Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

1ПетрВеликий

 Ежегодно,18 мая, Россия отмечает День Балтийского флота. Эта дата связана с первой победой русских в морском бою, а именно 7 мая  1703 года, в устье реки Невы были взяты на абордаж и захвачены два шведских корабля: «Гедан» и «Астрильд».

После подписания 3 июля 1700 года  мирного договора  с Османской империей Петр I уже 19 августа объявляет войну Швеции. Так началась Северная война, которая продолжалась 21 год. 
Царь хорошо понимал, чтобы выйти на берега Балтийского моря и надежно закрепиться на них, необходимо иметь собственный флот, который по вооружению и мореходным качествам не уступал бы противнику. 
Поражение под Нарвой 19 ноября 1700 года не сломило волю Петра, и он сделал вывод: «…Но когда мы сие несчастие (или, лучше сказать, великое счастье) под Нарвой получили, то неволя леность отогнала и к трудолюбию, и к искусству день и ночь прилежать принудила, и войну вести уже с опасением и искусством велела».
Чтобы открыть путь к берегам Балтийского моря, снача¬ла надо было ликвидировать  шведский флот, который господствовал на Ладожском озере, поэтому именно в этом районе нужно было приступить к судостроению. Для развер-тывания активных действий против шведской флотилии стали необходимы не просто речные военно-транспортные суда, а боевые корабли.
К этому времени техника судостроения значительно продвинулась вперед. Основой флота стали трехмачтовые линейные корабли с прямым парусным вооружением, имевшие на борту до 90 пушек. Следующим по значимости классом были фрегаты . Появились они в английском флоте еще в XVII веке, и именно их стали строить первыми на русских верфях. Фрегаты так же, как и линейные корабли, имели три мачты с прямым парусным вооружением. Их длина доходила до 30м, а вооружение обычно состояло из 32 пушек, размещенных на одной закрытой палубе. Имея гораздо меньшие размеры и почти такую же парусность, как линейные корабли, фрегаты отличались большей скоростью и считались универсальными судами флота, годными и для разведки, и для участия в генеральном  бою, и для длительных океанских путешествий.
В книге «Материалы для истории русского флота», подготовленной Сергеем Ивановичем Елагиным и изданной в 1865 году, в разделе Балтийский флот (1702-1725) первым документом представлен  «Наказ о строении кораблей на р. Сясь, 1702 г». 
 
 
Пункт 1 Наказа начинается словами: «Делать корабли на реке Сяси, которая впала в Ладожское озеро…». Следующие пункты, с 3 по 15, описывают порядок организации работы: откуда и сколько взять плотников и кузнецов, где покупать железо и снасти, кто выделяет деньги, и сколько будут платить за работу.
На постройку каждого судна выделялось 50 плотников, 60 работных людей пеших и 60 с лошадьми, а также 20 кузнецов. Ведение делопроизводства на верфи поручили 8 дьячкам  и 12 целовальникам , прибывших из Олонца. На подьячих возлагалась вся канцелярская работа, целовальникам вменялось в обязанность строго блюсти денежные расходы. Финансирование работ возлагалось на бурмистров  из Новгородской ратуши, в обязанности которых входила своевременная выдача денег, «…чтобы ни за чем остановки ни от кого не было, без свободных денег корабельного строения сделать не можно». 
Из второго пункта этого Наказа мы узнаем, на кого возложили ответственность за эту работу. «…У дела тех кораблей быть из Новгорода стольнику  Ивану Юрьеву сыну Татищеву да с ним из отставных дворян новгородского разряду 12 человек, которые понадобятца. И на тех реках на Сяси и на Паше самые мелкие места, ехав ему Ивану Татищеву самому осмотреть и измерять в аршины и тутошних жителей допросить: в тех местах весною в полую воду также и летом вода сколь велика бывает и том отписать тотчас. А о деле тех кораблей писать ему Ивану Татищеву в новгородский приказ и в полк к ближнему окольничему и воеводе к Петру Матвеевичу Апраксину ».
Иван Юрьевич Татищев родился в Москве в 1652 году в семье из древнего дворянского рода. Военную службу начал с 16 лет. Во время русско-турецких войн участвовал в походах. В 1689 году Иван Юрьевич был послан воеводой в город Кашин, а затем в чине стряпчего служил в полку боярина Алексея Семеновича Шеина . Через год был пожалован в стольники.
Весной 1698 года Татищев был отправлен новгородским воеводой П.М. Апраксиным за «шведский рубеж». В городах Нарве, Ревеле и других  занимался наймом иностранных мастеров корабельного дела. В 1700 году Татищев участвовал «в походе к Нарве». Известно, что во время  похода Петр I останавливался у Ивана Юрьевича в его усадище Пелешок около села Боброво Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии (в настоящее время это Плюсский район Псковской области). 
Царским указом от 30 января 1701 года Татищеву велено быть у стругового дела и построить на реках Волхове и Луге 600 стругов . Через год он был назначен начальником верфи в устье реки Сясь. 
Круг занятий Ивана Юрьевича был очень широк: то он исследует берега Невы и описывает примыкающие к ним леса, то  составляет писцовую книгу  Зарусской половины Шелонской пятины.  
В 69 лет И.Ю. Татищев был уволен с должности новгородского коменданта по состоянию здоровья. Последние годы своей жизни он проживал в Новгороде, где и скончался в 1730 году. Местом захоронения указано городское кладбище, но нет указания на конкретное место. К сожалению ни портрета, ни фотографии Ивана Юрьевича пока не найдено.
 
 
Вернемся к «Материалам для истории русского флота», где вторым пунктом написан Указ стольнику Татищеву о назначении его для управления корабельными работами на р. Сясь, 1702 года января 22. «… в оборону и на отпор против неприятельских свейских войск, на Ладожское озеро сделать военных 6 кораблей по 18 пушек… а делать те корабли на реке Сяси, которая впала в Ладожское озеро….».
 
 
На что хотелось бы обратить внимание. Многие, пишущие об истории Балтийского флота и Сясьской верфи, путают «Наказ» и «Указ», а также даты их написания. Если в книге «Материалы для истории русского флота» документы подобраны по датам и напечатаны в хронологическом порядке, то значит, что «Наказ о строении кораблей на р. Сясь …» издан ранее, чем «Указ стольнику Татищеву …», который напечатан под номером 2. 
И второй момент, который требует дополнительного изучения подлинника документа. В начале «Указа» стоит дата «…1702 года, января 22». А заканчивается этот «Указ» фразой: «Писан на Москве лета 1702 года января в 24 день». 
И еще один момент. В «Указе Апраксину о подчинении корабельного строения на р. Сясь приказу адмиралтейских дел, 1703 года февраля 4» написано: «… и о том его В.Г. указ в приказе адмиралтейских дел к тебе адмиралтейцу Федору Матвеевичу с товарищи послан в прошлом же 1702 году февраля в 23 день…». Так «Наказ» или «Указ» был послан Апраксину?
14 февраля И.Ю.Татищев пишет Великому государю об осмотре и промере рек, впадающих в Ладожское озеро. Для осмотра соснового корабельного леса был послан Парфен Фадеев сын Есипова из отставных дворян. Ему было дано задание описать лес на расстоянии 6 -15 верст от берега, определить возможность доставки и сплава его по реке. 
Были допрошены жители: Иван Федоров, Мирон Иванов, Козьма Евтифеев, Петр Матвеев, Егор Осипов, Кирила Козьмин, Киприян Фадеев, Игнатей Митрофанов, Василей Дорофеев, Козьма Афонасьев, Григорей Андронов, Иван Максимов, Федор Давыдов из деревень: Подрябинье, Отаево, Опоки, Пехалево и Пульницы «…А в допросе сказали по заповеди святаго Евангелия. В реке Сяси и в Сяском устье, которое впало в Ладожское озеро нынче прибылая вода есть, а весною в полую воду бывает прибылая вода и больши нынешняго, а бывает та прибылая вода с неделю и по две и пока в озере лед бывает. А как лед из озера выдет и в том устье и реке Сяси вода збывает. А в летнее время в том устье реки Сяси бывает вода и менши нынешнего...».
 
 
 
По замерам Татищева глубина реки Сясь около устья со стороны Ладожского озера составила от 4,5 до 8 аршин , то есть от 3 до 5,5 метров. Почти такая же глубина и в районе церкви Успения Пресвятой Богородицы. Ширина реки в устье реки 50 сажень  (106,5 м), а у церкви – 25 сажень (53 м).
Но интересно, что расстояние от устья реки до церкви указано 1458 саженей, что соответствует 3 км 105 м. 
 
 
 
Сегодня же расстояние от этой церкви до Ладожского озера чуть более 1 км.
Можно предположить, что в документе название церкви указано неверно, так как примерно в 3-х километрах от Ладожского озера стоит храм «Собора Пресвятой Богородицы» в деревне Рогожа, известный еще в XVI веке.
Достоверных сведений о церкви «Успения Пресвятой Богородицы» в Сясьских Рядках в 1700 – 1710 годах – нет. А нынешний каменный храм «Успения Пресвятой Богородицы» освящен в 1751 году. 

 
 
От церкви Успения Пресвятой Богородицы до деревни Опока, которая относилась к Николаевскому Медведцкому монастырю, глубина посередине реки Сясь от 3,5 до 6,3 метра. От деревни Опока до порогов на расстоянии 8 верст  берега «плитоватые и крутоберегие и к корабельному строению не свободные».
Где же была построена первая верфь? Даже следующий отрывок, не дает четкой картины, о каком месте идет речь. 
 
Ивану Михайловичу Головину  14 февраля 1702 года Петр I посылает Указ о продолжении работ по постройке фрегатов. Из него мы узнаем, что строительством фрегатов будет заниматься плотник Воутер Воутерсон, который прибыл из Голландии. Петр обещал платить ему по 5 рублей, 6 алтын и 4 деньги на месяц  (5 рублей 18 копеек), а еще 6 рублей его жене, которая осталась дома.  
Немалую роль в появлении иностранцев в России и оказании помощи в становлении государства сыграл «Манифест о вызове иностранцев в Россию», созданный с помощью И.М. Головиным и И.Р. Паткулем   и подписанный царем 16 апреля 1702 года.
Вот небольшой отрывок: «Божией милостью мы, пресветлейший и державнейший великий государь, царь и великий князь Петр Алексеевич... Сим объявляем и уведомляем всех: с того времени, как мы милостью Всевышнего вступили на престол наших предков, нашей первой заботой было такое правление в государстве и на земле, владеть которой позволил нам Всевышний, дабы каждый наш верноподданный мог почувствовать, что единственной нашей целью является забота о его благосостоянии и процветании.
Поэтому мы используем всяческие способы и пути, которые могли бы любым образом служить осуществлению этого славного намерения. А для этого мы не только расширяем нашу торговлю и утверждаем внутреннюю безопасность нашего государства, тем оберегая его от всяческих опасных случаев, коими может быть разрушено благосостояние общественной пользы, но и таковым образом учреждаем состояние правления и многого остального, принадлежащего к наилучшему обучению всего народа, дабы наши подданные чем далее, тем более могли приобщиться ко всяческому обходительному общению с другими христианскими и осведомленными в правилах поведения народами… ».
 
 
В марте этого же года последовал еще один Указ: «В.Г. (Великий Государь) указал во всех городах и уездах в дворцовых и патриарших, и в архиерейских, и в монастырских, и всяких чинов в помещиковых и вотчинниковых землях осмотреть и описать леса дубовые, кленовые, ильмовые, вязовые, карагачевые, лиственницу и сосну…». Вырубка годных к корабельному строению леса категорически запрещалась.
В другом Указе И.М. Головину от 29 марта 1702 года Петр Алексеевич пишет, что пушки изготавливает на железном заводе в Олонецком уезде Андрей Андреев сын Бутенанта . Ему велено изготовить 100 штук 3-х фунтовых пушек и по 200 ядер к ним, а также 24 якоря.
Из донесения И.Ю.Татищева от 13 июня этого же года следует, что строительство первых двух фрегатов началось 1 мая, а лес, который заготавливали до апреля месяца, должен быть вывезен до 1 июля. Лишние возчики могут быть отпущены домой, а 200 плотников должны остаться. Он сообщает, что с 20 апреля корабельный мастер В. Воутерсон запретил рубить деревья, так как «…леса пошли в сок и такие де леса в корабельное строение будут негодны…». В этот момент на строительстве работало 70 человек. И плотникам, и работным людям платили только за дни работы. В праздники и выходные денег им не давали. Поэтому рабочие просят государя платить за все дни, которые они находятся на верфи, так как живут они здесь безвыездно. А еще в апреле к корабельному строению прислано из Тихвина 24 кузнеца, но их для строительства мало. А кормовых им платили по 10 денег на день (2,5 копейки). 
Если верить интернет источникам, то за 3 копейки можно было купить 9 кг хлеба, а на 8 копеек – 4 кг мяса.
 
В памятной записи на письме Татищева написано: «Июня в 25 день послана Великим Государем грамота к нему Ивану, а велено на фрегатное дело лесные припасы в лесах с корня сечь и заготавливать их к делу и привозить и все шесть фрегатов делать с великим поспешением, и иноземцу Воутеру Воутерсону велено у того дела для указывания быть неотступно, чтоб нынешнего летнего времени не испустить и кормовых денег лишнего расходу, а работным людям тягот не учинить».
Царь Петр спешил. Он готовился отвоевать крепость Нотебург, находившуюся в руках шведов. Еще летом 1702 года в городе Ладога была собрана осадная артиллерия и войска. Необходимы были корабли для ведения боевых действий на Ладожском озере. И чтобы переиграть сильного противника, он делал ставку на количество в ущерб качеству, понимая, что под ударами корабельной артиллерии будут одинаково разрушаться как корабли, сделанные из сырой древесины, так и из хорошо просушенной. Он считал, что "Потеря времени - смерти безвозвратной подобна".
Корабельный мастер В. Воутерсон 1702 года 13 июля пишет, что через 6 недель первые 2 корабля будут спущены, а на четыре оставшихся леса привезено «сполна».  Но признается, что у нынешних кораблей он за мастера первый год, и «…не осмотря тех двух первых кораблей как на воду спущены будут за достальные корабли приняться мне невозможно…». 
В конце июля Татищев докладывает государю с Сясьской верфи о постройке судов. В связи с тем, что новые фрегаты строиться пока не будут, без работы остались «…работных людей конных и пеших 338 человек да неумеющих плотников 41 человек…да у того корабельного строения в лишке будет плотников 79 человек…». А еще конных для возки угля и пеших для всякой черной работы и караулов – 39 человек. Выходит, что на Сясьской верфи в то время работало около 600 человек. В ответ на это послание Петр I написал, чтобы свободных от работы людей отпустили по домам. 
На строительстве фрегатов работали люди из разных сел и деревень. Работа была тяжелая, платили немного, да и жилищные условия, наверно, были не очень хорошими. Поэтому рабочие на верфи умирали. И этому есть подтверждение, обнаруженное в документе «Перепись 1710 года».
 
 
Уже двадцатого августа Татищев пишет донесение царю: «… на сясьском де устье зачато строить два корабля, и будут те два корабля в совершенстве как на воду спустить по сказке корабельного мастера Воутера Воутерсона в скорых числах, а надобно де на те два корабля сентября к 1 числу боцман, да мастер, которому на корме резать, да мастер же, которому мачты утверждать, живописец, парусной мастер, да веревочные всякие припасы, две свиньи свинцу, и о присылке тех мастеров и припасов велеть ему его В.Г. указ чинит».
В конце ноября 1702 года на верфи заложили фрегаты «Михаил Архангел», а в декабре «Иван-город». 
Начался 1703 год. Татищев назначается воеводой  в Новгород и комендантом Новгородской приказной палаты, при этом он остается управляющим Сясьской верфью, а также возглавляет судостроение на Лужской верфи и на верфи в Селецком Рядке на реке Волхов. 
В феврале Федору Матвеевичу Апраксину  поступает государев Указ о подчинении корабельного строения на реке Сясь приказу адмиралтейских дел.
 В ответ на это Апраксин просит царя дать разрешение о переводе с Воронежской верфи на Сясьскую строителя Тихона Игнатьевича Лукина (около 1675-после 1729).  Известно, что он был сподвижником Петра I, шафером на его свадьбе, волонтером второго десятка Великого посольства . Изучая судостроительство, Лукин специализировался как блоковый мастер (блок-макер). Как лейтенант Преображенского полка принимал участие в Азовских, Прутских и Персидских походах. Впоследствии получил чин капитан-лейтенанта.
Известны имена и других мастеров, которые строили фрегаты на Сясьской верфи.
Федор Степанович Салтыков (04.1675-02.08.1715). Выходец из древнего боярского рода, стольник Петра I. Три года учился за границей корабельному делу, выучил 4 иностранных языка. До конца 1702 года работал на Сясьской верфи, а затем был направлен на Олонецкую верфь. Первый в России получил официальное звание «корабельный мастер». 
Иван Данилович Кочет  (Кочетов) (около 1672-после 1733) родился в семье придворного конюха. Он был сверстником царя. В 1691 году стал бомбардиром Преображенского полка. В качестве волонтера сопровождал Петра I во время его поездки заграницу в составе Великого посольства. Как судостроитель и парусный мастер (зейль-макер) он руководил на Сясьской верфи парусной мастерской.
Указом Петра I от 13 января 1703 года предписывалось построить еще 6 фрегатов, 5 яхт  и 5 одномачтовых краг  для прибрежного плавания. 
Бывал на строительстве сясьских фрегатов и  комендант завоеванной крепости Нотебург, (впоследствии Шлиссельбург) Александр Данилович  Меншиков . Он же наблюдал за постройкой кораблей на олонецких верфях. В письме от 9 февраля 1703 года Меншиков писал царю из Шлиссельбурга: «… Милостию Божьею и твоим моего Государя повелением дело наше началось с Богом добро. … на Олонце заложу при себе шмак, также и на Сясю поеду немедленно». Через девять дней он сообщает: «… А на Сяси дела до моего приезду и до Ивана Синявина  не было, а как Иван Синявин приехал, и плотники собраны и заложат в нынешнем году 6 шмаков». 
 
В архиве Санкт-Петербургского института истории РАН обнаружился интересный документ «Выписка из переписной книги новгородских владений А.Д. Меншикова 1719-1722 гг.», в котором перечислены деревни Ладожского уезда. И оказалось, что деревни, входящие сегодня в муниципальное образование «Сясьстройское городское поселение», в 1719 году принадлежали А.Д.Меншикову. 
Приведу небольшой отрывок из документа:
«В деревни Опоки, а по мирскому званию Подребенье, крестьян по скаске 719-го году: 
[1] Иев Иванов, 35, у него сын Андрей, 2,  у него двоуродныя братья: Антроп, 35, без ума,  Василей, 30, Андреян, 16, Конановы дети, у него сын Анфиноген, полугоду;
В деревне Пехолове по скаске 719 году крестьян: [1] Иван Ульянов, 67,у него сын Перфилей, 32 у него сын Козьма, году;
В деревни Пулницы по скаске 719-го году крестьян: [1] Андрей Ануфриев, 60,у него брат родной Ефим, 45;
В деревни Болшеи Отаеве по скаске 719 году крестьян: [1] Егуп Васильев, 45, у него братья родныя:Лука, 40, Флор, 35; Антон Никитин, 47;
…………………………………………
Итого всяких деревнях окроме деревни Беречья [?] мужеска полу душ, с которых платитца подушной оклад з двусот восмидетсят восми душ».
В феврале 1703 года на Сясьскую верфь из Воронежа была послана команда матросов на строящиеся фрегаты. Офицерами назначены: немец Питер Лобек  и англичанин Идверт Лаин.    
 
В это время ведутся работы в районе современного города Лодейное Поле на реке Свирь, где 24 марта 1703 года была открыта Олонецкая верфь. На ней сразу же были заложены:   28-пушечный фрегат «Штандарт», 4 буера , флейт  «Вельком», шмаки  и галиоты .
  
 Работы на верфи активизировались в связи с приездом И. А. Сенявина. В письме царю, он доложил о корабельном строении 18 апреля: «… которые два на воде, с сего числа в 2 недели совсем будут в готовности; каюты и внутри в отделке, гальюны и гака-борт  все готовы и приложены, только не резаны для того, что мастера нет. Снастить зачал…».  Далее он сообщает, что к постройке других двух фрегатов приступили, но работа идет медленно. На этих кораблях работают  50 олонецких плотников и еще 62 человека выполняют прочие работы. А также начали строить шесть шмаков, на которых работают 30 олонецких плотников и подмастерья по 25 человек на шмак. Петр получил донесение в Шлиссельбурге на следующий день.
 
Что же известно нам о двух сясьских малых фрегатах, которые не имели названия? В различных источниках их называют: «Фан-Сяс-1» и «Фан-Сяс-2» или «Сясьские» – первый и второй. Длина - 19,81 м, ширина - 5,66 м, глубина интрюма - 2,55 м, вооружение - 18 орудий. Они имели открытую батарею на шканцах и закрытую батарею на баке и юте. Построенные из сырого леса, фрегаты плохо слушались руля и обладали малой мореходностью. Спустили их на воду в сентябре и долго достраивали. Первый прибыл на Олонецкую верфь для окончательной отделки только в конце 1703 года, а второй – еще позже. 
В 1704 году они находились в устье Невы, а в 1705 году их переоборудовали в брандеры  и дали названия «Этна» и «Везувий». Командирами на них были А. Грун и А. Баленштейн. Во время сражения со шведским флотом у острова Котлин в июне 1705 года брандеры были сожжены.
Главной причиной несовершенства первых сясьских фрегатов была военная обстановка того времени, не позволявшая ждать, когда высохнут доски и брусья, подвезут высокосортную пеньку и другие материалы. Кроме того, давал о себе знать и небольшой опыт работы голландца Воутера Воутерсона, известного также под именем Володимера Володимерова.
В 1704 году на воду спустили шесть шмаков. Их размеры: (70 х 20 х 8 футов ), то есть 21,4 х 6,1 х 2,4 м. Экипажи состояли из 15 человек. 
Корабельный мастер Выбе Литкин строил шмаки: № 1, командир в 1712 г. – П. Броневик. 
№ 3, 4, а также шмак  «Онега», командирами были в 1705 г. - Ф. Понт, в 1710 г. – Вакер. 
Корабельный мастер Хорла Андреев строил шмак № 2, командир в 1712 г. – Г. Хликес  и шмак «Сясь», командирами были Дериксен в 1710 г. и П. Класен в 1712 г.
Все шмаки принимали участие в Северной войне 1700-1721 годов. Доставляли провиант и материалы на суда флота и в приморские крепости. 
 
Иван Юрьевич Татищев 13 августа 1703 года пишет государю, что закончить быстро строительство, хотя бы 3-х шмаков, не может – нет материалов. Парусное полотно, веревочные припасы и блоки взяты на Олонецкую верфь. А также сообщает, что «корабельный мастер Володимер (Воутерсон) с сясьского устья отпущен сего августа 13 числа». 
До отъезда В. Воутерсон начал строить флейт «Патриарх» с основными характеристиками: 22,6 х 6,8 х 2,6 м. и экипажем в 29 человек. Командирами в разное время служили: 1704 г. - К. Мобс, 1705 г. - Х. Моус, 1707 г. - Г. Мелек, 1710 г. - Унтермелис, 1714 г. - Л. Мой.
В том же 1703 году строитель Выбе Литкин заложил буер «Люстих» (в переводе с голланд. – «Весёлый»), а Xорла Андреев буер «Ик-Гебе-Гевест» (в переводе с голланд. – «Я владею провинцией»).
В 1704 году из Воронежа на Ладожское озеро был переведен судостроитель Фаддей Никитич Попов (около 1673-после 1733), сподвижник Петра I, строитель новоманерных бригантин. Он одним из первых в России в 1701 году получил звание парусного мастера (зейль-макер). На Сясьской верфи он работал главным помощником Ивана Кочета. Закончил службу в звании майора. 
Другой знаменитый судостроитель Гаврила Авдеевич Меншиков (Меньшиков) родился в 1672 году в подмосковном селе Преображенском, где его отец служил придворным конюхом. Своего друга детских лет царь сам включил в списки волонтеров при Великом посольстве. Вместе с другими он работал корабельным плотником на верфи Ост-Индской компании и обучался там кораблестроению у мастера Герита Класа Поля. Продолжил учебу на верфи в Англии. Петр присвоил ему почетное звание боцмейстера. В 1723 году был произведен в капитаны 1 ранга. Скончался Г.А. Меншиков в 1742 году, прожив 71 год. Похоронен на Охтинском кладбище в Санкт-Петербурге, где в ту пору обычно хоронили кораблестроителей.
 
Вернемся к нашим «знаменитым» фрегатам. Заложенный в ноябре 1702 года фрегат в разных источниках называется по-разному: «Михаил Архангел» или «Архангел Михаил».   Имел размеры: 26,6 х 6,93 х 3,25 м., и оснащен 28 пушками.
Есть свидетельство, что на Сясьской верфи побывал и, возможно, работал сам Петр Алексеевич. Этот интересный факт был впервые опубликован в 1885 году в книге «История Санкт-Петербурга от основания города», где ее автор Петр Николаевич Петров  привел выдержки из походного журнала Преображенского полка за 1703 год. «Мая 11-го Капитан (так преображенцы величали государя) вошел в Шлиссенбург сухим путем; 13-го мая на яхте гулял на озере верст 10 и более. Под 14 мая записано: «Приехал на сясьское устье»; 16 мая: «в неделю пятидесятницы (т. е. в Троицын день) – пошли» далее, и 17 мая «приехал на Лодейнопольскую пристань». 
Из письма А.Д.Меншикова Ивану Яковлевичу Яковлеву  от 17 октября 1703 года узнаем, что фрегат «Михаил Архангел» прибыл на Олонецкую верфь. А уже в мае 1704 года, по указанию Петра I, фрегат ушел в плавание. Есть версия, что он был направлен в качестве образца для постройки военных кораблей в устье реки Волхов, где закладывалась еще одна верфь – Новоладожская. 
В июне следующего года этот 28-пушечный фрегат входил в состав русской эскадры, которая сражалась со шведским флотом у острова Котлин. Командовал фрегатом капитан Питер Фок (1704-1706), в состав экипажа входили также два поручика, штурман, боцман, его помощник, 4 иностранных и 27 русских матросов и 12 солдат. Вторым командиром уже в 1707 году стал Питер Беземакер .
Второй фрегат «Иван-город», был заложен 1 декабря 1702 года В. Воутерсоном и Выбе Литкиным. В строительстве его также принимал участие Г. А. Меншиков. Достроен и оснащен был только 27 мая 1705 года. Командирами были: в 1705 году – Питер Лобек, с 1706 по 1709 годы – К. Слейс, в 1710 году – Ян Валронт . Фрегат прибыл к Кроншлоту летом 1705 года.
Оба фрегата участвовали в Северной войне 1700–1721 годов.  Ежегодно, с мая по октябрь, они в составе эскадры выходили к Кроншлоту для защиты Санкт-Петербурга с моря. Маневрировали на рейде для обучения экипажа, ходили в крейсерство к Красной Горке. А в 1710 году с 1 по 14 мая в составе эскадры Петра I принимали участие в Ледовом походе от Кронштадта к Выборгу. В их задачу входило сопровождение транспортов с войсками до Березовых островов. Фрегаты были разобраны после 1710 года.
По мнению командующего русской эскадрой Корнелиуса Крюйса,  оба фрегата входили в число лучших кораблей Балтийского флота. На испытаниях они показали хорошую мореходность, устойчиво держались на волне в свежую погоду, а их корпуса не пропускали воду. «Михаил Архангел» был особо отмечен Петром, который объявил его государевым кораблем и поднял на нем свой флаг. 
 
Указом от 10 декабря 1706 года Сясьскую верфь упразднили, и все работы перенесли на Олонецкую верфь.
 
В челобитной, поданной в 1745 году, крестьяне Сясьской волости Ладожского уезда писали, что они и «поныне строят галиоты и от судового промысла пропитание имеют».
Несмотря на  короткий срок своего существования, Сясьская верфь вошла в историю отечественного кораблестроения, как первая в бассейне Ладожского озера.    
От себя хочу сказать, что мы, сясьстройцы, можем гордиться славной историей Сясьстроя, города на реке Сясь. И этому есть еще одно основание. 
В рамках программы по подготовке и проведению празднования 300-летия Санкт-Петербурга была выпущена юбилейная коллекция из 9 медалей «Слава России» 
с изображениями знаменитых памятников архитектуры, икон, картин и скульптур, объединенные определенной тематикой.  На медали по теме  «Сотворение Новой России» изображен фрегат «Михаил Архангел» 
 
                                      декабрь 2020 г.
 
 
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Вы не имеете права оставлять комментарии