ДОЛГ И ЧЕСТЬ
На размышления о смысле и связи понятий «долг и честь» - этих фундаментальных понятиях этики, меня натолкнул стенд, установленный на входе в военно-морское училище. К сожалению, и абитуриенты, да и курсанты, проходя мимо, только мельком взглянут на красочное изображение корабля и моря, не стараясь вникнуть в глубо-кий смысл, начертанных крупными буквами на их фоне слов. А ведь это чрезвычайно важно для каждого гражда-нина и особенно посвятившего себя служению Отечеству.
Долг, по определению, - внутренняя, не навязанная силой принуждения или выгодой потребность человека поступать в соответствии с моральными ценностями, принятыми в обществе. Понятие долг соответствует понятию обязанность.
С древнейших времён люди ощущали долг перед Богом, долг перед Отечеством, долг перед семьёй, долг перед данным кому-то словом («Рцы слово твёрдо!» - говорили наши предки). Несмотря на то, что моральные нор-мы со временем претерпевали изменения, понятие долга вплоть до недавнего буржуазного времени сохранялось неизменным. Человек во все времена, вплоть до либерального, ощущал себя частью общества, а потому и обязан-ным этому обществу. Все мировые религии включают Заповедь, подобную христианской: «Чти отца твоего и ма-терь твою, да благо ти будет и долголетен будеши на Земли». Иными словами, не забывай, человек, о долге перед старшими тебя людьми, ибо они успели сделать для общества больше полезного, нежели ты и уже потому заслу-живают ощущения долга перед ними и уважения! Этот принцип отменяется либерализмом, провозгласившим, что человек живёт для себя, для получения максимального удовольствия от жизни и ничего никому не должен. Оче-видно, если этот принцип будет принят всеми членами общества, то оно перестанет существовать, как некое един-ство индивидов! По сути, либерализм отвергает понятие долга. Об этом уже свидетельствует практика. Сегодня не редко можно услышать заявление молодого человека: «Я никому ничего не должен!» Именно с этим связано жела-ние избежать службы в армии и ответственности за судьбу новорожденных младенцев и престарелых родителей! Примеров тому в последнее перестроечное время мы можем назвать сотни и тысячи. А ведь это - результат торже-ства либеральной идеи в нашей стране! Может быть, мы приблизились к апокалипсису?
Теперь о чести.
Честь – признание, которое окружающие добровольно выражают человеку как обладателю неких положи-тельных для общества качеств личности или личности, уже осуществившей какие-то деяния во благо общества. Естественно, чем больше человек сделал полезного для общества, лучше выполняет свой долг перед обществом - тем должна быть выше оказываемая ему честь! То есть, долг и честь неразрывно связаны между собой! Честь - это как бы плата за заслуги при исполнении долга. Плата может быть материальной и не материальной (духовной). Самим человеком эта плата оценивается исходя из его личной системы ценностей. Для человека с приоритетом ценностей материальных, соответственно, и плата выше материальная, скажем в виде денежном. И, наоборот, для человека духовного, выше не материальное, то есть духовное поощрение. Например, уважение, похвала достойных с его точки зрения людей, памятные знаки - ордена и медали.
В отличие от чести, являющейся внешней оценкой личности обществом, самооценку человека называют достоинством или чувством собственного достоинства. (Следует отметить, что многие авторы слова «честь» и «до-стоинство» считают синонимами.) Самооценка, превышающая оказываемую или ожидаемую честь, называется тщеславием. Очень важным элементом подготовки человека к жизни в обществе является воспитание у него вы-сокого чувства собственного достоинства. Такой человек не может быть лакеем и предателем, ибо его нельзя ку-пить!
Очень по - современному звучат стихи Омара Хайяма, написанные около тысячи лет назад:
Коль на день у тебя одна лепёшка есть
И в силах ты кувшин воды себе принесть,
Что за нужда тебе презренным подчиняться
И низким угождать, свою теряя честь?
К сожалению, воспитанию этого качества у советских людей уделялось слишком мало внимания. Оттого-то многие даже высокого ранга партийные и советские работники с приходом к власти либералов превратились в их услужливых лакеев! Существенно повлияло на это, конечно, и изменение в нашей стране системы ценностей после контрреволюции 90-х годов, вначале государственной, а затем у многих наших сограждан и личной. В России, как и во всём буржуазном мире, высшей ценностью стали деньги, изменился социальный статус граждан и многие наши сограждане поклонились «золотому тельцу»! В связи с этим изменилось очень многое в нашей жизни, в том числе и отношение к воинской службе и воинским почестям.
Издревле отдание воинской чести было сочетанием воинского приветствия и воинской почести младшим воином старшему (по должности или званию) как более заслуженному перед Отечеством. Это обстоятельство было обусловлено также пятой Заповедью («Чти отца твоего…»). Интересно отметить, что отдание чести в армии было сразу отменено Временным правительством в 1917 году. Как и сегодня это было связано с изменением системы ценностей и, соответственно, социального статуса граждан. Если во все времена и у всех народов Земли до прихода к власти буржуазии первым человеком в обществе был его защитник – воин, то теперь таковым стал не лучший человек (аристократ по терминологии Аристотеля), а человек не знатный, не заслуженный перед Отечеством, но зато богатый, то есть буржуа. Потому-то и в сегодняшней российской армии нет понятие «отдание чести». Оста-лось только воинское приветствие. В современном Уставе внутренней службы Российской армии сказано: «Воин-ское приветствие ранее называлось отданием чести». Теперь говорят: первым приветствует более воспитанный во-еннослужащий! Иначе говоря, нынешний воинский устав отменяет и пятую Христианскую заповедь и заслуги пе-ред Отечеством. Отдание воинской чести теперь считается анахронизмом.
Зададимся вопросом: Укрепляет ли боевую мощь армии отмена понятия воинской чести?. И второе: Спо-собствует ли повышению морального состояния общества фактическое игнорирование Заповеди «Чти отца твое-го…» Ответы нам кажутся очевидными.
Смирнов Игорь Павлович, литератор См. igorpavlovitch.narod2.ru
Июнь 2013 г.
- Информация о материале
- Родительская категория: Авторские публикации
- Просмотров: 1939