Григорьева

Доклад на международной научно-практической конференции "Экспертная деятельность в свере гуманитарных наук"

Аннотация: в статье рассматриваются возможности актуализации современной системы художественного образования в Санкт-Петербурге; формулируются его миссия, цель и задачи; дается описание гуманитарно-художественных проектов.

Ключевые слова: Экспертный Совет;воспитание творчеством; образование и культура; язык искусства; Школьная театральная педагогика

«Не ругайте свою эпоху.

Вы пришли, чтобы сделать ее лучше…» (Ильин)

Современная теория и практика образования видит перспективу человечества в становлении нового гуманитарного мышления на основе принципов целостности человеческого, личностного существования в культуре. При этом образование – это область социокультурной жизнедеятельности, где совершается становление духовно зрелой, нравственно свободной личности, способной нести груз ответственности за судьбу земной цивилизации и культуры, защищать и отстаивать общечеловеческие ценности, творить целостный мир, одушевленный творческим присутствием человека.

Система  современного образования предполагает  развитие человека  не только профессионально компетентного, но и разносторонне образованного, гуманистически направленного. Этическая и эстетическая  сферы гуманитарного образования,  сегодня  актуальны, как никогда.  Это тот камертон, который в любой сфере деятельности человека, позволяет  осознанно выбрать собственный  путь развития.          

Будущее любой страны базируется на образовании и культуре. Время требует от нас духовного деяния. Именно это инвестиции в будущее.Именно поэтому АНО ВО «Международная академия искусств» и МОО «Петровская академия наук и искусств» заключили договор о творческомсотрудничестве.

Миссия: объединение креативно думающих и способных к действию специалистов в сфере художественного образования.

Цель:актуализация современной системы художественного образования    для  сохранения, развития  и популяризации различных видов искусств  с привлечением отечественного и зарубежного инновационного опыта. 

Предмет договора:

- Возрождение «Петровских Ассамблей»: объединение фестивалей «Петербургская осень» и «Театральный остров»; абонементов «Галерея портретов», «Аристократы» и «Гитарный Петербург», выставок российских и зарубежных художников.

- Возрождение «Петровских Университетов»: образовательная и просветительская деятельность по эксклюзивным программам, разработанным коллективом обеих академий: «Основы актерской и режиссерской культуры Учителя»; «Театральные технологии в образовательном пространстве или Школьная Театральная Педагогика»; «Безопасность творчества» и многих других.

- Реализация гуманитарно-художественных проектов: «Воспитание Творчеством»; «Интернациональный язык искусства»; «Будущее театрального образования»; «Культурно-образовательная и правовая адаптация иностранных граждан».

- Реализация Программы Международного Центра «Школьная театральная педагогика».

Цели и задачи гуманитарно-художественного образования

Цели:

  1. Становление человека культуры, способного свободно ориентироваться в современной социально-экономической ситуации, избирать сферу общественной практики и созидательно действовать в ней.
  2. СодействиеконсолидациииинтеграциидеятельноститворческоймолодежиизстрансоседейРоссиирадидостижениямежэтническогосогласияимиролюбия международамиязыком искусства.
  3. Гуманитарнаядеятельностьвинтересахдетейиподростковиззонмежнациональныхи межконфессиональныхконфликтов.
  4. ОрганизациясотрудничествасвузамистрансоседейРоссиивобластинауки и образования,социальной и культурнойсферах.
  5. ОрганизациямеждународныхконференцийисимпозиумовпоЕвразийскойтематике.
  6. Созданиесовместныхнаучно-образовательныхикультурныхцентроввстранахсоседяхдляраспространениядостиженийрусскойнауки,культурыирусского языка.

Задачи:

  1. ПодготовкасовременныхспециалистовнаосноведостиженийРоссийскойи мировойнауки,образования икультуры.
  2. Гуманитарно-художественная подготовкаиотборталантливыхдетейиззарубежныхстрандляихпрофессиональногообучениявсоответствиисврожденными способностями.
  3. Раскрытие творческого потенциала студентов средствами театрального искусства.
  4. Нравственно-эстетическое воспитание студентов,  учащихся школ и колледжей Санкт-Петербурга.
  5. Военно-патриотическое воспитание студентов,  учащихся школ и колледжей Санкт-Петербурга.

Выстраивая концепцию гуманитарно-художественного образования, Петровская академия наук и искусств (ПАНИ) и «Международная академия искусств» (МАИ) продолжают реализацию нескольких проектов, связанных с развитием художественного и гуманитарного образования.

Гуманитарно-художественные проекты

«Интернациональный язык музыки»

Там, где не удается договориться политикам, договорятся музыканты. Ибо язык музыки не требует перевода. Он понятен каждому. Идет от сердца к сердцу. От души к душе. Именно поэтому коллективы обеих академий начали реализацию проекта «Интернациональный язык музыки».

Цель проекта –укрепление межэтнических связей, эстетическое и художественное воспитание студентов и учащихся школ г. Санкт-Петербурга средствами музыкального искусства.

1. Международный фестиваль «Интернациональный язык музыки», к участию в котором   приглашаются профессиональные музыканты из России и стран СНГ и всего мирового содружества.

2. Музыкальные гостиные для представителей диаспор и землячеств.

3. Международная научно-практическая конференция «Искусство и образование».

«Будущее театрального образования или

Школьная Театральная Педагогика»

Цель: эстетическое воспитание старшеклассников и студентов средствами театрального искусства.

Необходимость реализации данного проекта обусловлена рядом социокультурных и образовательных факторов. Динамика социально-экономических изменений, развитие процессов демократизации общественного сознания и практики порождают потребность в личности, способной к адекватной культурной самоидентификации, к свободному выбору собственной позиции, к активной самореализации и культуросозидательной деятельности. Именно в школе, в образовательно-воспитательном процессе, происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, - универсальное средство развития личностных способностей человека.

Проект «Будущее театрального образования» включает в себя:

Профессионально-образовательный профиль «Театральное образование или Школьная театральная педагогика», который готовит учителя, способного организовать образовательное театрально-игровое действо в школе, которое оптимизирует освоение ценностей отечественной и мировой культуры, предлагает способы интеграции дисциплин естественнонаучного и социогуманитарного циклов, реализует идею личностной направленности образовательного процесса.

Проекты Школьной театральной педагогики

«Я – Будущее России!» -

создание и апробация модели формирования гражданско-патриотической позиции

Тема проекта: Формирование гражданско-патриотической позиции обучающихся ГБОУ школы №351 в рамках Проекта развития школы на период 2016-2020гг. средствами и методами школьной театральной педагогики (театральных технологий в образовательном и социокультурном пространстве).

Творческое название: «Я - будущее России»

Предмет: Школьная театральная педагогика

Межпредметные  связи: русский язык,  литература,  история, театр.

Цель проекта:

Создание и апробация модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся ГБОУ школы №351 Московского района Санкт-Петербурга с использованием театрально-педагогических технологий.

Задачи проекта:

  • создание алгоритма взаимодействия учреждений образования для решения государственных задач по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • отработка методик и технологий  гражданско-патриотического воспитания методами и средствами театральных технологий;
  • утверждение в сознании и чувствах обучающихся гражданско-патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям Санкт-Петербурга.

Принцип реализации проекта «Я - будущее России»   - взаимодействие личности и коллектива по законам нравственности, активной гражданской позиции и взаимоуважения для решения образовательных задач проекта.

«Международный Арт-Бизнес Центр «Volant»

 - объединение ведущих тренеров‑консультантов международного уровня. Палитра тренингов многообразна и разнопланова.

Уникальность «VOLANTa» заключается в следующем:
- каждый тренинг является оригинальной авторской разработкой, основанной на богатейшем теоретическом и практическом опыте специалистов;
- методики «
VOLANTa» сочетают в себе психологию и театральную педагогику;
- деятельность Центра ориентирована на успешных и не успокоившихся;
- тренинги проходят в атмосфере «громкой тишины», легкости, радости и полета; включают ролевые и деловые игры, театрализации, наполненные энергетикой Санкт-Петербурга;

- впервые предлагаются психолого-актерские тренинги на европейских языках: английском и французском;

- проводятся выездные тренинги в странах Европы для российских и иностранных туристов;

- гибкая система модулей позволяет реагировать на индивидуальные предложения и пожелания участников.

Палитра тренингов:

- Психолого-актерский тренинг «Сыграй гениально самого себя!»

- Эстетика души, или Музыкотерапия

- Ваше Величество Женщина или Магия привлекательности

- Бизнес-тренинги:

1. Тренинг работы с клиентом

2. Достижение успеха

3. Моделирование имиджа

4. Тренинг продаж

5. Разрешение конфликтных ситуаций

Художественно-эстетическая программа «Преображение» -

творческое содружество неравнодушных людей, которое объединило Санкт-петербургских тренеров‑консультантов, педагогов, психологов, стилистов, визажистов и имиджмейкеров международного уровня.

Каждая вариация Программы состоит из нескольких модулей, которые являются оригинальными  авторскими разработками, основанными на богатейшем теоретическом и практическом опыте специалистов.

«Преображение» - это стремление поделиться культурным наследием Санкт-Петербурга с мигрантами для их скорейшей безболезненной адаптации в петербургском пространстве при сохранении ими своей национальной культуры.Авторы Программы убеждены, что Внутреннее Сияние – это не метафора, это чудо, которое может стать реалией жизни.

Таким образом, можно утверждать, что существуют все предпосылки для создания уникальной системы гуманитарно-художественного образования, охватывающей собою практически все виды искусства и направления нравственно-эстетического воспитания студентов и школьников.

Сформулированные цели и задачи гуманитарно-художественного образования могут быть достигнуты:

- при мотивированной поддержке команды профессионалов, занимающихся данной деятельностью;

 - при наличии активной рекламной кампании, освещающей все мероприятия различных проектов, программ, конференций в пространстве Интернета и средствах массовой информации;

Предложения:

- Все программы, проекты, фестивали   МОО «Петровская академия наук и искусств» и АНО ВО «Международная академия искусств» реализуются под эгидой Комитетов по образованию и Комитетов по культуре Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

- Получить государственную поддержку для деятельности Экспертного совета по гуманитарно-художественному образованию в пространствах Петровской академии наук и искусств и АНО ВО «Международная академия искусств».

- Организовать инновационные площадки на базе уникальных театральных и музыкальных коллективов

- Предложить Академиям  Педагогических Наук стран СНГ разработать совместно с Российской Академией Образования общую программу интеллектуальной консолидации стран Содружества.

- Для проведения «Петровских Ассамблей» найти в центре Санкт-Петербурга театрально-концертную площадку.

- Для проведения «Петровских чтений» подобрать конференц-зал в центре Санкт-Петербурга.

- Для проведения выставок российских и зарубежных художников найти в центре Санкт-Петербурга выставочное пространство.

Экспертный Совет МОО «ПАНИ» и АНО ВО «МАИ» 

Воронцов Алексей Васильевич - Президент МОО «ПАНИ», доктор философских наук, профессор, академик ПАНИ

Абаев Султан Шамсудинович - ректор АНО ВО «МАИ», Заслуженный художник России; член Союза художников Санкт-Петербурга, академик ПАНИ

Григорьева Ольга Александровна– доктор педагогических наук, профессор, Председатель Отделения Театра и Музыки (ОТиМ) «ПАНИ», член Президиума «ПАНИ», Первый проректор АНО ВО «МАИ», инициатор и художественный руководитель гуманитарно-художественных проектов

Плужников Константин Ильич - Президент Центра современного искусства, Народный артист России, лауреат Всесоюзного и Международных конкурсов,академик ПАНИ

АбиловШерханАбдиевич- Общественный деятель, Академик ПАНИ, член Союза кинематографистов РФ, Гранд-доктор философии в области театра и киноискусства

Героева Людмила Михайловна – академик ПАНИ, художественный руководитель УДО НП «Детский Центр эстетического развития и                                                                                    актерского мастерства» им. А.Ю. Хочинского,  кандидат педагогических наук,                                                                                                                                                                доцент кафедры режиссуры и мастерства актера ФГБОУ ВО «СПБГИК»                                                                       

Дворко Станислав Борисович - академик ПАНИ, Президент МОО «Национальный совет социальной информации», директор СПб просветительского театра «Новое поколение»

ЖигалкоЕлена Владимировна- Академик ПАНИ,почетный работник общего образования РФ, учитель, педагог-организатор ГБОУ школа № 411 «Гармония»

Журавлев Михаил Георгиевич - академик ПАНИ, член Союза композиторов России, художественный руководитель международного фестиваля русского искусства «Петербургская Осень», директор Музыкально-просветительского колледжа им. Б.И. Тищенко

Сидорова Наталия Юрьевна - академик ПАНИ, художественный руководитель, режиссёр, педагог по актёрскому мастерству, театра-студии «Дуэт» ДДЮТ Московского р-на СПБ, Почётный работник общего образования РФ, Член Союза театральных деятелей

Иванская Лариса Николаевна - академик ПАНИ, кандидат психологических наук, научный и художественный руководитель Экспериментального Театра Рассказа

Ильгин Константин Владимирович - академик ПАНИ, кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкально-инструментальной подготовки ИМТиХ РГПУ им. А. И. Герцена

Иконникова Нина Валентиновна - академик ПАНИ, художественный руководитель театра-студии «Отражение» ДДЮТ Приморского р-на СПБ, Почётный работник общего образования РФ

Лапина Валентина Георгиевна – доктор исторических наук, профессор, Ученый секретарь АНО ВО «МАИ», полковник МВД

Лапичева Людмила Юрьевна - академик ПАНИ, художественный руководитель театра-студии «ШкоДА», соавтор и руководитель проекта «Я - будущее России»

Людько Мария Германовна - академик ПАНИ, Зав. кафедрой камерного пения ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова», заслуженная артистка России, кандидат искусствоведения

Цыплакова Елена Октябревна- советская и российская актриса театра и кино, режиссёр, заслуженная артистка РФ, народная артистка России, профессор «МАИ», академик ПАНИ

Шаров Олег Михайлович - Академик ПАНИ, профессор и декан факультета народных инструментов и заведующий кафедрой аккордеона и баяна в Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова

Григорьева Ольга Александровна

Главный Ученый секретарь Петровской академии наук и искусств,

Председатель Отделения Театра и Музыки ПАНИ,

доктор педагогических наук, профессор,

Первый проректор

АНО ВО «Международная академия искусств»