Старшее поколение россиян ещё не забыло, что реформирование Советского государства затевалось Гор-бачёвым, Яковлевым и иже с ними, продолжалось Ельциным, Гайдаром, Чубайсом и их последователями под ло-зунгом борьбы за повышение качества жизни советского человека. Утверждалось, что советская, управляемая госу-дарством экономика, неправильная, ибо в принципе не может удовлетворить потребности современного человека. Правильной экономика станет только при наличии частной собственности на средства производства и конкуренции между производителями материальных благ. О том к чему мы пришли через 25 лет поговорим ниже. Постараемся прежде разобраться с понятиями «уровень жизни» и «качество жизни». Уровень жизни, как единодушно утверждают разные словари – это уровень материального благополучия, характеризующийся объёмом реальных доходов на душу населения и соответствующим объёмом потребления че-ловека. Понятно, что это категория экономическая. Очевидно, она может оцениваться строго количественно. Уро-вень жизни чаще всего определяется потребностями, удовлетворение которых доступно низшим слоям населения рассматриваемого общества. Сразу заметим, что потребности и способы их удовлетворения в разных сообществах или слоях населения могут быть различны. Скажем, не подлежит сомнению, что у москвича, якута, бурята и камча-дала они резко отличаются. Вообще потребности человека, в отличие от потребностей животного, определяются его желаниями. В то время как у животного наоборот – потребности вызывают соответствующие желания. Недаром человек современный пока называется homo sapiens! На желания человека сильно влияет общественное мнение, формируемое современными СМИ, в частности, мода и реклама. Желание же вызывает потребность. Согласитесь, что на удовлетворение потребностей москвича и камчадала требуются несопоставимые затраты! Так при рассмот-рении уровня жизни россиянина следует ориентироваться на москвича или на провинциала? Обычно этот показа-тель усредняется. Эффект тот же как при усреднении температуры пациентов по всей больнице. В отличие от уровня жизни качество жизни количественно в настоящее время оценить вообще нельзя, ибо оно определяется не только удовлетворением материальных, но и духовных потребностей человека. Духовные же показатели мы пока строго количественно оценивать не умеем. Иначе говоря, качество жизни человека категория философская, субъективная. Следует сказать, что и уровень жизни, и качество жизни, несомненно, связаны с пониманием человеческого счастья, системой ценностей, целью и смыслом жизни. Опрос населения современной России показал, что более чем жители других регионов, удовлетворёнными сегодняшней жизнью оказались камчадалы, несмотря на царящую там безработицу, безденежье, отсутствие увесе-лительных и развлекательных заведений – театров, музеев, казино, ресторанов и т.п. Просто у этих людей более скромные, по сравнению, скажем, с москвичами желания, порождающие соответствующие потребности! Ведь же-лания человека зависят во многом и от таких качеств личности как зависть, алчность, поклонение золотому тельцу, склонность к подражанию и.т.д. Камчадалы пока ещё так не развращены, как москвичи, средствами массовой ин-формации, живут примерно одинаково трудно, всей предшествующей историей научились ограничивать себя, по-тому и вполне удовлетворены даже сегодняшней жизнью. Видимо, это относится и к уровню их жизни, и к её каче-ству. Ещё древние призывали: «Ограничь себя и ты будешь счастлив!». Сегодня, при бешеном росте населения Земли (оно за последние 50 лет удвоилось!) и таком же ускоренном сокращении природных ресурсов этот лозунг особенно актуален. Вопрос стоит ребром: или мы - земляне научимся ограничивать себя, или погибнем! Кстати, это хорошо понимают истинные властители Земли - мировая финансовая олигархия, потому-то и принимают самые решительные и циничные меры по сокращению населения, которое уже приближается к восьми миллиардам. Они и не скрывают своей цели – оставить на Земле не более двух миллиардов: миллиард цивилизованных господ и мил-лиард их обслуживающих рабов. Квота русских всего пятнадцать - двадцать миллионов. Эту величину огласила ещё несколько лет назад мадам Тэтчер! Увы, при торжестве на нашей планете идеи либерализма, предусматриваю-щей создание потребительского общества, очень мало вероятно, что удастся предотвратить апокалипсис другими, гуманными методами. Очевидно, качество жизни человека во многом определяется нравственностью общества, в котором он жи-вёт: коллективизмом и взаимопониманием, дружбой и взаимопомощью людей, готовностью к сопереживанию, честностью и открытостью, уровнем общей культуры, пониманием сущности категорий: справедливость, свобода, стыд, совесть, отечество, родина, долг, патриотизм и т.д. Признанием приоритета общественного долга перед лич-ностным, эгоистическим и оценки статуса индивида в зависимости от его заслуг перед обществом. Иначе говоря, качество жизни человека зависит как от уровня социально-экономического развития, так и от нравственного состо-яния общества. К сожалению, категориями качества и уровня жизни человека и их оценкой в основном интересуются эко-номисты. А жаль – этим должны заниматься и философы, и социологи, и психологи. Ведь хорошо известно, что люди, живущие в одних и тех же условиях, по-разному оценивают этот важнейший показатель. Сегодня всё боль-шее количество людей начинают понимать, что качество их жизни определяется не только и не столько величиной их дохода. Оно может расти и от их вне экономической деятельности, например, от деятельности, оплачиваемой не деньгами, а заслуженной честью – высокой общественной оценкой их личности. В этом смысле мы возвращаемся к советской идее, отвергнутой прагматиками-либералами в начале 90-х годов, возвеличивших деньги и возможности с ними связанные до высшей ценности. Однако Л.Н. Толстой имел своё мнение. Он считал: «Счастлив не тот, кто может всегда делать, что хочет, а тот, кто всегда хочет делать то, что делает!» То есть, под счастьем (удовлетво-рённостью) он понимал не материальное удовлетворение, а духовное, нравственное, моральное! При определённом материальном достатке, этим принципом руководствовалась значительная часть советского, более высокоорганизо-ванного общества. Многие советские люди совершали трудовые подвиги не ради получения денежной премии, а ради получения заслуженной благодарности общества – высокой чести! В частности, именно этим руководствова-лись советские офицеры, не получавшие никаких денежных вознаграждений за достигнутые высокие результаты своего труда. Кто может доказать, что качество жизни миллиардера Абрамовича выше, чем у монаха-отшельника – слу-жителя Богу!? Представляется, что монах-отшельник, питающийся людскими подаяниями, не имеющий ни океан-ских яхт, ни персональных самолётов, ни футбольных клубов, ни собственных островов в океане, более счастлив, чем вечно дрожащий от страха потерять свои миллиарды, бездушный Абрамович! А вспомним князя Касатского - героя повести Л.Н. Толстого «Отец Сергий», отказавшегося от роскошной княжеской светской жизни ради служе-ния Богу и людям! Святыми на Руси всегда признавались люди, отказавшиеся от материальных благ в пользу ду-ховных. Может быть, нам пора вспомнить о наших традиционных русских ценностях, перестать подражать без-душному меркантильному Западу и начинать жить по нравственным заветам предков!? Нынешнее российское государство ставит задачей создание многочисленного, как в так называемых циви-лизованных странах, среднего класса, иначе говоря, повышение среднего уровня жизни россиянина, но вовсе не его качества жизни. Напротив, качество жизни непрерывно снижается запрограммированным властями упадком в здра-воохранении, науке, образование, общей культуре. Думается даже повышение уровня жизни населения - недости-жимая, «голубая» мечта либералов. Находясь у власти более двадцати лет, они не могут даже в экономике достиг-нуть советского уровня. Пик роста экономики, видимо, уже прошёл, и власти открыто заговорили о тенденции уменьшения ВВП, а в последующие годы обещают «тощую экономику». Кроме того, на наших глазах начинает бледнеть их образец для подражания - Запад. Всё чаще можно слышать негативные оценки качества жизни от оче-видцев: американцев, немцев, французов, шведов и т.д. Они единодушно утверждают, что в «цивилизованном» ми-ре сегодня хорошо живётся тому, кого интересует только материальная сторона жизни. Для человека же неравно-душного к среде обитания, духовного, для которого приоритетными являются ценности духовные, такие как спра-ведливость, совесть, стыд, любовь к ближнему и т.п. жизнь становится невыносимой. Многие из таких людей едут в Россию, которая, по их мнению, пока ещё сохранила духовность. Именно от России они ожидают избавления от расползающегося по Земле либерализма. Надо сказать, что либеральная, бездушная, прагматическая мораль с при-ходом нового Папы Римского, представителя ордена иезуитов, окончательно победила традиционную христиан-скую, отказалась от признания не только содомитского греха, но и понятия греха вообще – фундаментальной хри-стианской догмы! Сегодня строители глобального общества на Земле, прилагают огромные усилия для ликвидации традиционных религий и создание новой - единой для всех землян. Отсюда и активизация борьбы с Исламом на Ближнем Востоке, и с нашим российским Православием, и участившиеся нападки на служителей разных церквей. Цель абсолютно ясна – утверждение на Земле либеральной безнравственности и окончательная ликвидация мо-рального рычага управления человеческим обществом, основанного на понятии «Совесть». Либералам нужен управляемый ими хаос. Об этом предупреждал ещё двести лет назад Н.М. Карамзин. Повышение качества жизни россиянина, по мнению наших властей, заключается в совершенствовании здравоохранения, жилья, возрождении агропромышленного комплекса и т.д. Но ведь это затрагивает только мате-риальную сферу жизни человека. Можно сказать, пользуясь современной терминологией, – это вложение денег в человеческий капитал, которое осуществляется в интересах буржуазии для обеспечения получения ею в дальней-шем ещё большей прибыли. То есть, властями вовсе не преследуется цель повышения качества жизни человека, которое подразумевает повышение удовлетворения его духовных запросов, делающее, в конце концов, из человека-производителя материальных ценностей Человека богоподобного. Однако либералам такой человек и не нужен, ибо требует дополнительных расходов, а вот доходов может и не принести! А это уже противоречит основной идее капитализма. Более того, от богоподобного Человека можно ожидать больших неприятностей - он может стать угрозой власти буржуазии. Не поэтому ли у нас уже более двадцати лет постоянно ухудшаются образование и об-щая культура, насаждаются безграмотность и под видом современной культуры – бескультурье!? Таким образом, качество жизни человека является комплексным интегральным показателем развития об-щества, включающим разнородные частные показатели. Но для практического применения он должен быть прежде осмыслен и чётко определён философами, политиками, экономистами, психологами, социологами. Естественно, в нынешних условиях победы в нашей стране обывателя, конформиста многих россиян сего-дня больше заботит не качество, а уровень их жизни! Очевидно одно – задача повышения качества жизни советских людей, якобы поставленная перед собой либерал-демократами при начале реформирования страны, не выполнена! За период реформ и уровень жизни, и её качество снизились для абсолютного большинства россиян. Индекс развития человеческого потенциала упал с 0,848 в 1992-м году до 0,7 уже в 1996-м и продолжает падать. Россия опустилась из передовых в группу развиваю-щихся стран, из которой не может выбраться и сегодня. Резко ухудшились частные показатели качества жизни – рождаемость, смертность, продолжительность жизни, заболеваемость; увеличилась преступность, ухудшились мно-гие показатели социального обеспечения граждан и состояние окружающей среды (атмосферы, воды, почвы). Су-точная калорийность пищи среднего россиянина ныне составляет в среднем примерно 2300 ккал, то есть приблизи-лась к уровню Боливии и Индии. Для сравнения в США и Англии она составляет около 3000 ккал. Близки к ним недовольные жизнью, бастующие и митингующие поляки и венгры. Катастрофически снизилось качество здраво-охранения и образования граждан России. Резко возросли межрегиональные и межотраслевые различия в заработ-ной плате. Причём самая низкая зарплата стала в отраслях, определяющих человеческий потенциал – образовании, науке, культуре. Это и естественно – капиталистическая система хозяйствования основана на быстром получении прибыли. Вложение в социальную сферу, если и даст прибыль, то только в отдалённом будущем не как банковская и нефтегазовая! В России построено типичное буржуазное олигархическое государство. Сегодня 35% собственности стра-ны принадлежит ста десяти семьям! Причём до 90% крупной собственности контролируются иностранцами и рас-продажа продолжается. А ведь привлечение иностранных инвестиций в экономику России, за которую так ратуют власти, означает ничто иное, как распродажу Отечества, завещанного нам предками! Давно известно: «Кто платит, тот и заказываем музыку!», иными словами, - управляет страной. Известно, что мы сегодня живём в мире беспрецедентной лжи (манипуляции нашим сознанием). По ин-формации буржуазных СМИ Россия уверенно движется к процветанию – к тем молочным рекам с кисельными бе-регами, которые обещал в начале 90-х годов незабвенный Чубайс. Посмотрите, сколько, мол, стало автомобилей на наших улицах и во дворах домов! А сколько стало сортов колбасы в отличие от советских времён! При этом не упоминается о том, что половина этих авто куплено наивными обывателями в закабаляющий их кредит, пробки на дорогах заставляют тратить вдвое больше времени для того, чтобы добраться до места работы, катастрофически ухудшается экология городов, на дорогах ежегодно гибнет более тридцати тысяч людей и т.д. Что же касается кол-басы – самого веского аргумента либералов в свою пользу, то она по данным их же СМИ, почти не содержит насто-ящего животного белка (мяса), цена возросла в 200 – 300 раз, и она стала недоступна многим россиянам. Мы уж не говорим о том, что обыватель в результате либеральных реформ полностью утратил стабиль-ность жизни, уверенность в завтрашнем дне. По-детски очень наивны и доверчивы мы – русские люди! Резонно возникает вопрос: для чего же на самом деле затевались либеральные реформы? Неужели для того, чтобы «творческие» личности типа «художника» Павленского получили возможность цинично самовыражаться на Красной площади? Может быть, всё же в интересах мировой финансовой олигархии, опасавшейся притягательной для народов советской идеологии и могучего государства СССР? Смирнов И.П., литератор Другие работы автора можно читать и слушать на сайтах: igorpavlovitch.narod2.ru podfm.ru pan-i.ru razumei.ru/golos priozersk.com proza.ru и.др.