Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

 

afb0e528e47e17ace2115f006f84e7f7лпрмирп

 

Кто любит книгу, тот никогда

                                                                          не будет ощущать недостатка в

                                                                           преданном друге, спасительном

                                                                          советнике, весёлом товарище,

                                                                           действительном утешителе».

                                                                                                                    Барроу.

           В рамках Камчатской краевой Программы «Читающая семья – читающая нация» по инициативе Камчатского краевого отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда (ООБФ) «Российский детский фонд» в школах края проходят родительские собрания с одной повесткой для всех «Семья – духовная родина человека». Тема эта выбрана неслучайно. Уже ни для кого не секрет, что в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения наблюдается огромный дефицит. На встрече с родителями речь главным образом идёт о влиянии семьи, и в первую очередь матери, на воспитание детей; о воспитании доверительного отношения родителей и детей; о необходимости семейного чтения. «Ваши дети не будут успешными, если вы не будете вместе с ними вовлечены в процесс чтения», - эта мысль красной нитью проходит от начала и до конца собрания.

           Первая встреча человека с книгой происходит в семье благодаря устным рассказам и чтению вслух. Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе, и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит; готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении.

    Семья формирует основы мировоззрения человека, его образ жизни и ценностные ориентиры. Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и развивающего чтения, которое   мы понимаем как восхождение читателя к постижению нравственных ценностей, отраженных в художественной литературе.

     Как писал философ Иван Ильин: «всякий добрый – независимо даже от своих внешних поступков – добр не только «про себя», но и для других; всякий злой – даже если он злится «про себя» - зол, и вреден, и ядовит для всего человечества».

   Сегодня, когда в обществе, произошло крушение одной системы ценностей и становление другой, особенно пострадали дети. Главным учебником жизни стал Интернет – территория свободы, полная соблазнов и опасностей для неокрепшей души. В условиях, когда добрым стало быть стыдно, не прогрессивно, когда ржавчина безнравственности проникла в основу жизни, в том числе в детскую среду, проблема этической культуры, основанной на постулатах морали и ценности каждой человеческой личности, особенно обострилась. Нравственность как стратегическая цель человеческого бытия превратилась в пережиток. Дети воспитываются в равнодушии друг к другу. Нравоучениями и лекциями о гуманности её не решишь. Готовность к состраданию живет в глубине души человека, в эмоциональной сфере его сознания. Внутренний мир нынешних детей в большинстве своем оказался несформированным, лишенным гуманности и цельности

     Когда-то писатель В.Солоухин в капле росы увидел солнце и написал об этом книгу. В «маленьких часиках» рассказа предстоит разглядеть большое время и попытаться через искусство слова ответить на вечные вопросы бытия:

Что такое добро и что такое зло?

Что такое счастье?

Что такое душа?

Что такое Человек и зачем среди них «Я» в этом мире?

    Способность отдавать себя другому – величайшее нравственное завоевание человека «Чуткость, отзывчивость, человечность наших питомцев,- писал В.Сухомлинский,- могут утвердиться лишь тогда, когда каждый ребенок что-то или кого-то «приручит», что-то одухотворит, во что-то вложит свою душу». Соучастие в жизни другого рождает полноту счастья. Как говорит пословица, «дверь к счастью открывается наружу», т. е. к другим людям.                       Семейное чтение тесно связано с главной задачей воспитания и образования детей, их успешной учёбой, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособности на рынке труда в будущем. Всем родителям хочется, чтобы их ребёнку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали. Но как этого добиться? От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а в совокупности – судьба России, её будущее. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом человеческого потенциала нации.

      «Дети перестали читать…» Как часто мы слышим эту фразу! Телевидение, видео, компьютерные игры поглощают ребёнка, завоёвывая заповедные уголки его содержания и души. Это объективная реальность, и с этим ничего не поделаешь. Большинство родителей мечтают, чтобы их дети были здоровыми, счастливыми, успешными, умными и развитыми. Замечательно, когда родители эти качества ставят в один ряд с честностью, порядочностью, верностью, добротой. Но как же достичь всего этого без обращения к книгам? В чём причина того, что сегодня дети читают меньше, чем их сверстники 15-20 лет назад? К сожалению, очень многие родители относятся к детскому чтению (чтению книг детям и детьми) не так, как этого хотелось бы. По данным российских СМИ лишь около 15% родителей участвуют в формировании книжной культуры детей; 60% не читают детям вообще. Но это не означает, что у родителей нет желания читать и рассказывать детям. Чаще всего (80%) они не знают, как организовать домашнее чтение.

     В настоящее время встаёт проблема литературного образования детей, приобщения их к чтению. Сегодня далеко уже не каждая мать способна спеть своему ребёнку колыбельную песню. И далеко не каждый ребёнок способен выучить наизусть даже небольшое стихотворение.

     Формирование жизнеспособности молодого поколения – одна из главных стратегических задач нашей страны. Неутешительные результаты наших детей в международном тестировании PISA на понимание текста (33 место среди 40 стран) говорят о необходимости формулировать национальную программу по чтению как «Чтение и духовная безопасность будущего России». Ежегодно в октябре в Михайловском Псковской области проходит Международный месячник школьных библиотек. В 2016 году он проходил под девизом «Школьная библиотека – на повестке дня!». Горечь и тревога звучали во всех выступлениях: дети читают меньше и меньше.

     Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребёнка читать. Нас практически никто не учит, как быть родителями. Больших семей, где рядом живут два-три поколения – почти нет. Институт передачи культуры и традиций семейной жизни клана, фамилии почти утрачен. То же касается и чтения. Главной помехой чтению многие родители и сами дети считают нехватку времени. Если из 24 часов суток отнять время на сон, на посещение школы, на подготовку уроков, на общение с друзьями, на просмотр телепередач или компьютер, да если ещё прибавить кружки, факультативы, секции, что же остаётся? Где взять время на чтение? Чтение, как и любовь, – это просто образ жизни. Для интересной книги – всегда найдётся время. Речь идёт не о дополнительном времени на чтение, а на более разумном его использовании. Умные родители используют испытанный ход: « Почитай мне, пожалуйста, пока я убираю (готовлю, шью и т.д.)». Они используют время для чтения перед сном. Одним из главных факторов, стимулирующих чтение детей, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда.

    И первым пропагандистом книг, руководителем детского чтения является МАМА. Кто как не она, научит читать, любовно и бережно введёт в необъятный мир знаний, поможет найти «свою» книгу. Под её непосредственным влиянием развиваются вкусы и интересы будущих созидателей и окрылённых мечтателей. Ежедневное чтение детям и детьми произведений художественной литературы – одно из главных правил в семье по воспитанию любви к книжке!

     Человечество не знает иного пути эффективного приобретения знаний, кроме чтения. Чтение активизирует развитие человека сильнее, чем другие средства. Приобщая ребёнка к чтению, семья не только открывает ему путь к одному из важных источников информации, но и делает важное дело: защищает его душу; питает ум и сердце; побуждает к самосознанию; содействует творческой самореализации личности и её жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она не оказалась.    

       21 ноября 2013 года в Москве состоялось неординарное событие, имеющее прямое отношение к детскому чтению и стратеги его развития. На нём присутствовал Президент России В.В. Путин.

В своем выступлении Президент констатировал и аргументировал гуманитарный кризис в стране. Показателями кризиса он назвал падение интереса к книге, особенно среди молодежи. (9 минут читают в сутки. И эти минуты сокращаются), снижение уровня общей культуры, смещение и искажение ценностных ориентиров, скупость разговорного русского языка и пренебрежение его правилами, читательский нигилизм. Для разрешения духовного кризиса Глава государства выдвинул ряд конкретных задач: мобилизовать, мотивировать общество, в первую очередь подрастающее поколение, на изучение русского языка и литературы; влиять на формирование общекультурного гуманитарного контекста страны; сберегать колоссальный гуманистический потенциал русской литературы.

             Для решения поставленных задач Президент особо выделил активное использование возможностей библиотек и в первую очередь - школьных.

         В своем выступлении на Российском литературном собрании В.В. Путин интегрировал и ряд собственных мыслей, ранее высказанных им на разного рода встречах с творческой интеллигенцией страны, или зафиксированных в законодательных актах, касающихся детства. Из последних назовем «Указ Президента от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах защиты детей на 2012-2017 годы». В нем подтверждена фактами неспособность современного российского общества обеспечить формирование у подрастающего поколения нравственных ценностей (разрушение семьи, социальное сиротство детей, кризис образования, сбои в психике детей, бедность речевого развития, неоправданная жестокость, интернет и нарко-зависимость, отсутствие интересе к чтению и др).

     Чтение вслух - это не просто хорошая семейная традиция, оно способно сплотить семью, создать тёплую атмосферу для возникновения общих интересов. Читайте вместе вслух! Читайте вместе! Читайте всей семьёй!

                             Памятка для родителей

  • Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.
  • Воспитывайте ребёнка личным примером.
  • Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирайте книги, которые могли бы чем-то его привлечь.
  • Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.
  • Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.
  • Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.
  • Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О книгах любимых рассказывайте с восхищением.
  • Поручите школьнику составить каталог домашних книг.
  • Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.
  • Если ребёнок увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.
  • Убедите ребёнка записаться в сельскую библиотеку и посещать ее не реже двух раз в месяц. Библиотекарь с удовольствием порекомендует интересные книги.

Список используемой литературы.

  1. Жукова. Т.Д. . Сборник статей «Семейное чтение в год семьи». - Серия 1. Выпуск 5-6 –М. –РШБА .-2008. – 320с.
  2. Тихомирова И.И. Добру откроем сердце или Школа развивающего.                                 (читаем, размышляем, выражаем в слове).- Методическое пособие для руководителей детского чтения, снабженное текстами   литературных произведений для обсуждения с подростками                                                         «Становись, становись, Становись Человеком скорее!» (В.Высоцкий).
  3. Жукова. Т.Д. . Сборник статей «Родительское собрание по детскому чтению». Серия 1. -Выпуск 7-8 –М. 2008. – 3288с.
  4. Тихомирова И.И. «Подсказки для взрослых». – РШБА в рамках проекта «Читающая мама - читающая нация». - №10. – 2013.
  5. Жукова. Т.Д. . Сборник статей «Родительское собрание по детскому чтению»..- Сборник материалов по разработке моделей и методик проведения. -Серия 1. Выпуск 4 –М. –РШБА .-2007. – 136с.
  6. Сайты сети Internet.
  7. Тихомирова И.И. Школа чтения. Опыт, теория, размышления.- Серия 1. Выпуск 5-6 –М. –РШБА .-2006. – 304с.

Жеребцов Н.В., академик ПАНИ,  Председатель Камчатского краевого отделения «Российский детский фонд»

Комментарии для этой записи закрыты