Доклад на международной научно-практической конференции "Экспертная деятельность в свере гуманитарных наук"
Аннотация: в статье рассматриваются возможности актуализации современной системы художественного образования в Санкт-Петербурге; формулируются его миссия, цель и задачи; дается описание гуманитарно-художественных проектов.
Ключевые слова: Экспертный Совет;воспитание творчеством; образование и культура; язык искусства; Школьная театральная педагогика
«Не ругайте свою эпоху.
Вы пришли, чтобы сделать ее лучше…» (Ильин)
Современная теория и практика образования видит перспективу человечества в становлении нового гуманитарного мышления на основе принципов целостности человеческого, личностного существования в культуре. При этом образование – это область социокультурной жизнедеятельности, где совершается становление духовно зрелой, нравственно свободной личности, способной нести груз ответственности за судьбу земной цивилизации и культуры, защищать и отстаивать общечеловеческие ценности, творить целостный мир, одушевленный творческим присутствием человека.
Система современного образования предполагает развитие человека не только профессионально компетентного, но и разносторонне образованного, гуманистически направленного. Этическая и эстетическая сферы гуманитарного образования, сегодня актуальны, как никогда. Это тот камертон, который в любой сфере деятельности человека, позволяет осознанно выбрать собственный путь развития.
Будущее любой страны базируется на образовании и культуре. Время требует от нас духовного деяния. Именно это инвестиции в будущее.Именно поэтому АНО ВО «Международная академия искусств» и МОО «Петровская академия наук и искусств» заключили договор о творческомсотрудничестве.
Миссия: объединение креативно думающих и способных к действию специалистов в сфере художественного образования.
Цель:актуализация современной системы художественного образования для сохранения, развития и популяризации различных видов искусств с привлечением отечественного и зарубежного инновационного опыта.
Предмет договора:
- Возрождение «Петровских Ассамблей»: объединение фестивалей «Петербургская осень» и «Театральный остров»; абонементов «Галерея портретов», «Аристократы» и «Гитарный Петербург», выставок российских и зарубежных художников.
- Возрождение «Петровских Университетов»: образовательная и просветительская деятельность по эксклюзивным программам, разработанным коллективом обеих академий: «Основы актерской и режиссерской культуры Учителя»; «Театральные технологии в образовательном пространстве или Школьная Театральная Педагогика»; «Безопасность творчества» и многих других.
- Реализация гуманитарно-художественных проектов: «Воспитание Творчеством»; «Интернациональный язык искусства»; «Будущее театрального образования»; «Культурно-образовательная и правовая адаптация иностранных граждан».
- Реализация Программы Международного Центра «Школьная театральная педагогика».
Цели и задачи гуманитарно-художественного образования
Цели:
- Становление человека культуры, способного свободно ориентироваться в современной социально-экономической ситуации, избирать сферу общественной практики и созидательно действовать в ней.
- СодействиеконсолидациииинтеграциидеятельноститворческоймолодежиизстрансоседейРоссиирадидостижениямежэтническогосогласияимиролюбия международамиязыком искусства.
- Гуманитарнаядеятельностьвинтересахдетейиподростковиззонмежнациональныхи межконфессиональныхконфликтов.
- ОрганизациясотрудничествасвузамистрансоседейРоссиивобластинауки и образования,социальной и культурнойсферах.
- ОрганизациямеждународныхконференцийисимпозиумовпоЕвразийскойтематике.
- Созданиесовместныхнаучно-образовательныхикультурныхцентроввстранахсоседяхдляраспространениядостиженийрусскойнауки,культурыирусского языка.
Задачи:
- ПодготовкасовременныхспециалистовнаосноведостиженийРоссийскойи мировойнауки,образования икультуры.
- Гуманитарно-художественная подготовкаиотборталантливыхдетейиззарубежныхстрандляихпрофессиональногообучениявсоответствиисврожденными способностями.
- Раскрытие творческого потенциала студентов средствами театрального искусства.
- Нравственно-эстетическое воспитание студентов, учащихся школ и колледжей Санкт-Петербурга.
- Военно-патриотическое воспитание студентов, учащихся школ и колледжей Санкт-Петербурга.
Выстраивая концепцию гуманитарно-художественного образования, Петровская академия наук и искусств (ПАНИ) и «Международная академия искусств» (МАИ) продолжают реализацию нескольких проектов, связанных с развитием художественного и гуманитарного образования.
Гуманитарно-художественные проекты
«Интернациональный язык музыки»
Там, где не удается договориться политикам, договорятся музыканты. Ибо язык музыки не требует перевода. Он понятен каждому. Идет от сердца к сердцу. От души к душе. Именно поэтому коллективы обеих академий начали реализацию проекта «Интернациональный язык музыки».
Цель проекта –укрепление межэтнических связей, эстетическое и художественное воспитание студентов и учащихся школ г. Санкт-Петербурга средствами музыкального искусства.
1. Международный фестиваль «Интернациональный язык музыки», к участию в котором приглашаются профессиональные музыканты из России и стран СНГ и всего мирового содружества.
2. Музыкальные гостиные для представителей диаспор и землячеств.
3. Международная научно-практическая конференция «Искусство и образование».
«Будущее театрального образования или
Школьная Театральная Педагогика»
Цель: эстетическое воспитание старшеклассников и студентов средствами театрального искусства.
Необходимость реализации данного проекта обусловлена рядом социокультурных и образовательных факторов. Динамика социально-экономических изменений, развитие процессов демократизации общественного сознания и практики порождают потребность в личности, способной к адекватной культурной самоидентификации, к свободному выбору собственной позиции, к активной самореализации и культуросозидательной деятельности. Именно в школе, в образовательно-воспитательном процессе, происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, - универсальное средство развития личностных способностей человека.
Проект «Будущее театрального образования» включает в себя:
Профессионально-образовательный профиль «Театральное образование или Школьная театральная педагогика», который готовит учителя, способного организовать образовательное театрально-игровое действо в школе, которое оптимизирует освоение ценностей отечественной и мировой культуры, предлагает способы интеграции дисциплин естественнонаучного и социогуманитарного циклов, реализует идею личностной направленности образовательного процесса.
Проекты Школьной театральной педагогики
«Я – Будущее России!» -
создание и апробация модели формирования гражданско-патриотической позиции
Тема проекта: Формирование гражданско-патриотической позиции обучающихся ГБОУ школы №351 в рамках Проекта развития школы на период 2016-2020гг. средствами и методами школьной театральной педагогики (театральных технологий в образовательном и социокультурном пространстве).
Творческое название: «Я - будущее России»
Предмет: Школьная театральная педагогика
Межпредметные связи: русский язык, литература, история, театр.
Цель проекта:
Создание и апробация модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся ГБОУ школы №351 Московского района Санкт-Петербурга с использованием театрально-педагогических технологий.
Задачи проекта:
- создание алгоритма взаимодействия учреждений образования для решения государственных задач по гражданско-патриотическому воспитанию;
- отработка методик и технологий гражданско-патриотического воспитания методами и средствами театральных технологий;
- утверждение в сознании и чувствах обучающихся гражданско-патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям Санкт-Петербурга.
Принцип реализации проекта «Я - будущее России» - взаимодействие личности и коллектива по законам нравственности, активной гражданской позиции и взаимоуважения для решения образовательных задач проекта.
«Международный Арт-Бизнес Центр «Volant»
- объединение ведущих тренеров‑консультантов международного уровня. Палитра тренингов многообразна и разнопланова.
Уникальность «VOLANT’a» заключается в следующем:
- каждый тренинг является оригинальной авторской разработкой, основанной на богатейшем теоретическом и практическом опыте специалистов;
- методики «VOLANT’a» сочетают в себе психологию и театральную педагогику;
- деятельность Центра ориентирована на успешных и не успокоившихся;
- тренинги проходят в атмосфере «громкой тишины», легкости, радости и полета; включают ролевые и деловые игры, театрализации, наполненные энергетикой Санкт-Петербурга;
- впервые предлагаются психолого-актерские тренинги на европейских языках: английском и французском;
- проводятся выездные тренинги в странах Европы для российских и иностранных туристов;
- гибкая система модулей позволяет реагировать на индивидуальные предложения и пожелания участников.
Палитра тренингов:
- Психолого-актерский тренинг «Сыграй гениально самого себя!»
- Эстетика души, или Музыкотерапия
- Ваше Величество Женщина или Магия привлекательности
- Бизнес-тренинги:
1. Тренинг работы с клиентом
2. Достижение успеха
3. Моделирование имиджа
4. Тренинг продаж
5. Разрешение конфликтных ситуаций
Художественно-эстетическая программа «Преображение» -
творческое содружество неравнодушных людей, которое объединило Санкт-петербургских тренеров‑консультантов, педагогов, психологов, стилистов, визажистов и имиджмейкеров международного уровня.
Каждая вариация Программы состоит из нескольких модулей, которые являются оригинальными авторскими разработками, основанными на богатейшем теоретическом и практическом опыте специалистов.
«Преображение» - это стремление поделиться культурным наследием Санкт-Петербурга с мигрантами для их скорейшей безболезненной адаптации в петербургском пространстве при сохранении ими своей национальной культуры.Авторы Программы убеждены, что Внутреннее Сияние – это не метафора, это чудо, которое может стать реалией жизни.
Таким образом, можно утверждать, что существуют все предпосылки для создания уникальной системы гуманитарно-художественного образования, охватывающей собою практически все виды искусства и направления нравственно-эстетического воспитания студентов и школьников.
Сформулированные цели и задачи гуманитарно-художественного образования могут быть достигнуты:
- при мотивированной поддержке команды профессионалов, занимающихся данной деятельностью;
- при наличии активной рекламной кампании, освещающей все мероприятия различных проектов, программ, конференций в пространстве Интернета и средствах массовой информации;
Предложения:
- Все программы, проекты, фестивали МОО «Петровская академия наук и искусств» и АНО ВО «Международная академия искусств» реализуются под эгидой Комитетов по образованию и Комитетов по культуре Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
- Получить государственную поддержку для деятельности Экспертного совета по гуманитарно-художественному образованию в пространствах Петровской академии наук и искусств и АНО ВО «Международная академия искусств».
- Организовать инновационные площадки на базе уникальных театральных и музыкальных коллективов
- Предложить Академиям Педагогических Наук стран СНГ разработать совместно с Российской Академией Образования общую программу интеллектуальной консолидации стран Содружества.
- Для проведения «Петровских Ассамблей» найти в центре Санкт-Петербурга театрально-концертную площадку.
- Для проведения «Петровских чтений» подобрать конференц-зал в центре Санкт-Петербурга.
- Для проведения выставок российских и зарубежных художников найти в центре Санкт-Петербурга выставочное пространство.
Экспертный Совет МОО «ПАНИ» и АНО ВО «МАИ»
Воронцов Алексей Васильевич - Президент МОО «ПАНИ», доктор философских наук, профессор, академик ПАНИ
Абаев Султан Шамсудинович - ректор АНО ВО «МАИ», Заслуженный художник России; член Союза художников Санкт-Петербурга, академик ПАНИ
Григорьева Ольга Александровна– доктор педагогических наук, профессор, Председатель Отделения Театра и Музыки (ОТиМ) «ПАНИ», член Президиума «ПАНИ», Первый проректор АНО ВО «МАИ», инициатор и художественный руководитель гуманитарно-художественных проектов
Плужников Константин Ильич - Президент Центра современного искусства, Народный артист России, лауреат Всесоюзного и Международных конкурсов,академик ПАНИ
АбиловШерханАбдиевич- Общественный деятель, Академик ПАНИ, член Союза кинематографистов РФ, Гранд-доктор философии в области театра и киноискусства
Героева Людмила Михайловна – академик ПАНИ, художественный руководитель УДО НП «Детский Центр эстетического развития и актерского мастерства» им. А.Ю. Хочинского, кандидат педагогических наук, доцент кафедры режиссуры и мастерства актера ФГБОУ ВО «СПБГИК»
Дворко Станислав Борисович - академик ПАНИ, Президент МОО «Национальный совет социальной информации», директор СПб просветительского театра «Новое поколение»
ЖигалкоЕлена Владимировна- Академик ПАНИ,почетный работник общего образования РФ, учитель, педагог-организатор ГБОУ школа № 411 «Гармония»
Журавлев Михаил Георгиевич - академик ПАНИ, член Союза композиторов России, художественный руководитель международного фестиваля русского искусства «Петербургская Осень», директор Музыкально-просветительского колледжа им. Б.И. Тищенко
Сидорова Наталия Юрьевна - академик ПАНИ, художественный руководитель, режиссёр, педагог по актёрскому мастерству, театра-студии «Дуэт» ДДЮТ Московского р-на СПБ, Почётный работник общего образования РФ, Член Союза театральных деятелей
Иванская Лариса Николаевна - академик ПАНИ, кандидат психологических наук, научный и художественный руководитель Экспериментального Театра Рассказа
Ильгин Константин Владимирович - академик ПАНИ, кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкально-инструментальной подготовки ИМТиХ РГПУ им. А. И. Герцена
Иконникова Нина Валентиновна - академик ПАНИ, художественный руководитель театра-студии «Отражение» ДДЮТ Приморского р-на СПБ, Почётный работник общего образования РФ
Лапина Валентина Георгиевна – доктор исторических наук, профессор, Ученый секретарь АНО ВО «МАИ», полковник МВД
Лапичева Людмила Юрьевна - академик ПАНИ, художественный руководитель театра-студии «ШкоДА», соавтор и руководитель проекта «Я - будущее России»
Людько Мария Германовна - академик ПАНИ, Зав. кафедрой камерного пения ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова», заслуженная артистка России, кандидат искусствоведения
Цыплакова Елена Октябревна- советская и российская актриса театра и кино, режиссёр, заслуженная артистка РФ, народная артистка России, профессор «МАИ», академик ПАНИ
Шаров Олег Михайлович - Академик ПАНИ, профессор и декан факультета народных инструментов и заведующий кафедрой аккордеона и баяна в Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова
Григорьева Ольга Александровна
Главный Ученый секретарь Петровской академии наук и искусств,
Председатель Отделения Театра и Музыки ПАНИ,
доктор педагогических наук, профессор,
Первый проректор
АНО ВО «Международная академия искусств»