Подготовлено Научным Советом ПАНИ по проблемам стратегии развития образования и науки.

 

Россия сегодня имеет реальную возможность стать могучей державой, перестать быть экономической колонией глобального империализма США и Западной Европы. Однако для этого России нужна современная система образования, которая позволит эффективно развиваться и идти вперед, образование – основа национальной мощи страны. Такая система существовала в Советском Союзе, что позволяло нашей стране занимать передовые позиции в мире, которые мы потеряли за годы рыночно-капиталистической контрреволюции. Стратегия выхода человечества и России из Экологического Тупика Истории в форме первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы связана со становлением научно-образовательного общества, в котором образование является базисом базиса материального и духовного воспроизводства, а наука становится не только производительной силы, на что указывал Карл Маркс, но и «силой управления».

Сейчас ситуация в стране не улучшается, а только ухудшается: введение ЕГЭ, повсеместная «болонизация» высших учебных заведений которая есть по сути колонизация российского образования Западом, неудовлетворительные социально-экономические условия жизни учителей и преподавателей вузов, неоснащенность школ современной техникой, низкопробные учебники и литература, низкий статус учителей и профессоров, — все это является преступлением против будущего России. Подрастающее поколение русских пребывает преимущественно в дерусифицированной системе образования. Школы наши во многом утрачивают чувство патриотического воспитания и универсального образования, недостаточно формирует чувство исторического достоинства русского народа и в целом – российской нации. Поборы в школах и коррупция в отдельных университетах, отсутствие дополнительного образования, а теперь и «новый» антинародный закон об образовании, -все это разрушает созданную годами советскую систему образования, а значит – лишает Россию перспективы развития.

В итоге по уровню образования Россия, в сравнении с другими странами, занимает 42 место, по данным ООН, которая ежегодно публикует индекс развития человеческого потенциала, включающий в себя и индекс образования. Например, у государства Гайана – 39 место, Беларусь и Украина занимают 27 и 29 место соответственно, 23-е место – у Казахстана, а Куба, которой, видимо, удалось сохранить советскую систему, привитую нами, входит сегодня в пятерку лучших стран в мире.

 

В годы Советской власти в стране было полностью бесплатное образование. Учитель имел высокий статус в обществе, его уважали, и отношение учителей к детям было совершенно другим. Мы должны поклониться тем героям, которые добросовестно работают в современной школе, несмотря ни на что. Но нынешняя власть принуждает учителей заниматься порой несвойственными им функциями, особенно во время выборных кампаний. Уровень зарплаты учителей, доцентов, преподавателей высшей школы и профессоров остается крайне низким. Обеспеченность общежитиями, минимальные стипендии, отсутствующие социальные льготы, техническая неоснащенность, трудности в академической мобильности не позволяют студентам эффективно заниматься непосредственно учебой и наукой, заставляют молодых людей идти работать официантами и мерчендайзерами. Преподаватели находятся еще в более сложном положении, что не позволяет им полностью сосредоточиться на науке и преподавании. Фактически в капитализированной системе высшей школы сложилась потогонная система эксплуатации профессорско-преподавательского состава, в которой не осталось места для научно-исследовательской работы.

Фундаментальное образование позволяло нам делать великие научные открытия, совершенствовать знание о мире. Сейчас это потеряно. Даже о развитии науки в университетах профильное министерство судит лишь по количеству привлеченных средств, что никак не отражает реальную научную работу. Да и открытия, которые сейчас совершаются нашими учеными, не востребованы на Родине – мы вынуждены продавать их на Запад. Неудивительно, что многие ученые эмигрировали из страны и получают Нобелевские премии как граждане других стран. Согласно неправительственным источникам, только «за первую половину 90-х годов из страны выехало не менее 80 тысяч ученых, а прямые потери бюджета составили не менее $60 млрд». Между тем, согласно данным фонда «Открытая экономика», отъезд российских учёных за рубеж не только не уменьшился, но существенно возрастает в последние годы.

В школе не находят места элементы просвещения. Народно-воспитательные, культурные и духовно-нравственные начала заменены технологическими. В такой школе формируется прагматик, делец, утилитарист, носитель Homo sapiens, превращен в Homo economicus. Это глубоко чуждо нашему традиционному воспитанию, в этом – реальная угроза стране и существованию русского народа как нации.

В этих условиях нам необходимо восстановить то, что мы потеряли за годы реформ. Восстановить советскую систему образования с учетом устоев традиционного русского образования, которое в современных условиях, в ряде школ, показывает свою высокую эффективность.

Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» не стал законом прогресса российского образования и общества. Можно заметить несколько тенденций, которые реализованы в новом законе. Во-первых, недостаточное финансирование. Самое важное направление в развитии государства финансируется на уровне 4,2% процентов ВВП, хотя минимальный уровень необходимо довести до 7%.

Все это ведет к трагическим последствиям для страны. Выход из положения – в программе становления научно-образовательного общества в России. Это означает отказ от рыночного фундаментализма, высший приоритет развития науки, культуры и образования, т.е. общественного интеллекта России.

Образование и наука для «либералов во власти» являются лишь средством для реализации собственных целей, которые противоречат интересам развития общества, более того – становятся средством колонизации России Западом.

Альтернативой либеральному подходу являются такие программы, как «Образование для всех» (разработано на базе общества «Знание» при поддержке КПРФ) и «Русская народная школа» (разработана академиком ПАНИ проф. И.Ф. Гончаровым), а также концепция становления научно-образовательного общества в России, разработанная академиком ПАНИ А.И.Субетто.

Исходя из изложенных положений, Петровская академия наук и искусств считает необходимым и призывает высшее руководство России:

  • радикально обновить и усовершенствовать федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», взяв за основу альтернативный проект «О народном образовании», программу КПРФ «Образование для всех» и концепцию стратегии развития образования и науки на базе становления в России научно-образовательного общества, как основы её устойчивого развития;
  • восстановить роль Российской академии наук (РАН), как ведущей организации, определяющей научно-технические приоритеты развития российской цивилизации, прекратить политику разрушения академической науки в России;
  • восстановить институт прикладной науки в России и инфраструктуру НИОКР и проектирования сложных комплексов;
  • поддержать общественные организации, работающие в сфере просвещения и воспитания русской традиционной культуры;
  • организовать систему юридической, социально-экономической защиты учеников и учителей, студентов и преподавателей от чиновничьего произвола;
  • увеличить расходы бюджета на образование и обеспечить исполнение Конституции в части обеспечения гарантированного бесплатного образования;
  • изменить школьные образовательные стандарты; признать эксперимент с ЕГЭ политической ошибкой;
  • ввести альтернативные формы вступительных экзаменов в высшие учебные заведения;
  • возвратить в систему высшего образования специалитет, дать высшим учебным заведениям более широкие полномочия по определению форм обучения;
  • решить вопрос о формах обучения детей иммигрантов в школе, в силу слабой изначальной подготовки большинства из них к обучению;
  • модернизировать и сохранить систему начального профессионального образования, а не уничтожать её;
  • выстроить систему связи вузов с промышленными предприятиями с целью скорейшего внедрения инноваций в производство и целенаправленной подготовки профессиональных кадров для экономики;
  • при проведении реформ образования учитывать традиции как национальной русской системы образования, так и советской, а также особенностей менталитета русского народа.
  • возродить систему инспекции качества учебно-методической деятельности учителей, с постоянной формой переобучения учителей в области учебно-методической и дидактической деятельности;
  • возродить в стране механизм планирования социально-экономического, технологического и культурного развития страны; исходить при этом из положения, что современная экономическая система есть наукоемкая, интеллектоемкая, образованиеемкая экономика; наука и образование не есть сфера услуг, а есть основа развития России, её национальной, геополитической, технологической и военной безопасности.
  • Принято единогласно.

Президент ПАНИ, Председатель секции «Образование, культура и международное сотрудничество» X Съезда ПАНИ.

А.В. Воронцов