Давно известно, что будущее человеческого общества определяет сегодняшняя молодёжь. От её воспитания и образования зависит прогресс или регресс в ближайшем будущем. Об образовании в новой России и его реформах сказано и написано предостаточно. Очевидно одно: в период так называемой его оптимизации, оно существенно ухудшилось. Не менее, если не более, важную роль в подготовке человека к жизни в обществе играет его просвещённость и воспитанность.
Президент Путин сегодняшней национальной идеей для России считает патриотизм народа и призывает соответственно воспитывать население. Но известно, что патриотизм основан на гордости человека за спортивные, культурные, технические, экономические, военные и т.п. достижения своей страны. Спортив-ные успехи России сегодня достигаются частенько иностранцами, выступающими под российским флагом, на Олимпийские игры спортсмены едут бороться не за честь родины, а за деньгами и сомнительной славой и готовыми выступать вовсе не только под российским флагом.
На организацию спортивных соревнований в России тратятся огромные средства, в то время, когда более двадцати миллионов россиян живут за чертой бедности. Будут ли эти люди гордиться спортивными достижениями страны? О достижениях современной России в других областях общественной жизни: образовании, здравоохранении, экономике, науки, культуре и говорить не приходится. Во всех этих областях мы не достигли уровня 1990-го года. Кем же и чем предлагается гордиться сегодняшнему россиянину: спортсменами, борющимися не за честь страны, а за личную славу и всё, что с этим связано; актёрами и актрисами - управляемыми шизофрениками; шоу бизнесменами, достигнувшими больших результатов и богатства в постперестроеч-ное время в деле развлечения наших обывателей, иначе говоря, - отвлечения их от размышлений о происходящем в России?
А ведь все они устанавливают маяки, указывающие ложные направления движения государственного корабля, называемого Россией. Эти пути в принципе не ведут к возрождению России. Скорее они приведут к окончательному краху и не только государства, но и всей русской цивилизации. А где же должное внимание к учёным, педагогам, врачам, инже-нерам, военным, которые действительно способны поднять страну, помочь ей совершить обещанный президентом рывок?
Ложным маяком является и обещание властей, прежде всего, обеспечить материальное благополучие населения. Иисус Христос говорил: Безнравственно-го человека никогда не накормишь! Потребности его будут неограниченно расти! Разве мы не видим этого в жизни!? Разве остановился на каком- то уровне богат-ства хоть один миллионер? Разве государство занимается воспитанием высоко-нравственного человека? Сегодня Россия живёт лозунгом: Хлеба и зрелищ! Надеюсь, читатель, вы помните: чем кончила Римская империя, которая послед-нее время своего существования жила таким же лозунгом. Погибла сама вместе со своей высокой культурой, и на её бывшей территории перестал существовать даже её государственный латинский язык! Вас устраивает такая перспектива?
Современные фарисеи народу не говорят об этом. Они якобы ставят своей задачей накормить безнравственный народ, обеспечить его досуг и внушить потребитель-скую психологию. Русские люди этого не принимают. Даже власти признают, что либеральная идея в России не приживается. Чубайс сетует, что в России Право-славная религия, а не протестантская. А его единомышленники предпринимают меры к ликвидации Православия. Путин как-то сказал, что уважает порядочность в человеке. Однако не уточнил, что под этим понимает. А ведь люди понимают порядочность по-разному. Чтобы возникло единодушие, нужно одинаково понимать, что такое хорошо и что такое плохо! А в стране официально запрещена государственная идеология. Так кто же научит этому!? В стране нет разработанной и принятой большинством населения национальной идеи. Остались только хлеб и зрелища! Народу непонятно: куда же мы идём? Поэтому он и не идёт никуда, довольствуется телепрограммами Малахова и Гузеевой - подсматриванием в замочную скважину за соседом - и футболом. Скорее всего, Россия движется, как и Римская империя к своему краху!
И, несомненно, придёт туда, если государство серьёзно не займётся вопросом воспитания своих граждан и, наконец, однозначно не определится с тем, какого россиянина оно хочет создать: созидателя или потребителя.
О тлетворном влиянии на политику нашего государства пятой колонны не раз говорил Путин. Нельзя не заметить этого и в деле воспитания соотечественни-ков. Давно известно, что начальное воспитание ребёнку даёт его мать, обучая его понимать: что такое хорошо и что такое плохо. При этом иного метода кроме «кнута и пряника» пока никто ещё не придумал. Однако сторонники пятой ко-лонны упорно продвигают в жизнь ювенальную юстицию, согласно которой ре-бёнок должен решить этот принципиальный вопрос самостоятельно и вмеша-тельство родителей должно быть наказуемо. В результате мы получили не еди-ничные случаи нападения подростков на своих родителей и учителей! Чему же может научить учитель или родитель, если он не имеет авторитета (иначе - духов-ной власти) над воспитуемым?!
Очевидно, не способствуют патриотическому воспитанию наших граждан и СМИ, уделяя большее внимание прославлению достижений европейской и аме-риканской музыки, кино, науки, техники и т.д., чем родным – российским и по-свящая много времени бесполезной информации о незначительных происше-ствиях в чуждых нам странах мира! А ведь это время может быть использовано, например, для просвещения зрителя или слушателя, рассказывая о лучших стра-ницах родной российской истории и культуры.
При этом нашим властям нужно найти баланс между русскими традициями и либеральной открытостью государ-ства. Сегодня же, несмотря на указание Президента, всеми силами сохранять русские традиции, наши СМИ лучшее время упорно отдают пропаганде западной культуры, бесконечным безнравственным боевикам, и рекламе «красивого» образа жизни, так привлекательного для человека, живущего биологическими ценностями. Из их поля зрения совершенно выпали труженики - созидатели, обеспечивающие «счастье» обывателя-потребителя.
Большую помощь в деле просвещения и достойного воспитания наших граждан может оказать сеть музеев, пока ещё существующих во всех, даже очень отдалённых, областях нашей Родины. Начнём с общепризнанных определений.
Музей (от греческого «Дом муз») – это учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов-памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и попу-ляризаторской деятельностью.
Культура – первоначально возделывание, позднее – воспитание, образова-ние, развитие, почитание.
Просвещение – передача и распространение знаний и культуры, а также си-стема воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений.
Таким образом, задачей каждого музея является не только сбор, хранение и экспонирование материальных и духовных предметов-памятников эпохи, но и (что особо важно!) просветительство, образование и воспитание граждан!
По определению всемирно известных педагогов А.С. Макаренко и К.Д. Ушинского, воспитание это создание устойчивых привычек поведения человека в обществе. Они различали понятия обучение и воспитание методами реализации этих процессов, однако считали тесно связанными. Под обучением обычно по-нимается специализация индивида в трудовой деятельности. Отсюда вытекает концепция «воспитывающего обучения», которая до недавних пор успешно при-менялась в нашей стране. От школьного учителя и преподавателя ВУЗа требовалось постановка учебной и воспитательной цели для каждой изучаемой темы и даже отдельного занятия. Применение этой концепции на практике давало не плохие результаты, о чём свидетельствовали достижения науки, техники и эко-номики в Советском Союзе в лучшие годы его существования.
Уместно заметить, что в период расцвета дворянской культуры в России в XIX веке воспитание человека, прежде всего православное понимание им добра и зла (что такое хорошо и что такое плохо), психологическая, нравственная подго-товка человека к жизни в обществе считалась важнее, чем подготовка его как не-коего специалиста. Вспомним, тогда говорили: «Он (она) воспитывался в кадет-ском корпусе, университете или пансионе благородных девиц», а не обучался, как говорят сегодня!
Думается, что такое разделение роли обучения и воспитания, приоритетность воспитания, благотворно и сегодня, когда уровень воспитанности молодё-жи в традиционном православном смысле в РФ в результате перестроек и реформ существенно упал. Массу свидетельств этого ежедневно дают наши СМИ. Не секрет, что начиная с «лихих 90-х годов» власть имущие в России, во время продолжающегося и сегодня дележа общенародной собственности, о необходи-мости воспитания молодёжи совершенно забыли. Время не хватало для решения основной для них задачи-обогащения! Слава Богу, что сегодня под воздействием внешних факторов, стараясь сохранить своё статусное положение в стране, начинают вспоминать. Правда, особых реальных достижений, да и самой работы в этом направлении, пока не слишком заметно!
В каких дворцово-парковых комплексах, скажем, Санкт-Петербурга вы уви-дите хотя бы таблички, поясняющие кем, когда и в честь чего и кого построен тот или иной парковый павильон, или кого изображает, почему и зачем поставлена, кем и когда создана та или иная статуя, какую смысловую (воспитательную!) нагрузку она несёт. А ведь в недавнем советском прошлом такие указатели были!
В результате сегодня можно не редко услышать: «Давай встретимся вот у этого голого мужика или бабы», «зачем сохранены эти развалины» и т.п.! Или, в Царском Селе на Камероновой галерее выставлено множество скульптурных портретов, но посетители не имеют возможности расширить свой кругозор, узнав о выдающихся качествах и заслугах этих древних личностей, заслуживших чести остаться в веках!
А ведь эти портреты могли бы послужить делу воспитания по-добных высоких качеств у современных людей. К сожалению, не впечатляют со-временника памятные надписи на Орловских воротах, на Башне-руине, и даже на Морейской колонне и Кагульском обелиске. О Чесменской колонне многие посе-тители просто ни чего не знают – она стоит посередине большого пруда. И это от-носится не только к Царскосельским паркам. Такова политика министерства куль-туры Российской федерации. Впрочем, чего же можно от него ожидать, если бывший министр Фурсенко утверждает, что сегодня России нужны не созидатели, то есть высоко образованные и хорошо воспитанные люди, а простые потребите-ли материальных благ! Потребителем же может быть и не слишком образован-ный и воспитанный человек. Потребитель больше нуждается во всякого рода удовольствиях, развлечениях. Чего доброго, а развлечений в нынешней России предостаточно. Чуть ли не ежедневно отмечаются всякого рода надуманные праздники, проводятся фестивали, шествия, флэшмобы, спортивные соревнования и т.п. И это проводят в жизнь люди от власти – министры - в то время, когда Президент Путин давно и неустанно ориентирует общество на рывок страны в культуре в целом! Можно ли ждать подъёма страны, обещаемого рывка, от об-щества потребителей!?
Хочется поделиться с читателем своим впечатлением от недавнего посещения музея - заповедника «Прорыв блокады Ленинграда». Этот музейный ком-плекс расположен на месте проведения в январе 1943 года войсковой операции по деблокированию города под кодовым названием «Искра». По сути, там два музея, созданных в разное время.
Первый музей, созданный при советской власти, представляет собой дио-раму. На огромном полотне в нескольких метрах от смотровой площадки, ху-дожники, среди которых были и участники войны, наглядно изобразили процесс наступления по невскому льду нескольких дивизионных колонн войск Ленин-градского фронта. Между смотровой площадкой и художественным полотном расположены скульптурные изображения артиллерийских орудий на конной тя-ге, санитарных повозок, отдельных пехотинцев и реальные куски рельсов подъ-ездной железной дороги.
Эти объёмные изображения незаметно для глаза пере-ходят в -плоские, рисованные. Что создаёт вместе со звуковым оформлением прекрасную, близкую к реальности картину сражения. Экскурсовод ориентирует зрителей в географической обстановке, излагает замысел командования фронтом и подробности боевых действий. Полученный при этом экскурсантами урок ис-тории Великой Отечественной войны вызывает у них прилив энергии, эффект присутствия. Участники этого виртуального сражения ощущают чувство гордости за своих отцов и дедов, желание вместе с ними броситься на борьбу с врагом и, в конечном итоге, – чувство патриотизма - любви к Отечеству и готовность к его защите. Скорее всего, полученный урок они будут помнить всю жизнь. Этот музей прекрасно выполняет задачи просвещения и воспитания посетителей. В качестве неосновной, дополнительной задачи музеем решается и задача развлечения, от-влечения граждан от повседневных забот. В целом время посещения этого музея тратится не зря, с большой пользой для себя и общества!
Иное дело другой музей из этого же комплекса. Это тоже панорама опера-ции «Искра» только менее масштабная. Музей создан сравнительно недавно, уже во времена торжества либеральной идеи в России, то есть в буржуазное вре-мя. Надо признать, что панорама ночного боя на знаменитом Невском пятачке, где земля пропитана кровью защитников и хранит по ныне тонны металлических осколков снарядов, мин и прочих орудий войны, выполнена с большим искус-ством. Объёмные фигуры советских и немецких солдат, вступивших в смертель-ную рукопашную схватку, выполнены мастерски. Фон соответствует реальному ночному бою на пятачке: полуразрушенные окопы, землянки и «лисьи норы», советское и немецкое оружие, боевое и брошенное как негодное (стрелковое и бронетехника), артиллерийские и винтовочные гильзы, медицинские и противо-газные сумки т.п. Здесь и собака-санитар, и медсестра, оказывающая помощь ра-неному, и душащий врага советский солдат. Даже запах в помещении соответ-ствует представляемому эпизоду войны. Над всем этим – самолёт - пикировщик. Борющиеся солдаты, словно живые. На лицах застыло соответствующее смер-тельной схватке выражение. Обо всём не расскажешь. Это надо видеть! Экскурсовод рассказывает о дальнейшей судьбе некоторых из представленных в музее советских бойцов. Как произведение искусства панорама безупречна.
Однако видео ролик, показанный перед экскурсией, хотя и сделан с боль-шим качеством, но слишком мал по времени, ничего не говорит: ни о месте дей-ствия, ни об общем замысле операции, ни о роли в ней данного эпизода. То есть серьёзного урока истории зритель не получает. В данном случае у зрителя не возникает чувства гордости, а, следовательно, и патриотизма. Выходя из музея, зритель восхищён искусством создателей. Он получил отдых от своих бытовых забот, развлечение, подобное посещению театра или кино. Музей может вызвать чувство страха перед войны, но вряд ли у посетителя появится желание принять непосредственное участие в этом бою. Его, безусловно, отпугнут разруха, трупы, искажённые лица бойцов, звуки боя и т.п. Чувство патриотизма явно не возник-нет, а, если оно и было, то ослабнет или пропадёт совсем. А ведь задача музея не столько в развлечении посетителя, сколько в его просвещении и воспитании! Му-зейные работники, на мой взгляд (я – русский патриот!), обязаны думать об этом! Думать о приоритете воспитания над развлечением. Они и думали! Но в Советское время приоритетным являлось воспитание человека в духе любви к Родине, коллективизма, долга перед Отечеством и т.д. Нынешнее наше либеральное общество живёт принципами: «Хлеба и зрелищ» и «Я – всё, мы – ничто!», то есть каждый должен заботиться о себе сам! Так учил нас ещё в 90-е годы незабвенный Чубайс. И, к сожалению, многих научил. Либералу чужд патриотизм, так же как и коллективизм! Отсюда и нынешняя политика в области культуры. Прежде всего - потребительство и, как составная его часть, - развлечение обыва-теля. Что мы и наблюдаем постоянно, в частности, в музейном деле.
Думается, есть смысл остановиться более подробно на роли развлечения в человеческом обществе и особенно при его либерализации.
Ещё в глубокой древности, скажем во времена существования Римской им-перии, власть придержащие не жалели средств на строительство стадионов, ам-фитеатров открытых и закрытых, подобных известному Колизею, где занимали плебеев развлечениями вроде парных и групповых боёв гладиаторов, травлей рабов львами и тиграми, даже сценами морских сражений. При этом для зрите-лей создавались вполне благоприятные условия, их даже бесплатно кормили. Особо популярных развлекателей публики богато одаривали, даже освобождали из рабства. Делалось всё, чтобы отвлечь плебеев от размышлений об их жестокой доле и осознания её причин. При этом патриции, заседающие в Сенате, принима-ли политические решения в своих интересах!
Таким образом, развлечение обыва-теля служило политическим инструментом завоевания или удержания власти ха-ризматиками. На сегодня техника манипуляции сознанием существенно усовер-шенствовалась. В настоящее время в каждом доме есть свой «Колизей» в виде телевизора, радио, различные гаджеты, обеспечивающие связь с интернетом, а благодаря нему со всеми мировыми источниками информации, далеко не всегда нужной и полезной для обучения и воспитания Человека. Значительная часть информации носит чисто развлекательный характер. Конечно, именно она более всего удовлетворяет примитивные запросы обывателя, а потому и пользуется большим спросом. Самым свежим примером использования развлечения – ми-рового чемпионата по футболу - как инструмента для протаскивания жестокого для большинства нашего населения Закона о продлении пенсионного возраста трудящихся. Совершенно очевидно, что для буржуазии этой проблемы просто не существует. Занятым футболом гражданам некогда подумать о последствиях лично для них принятия нового закона. Если вспомнить нашу ближайшую исто-рию, можно найти и другие примеры успешного применения развлечения масс в интересах властей. Так что, друзья, сфера развлечения не такая уж безобидная, как на первый взгляд может показаться!
Обратите внимание как люди «трудя-щиеся» в этой сфере: режиссёры, дирижёры, певцы и музыканты, журналисты и писатели, играющие на биологических струнах человеческой души, поощряются властями. Они имеют огромные счета в банках, яхты и дворцы, замки и земли в России и за её пределами и т.д. и т.п. Им предоставлена полная свобода для творчества, чем креативная (от слова креатура - беспрекословное повиновение хозяину!) так называемая интеллигенция (иначе - пятая колонна!) широко и поль-зуется в интересах своих хозяев – наших властей! И не удивляйтесь, друзья, что телевидение и радио никогда не отмечает, в отличие от всякого рода пугачёвых и якубовичей, дни рождения и смерти больших учёных, врачей, учителей и прочих достойных российских людей! Развлекатели же обывателя (малаховы и гудзеевы) постоянно держатся на виду, им выделяется лучшее телевизионное время – они более всего потребны властям!
Изменить такую политику невозможно, не заменивм идеологию либеральную на коллективистскую, советскую, державную! Но для этого нужна воля большинства населения России.
Смирнов И.П.
Июль 2018г.