Духовно-нравственные проблемы современного общества хорошо известны всем. О них сегодня много говорят и пишут. Но важно не только осознавать эти проблемы, но и ясно видеть пути их решения. В условиях формирования в России гражданского общества серьезно возрастает роль Церкви как носителя многовековой традиции, опирающейся на ясное представление о человеке, его нравственной природе и духовной жизни. Голос Церкви обращен к совести каждого человека, но он обращен так же и к тем институтам, от которых зависит создание условий, влияющих на формирование нравственного сознания и открывающих возможность духовного возрождения. Наиболее значимым в этом отношении является диалог Церкви и государства по широкому комплексу вопросов, касающихся духовно-нравственного здоровья и безопасности человека.

Этот диалог складывался не сразу и не просто. Десятилетия господства атеистической идеологии и проведения самой жесткой антицерковной политики привели к возникновению устойчивых стереотипов, многие из которых не преодолены до сих пор. Требовалось, в первую очередь, изменить представление о том, что Церковь должна ограничить свою деятельность только пределами церковной ограды. Необходимо было осознать, что Церковь хочет и может разделить с государством ответственность за духовное и нравственное состояние всего нашего общества.

На этом пути уже много сделано. Однако вряд ли можно считать проблему окончательно решенной. К сожалению, и сегодня инициативы Церкви часто рассматриваются как имеющие узко конфессиональное значение. В них иногда не хотят видеть действий, направленных на общее благо, в интересах нашего Отечества. Это происходит потому, что в обыденном сознании неправомерно сужаются границы Церкви. Но вспомним, что Церковь включает в себя не только церковную иерархию, священно- и церковнослужителей. Церковь объединяет всех тех, кто вошел в неё через Таинство Крещения и осознает себя в той или иной мере носителем православной традиции. По разным социологическим исследованиям до 80% россиян определяют себя причастными Православию. Да, многие из них пока только прикоснулись к богатству его традиций, но и это оказывается для них значимым.

В эпоху всяческих разделений Православная Церковь напоминает своим соотечественникам о том, что нас всех объединяет. В первую очередь, нас объединяет наше прошлое, наша история. Не было такого периода в истории Отечества, когда бы Церковь не сыграла решающую роль, будь то дни поражений или побед, она всегда была со своим народом, ободряла и поддерживала людей.

Церковь напоминает также и о том, что Крещение Руси заложило в общественное сознание и весь народный уклад жизни духовно-нравственные ценности, определившие лицо русской цивилизации на века. Они оказались настолько основополагающими, что даже после десятилетий атеизма, как только была дана свобода совести и возможность выбора, в исторически короткий срок произошло фактически второе Крещение Руси. Церковь сохранила те духовные и нравственные ценности, которые сформировали самосознание нашего народа, самобытную русскую культуру. И сегодня она предлагает обществу и государству использовать свой потенциал для преодоления социальных проблем, воспитания новых поколений россиян, созидания новой России.

Нас объединяет не только прошлое, но и еще не решенные на сегодня проблемы. Государство приступило к реализации широкомасштабной программы по реформированию различных уровней власти, социальной, образовательной и культурной сферы. Приветствуя в целом эти шаги, Церковь не устает напоминать о необходимости учитывать духовную и нравственную стороны проводимых преобразований. Последний Архиерейский собор Русской Православной Церкви в Послании к клиру и мирянам особо отметил, что "православное мировоззрение должно обладать, по крайней мере, равными правами с секулярным видением мира. Религиозные ценности должны учитываться при осуществлении любых общественных проектов, затрагивающих интересы большого числа людей".

Церковь выражает свою обеспокоенность тем, что на наших глазах происходит трансформация традиционного менталитета русского общества, для которого были характерны высокая духовность, обостренное чувство совести и долга, милосердие и жертвенность. Видя многие нравственные болезни современного общества, мы должны ясно осознавать, что основной причиной их распространения является нравственная дезориентация современного человека, возникающая в результате мировоззренческого кризиса, обусловленного, в свою очередь, утратой тех духовных основ жизни, которые были присущи прежним поколениям.

Сегодня происходит губительный разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Это наблюдается в появлении нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека.

Именно поэтому очевидно, что путь к освобождению от гнета социальных недугов напрямую связан с возвращением к нравственным и религиозным принципам, которых лишился современный человек, оторвавшись от своих духовных корней. И важно видеть, что усилия Церкви в этом направлении, ее позиция становятся определяющими в решении особенно значимых проблем, имеющих прямую связь с духовно-нравственным состоянием общества. Приведем несколько примеров.

В особом внимании сегодня нуждается институт семьи. Именно Церковь несколько лет назад остро поставила вопрос о надвигающемся демографическом кризисе. Ее голос был услышан, и в скором времени на всех уровнях власти, в том числе на уровне президента, была признана необходимость обратиться к немедленному решению этой проблемы. Государство приняло целый ряд мер экономического и социального характера, призванных создать стимулы для того, чтобы семьи, особенно молодые, имели стремление к многодетности. Эти меры дали первый эффект. Но Церковь не устает повторять о том, что семья и рождение детей - это сфера в первую очередь духовно-нравственной и только во вторую очередь хозяйственной жизни. И для того чтобы сделать наметившиеся позитивные тенденции устойчивыми, необходимо приложить все усилия, чтобы оградить современную семью от различных деструктивных влияний, ведущих к нестабильности и распаду семейных отношений. Но наиболее опасное для института семьи в нашей стране последствие современного состояния российского общества заключается в «разложении духовных ценностей и нравственных ориентиров», в число которых входит ценность семьи и семейных отношений. Констатируется негативное влияние происходящих в России общественных преобразований на воспитание детей, а также «падение нравственно-культурных характеристик населения». «Нравственными ориентирами» в сфере семьи и семейных отношений в России до 1917 года всегда являлись религиозные семейные ценности, в связи с чем основным и достаточным критерием оценки брачно-семейных и репродуктивных ценностных ориентаций населения как важнейших составляющих института семьи может считаться степень их соответствия именно указанным нормам и ценностям.

Всё это послужило причиной катастрофического состояния института российской семьи, что выражается в неудовлетворительном выполнении им своих основных специфических функций, главной из которых является репродуктивная. На уровне общества это проявляется в виде суженного воспроизводства населения, т.е. депопуляции.

Прямым следствием неудовлетворительного состояния и функционирования института семьи и фактором депопуляции населения в современной России является огромное число производимых узаконенных убийств  не рождённых  детей  т. н. абортов во всех возрастах, в два раза превышающее число рождений. В 2011 году родилось 1 814 000 детей и произведено абортов 1 230 000 — по официальной статистике. Неофициальная статистика оперирует ужасными цифрами — 3,5 - 4 млн. абортов

На 1 215 000 браков приходится почти 640 тысяч разводов, то есть больше половины.

Все это начиная с 1992 года, проявляется в прямой убыли населения Росси.

         Неблагополучие, связанное с семейной жизнью, имеет самое непосредственное отношение к тому, будет ли благополучной или неблагополучной жизнь нашей страны. Никакие экономические реформы, никакая модернизация, никакие инвестиции, никакая развитая инфраструктура, никакие высочайшие достижения в области науки, техники, образования, культуры не сделают ничего радикального для изменения к лучшему жизни нашей страны, если народ наш будет вымирать.

Тема демографии имеет, конечно, ярко выраженное политическое измерение, связанное с безопасностью Отечества. Но при этом проблема демографии имеет некую первопричину, которая лежит в помрачении нравственного сознания современного человека. И Церковь в первую очередь обращает внимание на первопричину, отдавая себе отчет в том, насколько важны последствия демографического неблагополучия для жизни нашего народа.

Семья является Богом установленной ценностью. Вообще, не существует иных Богом установленных институтов, кроме семьи и Церкви. Все остальное является результатом общественного развития, эволюции общественного сознания, а вот семья и Церковь установлены Богом. Поэтому у Церкви особое отношение к сохранению семьи. Мы знаем, что история рода человеческого началась с семейных отношений. Семья была призвана формировать человеческую личность, развивать в человеке Божий образ, содействовать такому умственному, нравственному, духовному, физическому развитию человеческой личности, которое обеспечило бы поступательное развитие всей человеческой цивилизации. Семья, действительно, — колыбель человечества: и человек как личность, и весь род человеческий формируются в семье. Что происходит в семье, то проецируется на жизнь общества и всей человеческой цивилизации.

Семью нельзя вырвать из общего культурного, социального, политического, экономического контекста, в котором живут люди; и на семейное благополучие влияет огромное количество факторов. Когда мы говорим о коррупции, когда мы говорим о преступности, когда мы говорим об информационной политике, отмечая неблагополучие в этих сферах, мы должны это неблагополучие проецировать и на семейные отношения.

Сегодня в России около 700 тысяч детей-сирот, большинство из которых — социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. Такого понятия в старые времена в России вообще не существовало, как до сих пор не существует в некоторых странах, где развита система солидарности, в первую очередь семейной солидарности, где даже дальние родственники сразу берут покровительство над сиротами в случае, если умирают родители. Так вот, из 700 тысяч детей-сирот 10-11 тысяч — те, от кого отказались уже в роддоме.

Число самоубийств среди подростков — это 20% от всех самоубийств. Никогда не было такой страшной цифры. По данным Генпрокуратуры 62% всех самоубийств несовершеннолетних связаны с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Подростковое пьянство: более 80% подростков употребляют алкоголь. По данным Роспотребнадзора ежедневно в России употребляет алкоголь—33% юношей и 20% девушек начиная с 13 лет. 33% мальчиков и 20% девочек с 13 лет систематически употребляют алкоголь! По данным Государственного антинаркотического комитета из 130 тысяч молодых людей в возрасте от 15 до 35 лет, ежегодно умирающих в России, около 100 тысяч гибнет от злоупотребления наркотиками. Если исключить смерть от наркотиков, то в три с лишним раза сократится смертность среди молодых людей.

Конечно, можно пытаться решать проблемы общества политическими и экономическими методами, по всей вероятности, на уровне правительства. Именно это и нужно делать в первую очередь, но без понимания того, что в основе всего — нравственные проблемы личности, формирующейся в семье, успеха не будет. Сегодня мы должны ясно осознать: разговоры о нравственности — это не просто красивые слова, не  церковноя проповедь. Церковь действительно изо дня в день говорит об одном и том же и не перестанет говорить, потому что состояние семьи, рождаемость, физическое и нравственное состояние молодежи — это залог выживания нашего общества, и никак не меньше.

Государство сегодня демонстрирует обеспокоенность демографической проблемой. При таких темпах спада рождаемости через 20 лет в России просто некому будет работать. Мы действительно стоим перед угрозой вымирания и потери национальной идентичности. Именно поэтому эта тема является темой первостепенной важности.

По данным переписи 2010 года, в России приходится 1,47 ребенка на одну семью. Для того чтобы поддержать демографический баланс, нужно 2,11-2,15 детей на семью. Другими словами, при всех усилиях, которые сегодня прилагаются со стороны государства, мы так и не достигли черты, когда можно было бы сказать, что Россия не вымирает или, по крайней мере, что вымирание страны приостановилось. Каждый из нас должен пройти свою часть пути — государство, Церковь, общественные организации, средства массовой информации.

Но нам кажется, что нужно тем не менее подумать и об иных способах и средствах преодоления острой демографической проблемы с позиции государства и с приложением усилий государственных институций. И для того, чтобы это произошло, должно произойти, в том числе, изменение в сознании наших политиков. Семья должна быть поставлена в центр озабоченности, она должна стать одним из важнейших государственных приоритетов. Об этом говорится все больше и больше, но было бы важно закрепить это в каком-то законодательном акте, пусть это будет не закон, а некое авторитетное заявление высшей власти о том, что состояние материнства, семьи и детства становится наиважнейшим приоритетом государственной политики.

Если проанализировать информационный поток, который сегодня идет на каждого человека через Интернет и телевидение, то можно убедиться в том, что в процентном отношении тема семьи, материнства и детства уступает другим темам. А это означает, что в сознании абсолютного большинства людей, в том числе влияющих на информацию, семья, материнство и детство не являются приоритетом. Вот когда материалы демографического характера, тема семьи будут занимать большее место в информационном потоке, это и будет свидетельствовать о возросшем внимании и о возросшем интересе общества, ведь, что греха таить, многие информационные источники работают на потребителя. Чем выше спрос, чем выше интерес, тем больше и отдача информационных источников.

На центральных телеканалах должно быть выделено время для программ, прямо и привлекательно пропагандирующих семейные ценности. Должна проводиться целенаправленная кампания по созданию привлекательного образа многодетной семьи. Чтобы в сфере кино- и телеиндустрии проводилась совершенно осознанная государственная политика, направленная на поддержку семейных ценностей, особенно через теле- и кинопродукцию, которая имеет госфинансирование. У нас должен быть социальный заказ, в том числе на соответствующую информационную и культурную политику, целью которой было бы увеличение рождаемости и оздоровление семейной жизни.

   Одна из самых актуальных современных проблем России — воспитание молодежи. Как недавно сказал Святейший Патриарх Кирилл, от воспитания молодежи зависит само существование России. «От того как будет воспитываться молодежь, будет напрямую зависеть не только благополучие, а само существование суверенной России. От того как будут воспитываться сегодня молодые люди, зависит также и их счастье, счастье их семей».

Вспомним слова A.C. Макаренко о воспитании: «Сделать человека счастливым нельзя. Но воспитать его можно так, чтобы он стал счастливым». Т.е. правильное воспитание делает человека счастливым.

Проблемы молодежи беспокоили общество во все времена. Но социальные «разрывы» XX века разрушили систему базовых традиционных российских нравственных ценностей. Старшему поколению, помнящему устои прошлого, трудно привыкнуть к тому, что агрессивная безнравственность упорно стремится стать нормой жизни, войти в законодательство страны. А подрастающему поколению еще сложнее, так как у него нет своей нравственной системы ценностей. А то, что ему предлагает забывшая о традициях современность, чаще всего оказывается небезобидными приманками и ложными кумирами. Кто в настоящее время фактически воспитывает молодежь?

Псевдокультура, проникшая в социальные сети, телевидение, реклама, секты, мистические культы, радикальные псевдорелигии, преступный мир с его псевдоромантикой и ложными удовольствиями: играми, алкоголем, наркотиками и другими «прелестями жизни». Самое опасное в нынешнем состоянии молодежи — это ощущение духовной пустоты, бессмысленности и бесперспективности всего происходящего вокруг. Вместе с нарастанием разочарованности в будущем, распространяется нигилизм, и снижаются нравственные критерии. Бездуховность воспитания снижает социальный статус молодежи, в результате сокращаются возможности получения молодыми людьми должного образования, работы, активного участия в решении социальных проблем.

Почему современное российское общество не справляется с воспитанием молодежи?

Псевдокультура и субкультуры формируют ложный образ для подражания. К нам везут не только героин, гашиш и кокаин. В общеобразовательной школе вы не найдете молодых людей, называющих себя именами наших былинных героев. Вы встретите готов, эмо, панков и другую нечисть, а теперь и ваххабитов. В воспитании старших школьников и студентов отсутствует философское осмысление жизни, размыты духовно-нравственные ценностные ориентиры. А это приводит к тому, что при решении таких важнейших жизненных вопросов: «Кто я?», «для чего живу?», «кто меня окружает?» современный молодой человек обычно выбирает самое простое: жить для себя, получать удовольствие от жизни, ибо все умрем. Все победит смерть. Вера в смерть — основа всех пороков.

Святейший Патриарх Кирилл говорит: «Нерелигиозные идеологии являются временными, ибо говорят о временном. Религия говорит о вечном и она вечна». Религия призывает верить в жизнь. Общество потребления разделяет народ на индивидуумы, и он становится недееспособным — зависимым от импорта, от кредитов, от недобросовестных перекупщиков лекарств, продуктов питания, других необходимых предметов и продуктов потребления. А молодежь, видя неправду современного общества, становится агрессивной, начинает воспроизводить хищнический образ взаимоотношений между согражданами.

Постоянное навязывание бездуховности и культивирование порочных сиюминутных удовольствий приводят многих молодых людей к цинизму. Чувство ответственности утрачивается, уходят сострадание и прощение. Милосердие заменяется жестокостью и беспричинной злобностью и бессовестным поведением. Первыми от этого страдают сами учителя и родители.

Почему так происходит?

С детского возраста родители и школа культивируют у детей эгоизм. Ты сам можешь определять — что такое добро и что такое зло. Посмотрите учебник по Светской этике. 80 % школьников это изучают.

Настоящий же педагог должен иметь смелость сказать словами академика Д. С. Лихачева: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? — Выбирай достойное, а не легкое!»

В прежние времена воспитание молодого человека проходило в Церкви, в учебном заведении и в семье. Семья как малая Церковь (Дом) означает храм, она содействовала развитию личности в традициях христианского благочестия. Советская власть разрушила христианскую семью и создала бездуховную — советскую. В настоящее время семья, лишенная фундамента, переживает кризис. Духовно-нравственное оскудение общества, алкоголизация и наркотизация приводят к ослаблению традиционных семейных связей. Освободившись от семьи, молодые люди получают огромный потенциал свободного времени, не занятого непосредственно учебой и каким-либо полезным трудом. И их свободное время все чаще переходит под контроль асоциальных структур, они проходят воспитание в подворотнях и подъездах.  100 тысяч человек умирает в год от наркотиков, а от алкоголя — от 500 до 800 тысяч.

Так называемые «социальные сети» Интернета на практике оказываются асоциальными, потому что широко пропагандируют насилие, цинизм, вседозволенность. В таком безумном времяпрепровождении легко обезличить человека, унизить в нем божественный образ и сделать рабом греха — зависимым от пороков.

Многие слишком поздно понимают, что проявленное к ним внимание со стороны так называемых деятелей массовой культуры имеет единственную цель — наживу.

Бездумное времяпровождение, преподносимое молодежи как главное удовольствие, разрушает личность молодого человека, и он оказывается на краю пропасти. Волна суицидов и криминализация — это плата за неправильное решение обществом духовно-нравственных запросов и потребностей молодежи.

Православная Церковь небезразлична к судьбе российских юношей и девушек и предлагает наполнить жизнь молодых людей подлинным смыслом. Церковь предлагает молодому человеку осознать себя русским и православным. Пережившая долгие десятилетия гонений, Церковь постепенно восстанавливает свои структуры. Одним из важнейших направлений церковно-общественной деятельности Русской Православной Церкви в настоящее время является ПРАВОСЛАВНОЕ МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ.

Которое направлено на воспитание нравственно здорового молодого поколения, на формирование в детях и молодых людях чувств патриотизма, любви к Родине, к отечественной истории и культуре. Успешно развиваться может только нравственно здоровое общество.

Одной из причин некоторого недопонимания роли Церкви в деле совместного формирования принципов молодежной политики в нашем государстве является ложно понимаемый принцип светскости государства. С одной стороны, здесь сказывается идеология советского периода отечественной истории, когда Церковь хотели полностью вытеснить из сферы воспитания детей и молодежи. С другой стороны, в жизни современной российской молодежи сильно сказывается влияние Запада — того Запада, который стремится вычеркнуть из своей жизни христианские духовно-нравственные принципы и ценности.

Но теперь все большему числу наших соотечественников становится понятным бесперспективность как атеистического, так и ультра-либерального направлений жизни. Понятно и то, что без сохранения своего духовно-нравственного и культурно-исторического наследия невозможно создать государственно-общественное благополучие и нормально растить молодое поколение граждан. Без сохранения отечественных традиций не уберечь нашу молодежь от пагубного влияния массовойпсевдокультуры.

Важнейшая задача, стоящая ныне перед обществом и государством, заключается в том, чтобы объединить все молодежные инициативы в целостную многоуровневую программу молодежного движения. При этом взрослым необходимо идти навстречу молодежи: надо предлагать им интересные программы, проекты — и не только предлагать, но и помогать реализовать эти проекты.

Необходимо объединять усилия всех, кто ощущает острую тревогу за подрастающее поколение. Будем помнить, что нравственность — это ключ к небу, нравственность — это путь к жизни. Будем помнить, что только правильное воспитание делает человека счастливым.

ОБРАЗОВАНИЕ

В течение нескольких последних лет Церковь выступает с инициативой использования в школьной практике богатейшего опыта православной культуры. И мы видим, что благодаря этой настойчивости государство со все большей серьезностью обращается к предложениям Церкви, и сегодня вырабатываются необходимые правовые основания для реализации данных образовательных инициатив.

Церковь, выражая мнение абсолютного большинства народа, не устает говорить о более строгом контроле за деятельностью средств массовой информации. Необходимо улучшение нравственной атмосферы в обществе. Сейчас многие теле- и радиопрограммы демонстрируют принципиальную допустимость откровенно порочного, нравственно безответственного поведения. Это заставляет задуматься об определении моральных критериев и границ дозволенного в сфере деятельности средств массовой информации.

Государство не должно отгораживаться от решения этой проблемы под предлогом защиты свободы слова. Если это слово губит душу юного человека, ориентирует его на беспорядочный образ жизни, не ограниченный никакими нравственными нормами, оно должно уйти из информационного пространства. Не случайно Священное Писание предупреждает об особой ответственности за все, что человек выражает через слово: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36). И «горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7).

В декабре 2007 г. в Совете Федерации начал обсуждать вопрос о создании общественного совета при российском телевидении для проведения нравственной цензуры содержательной части телепередач. Прозвучало предложение разработать и принять закон о финансируемых из бюджета общественных советах, независимость которых должна обеспечиваться не официальными властями, а "мандатом от народа".

Церковь призывает государство объединить свои усилия в деле патриотического воспитания общества. Знание подлинной, неискаженной истории своего Отечества, своей малой родины, приобщение к традиционным основам культуры необходимы всем, особенно подрастающему поколению.

В течение веков весь уклад жизни, мировосприятие и быт нашего народа строились на основе православной веры. Потому те нормы бытия, которые Православная Церковь предлагает вернуть сегодня в жизнь общества для сохранения его жизнеспособности, представляют собой больше, чем часть отечественной культуры или дань традиции.

Но для того чтобы духовным и нравственным богатством Церкви можно было бы укрепить устои современного общества, необходимо каждому человеку, осознающему себя православным, проявлять свою активную жизненную позицию, основывая ее на традиционных ценностях. Нельзя быть христианином, только заходя в храм. В современном мире люди часто думают о Церкви, как о месте, куда можно прийти, встретить Господа, успокоиться, побыть под Его кровом, а затем, окрепнув, ожив внутренне, вернуться домой. Но Церковь - это еще и место, где мы получаем от Господа Его поручение: "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Мк. 16:15).

В заключение хочу сказать, что сегодня мы создаём основу будущего нашей Родины. Не только от государства, но и от всех православных россиян во многом зависит, чтобы наш народ шел вперед, объединенный силой веры и чувством долга и преданности Церкви и своему Отечеству, его непреходящим духовно-нравственным ценностям и традициям.

священник Георгий Сычев, акад.ПАНИ