Уже не первая книга выходит из-под плодоносного пера Антона Васильева-Макаренко, и, понятно, не первый раз проходит презентация «свежеиспечённого» продукта, однако никак нельзя привыкнуть к тому, что твой близкий друг восседает на подиуме и рассказывает, волнуясь, как ребёнок, о том, что он сотворил. Нельзя к этому привыкнуть, потому что он настоящий большой творец, а творцу, по большому счёту, не нужны самовыпячивание и самореклама. Он самодостаточен на сто процентов, но не заносчив, а влюблённый в человечество, поэтому, начиная представление новой книги «Милая Мария, дорогой Иван», он апеллирует к публике:
- На презентации своей последней книги Венедикт Ерофеев сел за стол и прочёл всю книгу от корки до корки. Я прочитаю вам рассказ «Башмак и другие».
Читает. Речь простая, чем-то издали напоминающая шукшинский словесный шаг, в ней нет иностранщины, а своё, исконно-русское точное, крепкое, меткое словцо. Течение речи плавное – то скороговоркой, то характерным медленным выговором жителей села Аносина, что в семи километрах от Дедовска. Там стоит Борисоглебский Аносин женский монастырь. Там похоронена матушка Антона Сергеевича Олимпиада Витальевна Макаренко, которая была воспитана в семье её родного дяди, писателя и педагога Антона Семёновича Макаренко...
…Камерный зал в старинном особняке в Черниговском переулке, что в Замоскворечье, где располагается Международный фонд славянской письменности и культуры, кажется, ждал этого момента, когда здесь прозвучит рассказ в авторском исполнении. Нет, рассказ о современности, но ткань его пропитана патриархальным духом, который витает в воздухе произведения – там создан точный деревенский рисунок жизни, правда, он непригляден по той причине, что рисунок-то стёрт, «благодаря» разрушительной политике верхов. Главный герой, как и все в деревне, - за бортом жизни, он никому не нужен. Он и сам себе не нужен.
Наша справка:
Антон Сергеевич Васильев-Макаренко родился 15 июня 1953 года в Москве. Окончил ВГИК, мастерскую Михаила Ильича Ромма. После службы в армии работал на киностудиях Москвы и телевидении. В 1984-86 годах — рабочий, затем реставратор на восстановлении Данилова монастыря и других храмов Москвы и Подмосковья. Режиссёр-постановщик и автор сценариев многих документальных и художественных фильмов и телепередач. Постановщик ряда спектаклей в театрах страны и во МХАТе. Член Союза писателей России. Статьи, рассказы и стихи Антона Васильева печатались в газетах и журналах: “Москва”, “Наш Современник”, “Литературная Россия”, “Сибирская горница”, “Русь Державная”, “День поэзии”, “Русский вестник”, “Народное образование”, “Российский писатель”, “Сельская жизнь”.
Антон Васильев – действительный член Петровской академии наук и искусств, доцент ВГИКа.
Каждый читатель, взявший в руки эту книгу с прозаическими жанрами, непременно почувствует, что её написал поэт. В ней столько лирического романтизма, сколько в иных стихах не сыщешь. Дело не в красоте изображённого, а в изысканности языка. Эта изысканность не в вычурности и не в надуманности. Произведения, вошедшие в первую прозаическую книгу Антона Васильева, - это чистая русская речь.
Антон Васильев – по большому счёту, историк. Историк русской жизни, прежде всего, деревенской. О нём хорошо сказал Вадим Кожинов: «Антон Васильев, по сути дела, упорно и страстно стремится утвердить… непрерывную живую связь русских людей, городов и сёл России, её прошлого и настоящего. Сочинения Антона Васильева — своеобразное явление, пребывающее как бы на грани стихотворного искусства и дневниковых записей или посланий друзьям; закономерно, что многие его произведения запечатлели вполне реальное и конкретное «время и место».
Это прозвучало в 2003 году после выхода в свет второй книги стихов “Звезда разлуки”, но размышления и умозаключения литературоведа правомерно можно отнести к стилистике и содержанию рассказов и повести в «Милой Марии, дорогом Иване».
Повесть под таким названием прозвучала на вечере в исполнении артиста из города Жуковский Александра Устинова и Галы Сухановой, студентки 5-го курса режиссёрского факультета ВГИКа, где в качестве преподавателя режиссуры работает Антон Сергеевич Васильев. Они попеременно читали письма Марии и Ивана. Чтецам удалось передать разбросанность, неухоженность чувств на фоне столь же разбросанной и неухоженной жизни в неуютной стране. Как-то съёжиться захотелось от всего, что пишут друг другу герой и героиня. Расстояние, которое разделяет их, оказывается непреодолимой пропастью.
В повести, благодаря тому, что она имеет эпистолярную основу, много размышлений, которые созвучны мироощущению людей потерянных поколений, проживших жизнь без Бога, но в душе верящих в Него. Мария пишет Ивану: «Когда эта чёртова ваша Останкинская башня… возгорелась, у нас даже воздух очистился. Цельную неделю люди ходили, улыбаясь, по улицам, друг к другу в гости и на могилы… У тюремных ворот стояла очередь с передачками. Дети начали читать книжки». Воцерквлённая самой жизнью душа Марии близка к вере. Она ведёт бедную женщину по жизни. Она откровенно признаётся Ивану: «…Я очень молюсь за тебя, как надо, по-настоящему, и верю, что Господь всё устроит…»
И в этом, собственно, соль повести, как и рассказов в этой книге – в вере как в само собой разумеющейся основе мироустройства. Вроде бы никто в Бога не верит, как это было в советские времена, но в Пасху красят яйца, и у каждого в доме есть иконы. Иван пишет: «…Тут ведь даже церкви нет и священника. Я «Отче наш» зачитал перед поминальным столом… А люди-то хорошие, советские, любят Советскую власть, да как вот им объяснишь, что её просто не было, народной-то власти, а один обман… Разве что надежда, что из камней Господь может восстановить потомство Аврааму?»
Наполненность православно-духовным контекстом близка сестре автора книги Народной артистке России Екатерине Сергеевны Васильевой. Она сказала на презентации:
- Эта книга – победа моего брата, достойная настоящего мужчины. Моему сердцу милы отступления о природе. Содержание пронизано общением со Всевышним. Как-то Станислав Говорухин, узнав о том, что я воцерквилась, сказал: «Сколько народу утащила церковь!» Но сколько русского люда стоит перед храмом в раздумьях… Книга «Милая Мария, дорогой Иван» похожа на буханку свежеиспечённого хлеба с воспетым поэтами запахом. Книга и внешне, и содержательно приготовлена из отменного зерна, а оно ведь собрано в трудах и молитве. Я не знаю писателя, который бы так же, как Антон, плакал о России. Книга пронизана этим плачем. Она написана высококлассным языком.
Логичным оказалось развитие событий на презентации, когда священник Михаил Ходанов (не в облачении) взял в руки гитару и запел. Он исполнил несколько песен Высоцкого, наверняка осознанно подражая исполнительской манере Владимира Семёновича, предварив своё пение словами о том, что творчество и стиль жизни Антона Васильева – в одной плоскости со всем, что делал Владимир Высоцкий:
- Его хата – не с краю: Антон Васильев идёт против течения. А ещё он гордый и красивый человек. Он наш. Как писал Владимир Семёнович, «становясь капитаном, храните матроса в себе». Именно это и делает Антон Сергеевич.
Презентация завершилась демонстрацией документального фильма, режиссёром которого стал Антон Васильев. Он – о поэте Сергее Александровиче Васильеве, отце Антона и Екатерины. В фильме автор собрал всех, кто так или иначе имел отношение к знаменитому советскому поэту. Видеоряд составлен из старых хроник и старинных фотографий, в него органично вплелись воспоминания близких людей и друзей поэта.
Сергей Васильев был по-настоящему большим русским поэтом, преданным своей Родине: «Люблю тебя, моя Россия, / за ясный свет твоих очей, / за ум, за подвиги святые, / за голос звонкий, как ручей», - писал он в 1946 году, вернувшись с войны. Это стихотворение входило в школьный учебник «Родная речь» в 50-70 годы.
«Кто мы?» - как бы исподволь звучит вопрос во всём творчестве Антона Васильева, ведь без осознания того, кто мы, нация потеряет свою самобытность. И этим стремлением осознать свою роль как русского человека в истории русской культуры пропитана каждая строчка стихов и прозы Антона Васильева. Это он перенял на генетическом уровне у отца.
Сергей Васильев знал ответ на вопрос «кто мы?» и поэтому был поэтом открытым, искренним, убеждённым патриотом: «Твои штыки на солнце блещут, / твои огни в ночи горят, / перед тобой враги трепещут, / тебя друзья боготворят. / Твоя ликующая сила / под сенью стягов огневых / объединила и сплотила / семью республик молодых», - писал он в стихотворении «Россия» (1946 год).
В фильме о Сергее Васильеве есть интересная нарезка из хроникальных фрагментов прошлого века, на которых запечатлены просторы Советского Союза и лица простых людей, показ идёт под песню «Дорожная», которую давным-давно записал Сергей Яковлевич Лемешев: «Любимая, знакомая, / зелёная, бескрайняя, земля родная – родина! / Привольное житьё! / Эх, сколько мною езжено, / эх, сколько мною видено, / эх, сколько мною пройдено, - / и всё вокруг моё!».
Участники вечера подпевали Сергею Лемешеву. Но эти слова стали опустошёнными и лишёнными прежнего смысла: ну кто же теперь произнесёт: «И всё вокруг моё»? А было ли так на самом деле?
Влад Красноярский,
действительный член Петровской академии наук и искусств, поэт, член Союза писателей России