Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

donyybogam

Публикуем дискуссионный, но интересный и познавательный материал.

Выдающийся ученый средневековой Кореи Хо Чжун оставил за собой бесценный труд «Сокровищница Восточной медицины. Доный Богам», который в 2009 г. вошел в Список всемирного культурного наследия и является самым читаемым руководством при подготовке врачей Корейской Традиционной Медицины.

Включение в данный Список подтверждает выдающуюся ценность объекта культурного наследия и заслуживает сохранения на благо всего человечества. В феврале 2018 г. на русском языке вышли в свет два тома этого уникального двадцатипятитомного трактата «Болезни Шести Энергий». Презентация издания прошла под патронажем Петровской академии наук и искусств (ПАНИ) в Российской национальной библиотеки и привлекла к себе большой интерес. Почетное право открытия праздника было предоставлено вице-президенту ПАНИ академику Владимиру Ульяновичу Агеевцу; спикерами выступили генеральный консул Республики Корея Ли Дин Хен, редактор Ли Дин, автор перевода Пак И. В., от издательства – генеральный директор клиники «Амрита» Ли Ю-Сен, Санкт-Петербург. В рамках презентации состоялась благотворительная акция передачи книг в дар библиотекам Санкт-Петербурга, Москвы и библиотекам вузов нашего города.

Несколько слов о личности автора «Доный Богам» и его времени

Хо Чжун, автор труда, жил в то время, когда государство Чосон находилось в политической зависимости – при неоднократной военной агрессии со стороны Японии, во времена дворцовых интриг, тяжелого положения крестьян, которые страдали больше всех и бедствовали во время эпидемий.

О будущем ученом Хо Чжуне, написавшем «Доный Богам», известно немного. Он родился предположительно 1546 г. в Кимпхо провинции Кёнгидо. Его отец и дед состояли на военной службе, а молодой Хо Чжун обучался медицине у нескольких известных врачей того времени. Умения и навыки 30-летнего врача Хо Чжуна были так искусны, что ему удается вылечить одного конфуцианского ученого, после чего медика приглашают на работу при дворе. С 1573 г. он служит придворным медиком, занимаясь здоровьем монаршей семьи. Тогда же начинают выходить его первые труды по медицине. Его имя становится широко известным в 1590 г. Придворному врачу удается вылечить от оспы смертельно больного принца Кванхэ, в выздоровление которого уже никто не верил. В годы японской агрессии Хо Чжун во второй раз спасает жизнь принца, что возносит его на вершину медицинской славы. Его назначают советником короля (предположительно в ранге министра здравоохранения), и он получает высший медицинский титул. Но это продолжалось недолго: в 1608 г. умирает король Сенчжо (1567–1608), покровитель Хо Чжуна, в смерти которого недруги обвинят придворного врача, якобы допустившего врачебную ошибку. Хо Чжуна отправляют в ссылку, но именно в этот период он создает свой знаменитый труд «Доный Богам», и в 1613 г., за 2 года до кончины, он его издает.

«Доный Богам» наставник Хо Чжун составил уникальным способом. Он обобщил все источники по Восточной медицине со времен Хуанди Нэйцзин (4 в до н. э.) по 16 в. Также сюда вошли выдержки из передового медицинского произведения того времени «Кымвон Садэга» – «Знания и способы лечения четырех выдающихся врачей династий Цинь и Юань»; «Хяняк Чибсонбан» – «Собрание рецептов местных лекарств»; «Исюэ Жумэнь» – «Введение в медицину» и многие другие. Эти выдержки важны еще и в свете того, что многие первоисточники будут потом утеряны во время пожаров или войн. В одной только книге «Болезни Шести энергий» содержатся ссылки на несколько десятков авторов.

Надо отметить, что до появления на свет «Доный Богам» медицина Чосон была аналогична китайской и использовала лекарственное сырье и технологии на основе медицинских теорий Китая. Автор уже в названии книги предвосхитил будущее самостоятельное направление медицины, которое впоследствии, в 1986 г., будет называться «Корейской Традиционной Медициной». Хо Чжуна смело можно назвать Авиценной корейского полуострова, и такие ученые определяют вектор будущего медицины на века вперед.

В трактате Хо Чжун уделяет большое внимание этиологии, патогенезу, лечению и профилактике заболеваний. Красной нитью проходит метафизическая суть Восточной медицины. Понятие Энергий является фундаментальным философским явлением в Восточной медицине, и в интерпретации Хо Чжуна они называются следующим образом: Ветер, Холод, Влажный Жар, Сырость, Сухость и Огонь. Пожалуй, языком Шести Энергий, законом Пяти Стихий, принципами Ым и Ян, 10-ю Небесными Стволами и 12-ю Земными Ветвями можно объяснить любое событие во Вселенной, описать физическое состояние человека, обозначить болезнь и ее признаки, описать качества пульса, а также характер лекарственного вещества. Это суть Восточной философии и медицины! Надо отметить, что в наше время, благодаря проф. Пак Чжэ Ву, учение о 6-ти энергиях хорошо знакомо россиянам с 90-х годов прошлого столетия. Он развил это учение в рамках Су-Джок терапии до совершенства и сделал философию 6-ти энергий понятной для европейского читателя. Согласно канонам 6-ти энергий, сезонные болезни возникают тогда, когда люди не следуют природным ритмам. Например, Лето – это время природной активности Огня и Жара, органа сердца, однако энергия Холода и органы Почек находятся в сезонном упадке. Для гармонизации состояния рекомендуется принимать прохладную пищу, больше пребывать в тени, употреблять как можно меньше мяса. Полезно кушать морскую рыбу, моллюсков и ракообразных. В такой сезон Холоду Почек сложно подчинить буйство Огня Сердца, появляется опасность развития инфаркта и инсульта. Автор книги Хо Чжун в таких случаях рекомендует различные сложные сборы, усиливающие Холод и рассеивающие Огонь. Также Хо Чжун рекомендует беречь энергию почек, т. е. энергию Холода, воздерживаясь от секса. Вот пример простых средств от жара: используют желудок свиньи, мясо выдры, морские продукты, а также конский навоз, собранный в январе (они относятся к Холоду). От Сырости используют печень свиньи, мясо барсука и рекомендуют пить водку; при этом предлагают сидеть на волчьей шкуре. От Сухости – нужно кушать сливочное масло. От Ветра – кости тигра, мясо медведя, оленя, черную курицу и ворону. От Холода – экскременты мыши или человека. Это объясняется тем, что брюшной тиф считается болезнью Холода. На сегодня известно, что экскременты, содержащие вирулентные штаммы возбудителей и обработанные определенным образом, станут иммунологическим препаратом.

Сбор лекарственных трав производят в определенный день и час. Например, полынь собирают в 5-й день 5-й луны в праздник Дано, девочки левой рукой (месяц Змеи, это – июнь, ближе к летнему солнцестоянию, когда наступает период 6 Ян). И такая полынь будет обладать сильными Янскими лечебными свойствами. За всеми этими действиями четко прослеживается логическая взаимосвязь с более глубинными философскими и метафизическими учениями об Энергии и космических ритмах. Любопытна позиция Огня Сердца, которая представлена несколько иначе, чем в русских источниках. Сердце является Монархом среди органов, представляет собой Императорский Огонь, пребывает в Верхнем Обогревателе и управляет всем телом. Министерский Огонь, пребывая в Нижнем Обогревателе, обеспечивает теплом. Императорский Огонь и Министерский Огонь в отдельности контролируют и охраняют внутри тела После-Небесную и Прежде-Небесную Ки, а вместе они поддерживают нормальную жизнедеятельность организма.

Огонь имеет контроль над всеми остальными элементами. Расплавление Металла, высушивание Земли, сжигание Дерева, иссушение Воды – все это лидерское действие Огня как Императора. При болезнях Огня возникают сильные повреждения; эти изменения происходят стремительно, симптомы ярко выражены и приближение смерти молниеносно.

Огонь в органах выражается по-разному: чрезмерный гнев приводит к возгоранию Огня в Печени, пьянство и обжорство ведут к возгоранию Огня в Желудке, чрезмерная половая активность разжигает Огонь в Почках, а чрезмерная печаль приводит к возгоранию Огня в Легких. Сердце является Императорским органом, поэтому если Огонь возгорится в нем самом, то наступит смерть.

Во время работы над книгой перед нами сразу стали вопросы: в какой мере использовать многочисленные термины, чтобы быть ближе к тексту? Тем не менее еще остается специфическая терминология (название сборов, синдромов, каналов и точек акупунктуры), которая читателями воспринимается неоднозначно. Для облегчения понимания терминов и названий были использованы латинский и английский языки. Эта книга составлена так, что по ней можно изучать китайские и корейские медицинские и философские термины. Специалист, занимающийся Восточной медициной сегодня, очевидно, должен владеть философской и медицинской терминологией и базовой иероглификой, поскольку попытка перевода терминов обедняет истинную суть явления.

В заключение хочется подчеркнуть значение трактата «Доный Богам»

В свое время эта книга выступила в качестве руководства по подготовке отечественных кадров в Корее. Можно с уверенностью сказать, что с появлением этого труда корейская медицина стала обретать свое лицо. Большинство рецептов были составлены из растений, произрастающих в Корее, и их использование удешевляло лекарства, которые стали доступными всем социальным слоям населения. Как итог, люди становились здоровее, а казна государства Чосон – богаче. На основе «Доный Богам» КТМ развилась до медицины сегодняшнего дня, появились другие руководства и целая плеяда врачей КТМ. Неслучайно книга переводилась на японский, вьетнамский и английский языки, неоднократно переиздавалась в Корее и Китае.

Какое значение будет иметь «Доный Богам» для России, стран СНГ и русскоязычных врачей?

По мнению экспертов, перевод на русский язык Сокровищницы восточной медицины «Доный Богам» будет иметь ключевое значение в развитии Корейской Традиционной Медицины, которая значительно обогатит Восточную медицину России и стран СНГ. И наряду с Западной и Китайской медициной появится еще одна эффективна альтернативная медицина, которая займет свое достойное место в здравоохранении населения. А сам трактат станет классическим руководством и хрестоматией при подготовке ординаторов Восточной медицины.

Таким образом, Корейская Традиционная Медицина станет доступной всем и каждому!

Ли Дин, член-корреспондент ПАНИ, Санкт-Петербург

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить