» акварелью архитектурный проект этого памятника, который выполнен известным советским архитектором лауреатом Сталинской премии Г.А. Захаровым, автором подземного павильона станции метро «Курская-кольцевая» в Москве.

Памятник в городе Орле один из немногих реализованных проектов скульптора Г.И. Кепинова. В историю советского искусства он вошел как мастер станковой пластики и создатель этого масштабного памятника выдающемуся авиаконструктору, чьи самолеты первыми приняли на себя удар авиации «люфтваффе» летом 1941 года.

Синявин К.Г.

Использованная литература:

1. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания «Скульптура XVIII-XX веков». Т.2 «Скульптура первой половины XX века». Изд-во «Красная площадь», М., 2002

2. Каталог выставки «Скульптура, графика, живопись». Инф. Бюро ЦАГИ, 1959.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter