(Рецензия на пьесу Валерия Иванова-Таганского)

Писать рецензию на пьесу, только что написанную, - дело, мягко говоря,
неблагодарное. Есть очевидная трудность: надо рассуждать по поводу
происходящего в произведении, но читатели пока не знают его содержания, а
зрители ещё не видели пьесу глазами... Однако ключ к пониманию литературы
для театра оставлен ни кем-нибудь, а самим К. Станиславским: «Театр живет
не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами,
а идеями драматурга. Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая
театральная мишура не поможет».

Вот почему отзыв о новом творении для театра необходим не только с точки
зрения идей драматурга, но, прежде всего, для режиссёров, которые обязаны
не терять верный «слух» на хорошую пьесу и не стесняться (если они не из
породы театральных рантье «стригущих все под себя»), выстраиваться в
очередь для воплощения на сцене яркой современной пьесы, которая
по-прежнему желанная гостья на сегодняшних подмостках.

 

В названии пьесы В. Иванова-Таганского «Дорога волков» - слово «дорога»
сразу ориентирует нас на мысль: куда она ведёт? Ответ в финале, и до него
нас умело и интригующе сопровождает автор. Драматург тщательно и
ответственно исследует в пьесе своих попутчиков, своих современников,
которые, казалось бы, родом из прошлого, но благодаря огромному
жизненному опыту, как нельзя лучше чувствуют наше время, «неукрашенные
позолотой» суровые будни.

Семь героев – семь миров, которые высвечены драматургом социальным
прожектором. Отсюда красной линией через всё действие проходит тема
гоголевского «маленького человека», задавленного и, по сути,
уничтоженного перестройками и всякого рода экспериментами над простым
человеком. Как выбиться в люди и выжить в условиях подавляющей всё и вся
государственной машины, которой захотелось вдруг повернуть с прочной,
накатанной дороги в болото?

Люди, которые встречаются в деревенском доме, не живут, а выживают: одна
приезжает из города, чтобы посадить картошку, другая шьёт, третий
рыбачит. Всё достойно, но счастливыми их не назовёшь. Так устроен
человек: ему хочется большего.

А есть в пьесе особи и с темной стороны Луны – «волки» - два мужика и
молодой человек. Они готовы загрызть любого, кто встанет на их пути к
достижению меркантильных целей. Они могут раскопать могилу, чтобы снять с
тела умершего фронтовика орден, выбить ему зубы с золотыми коронками...
Автор так подаёт материал, что рассказ «волков» кажется живописной
картинкой из фильма ужасов.

Тут включается в подсознании моторчик, который раскручивает мысль: как
актерам сыграть тот или иной характер? Нужно идентифицировать себя с
персонажами, которые вряд ли до конца знают самих себя, они растеряны,
они не знают, как и почему оказались в данной ситуации, они не понимают
логику собственного существования, они кажутся людьми «на одной волне»,
но вскоре выясняется, что их разделяет огромная пропасть.

В этом и есть трагедия современных людей, попавших в безвременье, в
котором надо как-то существовать и, что немаловажно, сосуществовать. В
диалоги героев автор закладывает и текстом, и подтекстом свои мысли и
обобщения, перекликающиеся с толстовской сентенцией «так жить нельзя».
Философия художника обозначена в каждом слове текста, и каждое слово – на
своём месте. Речь героев образна, что создаёт самобытную атмосферу
происходящего и подливает в характеры красок - у каждого они свои.

Нельзя не заметить уверенности драматурга в том, что наказание за
преступление неотвратимо, и, прежде всего, Божьего наказания. А вот у
государства можно купить всё, в том числе, с точки зрения «волков», и
прощение. Взаимоотношение человека и власти – это тоже вышито автором
тончайшими нитями в пёстрой ткани материала, срисованного мастером
драматического слова с жизни. В полифонии тем особенным минором звучит
нота о почившей деревне.

Пьеса написана хлёстко, бьет наотмашь, рассказывает обо всём, что волнует
нас, современников Иванова-Таганского. Теперь осталось лишь интересно
поставить.

Как рассматривать эту новую работу автора? Как показательную для
гиперреалистического или неосентиментального направления современной
драмы? Скажем прямо, этого добра у нас хватает, как и материалов для
театра абсурда и фантасмагории. Всего этого, увы, предостаточно. Нет, ни
под какое определение «Дорога волков» не подходит. Она вне определений.

Влад КРАСНОЯРСКИЙ,

академик ПАНИ, кандидат педагогических наук