Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
верни555
 «МУЗЫКА НАДЕЖД» -  так красиво и фигурально решила назвать свою персональную выставку член ПАНИ Надежда Сапунова.
 
верни
Участники вернисажа
 
- Подготовка экспозиции заняла немалое время, - признается она, - поскольку нужно было сначала выстроить концепцию проекта, которая соответствовала бы задачи, ради которой существует галерея «Живая жизнь». Ничего, кроме, музыкальности звучания выставки на ум не пришло.
А суть задачи – в названии выставочного пространства – «Живая жизнь»: здесь на протяжении восьми лет проходят выставки, «рассказывающие» о современном мире, его природе, человеке и обо всем, что с ним связано.
верни2
 Выставка открылась 19 февраля 2019 года в Библиотеке № 6 имени В. В. Вересаева. 
- Как мне кажется, - сказала директор Библиотеки Светлана Жуликова, член-корреспондент ПАНИ, - художник нравится зрителю стремлением оптимизировать пространство, заполнив его полностью светлыми, спокойными, радостными полотнами. И название композиции полностью соответствует содержанию подобранных автором произведений для камерной экспозиции. Кто-то из посетителей выставки сказал даже, что, глядя на ее картины, он реально слышит музыку.
верни3
- Основой экспозиции стала серия работ, на которых изображены музыканты, исполняющие произведения на самых разных инструментах: рояле и виолончели, скрипке и свирели, - дал краткий искусствоведческий обзор экспозиции профессор изобразительного искусства ПАНИ Владимир Кузнецов на открытии выставки, - Надежда Сапунова явно увлечена этой темой – она, по сути, создала жанровые композиции, которые, с точки зрения профессионального музыканта, абсолютно точно передают огромный спектр чувств, которые испытывает исполнитель во время концерта.
Так сложилось, что Надежду Сапунову в последнее время часто приглашают на концерты классической музыки, и она, наслаждаясь звуками музыки, делает во время концерта наброски в своем альбоме. 
- Рука сама движется под звуки музыки, - признается она, - это доставляет мне особенное удовольствие. А дома на основе набросков пишу живописные работы.  Так на свет появились «Пианистка» как мои впечатления от восхитительной игры Маши Третьяковой, «Скрипачка» - динамичный портрет темпераментной Анастасии Ведяковой, «Пианистки» - на этой картине я изобразила Машу Третьякову и Ксению Башмет во время исполнения пьесы «Карнавал животных» Шарля-Камиля Сен-Санса.
верни4
«Живопись музыкальными красками» - так определила стилистику работ Валерия Исмиева, поэт, критик, искусствовед, кандидат философских наук. Она поставила вопрос о созвучии живописи Надежды Сапуновой с жанровыми сценками голландских художников XVII века, но посчитала нужным отметить: «Скорее, истоки этих картин - в более раннем переживании музыки как искусства, в наибольшей полноте открывающего границы этого мира в другой, где живут платоновские эйдосы».
Нельзя с этим не согласиться. Напомним, что основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить. 
Валерия Исмиева дает развернутый анализ живописи Надежды Сапуновой: «Она экспрессивна, каждая линия и мазок выразительны, энергичны и наделены собственным дыханием, они живут свободно, то вовлекаясь в каскад стаккато, то в длинные, с растяжкой тона ленто… Экспрессия этой живописи лёгкая, свежая и жизнерадостная. Её индивидуальность не только чисто стилистическая. О чём рассказывает художница? Музыка растворена в потоке сиюминутного, но это сиюминутное радостно озвучено в каждой своей клетке. И каждая картина передаёт нам полноту переживания автором того, что мы можем уловить только через свои визуальные впечатления.
В картинах Надежды много воздуха. Причём воздуха, который бывает после светлого летнего дождя, когда он как бы промыт до чистоты и звона каждого цвета, каждого оттенка. Воздух появляется благодаря обилию белого, как на картинах венецианца Паоло Веронезе – и вся живописная среда сверкает и вибрирует игрой лучей, сквозит дыханием воды и солнца, движется и пульсирует. В этой среде музыка живёт естественно и свободно, а музыканты становятся частью волшебного содружества стихий».
 верни5
«Виолончельный концерт на Сельскохозяйственной, 11»
 
За каждой работой Сапуновой – целая история. Вот как создавалась, например, картина «Виолончельный концерт на Сельскохозяйственной, 11»:
- Во дворе этого дома, - дает пояснение Евгений Долинский, член актива Дома общественных организаций Москвы, - есть сад-музей, в котором мы периодически собираем известных музыкантов и устраиваем для жителей концерт. На них бывает и Надежда Ивановна. Однажды она пришла и услышала, как играет на виолончели солист оркестра Большого театра Максим Золотаренко. Она тут же сделала набросок. Получилась целая живописная симфония. Максим здесь даже узнаваем.
 верни6
Евгений Долинский поздравляет Надежду Сапунову с персональной выставкой
 
Другая сторона медали (выставки) – в отображении разнообразного и восхитительного мира флоры и фауны. И вновь мы узнаем о не случайности выбора художником такой темы.
- Я выросла во всемирно известном заповеднике «Аскания-Нова», - рассказала Надежда Ивановна, - в те времена там побывали ученый и путешественник Бернгард Гржимек, график и скульптор-анималист Василий Ватагин, художник-анималист Георгий Никольский, художник Олег Трофимов, а еще Дмитрий Горлов, который, по сути, стал моим учителем. Результаты его работы - анималистические скульптуры в керамике и дереве. Он очень внимательно относился к животным, подолгу изучал их, делал сотни зарисовок и набросков. В своём творчестве я следую этому стилю работы. 
Недавно Надежда Ивановна стала сотрудничать с экологическим проектом «По следам Красной книги». Он имеет и образовательную функцию - ознакомление населения с редкими и исчезающими видами животных и птиц. Уже проведено около 70 выставок на различных площадках от Государственной думы до детских садиков. Проект получил в 2018 экологическую премию «EcoWorld» и премию губернатора Московской области «Наше Подмосковье».
 верни7
верни8
Надежда Ивановна передает свой опыт художника детям, занимается с ними рисованием. А недавно по предложению издательства «Рипол классика», она написала книгу-блокнот «Рисуем на коленке», где изложены этапы работы над созданием образов животных, в частности, лошадей и жирафов, ежиков и белок, зайцев и коров. Участники вернисажа, в частности, художник Наталья Баженова дала высокую оценку такому проекту, поскольку сама учит детей и взрослых рисовать – у нее в мастерской в Подрезкове не реже двух дней в неделю проходят мастер-классы.    
- В своих анималистических работах пытаюсь передать то восхищение, которое я чувствую, наблюдая за животными и птицами, их приспособленности к среде обитания. Они идут путём самоусовершенствования, не изменяя нашу планету и, в отличие от людей, не нанося ей вреда. 
Зрители не остаются равнодушными, рассматривая «Белых медведей» и «Пеликанов», «Весенний танец журавлей» и «Антилопу». Во всех работах – живая жизнь: она – в трепетной заботе медведицы о своем малыше, а сколько радости в сюжете о символе России – грациозных журавлях; живая жизнь – в любви пеликанов, изображенных а ля статуэтки. 
Замечу, что в каждой из работ Надежды Сапуновой чувствуется, что она имеет основательную подготовку как скульптор. А все потому, что она получила в стенах Московского технологического института специальность «пластика малых форм». 
верни9
- Любовь к природе, мне думается, заложена в каждом человеке с рождения, - излагает свои мысли автор анималистических произведений, - но ее надо развивать, и мне в этом помог Владимир Кузякин, доктор биологических наук, академик ПАНИ, который меня и рекомендовал в члены академии. Владимир Александрович ведет большую исследовательскую работу по экологической проблеме, написал несколько книг, и я разделяю его аргументированные опасения о грядущей экологической катастрофе на Земле, если мы продолжим бездумное уничтожение лесов и природных ресурсов в стремлении обогатиться, и мои работы, где главные герои которых – животные и птицы, вопиют, обращаются к людям о милосердии, взывают к нам с мольбой о помощи.
И это тоже музыка – музыка печали, возмущения, негодования и… надежд.  
Влад Красноярский. Фото автора
 
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить