Сегодня музыка кузбасских композиторов составляет неотъемлемую часть репертуара как профессиональных, так и любительских художественных коллективов. И кузбасские композиторы на протяжении последних десятилетий сделали мощный рывок в своём развитии. Об их творчестве, сочинениях повествует эта статья.
Сочинения кузбасских композиторов поднялись на уровень полноценных музыкальных произведений, прочно вошли в концертную практику Сибирского региона, интерпретируются дирижерами и исполнителями, профессионалами и любителями, воспринимаются разными аудиториями, вызывают эстетическое удовлетворение у всех поколений слушателей, включая их в процесс культурного сотворчества. Но прежде сделаем небольшой экскурс в историю композиторского творчества в Кузбассе.
На Кузнецкой земле начинал свой путь известный советский композитор Аскольд Муров (позднее председатель Союза сибирских композиторов). Здесь творили С. Кайдан-Дешкии (автор знаменитой пионерской песни "Взвейтесь кострами"), Г. Григоренко, Н. Луганский, В. Анненков. Музыкальным гимном, символом края стала песня главного дирижера театра оперетты, народного артиста России Евгения Лугова "Рабочая мелодия Кузбасса». Многие годы в Кузбассе плодотворно работают профессиональные композиторы, выпускники Новосибирской консерватории Виктор Шергов и Марина Аристова.
В Кузбассе песни кузбасских композиторов пользуются заслуженным вниманием и любовью. Многие любительские хоры области и солисты включают в свои программы сочинения хормейстеров Н. Зданевича, А. Ляпина, В. Гольцова, И. Другова, пианиста А. Александрова, авторские песни С. Матвеенко, Б. Емельянова, В. Егорова, А. Масленникова. Но сегодня разговор пойдёт о композиторах-баянистах.
Наверное, не ошибусь, если скажу, что «старт» композиторскому творчеству в Кузбассе дали основатели и старейшие педагоги Кемеровского музыкального училища баянисты Георгий Сомов и Григорий Яненко. С самого начала (вторая половина1940-х годов) в классах баяна репертуар почти полностью состоял из переложений или «снятых» с пластинки произведений. Ведь тогда оригинальной литературы для баяна ещё не было и педагоги начали заниматься обработкой народных мелодий, песен советских композиторов. Г. Сомов создаёт блестящую обработку песни Дм. Покрасса «Казачья песня», а Г. Яненко – русской народной песни «Сиротинушка» для трёх баянов. Эти первые опыты педагогов были горячо приняты учащимися и преподавателями училища, кузбасскими слушателями. А дальше в этом деле первенство захватил Сомов. Его обработки звучали эффектно и убедительно. Это, прежде всего, «Красный сарафан» А. Варламова, русские народные песни «Во поле берёза стояла», «Ноченька». Не молчал и Яненко. Студенты любили исполнять его обработку народной песни «Посею лебеду на берегу».
А далее композиторскую эстафету педагогов подхватили студенты. В училище ежегодно проходили композиторские конкурсы, на которых активно и ярко выступали баянисты Анатолий Кузнецов, Геннадий Голицын, Станислав Афанасьев, Александр Абрамов, Виктор Заложнов Владимир Шкуратский, Юрий Худечко и др., которые написали немало прекрасных песен и инструментальных сочинений. В 1960-е годы в Кемеровском музыкальном училище учился и пробовал свои силы в композиции ставший в дальнейшем популярным советским композитором аккордеонист Георгий Мовсесян.
По художественным достоинствам произведения кузбасских композиторов не всегда могут соперничать с проверенными временем и общественным вкусом творениями классиков или сочинениями современных, признанных в музыкальном сообществе авторов. Однако эти произведения доказали свою жизнеспособность, звучат в эфире и на сцене, вошли в музыкальный быт региона, являются частью его музыкальной культуры, выполняют определенные социально-культурные функции.
Обратимся к творчеству известного в Кузбассе баяниста, музыкального педагога Геннадия Ивановича Голицына, в течение многих лет работавшего художественным руководителем и дирижером любительских оркестров и ансамблей народных инструментов.
Г.И. Голицын - профессор кафедры народных инструментов Кемеровского университета культуры и искусств, заслуженный работник культуры РФ. Родился в г. Анжеро-Судженск Кемеровской области. Там же обучался в музыкальной школе, далее в Кемеровском музыкальном училище, Новосибирской государственной консерватории им. Глинки. По окончании консерватории ему были присвоены квалификации: концертный исполнитель, дирижер оркестра, преподаватель специальных дисциплин.
Большая часть профессиональной деятельности Г. И. Голицына связана с КемГУКИ, где он работал в качестве заведующего кафедрой народных инструментов, декана факультета культурно-просветительной работы. Склонность к композиции у него проявилась в юношеские годы, нашла продолжение в годы обучения в консерватории, ею он занимался, работая в КемГУКИ. Преобладающим жанром творчества являются песни, обработки для оркестра народных инструментов, пьесы для баяна с оркестром.
Значительным этапом в композиторской деятельности Голицына стало участие в творческих лабораториях, проводимых Центром народного творчества Красноярского края в 1990-е годы. Являясь руководителем оркестровой секции, Голицын в эти годы создал несколько крупных произведений для ОРНИ, в том числе сюиту-фантазию «Сказание о Красноярском крае», фантазию на темы красноярского композитора А. Злобина «Краснояры сердцем яры».
Композиторское творчество не являлось основной сферой профессиональной деятельности Г. Голицына, он - композитор-любитель. Тем более интересно, что двигало им при сочинении музыкальных произведений : внутренняя творческая потребность, вдохновение или иные, лежащие вне музыкального творчества, стимулы? Обладающий многолетним опытом руководитель и дирижер оркестра, Голицын ощущал насколько мало создано произведений для коллективов такого рода, осознавал ограниченность репертуара народных оркестров и необходимость его обновления. Это осознание становилось стимулом композиторской деятельности.
Поначалу музыкантом двигала прагматическая задача расширения репертуара коллектива, с которым он работал. Но затем, в ходе творческого процесса появлялись увлеченность, вдохновение, порождающие произведения, обладающие определенными художественными достоинствами, что, в свою очередь, позволяло произведениям включаться в репертуар учебных и профессиональных музыкальных коллективов, исполняться не только в Кузбассе, но и в Сибирском регионе, становиться частью его локальной культуры.
Одним из исполняемых и пользующихся неизменным успехом у слушателей произведений Г. Голицына стала фантазия «Краснояры сердцем яры» для оркестра русских народных инструментов на темы песен А. Злобина. А. Злобин - член Союза композиторов Красноярского края, автор известных в регионе песен патриотического, гражданственного, лирического содержания. Поводом к созданию фантазии послужил заказ А. Злобина на создание данного произведения к юбилею автора. Согласие Г. Голицына на выполнение заказа обусловлено, по его собственному признанию, желанием воплотить патриотическую тему любви к Сибири и ее людям - основную тему его творчества.
В основе небольшого по объему произведения Г. Голицына лежат четыре песни Злобина: патриотическая «Краснояры сердцем яры», лирическая «Мое колечко», «Парень с Енисея» - песня А. Злобина о себе, и гражданственно-приподнятая «Так работай на нас, Енисей». Пьеса прославляет типичную для 1970-80-х годов романтику трудовых подвигов, любовь к Родине, воплощает типичные для времени чувства и переживания простых людей.
Впервые это произведение было исполнено ОРНИ ДК им. 1 мая г. Красноярска на всесибирском конкурсе народных оркестров и ансамблей им. Б. Феоктистова оно прозвучало в исполнении муниципального ОРНИ г. Междуреченска, в авторском переложении для 4-х баянов фантазия неоднократно исполнялась в г. Красноярске.
Поводом к появлению еще одного произведения, написанного Г. Голицыным в юношеские годы, явилось желание создать произведение для любимого инструмента, баяна. Обладающий исполнительской одаренностью Г. Голицын реализовал имеющуюся у него «виртуозную жилку» как композитор, сочинив в 1974-75 г., в период обучения в Новосибирской консерватории, Концертную пьесу для баяна. Название сочинения - Концертная пьеса, свидетельствует о том, что при его создании автором двигало желание создать блестящее, технически сложное произведение, в котором исполнитель имел бы возможность продемонстрировать уровень своего профессионального мастерства. Основная часть пьесы - воплощение типичного для произведений концертного плана принципа соревновательности между солистом и оркестром, корни этого принципа восходят к далекой эпохе барокко.
Блестящее, виртуозное, яркое произведение Г. Голицына доказало свою жизнеспособность, оно исполнялось профессиональным коллективом - муниципальным оркестром русских народных инструментов г. Кемерово на одном из его юбилейных концертов, не раз звучало в концертах учебного оркестра кафедры народных инструментов КемГУКИ. В качестве солистов выступали и преподаватели и студенты. Пьеса стала частью учебного репертуара, включается в программы государственных экзаменов баянистов, привлекая исполнителей не только техничностью, но и художественными достоинствами. Высокую оценку пьесе, ее эстетическому и профессиональному уровню дал народный артист РФ, профессор, главный дирижер оркестра народных инструментов им. Осипова Н. Калинин.
В композиторской копилке Г. Голицына ряд песен и хоров о Кузбассе, шахтёрской судьбе, родном крае, «Гимн культпросветчиков» на стихи Виктора Туева , пьесы для оркестра русских народных инструментов.
Коллега Г.И. Голицына по кафедре народных инструментов КемГУКИ заслуженный работник культуры России, кандидат педагогических наук, доцент ВАКа Станислав Лукич Афанасьев близок к Геннадию Ивановичу и по месту работы, и по характеру, и по композиторскому творчеству.
С.Л. Афанасьев закончил музыкальную школу в Мариинске, Кемеровское музыкальное училище в классе известного преподавателя по баяну Г.Я. Яненко. Здесь он посещал композиторский кружок, которым руководил сибирский композитор Г. Григоренко. Ещё в студенческие годы Станислав начал писать песни, выступать с ними по радио и телевидению. Закончив заочно Московский институт культуры, он 30 лет работал в Кемеровском институте культуры в качестве преподавателя, заведующего кафедрой народных инструментов, проректором по творческой работе.
Параллельно с институтом культуры Станислав Лукич работает с самодеятельными народными оркестрами и ансамблями ложкарей в ДК Кировского района, в ДК шахтёров. Все эти годы он писал инструментальную и вокальную музыку, последнюю часто на собственные стихи, участвовал в конкурсах кузбасских композиторов. Являлся членом Союза композиторов Кузбасса.
В вокальных сочинениях С. Афанасьева проявилась любовь к Кузбассу, к родному городу, Родине. Таковы песни «Кузнецкий край» на слова Г. Молостнова, «Кемеровчане», патриотическая «Имя гордое – шахтёр». Песни исполняются как самодеятельными, так и профессиональными певцами и коллективами. Заслуженный артист России, солист Музыкального театра Кузбасса им. А. Боброва Евгений Белов в свои программы часто включает песни «Нет, я Вас всё-таки люблю», «Не умолкай, соловушка» на слова Артура Моро, «Романс» на стихи Н. Ленского.
Солистка этого театра Наталья Артухова в концертах с удовольствием поёт песню «Белая берёзонька», романс «Не прожить мне без Вас», где в полной мере раскрывается богатый мелодический дар С. Афанасьева.
В его композиторском творчестве инструментальная музыка представлена пьесами и обработками для оркестра русских народных инструментов. Она показывает, насколько тонко Станислав Лукич знал особенности и возможности инструментов русского народного оркестра. Пьесы написаны очень удобно, его оркестр звучит сочно и полно.
Этот был интеллигентный человек, очень сдержанный в своих эмоциях. Но его музыка говорит о нём намного больше и глубже. Она раскрывает личность, богатый внутренний мир автора. Оркестры народных инструментов включают в свой репертуар «Ноктюрн» С. Афанасьева, который посвящён своей любимой жене Галине Архиповне. Звучание оркестра отличается хорошей сбалансированностью оркестровых партий, широким динамическим диапазоном, яркими тембральными красками.
Обработка русской народной песни «Вдоль да по улице» («Деревенские картинки») поражает слушателей искрометной техникой, для которой, кажется, нет предела, полнотой диапазона звуковой палитры, зримым художественным образом, изысканностью интонаций.
В творчестве С. Афанасьева есть особое произведение - «Поэма». Инструментовка этой пьесы отличается тонкостью и мягкостью. Поэма – жанр, пришедший в музыку из литературы, где раскрываются чувства, излияния автора. Это рассказ о себе от первого лица. Вот и «Поэма» отличается сентиментальностью, лирической печалью, которые сменяются экспрессией и даже некоторым трагизмом. И всё это вместе взятое – сложный и глубокий мир автора. К большому сожалению, не все сочинения кузбасского автора изданы. Произведения С. Афанасьева – украшение любого концерта, любого праздника, любого торжества.
В Кузбассе и за его пределами все громче звучат песни Владимира Михайловича Пипекина. У выпускника Новосибирской консерватории В. Пипекина крутой поворот в творческой судьбе произошел здесь, в Кузбассе. В конце семидесятых он, тогда преподаватель Кемеровского института культуры, руководил вокальным ансамблем Кемеровской птицефабрики. Порой хотелось исполнить что-нибудь такое красивое, задушевное и незнакомое. Пришла мысль попробовать свои силы в композиции. Музыкант обращается к известному кузбасскому поэту М. Небогатову. Началась совместная кропотливая работа над созданием песен. Это было время поисков своего почерка, своего стиля. Вместе они написали ряд добротных песен. Вершиной совместной работы стала песня "Сибирские кедры", посвященная 40-летию Победы.
Свои песни В. Пипекин сочиняет с аккомпанементом баяна, с которым он неразлучен. А одна песня так и называется: "Гармошка голосистая" на стихи В.Голованова. Беспокойный человек, он и соавторам-поэтам не дает скучать. Добрый десяток лет он работал с членом Союза писателей России Валентином Махаловым. Поэт шёл навстречу предложениям автора, но всегда был требователен к поэтическому тексту. "Далеко не все в нашей работе приносило взаимную радость, успех у слушателей, — это уже слова В. Махалова. — Несколько наших песен "вышли в люди". И основную лепту в этот успех, уверен, внес он, Владимир Пипекин, человек одаренный, одержимый, горячо влюбленный в нашу Россию, Сибирь, Кузбасс, талантливое песенное творчество нашего народа. Появилась песня "Снежинка", популярная в своё время в одноименном туристическом поезде, потом — "По-над Томью-рекой", "Рябина" ... В этих песнях много лирики, задушевности, признания в любви к своему краю, сибирской природе». В. Махалов приглашает соавтора на творческие вечера в Союзе писателей, как исполнителя собственных песен. Именно здесь получили "крещение" их многие сочинения.
В творчестве каждого сибирского поэта композитор находит себе наиболее близкое, берет те поэтические образы, которые может претворить в своей музыке. С Ильей Ляховым песни получились живые, темпераментные, связанные с танцевальными ритмами и быстрыми движениями. И сами названия словно ключ от песни — "Хочу танцевать», «Я уезжаю", "Чудо- туесок". Этот творческий тандем был замечен даже на Центральном телевидении.
В лице Виктора Туева композитор нашел единомышленника в области, наиболее близкой себе. Это образы шумной, красочной ярмарки, с ее веселыми забавами. Здесь есть место простонародному говору, искрометной шутке. В песнях слышны голоса зазывал, движения большой людской массы. Наверное, поэтому так быстро и уверенно нашли тропинку к сердцам слушателей " Ярмарка сибирская" и "Горки круты". В дальнейшем композитору удалось использовать и другие невостребованные поэтические возможности этого автора. Завершилась работа авторов над большой сюитой для хора солистов и зазывал "Сибирская ярмарка".
У Владимира Михайловича завязалась добрая дружба с некоторыми хоровыми коллективами области и России, где его песни особенно полюбились. В процессе общения с народными коллективами, женским вокальным ансамблем "Бабье лето" РДК п. Ижморский (руководитель Л.Селезнева) композитор предложил новую лирическую песню "Ижморские девчонки" на стихи уже упомянутого В.Туева. Совместная работа доставила истинное наслаждение. Выучив вокальные партии и исполнив песню, певицы ощутили, как они выросли. А для композитора важно знать, как принимают певцы его музыку. Эта дружба рождала другие песни. В дальнейшем в коллективе появилась новая песня на слова В. Семернина "Бабье лето".
В творчестве В. Пипекина находят свое отражение характерные черты русского народа, его истории, особенности условий жизни,краски окружающей природы, национальные обычаи. Ну какой сибиряк не хочет жаркой бани? Композитор откликнулся на эту тему задорной "Ах ты, баня» на слова А. Потапова. Цeлое разноцветье поэтических образов сибирской природы можно встретить в песнях нашего земляка – «Пoля родные", "Моя черёмуха», "Вьюга", Рябина», «Калина алая" и др. Mелодии их привлекают своей задушевностью, нежностью и грустью. Вы только послушайте очаровательную «Гуси лебеди" на слова И. Сокола! Сколько в ней человеческого чувства, страдании и любви к попавшему в беду другу! Тонкие, красочные переливы напева можно сравнивать с плетением кружев. Эта песня звучала практически во всех уголках нашей страны, с ней творческие коллективы выступают за рубежом (Муниципальный оркестр русских народных инструментов Оренбурга). С другой стороны, песня помогает композитору находить контакты с женскими вокальными ансамблями России. Её прекрасно записала народная артистка РФ Анна Литвиненко и вокальный ансамбль Российского радио "Родные напевы».
Бесценный клад длятворчества композитов — встречи с талантливыми певцами-самородками в фольклорных экспедициях, поездках по области. Именно от них В. Пипекин познает особенности структуры, размера русской и сибирской песни. Русские народные песни В. Пипекин слышал в детстве в своей семье, которая жила в Дальневосточном крае. Полюбились ему простые, задушевные интонации, хитроумные сплетения голосов, ритмическое своеобразие мелодий.Наверное, отсюда идут яркость, образная рельефность его мелодий, необычайная четкость ритма. И, наконец, умело сделанные в музыке повторения наиболее существенных моментов, таких как "Сибирячка-речка", "Это чудо, это чудо-туесок", "Ах, черемуха нарядная", "Бала-бала-балалайка", «Коро-коро-коромыс-лице". Все эти несомненные достоинства сочинений В. Пипекина.
В поездках по Кузбассу он активно занимается исследовательской деятельностью. Свой долг музыканта-исследователя Владимир Михайлович видит в том, чтобы найти и зафиксировать народные мелодии прошлых поколений, чтобы песенная традиция не была забыта и не смогла прерваться. Тесное сотрудничество с Кемеровским областным центром народного творчества и досуга дает ему возможность участвовать в поездках по области в качестве методиста, члена жюри, знакомиться со многими исполнителями народных песен, записывать, публиковать и тем самым сохранять для будущего песенные мелодии. Длительная и кропотливая работа музыканта принесла свои плоды. Им записаны, расшифрованы и уже опубликованы в ряде изданий несколько телеутских, шорских и русских песен. Вышел в свет сборник пятидесяти русских народных песен Кузбасса "Горенка моя". Он адресован, руководителям фольклорных коллективов и просто любителям народной песни, явился хорошим подспорьем, источником пополнения репертуара самодеятельных хоровых коллективов и солистов.
В сборник вошли 35 любовных, семейно-бытовых, солдатских, хороводных, плясовых и шуточных песен. Записаны они были в Гурь- евском, Кемеровском, Беловском и Ленинск-Кузнецком районах. Песни изложены в том виде, как их исполняли народные певцы. Все они могут быть использованы в практике любых коллективов, пропагандирующих народное творчеством. Сборник стал пособием в учебных заведениях при изучении хоровой литературы или хороведения.
В. Пипекин всегда весь в движении, в работе. В фонд Российского радио была сделана запись четырёх новых песен с солистами телерадиокомпании "Останкино". В Ленинске-Кузнецком, в Белове, на родине композитора — городе Райчихинске Амурской области - прошли презентации авторской пластинки «Сибирячка-речка», которая состоялась и в Малом зале филармонии Кемерова и посёлке «Ижморский».
Поистине завидной энергией обладает наш земляк. Судите сами. Ученый совет Кемеровского государственного университета культуры и искусств утвердил его документы и представил их Государственному комитету по высшему образованию на присуждение ученого звания профессора. Издаются сборники композитора, по всей России его песни распевают профессиональные и самодеятельные певцы и коллективы- Гелена Великанова, Валентина Толкунова, Вячеслав Шувалов... Можно было бы остановиться, успокоиться, передохнуть. Кому-то, но только не этому творческому человеку.
По российскому радио не раз звучали самобытные песни кузбасского автора. Его творчеству посвятил целую передачу "Музыкальный теремок", ее вела солистка телерадиокомпании "Останкино" Анна Литвиненко. Были исполнены шесть песен композитора на стихи сибирских самодеятельных поэтов, в том числе кемеровчан В. Туева и В. Переводчикова: "Сибирская ярмарка" и "Рассветы и закаты".
Известная певица не только комментировала песни, но сама их исполняла. Ее чистый, проникновенный голос точно передавал гибкость тонких динамических нюансов, изящество музыкальной фразировки, что в то же время не заслоняло и смысла, словесного текста. А песни оказались самые разнообразные: задушевные с грустинкой, веселые, задорные.
Услышали россияне и голос самого композитора. Он исполнил свою новую шуточную песню "Сибирские страдания". Жанр мужских страданий не нов, но В. Пипекин путем гармоничных, ритмических и метрических находок расцветил песню, сделал ее оригинальной и привлекательной.
Ежегодно Владимир Пипекин, теперь уже член Союза композиторов России, председатель Союза композиторов Кузбасса, заслуженный работник культуры России, академик Петровской академии наук и искусств устраивает авторские вечера в разных городах страны. В прошлом году при полном аншлаге в Музыкальном театре Кузбасса с огромным успехом прошёл подобный вечер. 15 апреля 2013 года в Москве в большом зале Центрального дома работников искусств (уже в третий раз!) кузбасский композитор провёл авторский концерт, в котором показал новые грани своего таланта.
Впервые в программе концерта пели студенты и выпускники трех столичных ВУЗов (Московский Государственный университет культуры и искусств, Московский Государственный музыкально-педагогический институт им. М.М. Ипполитова-Иванова и Российская академия музыки им. Гнесиных) и мастера Российской сцены. В данном творческом вечере прозвучали полюбившиеся песни прошлых лет и совсем новые песни («Горная Шория»на слова А.Ткаченко, «Мы растем, растет Кузбасс»на слова Н.Соколовой), которые написал Владимир Пипекин к данному творческому вечеру.
Проект композитора получил название "Гармони хмель", по названию новой песни на слова В. Семернина. Открывала концерт этой песней студентка МГМПИ им. Ипполитова - Иванова Жаркова Мария, а закрывала – солистка - выпускница МГУКИ, солистка государственного оркестра русских народных инструментов Россия, заслуженная артистка РФ Калашникова Елена. Автор представил на суд москвичей и руководителей художественных коллективов Москвы свои новые песни из сборников "Гармони хмель" и "Березовый храм".
Как отметили руководители кафедр этих вузов, идея собрать студентов нескольких вузов в одном проекте на ведущей московской сцене, а все они лауреаты всероссийских и международных конкурсов, имела успех, и было предложено раз в год проводить в Москве такой вечер.
В своём письме губернатору Кузбасса Аману Тулееву по результатам творчество отчёта В. Пипекина, заместитель председателя Совета директоров специального объединенного российского холдинга «Лидер» В.Н. Гусев отметил, что «музыкальные произведения В. Пипекина включают в свой репертуар знаменитые и популярные исполнители, творчество которых любит Российский зритель, среди них: народный артист России Эдуард Лабковский, народный артист России Михаил Чуев, народная артистка России Анна Литвиненко, заслуженная артистка России Елена Калашникова, заслуженная артистка России Валентина Собанцева, заслуженная артистка России Валентина Готовцева и многие другие исполнители.
Песни Владимира Пипекина исполняют и художественные коллективы Кемеровской области, с которыми композитор работает много лет, героями его музыкальных произведений становятся люди с живой историей области и различных городов России. Мы радостно воспринимаем тот факт, что талантливый кузбасский композитор Владимир Пипекин имеет огромный запас творческих сил для большой пропаганды настоящей музыкальной культуры России».
В Кемерове издано четыре авторских сборника, некоторые песни опубликованы в столичных изданиях, а также в Новосибирске, Иркутске, Красноярске. Сделано около 20 фондовых записей песен в студиях государственного Дома радиозаписи в Москве, которые транслируются по всем каналам Российского радио. Песни кузбасского композитора — в репертуаре Омского государственного хора русской песни, их исполняют многие самодеятельные коллективы в других городах России. Фирма "Мелодия" выпустила авторский диск-гигант В. Пипекина "Сибирячка-речка".
Сложно ещё что-то добавить к этим словам. Возможно только то, что во время творческого вечера в Москве Владимир Пипекин был награжден медалью «За вклад в развитие музыкального искусства».
Имя заслуженного работника культуры России, преподавателя баяна Кемеровского колледжа культурыБориса Михайловича Маркина хорошо известно в Кузбассе.Борис Михайлович — коренной сибиряк, родом из Новокузнецка. На гармони начал играть еще в детстве, подбирая на слух знакомые песни и мелодии. В музыкальной школе №6 Новокузнецка учился по классу баяна. Выучив заданное педагогом П. Дерюшевым, можно было пофантазировать, «побегать» пальцами по клавиатуре, в знакомых пьесах сделать изменения. Это было так интересно и радостно! А заниматься сочинительством мелодий начал он практически с детских лет. Ведь к 12 годам уверенно соревновался с взрослыми гармонистами в заливных переборах. И уже тогда Борис стремился не только точно сыграть мелодию, но внести в нее свои украшения, изменения, одеть мелодию в красивый наряд, чтобы его игра отличалась от других.
Потом — Прокопьевское музыкальное училище, где Борис все больше тяготел к ансамблевой игре. Отмечу большую практическую школу, которую музыкант прошел в учебных дуэтах, трио и оркестре баянов, которым руководил старейший музыкальный педагог Кузбасса И.А. Вотин. За плечами у Б. Маркина Новосибирская консерватория. Учась в консерватории, он занимался переложениями для баяна и для ансамблей баянов. Музыкант с большим вкусом делал тонкие и изящные обработки скрипичных и фортепьянных пьес классиков для ансамблей баянов и оркестра народных инструментов.
Служба в армии не «выбила из седла» музыканта, а лишь прибавила практики в игре на баяне в ансамбле песни и пляски войск МВД. Сложившимся музыкантом Б. М. Маркин начал преподавательскую деятельность в родном музыкальном училище. Особо плодотворным периодом его педагогической и творческой деятельности (1976-1988 гг.) стала работа в Кемеровском музыкальном училище. Здесь важным стало и его участие в популярном педагогическом трио Кемеровского музыкального училища, в программах которого звучали пьесы в аранжировке Б. Маркина.
С1988 года Б. Маркин работает в музыкальной школе. Он первый в Кузбассе начал обучать детей игре на исконно русском инструменте гармони сначала в музыкальной школе №14. а затем в ДМШ №1 Кемерова. Может показаться странным, что профессиональный баянист с консерваторским образованием написал пьесы и сделал обработки народных песен для примитивной, на первый взгляд, «хромки».
Учитывая возможности юного музыканта, Борис Михайлович написал удобные и хорошо звучащие обработки народных песен, которые были и всегда будут популярны в народе. Вот здесь и пригодился его большой личный опыт ансамблевой игры, тонкое чутье импровизатора.
Аранжировки, опубликованные в его сборниках, разнообразны по характеру, фактуре, удобны в исполнении. Известные народные мелодии «Яблочко», «Барыня», «Коробейники», «Семеновна», «Краковяк»и другие обогатились большим количеством оригинальных вариаций, в которых ярко проявились богатая фантазия, неповторимость стиля автора обработок. Б. Маркин, применяя вариационные приемы, не боится подражать и заимствовать у талантливых аранжировщиков, всегда извлекая у них самое ценное иоригинальное. Поэтому многие популярные мелодии современных отечественных композиторов обретают как бы новое звучание.
Хочется отметить прекрасные обработки старинного вальса И. Розаса «Над волнами», так популярного в народе, «Мелодию» В. Зубкова из кинофильма «Цыган», известную песню К. Листова «В землянке», где раскрываются мелодические возможности инструмента.
Б. Маркиным были изданы сборники «Библиотека юного баяниста» и «Я играю» (в содружестве с педагогом-аккордеонистом А. Зленко), а также сборник обработок и пьес для двух баянов и пьесы для трио баянов. Обработки выполнены с хорошим знанием художественных и технических возможностей баяна и гармони. Они предназначены и для начального периода обучения, и для музыкантов с высоким исполнительским уровнем.
Все эти годы Б.М. Маркин пишет музыку не только для баяна или гармони. В его композиторском портфеле песни для голоса и хора, пьесы для домры, ансамблей и оркестров народных инструментов. Его песни «Позабудь свои печали», «Моя Сибирь», «Наш праздник», «Душа России», «Марш бельярдистов» и другие пользуются популярностью в коллективах самодеятельности. А песня «Мой полк» стала визитной карточкой, своеобразным гимном 7-го зенитно-пулеметного полка, бывшие воины которого исполняют ее ежегодно на своих традиционных встречах в столице Кузбасса.
Его обработки, изданные в Кемерове и Новосибирске — «На солнечной поляночке» для гармони и «50 обработок песен и танцев для ансамблей баянов» -прошли апробацию. Популярные классические произведения, произведения отечественных композиторов, танцевальная музыка, сочинения местных авторов исполнялись на конкурсах в музыкальных школах и училищах, звучали в стенах Новосибирской консерватории, а также в репертуаре ансамбля «Кнопочки баянные» (А. Мохонько - Б. Маркин) в передачах областного радио и телевидения. Обработки открывают новую грань творчества музыканта. Назовём старинные русские вальсы, танго, в том числе популярные «Кумпарсита» X. Родригеса, «Парижское танго» К. Брюна, старинный вальс «Царица бала» В. Беккера, обработки русской народной песни «Когда б имел златые горы» и «Цыганской венгерки», молдавского танца «Жаворонок» и другие. И вот прекрасные мелодии, под которые танцевали наши родители, бабушки и дедушки, согретые фантазией Б. Маркина, вновь звучат со сцены или с голубого экрана.
Его сочинения созданы богатой фантазией и вдохновенными пальцами автора, выполнены на высоком профессиональном уровне с глубоким знанием художественных и технических возможностей инструментов. И таким образом многие популярные мелодии и песни получили как бы «новые одеяния», в них автор вдохнул новую жизнь. Эти сборники, при отсутствии издания подобной нотной литературы, как воздух нужны учащимся музыкальных школ и училищ.Обработками Б. Маркина заинтересовался заслуженный артист России, известный домрист А. Цыганков, включивший их в свой репертуар.
Углубленное изучение музыкального материала, помноженное на талант импровизатора, приносит прекрасные результаты. Оригинальные пьесы Б. Маркина «Веселый рыбак», «Мелодический вальс», «Лирический вальс» написаны профессионально, учитывают специфику национальной музыки и возможности баяна.
Чем же отличаются, чем привлекают внимание пьесы и аранжировки кузбасского автора? В первую очередь, они требуют виртуозного владения инструментом: блестящей техники, чёткого исполнения широких аккордов по всей вертикали, выверенного исполнения полиритмических оборотов, выразительных подголосков и т.д., то есть прекрасного владения всеми средствами технического арсенала.
В то же время решение всего комплекса технических задач дает возможность наиболее полно выразить характер и образный строй оригинальных сочинений классиков (Н. Паганини «Карнавал в Венеции»), почувствовать и услышать его «видение» народных мелодий (русская пляска «Яблочко»), пьес отечественных композиторов (А. и Ю. Пудовых «Русская кадриль», М. Обычайко Старинный вальс «Тоска», В. Дмитриев Танго «Вечер») Аранжировщик глубоко вживается в строй инструментуемой музыки,ощущает её как часть своей души и жизни. Слушаешь обработки Б. Маркина и кажется, что сама мелодия рвётся из сердца их творца, захватывая и унося слушателей в свой художественный мир.
Авторские работы Б. Маркина вызывают большой интерес в музыкальных кругах Кузбасса. Сборники - хорошее подспорье в работе по овладению народными инструментами, помогают решить проблему репертуара для ансамблей баянов. А певучий голос гармони все громче звучит в городах и селах Кузбасса.
За свою творческую жизнь музыкант написал 20 сборников, сочинил выше 100 песен и 20 авторских пьес, более 150 аранжировок для баяна и гармони, произведения для оркестра народных инструментов, которые с успехом исполняются самодеятельными и профессиональными певцами, инструментальными и хоровыми коллективами.
...Идут годы, слагаются новые песни, школу Маркина оканчивают уже гармонисты и баянисты нового поколения, рождаются новые планы. Свои знания, свой богатейший опыт, свой талант музыканта Маркин щедро отдает людям. И в этом видит смысл своей работы, своей жизни.
Песни преподавателя Кемеровского областного колледжа культуры, заслуженного работника культуры РФ Владимира Александровича Крайнева широкоразлетелись по городам и весям нашей страны. Владимир Александрович родился в селе Краснинском Промышленновского района. Вся его деятельность, творчество обращены к людям, к их сердцам и чувствам. Он педагог, исполнитель, композитор. Его песни по характеру различны – лирические, задорные и шуточные. Но всех их объединяют искренность, мелодичность, самобытность.
В детстве Володя на гармони учился сам, по слуху. Азам на трехрядном баяне Володя обучался у первого деревенского музыканта – Н. И. Воеводина. А потом была учеба в Кемеровском культурно-просветительном училище. Служба в рядах Советской армии оторвала от учебы на два года. Уйдя в запас, В. Крайнев оканчивает училище, и его, как одаренного выпускника, оставляют работать в альма-матер. Потом институт культуры... И вот уже около 40 лет Владимир Александрович работает в Кемеровском колледже культуры и искусств в одной должности – преподавателя по классу баяна.
Наверное, в работе над песней в классе и зародилось желание сочинять самому. Сначала попробовал писать песни на свои стихи. Выросший в русском селе, воспитанный на русской песне, он не может мыслить иначе, как ее интонациями. Не суть важно, быстрая она или медленная, написана для хора или солиста. Песни В. Крайнева доходчивы, легко запоминаются, в то же время имеют подлинную художественность музыкального и поэтического содержания. Назовем лишь некоторые, получившие признание слушателей: «Над Россией моей», «Поет тальяночка», «Заманиха», «Кузбасс и Россия» и другие.
В его классе, наряду с произведениями современных авторов для баяна, звучат и собственные пьесы педагога: «Веселые горки», «Интермеццо», «В ритмах танца», этюды и обработки русских народных песен и др.
В программе ансамблей «Златозорье» и «Русское подворье», которыми он руководит, часто звучат его авторские песни. Каждая песня в исполнении студенческих вокальных ансамблей имеет неповторимый мелодический рисунок, богато «одета» ажурным аккомпанементом.
Наверное, неслучайно, еще не опубликованные, они стали исполняться в любительских коллективах Кемерова, затем зазвучали в селах Кузбасса, а далее – на Алтае, в Хакасии... Песни начинающего композитора отправились в полет. Много совместных работ у композитора с бывшим руководителем хора русской песни Вагановского СДК, заслуженным работником культуры России В. Ашурковым. Послушайте, о чем говорят сами названия песен: «Метель шальная закружила», «Половодье», «Ах, Ванечка!», «Льется песня»... Удачны, на мой взгляд, песни на стихи Т. Полухиной, И. Фроловой, И. Лысцова, Н. Яночкиной, М. Карбышева, Н. Чиркова. В активе композитора свыше ста песен. Гордостью музыканта является то, что большинство из них исполняется.
Сочинения Владимира Крайнева близки русской народной песне. Это выражается и в красивой, выразительной мелодии, и в характерных гармонических оборотах, и в общем стиле музыкального языка.
Часто автор использует в своих песнях шуточные и плясовые тоны народных попевок, элементы устного говора или на уровне вариаций объединяет баянную и хоровую стилистику, например «Обелиски» на стихи И. Румянцевой, «Святая память» на слова В. Ашуркова.
В песнях нашего земляка всегда ощущаешь искренность, задушевность, трепетность. Поэтому понятна и ответная реакция слушателей на их исполнение. Здесь и лирические распевные песни, и частушечные задорные мелодии, порой незаметно переходящие на минор: «На печи сижу», «Цветы мои, мелодии мои», «Гармонь на улицу зовет», «Ах, деревня!» и другие.
Специально для промышленновской певицы – звезды района Ирины Берчук композитор написал несколько песен. В ее исполнении особенно выразительно звучат песни Н. Чиркова «Деревенские вдовы», «Гаданье на ромашках» и многие другие. В Плотниковской школе в день трагедии в Беслане включают песню Крайнева «Прощайте, ангелы, прощайте». Эта песня трогает душу драматизмом, пронзительным взрывом эмоций, своей беспощадной откровенностью. В телеграмме от главы Республики Северная Осетия (Алания) Т. Д. Мансурова, направленной губернатору Кузбасса А. Г. Тулееву, особые слова благодарности выражены композитору Владимиру Крайневу и поэту Николаю Чиркову за песню «Прощайте, ангелы, прощайте». Т.Д. Мансуров выразил уверенность, что эта песня станет действительным призывом к миру без жестокости и насилия.
В чем секрет большой популярности песен Владимира Крайнева? Я бы на этот вопрос ответил так: его песни очень разнообразны – одни мелодии привлекают искренней задушевностью, распевностью, нежностью. В других иное настроение – задор, молодецкая удаль, темперамент. В его песнях прослеживаются оригинальность мышления, богатство фантазии, глубина проникновения в музыкальный образ.
Руководители любительских коллективов часто обращаются к нему с просьбой выслать ноты песен. Поэтому областной Центр народного творчества и досуга Департамента культуры Кемеровской области издал сборники песен Владимира Крайнева «Половодье», «Над Россией моей», «Хорошо гармонь играет», «Родной напев», «А гармонист играл», «Разверни меха певучие», в которые включены песни о любви, родной земле, деревне, России. В Кузбассе выпущены несколько дисков («Кузбасс и Россия», «Мой город, тебе эту песню поем», «Лучшие песни о шахтерах»), в которых звучат и песни нашего земляка.
Разносторонняя и активная творческая деятельность видного кузбасского педагога и композитора не остается незамеченной. В его послужном списке дипломы различных фестивалей и конкурсов. Ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ».
У Владимира Александровича Крайнева большие планы на будущее, и верится, что эти планы вполне осуществимы, так как в основе их – огромное трудолюбие, любовь к своему делу, композиторский талант.
Член Союза композиторов Кузбасса, заслуженный работник культуры России В. А. Крайнев находится сейчас в прекрасной творческой форме, в расцвете сил. Песни его знают не только в Кузбассе, но и в стране и за границей. Замечательно, что на нашей Кузбасской земле вырос и трудится такой талантливый музыкант, педагог и композитор!
Педагог, композитор, концертирующий музыкант, публицист, дирижёр оркестра, педагог, ученый-исследователь, организатор и руководитель самодеятельных коллективов - эти определения по праву принадлежат кандидату педагогических наук, профессору, заслуженному работнику культуры России Мохонько Анатолию Павловичу[1].
Если рассказать о нем только как о педагоге или руководителе известного и популярного хорового коллектива Хора советской песни, это значит ничего не сказать, поскольку Анатолий Павлович успевает еще очень многое и при этом, как говорится, все делает со знаком качества.
После окончания Кемеровского музыкального училища, А. Мохонько служит в ансамбле песни и пляски войск МООП. Работая с хорами, он пишет ряд песен, которые исполняются армейским ансамблем: «Рота стройная идёт», «Ждут солдат невесты», «Пусть снежинки падают», «С добрым утром», «Как из армии вернусь»...
Уроки по композиции во время учебы на факультете народных инструментов Новосибирской консерватории у известного сибирского композитора А.Ф. Мурова не прошли даром. Живой творческий импульс постоянно сопутствует деятельности А. Мохонько и в разные периоды неизбежно прорывается композиторским озарением. Во время учебы в консерватории сочинены произведения для народного хора и голоса. Участие в Первом и Втором конкурсе композиторов Сибири стали хорошим стимулом для начинающего автора. Его песни заняли третье место после тогда уже известных композиторов России – Юрия Корнакова и Захара Бляхера.
По окончании консерватории А. П. Мохонько работает в Прокопьевском музыкальном училище преподавателем по классу баяна. Параллельно Анатолий Павлович успешно работает дирижером училищного симфонического оркестра. Не каждая изданная партитура подходила под студенческий оркестр. Необходимо было переписывать партитуры, приспосабливать под свой оркестровый состав или писать новую оркестровку. Так, пьесе «Импровизация» для скрипки и фортепиано Д. Кабалевского была написана партитура, для рецензии выслана композитору, который немедля ответил: «Инструментовка сделана профессионально, близко к тексту автора. Думаю, она будет звучать хорошо». Увлеченность симфоническим оркестром снова привела А. Мохонько в стены Новосибирской консерватории, где он учился на оперно-симфоническом отделении в классе народного артиста СССР Арнольда Каца.
В свое время в Прокопьевске большим успехом пользовался детский хоровой коллектив «Школьные годы», руководимый А. Мохонько. Не отсюда ли у него возникло такое тонкое знание возможностей хора? Уже в то время он делал хорошо звучащие и удобные переложения и аранжировки для детского хора. Исходя из возможностей певцов-любителей, приспосабливал песни пионерского репертуара для своего коллектива. Так возникли переложения для детского хора кантаты «К солнцу» и трио из оперы «Волшебная флейта» В.А. Моцарта, а также «Поэма» Ф. Фибиха и ряд других произведений, которые с успехом исполнялись на концертах.
После окончания оперно-симфонического факультета Новосибирской консерватории Анатолий Павлович был приглашен в Кемеровский институт культуры на должность заведующего кафедрой духовых и эстрадных оркестров. Для работы с хоровыми коллективами им созданы оригинальные аранжировки инструментальных произведений зарубежных композиторов. Отдельные произведения А.П. Мохонько издавались в Новосибирске, публиковались в периодической печати. В Кемерове издан авторский сборник песен и аранжировок издательством «Кузбассвузиздат». Название сборника очень мелодично — «Струны сами говорят». Певучи и заголовки песен: «Поет весна», «Вы просторы мои», «Наш парень сибиряк». Многие песни посвящены девичьей доле: «Девичий ленок», «Мечта моя, мечта», которые звучали в передачах областного радио.
Стихи для песен А.П. Мохонько выбирает задушевные, сердечные. Среди авторов стихов и выдающиеся поэты — Р. Казакова, В. Пухначев, и скромные труженики - А. Ребесков, В. Туев. Композитор тонко чувствует поэзию и ему удается достичь полного слияния музыки и текста. Мелодиям многих песен присущи распевные, лиричные интонации, близкие народным; есть здесь и зажигательные, задорные ритмы и темпы.
Всем песням свойственен оптимизм, эмоциональная открытость. Профессионализм автора проявляется в его знании возможностей певческого голоса и аккомпанирующих инструментов (баяна и фортепиано), а также в том, что песни исполнительски удобны, доступны и это особенно важно для самодеятельных артистов, которым и посвящается настоящий сборник.
Композиторская фантазия, увлеченность музыкальными шедеврами, помогли, автору переложить «на голос» инструментальные мелодии зарубежных композиторов.
Оригинальный пласт – джазовые композиции для фортепиано. Их в сборнике две. Яркую джазовую окраску, редкую для хорового исполнительства, имеют аранжировки фортепианных пьес К. Бейсси «Танцующее яблоко» и регтайм Тома Терпина «Сент Луис». Они отличаются ритмической определённостью, ясностью формы, четкостью деталей, красивым и выразительным контрапунктом. Учитывая художественные и технические возможности академического хора, аранжировщик всё обдумал, точно рассчитал, как говорится, «пропустил через голову». Хористам предлагается пьесы спеть без слов на шутливые слоги, использовать удары в ладоши, а также другие изобразительные приемы.
Популярные песни – «Рыжик» Б. Климчука, «Садовник» Ю. Тугаринова, «Хромой король» З. Бляхера и другие в аранжировке А. Мохонько зазвучали свежо и оригинально.
В сборник включены произведения из репертуара хора «Школьные годы» и это не случайно. Для именитого прокопьевского коллектива писали известные композиторы. Не все их сочинения, имеющие большую ценность в художественном отношении, опубликованы. Автор сделал удобные переложения. И теперь, при дефиците репертуара для детского хора, опубликованные произведения позволят и разнообразят концертные программы этих коллективов.
Пьеса Ж. Ибера «Маленький серый ослик» в аранжировке А. Мохонько исполнялась студенческим академическим хором КГИИК. При отсутствии текста, пришлось исполнять, так называемый приём «скэт». Кемеровский поэт В. Туев написал на музыку популярной фортепианной пьесы стихи, и теперь детский репертуар пополнился прекрасным произведением. Поэт заново написал текст к одной из частей кантаты, написанной для хора «Школьные годы» З. Бляхера. Этой музыке дана возможность вновь звучать с эстрады, радуя слушателей богатством гармоний и мелодий.
Аранжировки популярных мелодий в стиле «ретро» - «Осенний сон» А. Джойса, «Парижское танго» К. Брюна и «Прощальный вальс» Л. Рида и Б. Мейсона – эти и большинство других произведений сборника с успехом исполнялись учебными, самодеятельными и профессиональными хорами
Сочинения А. Мохонько востребованы. Отдельные песни и аранжировки, опубликованные в сборнике, нашли своих исполнителей и в самодеятельности, и в академических коллективах. Пьеса К. Бейсси «Танцующее яблоко» исполнялась Камерным хором Кузбасса в сопровождении Губернаторского симфонического оркестра, пьеса «Маленький серый ослик» Ж. Ибера - по областному телевидению хором студентов Кемеровского института культуры. В классическом стиле выполненная аранжировка возвышенно печального «Лярго» из скрипичной сонаты А. Верачини представил на смотре детский хор «Алые паруса» Дома творчества Ленинского района г. Кемерово. Песня «К милому другу» была исполнена на телевизионном конкурсе народным хором ДК завода шахтной автоматики г. Прокопьевска под руководством М. Талалайкина, а также вокальным ансамблем «Нежность» народного коллектива Хора советской песни (Кемерово) в сопровождении оркестра русских народных инструментов Кемеровской областной филармонии им. Б. Штоколова.
Аранжировки А. Мохонько всё чаще звучат с концертной эстрады, со сцены клубов и Дворцов культуры, областной филармонии. С успехом исполняются и на экзаменах по дирижированию хором в специальных учебных заведениях. Художественные достоинства аранжировок несомненны. Во-первых, обращает на себя внимание строгое и вдумчивое отношение аранжировщика к композиторскому замыслу, к стилистике произведений. Подкупает чистота и уравновешенность ансамблевого звучания, многоплановое использование вокальной техники, внимание в равной степени, как к музыке, так и к слову.
Красноярское издательство «Буква Статейнова» в 2012 году выпустило в свет сборник «Современные песни Сибири и Дальнего Востока», в который вошли и сочинения кузбасского автора. Среди них выделяется широким распевом, выразительной мелодикой лирико-патриотическая песня А. Мохонько «Офицеры России» на слова Леонида Попка.
Произведения члена композиторов Кузбасса, заслуженного работника культуры России, профессора А. Мохоньконеизменно находят теплый, благодарный отклик. Сочинения А. Мохонько помогают хормейстерам, солистам, хоровым коллективам обогатить свой репертуар яркими, искренними произведениями, согревающими душевным теплом и исполнителей, и слушателей.
Так уж повелось, что своих, кузбасских композиторов пoрой не знают даже специалисты. Не говоря уж об авторах музыки, сопровождающей танцы. Их фамилии ведущие концертов часто даже не упоминают. Потому имя Анатолия Алексеевича Феденева почти ничего не говорит любителям музыки. Но о нём говорить интересно и легко, ибо это такой музыкант, гармонично соединяющий в себе мастерство исполнителя-инструменталиста и профессионализм концертмейстера, способности музыкального руководителя творческого коллектива и композиторский талант.
Музыкальная биография А. Феденева самая традиционная. Анатолий Феденев родился в селе Большая Буконь Кокпектинского района Семипалатинской области. После окончания Усть-Каменогорского музыкального училища по классу баяна он поступает в Кемеровский государственный институт культуры. Всё то, что было даровано А. Феденеву от природы, он развил в себе за годы учения и преумножил за время многолетней работы. Завершив обучение в 1979 году, он остается работать в институте, неразрывно связав свою творческую деятельность с кафедрой хореографии и ансамблем «Молодой Кузбасс». Являясь концертмейстером и музыкальным руководителем оркестра народных инструментов хореографического ансамбля, А. Феденев создает собственные аранжировки народных песен и танцевальных мелодий.
Желание сочинять у А. Феденёва возникло еще в музыкальной школе, не покидало оно и в музыкальном училище. Композиторское творчество - это отдельная область многообразной деятельности Анатолия Алексеевича. Учась в Кемеровском институте культуры, Анатолий Феденев жадно впитывал знания, которые применяет сейчас на практике. Уделял особое внимание музыкально-теоретическим дисциплинам, искусству инструментовки, запоминая все, что рассказывал ему Г. И. Голицын.
Именно процесс композиторского творчества становится для Анатолия Феденева своеобразным «маяком», ориентиром, который ведет по жизни, а ряд созданных сочинений выстраивается в цепь событий, знаменательных и счастливых как для самого автора, так для исполнителей и благодарных слушателей. Примечательно, что его первая крупная композиторская работа стала востребованной и получила известность за пределами нашего региона.
Такой работой, получившей известность не только в городе и области, но и за её пределами стала Увертюра «Ритм трудового Кузбасса». В 1985 г. В Москве (на ВДНХ) проходил Всероссийский конкурс хореографических коллективов «Ритмы пятилеток», на который был приглашён и хореографический ансамбль Кемеровского государственного института культуры. По замыслу режиссера-постановщика зрелище должно было открываться хореографической композицией «Ритм трудового Кузбасса».
Постановку поручили кафедре хореографии института культуры, где в то время набирал силы молодой ансамбль «Кузбасс». Замысел был ясен по самому названию. Но где взять необходимую музыку? Чтобы звучала она не плакатно, чтобы сибирская народная удаль слышна в ней была, и в то же время необходим современный ритм, дающий балетмейстеру В. Милованову свободу пластической выразительности. Концертмейстер Анатолий Феденев решился написать свою музыку. Написал и, как говорится, «попал в яблочко».
Увертюра «Ритм трудового Кузбасса» была записана в 1986 году на диск-гигант фирмы «Мелодия» под названием «Мелодии земли Кузнецкой», куда вошли еще три произведения Феденева, написанные чуть позже, - «Сибирская праздничная», «Зимние забавы», «Сибирский лирический», где композитор предельно точно чувствует природу народной хореографии (постановка А. Палилея). В мелодии «Сибирского лирического» использованы народные темы, музыка воистину согрета теплом сердца, чувством чистой доброй любви.
Через год увертюра «Ритм трудового Кузбасса» прозвучала в Москве в Кремлевском дворце съездов на Втором фестивале народного творчества РФ в исполнении Государственного оркестра русских народных инструментов им. Н. Осипова под руководством народного артиста РФ Н. Калинина. Таким образом, произведение, имеющее первоначально прикладное назначение, созданное как музыка к хореографической композиции, обрело самостоятельность и теперь нередко звучит в качестве своеобразного музыкального символа нашего региона. Эта музыка звучала во многих концертных залах крупных культурных центров страны и за рубежом, где гастролировал ансамбль «Кузбасс». Однако автор этих зажигательных танцевальных мелодий ни разу не проснулся знаменитым. Зрителям, аплодировавшим стремительному танцу, мастерству исполнителей и постановщика, наверняка и в голову не приходило, что играющий в аккомпанирующем ансамбле музыкант и есть тот самый композитор — автор «Ритма»...
«Ритм трудового Кузбасса» становится точкой отчета, мощным началом творческого пути Анатолия Феденева как композитора. За этой работой следуют другие сочинения - «Деревенская картинка» для оркестра русских народных инструментов, Фантазия для баяна с оркестром на тему русской народной песни «То не ветер ветку клонит», пьеса «Ноктюрн» для ансамбля русских народных инструментов, «Сюита в старинном стиле» для трёх баянов.
Пьеса «Вдохновение» подсказана композитору творчеством Поля Мориа. Но и в жанре эстрадной музыки Феденев нет-нет да и остается верен народной интонации, то есть остается самим собой — музыкантом, преданным русскому народному творчеству, верным его традициям.
Сюита «Ой ты, Русь моя» А. Феденёва была создана в 1998 году. Замысел сюиты родился во время поездки по историческим местам Новгородской земли, каждая пядь которой вызывает у русского человека ассоциации с легендами и с историческими событиями дали толчок фантазии композитора. Программная сюита А. Феденева, получившая певучее былинное название «Ой ты, Русь моя», в которой название и содержание каждой из трех частей связано с конкретным образом, привлекшим внимание композитора в его путешествии. Жанр произведения предполагает наличие нескольких самостоятельных частей. Однако по замыслу А. Феденева части его произведения - единое целое.
Стиль музыки - зеркало индивидуальности композитора. В этом произведении, пожалуй, с наибольшей полнотой, глубоко раскрылась творческая индивидуальность А. Феденева. Отметим ещё одну примету произведения - простоту музыкального языка, что можно понимать как осознанный ориентир автора на демократичного слушателя.
Сюита «Ой ты, Русь моя» прочно вошла в музыкальную жизнь Кузбасса и окружающих регионов. В Кузбассе она исполнялась муниципальным оркестром народных инструментов г. Кемерово с дирижёрами Геннадием Голицыным и Светланой Юдиной, а также оркестром русских народных инструментов Новосибирской филармонии под руководством народного артиста России Владимира Гусева, звучала в юбилейных концертах Усть-Каменогорского музыкального училища, включена в репертуар оркестра Томского колледжа культуры, многократно исполнялась в Кемерово оркестром русских народных инструментов государственной филармонии Кузбасса им. Б. Штоколова. Каждая интерпретация, каждое прослушивание произведения открывают новые грани красоты и смысла этого самобытного произведения.
Знаменательными событиями музыкальной культуры г. Кемерово стали авторские концерты А. Феденева, которые прошли в Государственной филармонии Кузбасса, концертном зале областного училища культуры и концертном зале КемГУКИ.
Последняя композиторская работа в инструментальном жанре Фантазия на русскую народную песню «Калинка» для оркестра русских народных инструментов. Казалось бы, все уже написано, все сказано, все что можно уже извлечено из этого гениального творения русского народа. Однако для А. Феденева до боли знакомая «Калинка» становится источником вдохновения. С присущей композитору искренностью и непосредственностью высказывания, он находит в этой песне свежие краски, придает ей необычное звучание.
К сожалению, немногие сочинения Анатолия Алексеевича изданы. В 1997 году вышел его первый сборник «Щегловские игрища: музыкальные рассказы сибиряка», куда вошли шесть новых и прошлых танцевальных миниатюр и увертюра «Ритм трудового Кузбасса». Это действительно рассказы, яркие музыкальные новеллы, такие как «Сибирская праздничная», «Пришла весна», «Кулачный бой», «Зимние забавы»... Автор сборника хорошо знает песенное, музыкальное и танцевальное наследие русских сибиряков. О нём часто говорят: «Он – музыкант от танца». Вслушайтесь в «Сибирский лирический» и вы увидите негу, чистоту отношений любящих. Пофантазируйте вместе с автором «Ритм трудового Кузбасса», и вы увидите страну-стройку, созидающую, работающую, а «Зимние забавы», «Щегловские игрища» несомненно, заставят вас почувствовать русскую душу, её разбитной характер, неудержимую удаль.
Анатолий Феденев становится сотоварищем балетмейстера- постановщика, музыкой своей подсказывая и сюжет, и настрой будущего танца. В его мелодиях — добрая душа сибиряка, здесь видятся картинки родной природы, узнаются русская удаль и российская грустинка. Позже был издан авторский сборник партитур для русского народного оркестра «Ой ты, Русь моя».
На сегодняшний день А. А. Феденев - автор около 30 произведений, среди которых на первом месте - инструментальная музыка - ансамблевая, оркестровая, крупные формы и танцевальные миниатюры к хореографическим композициям. Обладая способностью сочинять напевные лирические мелодии, композитор обращается и к области камерно-вокального творчества. Им написаны три романса на слова В.Туева «Мы встретились с тобой», «Пришла весна», «Когда ты со мной». Его песни исполняются любительскими хорами Кемеровского района: «Любимая земля» и «Победная весна» на стихи В. Комонова, «Город мой» на стихи С. Девяткиной.
За свою трудовую и творческую деятельность член Союза композиторов Кузбасса А.А.Феденёв имеет награды. Только за последние годы он получал Почётные грамоты Коллегии Администрации Кемеровской области по итогам Областного фестиваля-конкурса самодеятельных композиторов «Кузбасс – моя необходимость», «Песни Кузбасского сердца», посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной Войне.
Новокузнецк дал Кузбассу и стране немало творческих личностей.Среди них - музыканты, журналисты, поэты и, конечно, баянисты-композиторы. Один из них-Алексей Васильевич Толстых.Первое своё специальное образование он получил не по баяну,он закончил музыкальное отделение (хоровое дирижирование) Новокузнецкого педагогического училища с квалификацией «учитель пения в средней школе, хоровой дирижёр». Но душа тянулась к любимому инструменту. В педучилище, конечно, он проходил «общий баян» - так называлась дисциплина. Но этого было явно недостаточно. И Алексей, получив диплом о среднем образовании, работает в педучилищах Киселёвска и Новокузнецка, но много времени отдаёт занятиям по баяну.
После армии, в 1966 году, подготовил сложную программу, поступил в Новосибирскую Государственную консерваторию им. М.И. Глинки на заочное отделение факультета народных инструментов по классу баяна. Закончив её, получил диплом о высшем специальном образовании по квалификации – преподаватель, концертный исполнитель.
Писать для баяна начал ещё учась в консерватории. Этому способствовало то, что в 60-х годах оригинальной литературы для баяна было мало. В основном исполнялись переложения произведений для других инструментов, что на готовых баянах не всегда звучало полноценно, тем более что выборная клавиатура на баяне только начала получать распространение в педагогической и концертной практике. Сочинению способствовало и то, что им была получена хорошая теоретическая подготовка в училище.
В 1974 году в Новокузнецке открылось музыкальное училище (сейчас «Новокузнецкий колледж искусств»), где А.В. Толстых работает с первого дня открытия и сейчас продолжает свою плодотворную деятельность.
У Алексея Васильевича удивительное сочетание таланта педагога, исполнителя и композитора. Его произведения прошли многолетнюю апробацию в педагогической и концертной практике.
Авторские работы А. Толстых отличаются яркой эмоциональностью, тонким музыкальным чутьём, глубиной постижения музыкального образа. В числе таких произведений можно назвать «Песню без слов», «Кадриль кузнецкую», «Прогулку», «Деревенский гавот», «Польку», «Романс».
Работая в педучилищах, Алексей Васильевич пишет музыку для обучающихся. Его этюды, этюды-экспромты написаны на различные виды техники, укладываются в общепринятые нормы, не преступая грани хорошего вкуса, и у исполнителей получают высокие оценки. Авторские пьесы А. Толстых небольшие по размерам, но каждая из них имеет свой яркий музыкальный образ. Пьесы доступны для исполнения, по силам для начинающих. Таковы части из Сюиты для баяна – «Незатейливая кадриль», «Мазурка», «Марш», «Молдавский танец», «Скерцино», «Школьная полька».
Нарядны и по-своему оригинальны обработки А. Толстых. В этом ряду можно назвать песни Матвея Блантера «Моя любимая» и «В лесу прифронтовом», русскую народную песню «Выйду я на улицу», популярную «Подгорную». Помимо экспрессии и особой насыщенности, каждый звук, каждая нота приобретает здесь особую значимость и объёмность.
Пьесы и обработки новокузнецкого музыкального педагога популярны в среде исполнителей на баяне. Поступающие в специализированные вузы страны в свои программы включают произведения А.В. Толстых. Его пьесы звучат с концертных площадок в Украине (г. Бердянск), Башкортостане, (г. Салават и г. Уфа), Алтайском крае (г. Рубцовск). На сегодняшний день выпущено уже три авторских сборника композитора. Произведения А. Толстых исполняются на конкурсах различного уровня – от городских, региональных до всероссийских и международных, где участники получают звание лауреата.
Есть на свете неуспокоенные люди. Они постоянно работают, ищут, но не изменяют себе. И своей профессии также не изменяют. Таков Сергей Николаевич Федин. Оставаясь творцом, он хочет донести до других своё понимание мира и понимание роли искусства в этом мире. Он пишет произведения для баяна, потому что это ещё один из самых действенных способов говорить о жизни и о судьбе.
Федин С.Н. окончил Новосибирскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки в 1976 году по классу баяна. И с той поры (38 лет) работает в Кемеровском институте культуры (академии, университете). На кафедре ведет индивидуальные занятия по специнструменту (баян, аккордеон), групповые занятия по ансамблю русских народных инструментов, дипломные работы, лекционные по предмету «Основы импровизации».
Сергей Николаевич опубликовал 8 научных и 7 учебно-методических работ. Композицией педагог начал заниматься по мере того, как стал углублённо изучать природу исполнительского искусства. При очень слабом нынешнем нотном обеспечении работать в классе специального инструмента было очень сложно. Нужны были пьесы, этюды, которые бы формировали навыки и умения, основанные на современных исполнительских приёмах игры на инструменте.
За годы работы на кафедре Фединым С.Н. написано более 20 произведений, среди них этюды в форме пьес. Этюды написаны на овладение различными видами техники, исполнение которых способствует формированию навыков исполнения интервальных последовательностей. Творческие устремления С. Федина вписываются в современную музыкальную эстетику, с характерным «концертным бумом», тягой к игровому инструментальному исполнительству.
Произведения С. Федина исполняются не только на конкурсах и фестивалях, но и в классе специального инструмента. В 2005-м году был издан авторский сборник этюдов для студентов 2-3 курсов по специальному инструменту. Благодаря этим этюдам значительно повышается художественный уровень исполнительской техники обучающихся, растёт их виртуозность. Опубликован авторский учебно-репертуарный сборник «Сюиты для баяна». Им написана музыка к танцам для хореографического коллектива «Кузбасс» Кемеровского института культуры. Произведения С. Федина способствуют усвоению художественных традиций русского музыкального искусства и формированию эстетического вкуса. Эти сочинения получают достойное и заслуженное признание.
В сочинениях С.Н. Федина все вроде очевидно: ясность формы, завидная композиторская техника, фактурно четкое осмысление. А начинаешь играть — и в какой-то момент ощущаешь своего рода непонимание подтекста сочинения, чувствуешь необходимость новых знаний для освоения интонационного пространства. Чтобы познать баянную интонацию можно только при одном условии — играя и анализируя то, что написано именно для баяна.
Выскажу предположение, что развитие специфического баянного мышления, интонационный язык С.Н. Федин в достаточной мере изучил и освоил. Умный слог во все времена истории был труден для современников, но становился понятен последующим поколениям.
С.Н. Федин глубоко прочувствовал и развивает свое слышание баяна как инструмента со своей специфической, ни на что не похожей звуковой природой. У него есть и простые, легко доступные сочинения: «Шутливый танец», «Пикантная кадриль», «Полечка для Верочки», Сюита «Подражание русскому фольклору». Это также свойственно его композиторскому кредо.
Федин опирается на самое основное в музыкальном искусстве — интонационное познание природы звука, тембра, выразительные возможности инструмента. Ярко просматривается эта линия, в частности, в «Пьесах для баяна». Там нет просто красивеньких пьесок, но каждая из них вносит новое интонационное ощущение, обогащая творческую фантазию исполнителя, его истинно баянное мышление.
В своих сочинениях С.Н. Федин развивает классическое направление баянного исполнительства, а самое важное — поставил цель сделать баяниста наконец-то баянистом, а не полу-пианистом, полу-органистом, полу-скрипачом... Надо полагать, что таким и будет баянист со временем. Своим творчеством он прокладывает глубокую дорогу к этому будущему. Его музыкальные сочинения для баяна еще не обрели большой известности и признания, они требуют дальнейшего изучения и популяризации.
Композиторская деятельность С. Федина не раз отмечалась дипломами лауреата международного конкурса им. И.И. Маланина в номинации «Композитор-исполнитель». С.Н. Федин - музыкант, исполнитель, педагог, энтузиаст, одержимый желанием беспрерывно пропагандировать исполнительство на баяне. За многолетний творческий труд и большой вклад в развитие культуры и массовых коммуникаций Сергей Николаевич Федин награждён Почётной грамотой Министерства культуры РФ и Российского профсоюза работников культуры, Почётной грамотой Президиума федерации профсоюзных организаций Кузбасса.
Из плеяды молодых кузбасских композиторов выделяется Алексей Геннадьевич Лопатин.Онродился 14 марта 1980 года. В 2002 году окончил отделение народных инструментов Кемеровского областного училища культуры, в 2008 голу — Кемеровский государственный университет культуры и искусств по специальности «Народное художественное творчество». С1996 года работает концертмейстером народного клуба «Играй, гармонь» при МАУ «Культурный центр».
В 2002 году А. Лопатин вошёл в десятку лучших гармонистов России. Он является постоянным участником телепередачи «Играй, гармонь». Принимает активное участие в городских, областных, всероссийских, международных фестивалях и конкурсах. Неоднократно становился лауреатом и дипломантом как исполнитель, концертмейстер, вокалист и композитор.
В 2008 году А. Лопатин получил Гран-при в конкурсе композиторов Кузбасса «Лучшая песня о городе Кемерово» и был награждён Благодарственным письмом от Губернатора Кемеровской области А. Г. Тулеева за добросовестный труд, большой вклад в развитие культуры Кузбасса.
В 2000 году Алексей Геннадьевич создал собственный творческий коллектив — вокально-инструментальный ансамбль «ПОЛТИШОК». На протяжении 13 лет ансамбль пользуется популярностью не только Кемерово и Кемеровской области, но и в различных городах России.
Алексей Лопатин – профессиональный музыкант-исполнитель, руководитель художественного коллектива, перспективный композитор. Песни Алексея стали родными по духу всем кузбассовцам, потому что они о России, о родном городе, о шахтёрах Кузбасса. В 2006 году записан и выпущен первый авторский альбом Алексея Лопатина «Сердце пылает...». В нём собраны песни, написанные на стихи любимых поэтов, а также на стихи собственного сочинения.
Авторские песни Алексея Лопатина звучат на радио и телевидении Кузбасса, в передаче «Играй, гармонь» на ОРТ, а также на концертных площадках города и области. К самым популярным относятся песни на стихи кемеровской поэтессы Надежды Чуплаковой – «Город мой» и «Шахтёры Кузбасса». С 2008 года Алексей Лопатин — член Союза композиторов Кузбасса.
В далеком 1962 году, Виктору Семёновичу Стифутину – молодому столяру, активному участнику тайгинской художественной самодеятельности предложили возглавить хор клуба. Виктор, не раздумывая, согласился. Музыкой Викторувлекся ещё в раннем детстве. В его семье мужчины были гармонистами, а женщины голосистыми певуньями. В подростковом возрасте Виктор приобрел баян и с ним уже не расставался. Новоиспеченного руководителя хора сразу же направили на курсы хормейстеров.
Сегодня за плечами Виктора Семеновича учеба в Ленинградской высшей профсоюзной школе культуры, стажировки в знаменитых на всю страну хорах им. Свешникова и Пятницкого, курсы повышения квалификации разного уровня. И везде он узнавал что-то новое, что помогало ему в работе. А первые уроки хормейстерского мастерства получил у хорошо известного в то время руководителя Государственного Сибирского народного хора Королькова.
В тайгинском Дворце культуры вырос знаменитый народный коллектив Хор русской песни. И все годы руководит коллективом его основатель, Почетный работник культуры Кузбасса, Почетный гражданин города Тайги, талантливый композитор и хормейстер Виктор Семенович Стифутин. В репертуаре хора постоянно больше 10 произведений. Среди песен, звучащих со сцены, немало написанных самим руководителем, которые пользуются большой популярностью у слушателей. И это, прежде всего песни «Родной город» и «Детство».
Виктор Семенович – член Союза композиторов Кузбасса. В 2009 году вышел его песенный сборник, в который вошли 20 произведений. Некоторые из них, например, «Милая Тайга», написанная на стихи землячки, члена Союза писателей России Л.М. Яковлевой, стали настоящими хитами и не сходят со сцены 20 лет.
Виктор Семенович сочиняет песни на стихи, как известных поэтов, так и местных. Песни Виктора Семеновича просты в воплощении, напевны, искренни. Россия, родной край, город – вот его самая большая любовь, и с этой любовью он идет по жизни, щедро делится ею с людьми, которые его окружают – это песни «Россия», В любви России не клянутся».
Своё вдохновение, интонации композитор черпает из одного живого источника — фольклора, народного творчества. Песни Стифутина типичный пример сибирской народной мелодии широкой протяженности, с оригинальным ритмическим рисунком. На ее разнообразном варьировании строится вся чрезвычайно развернутая музыкально-поэтическая композиция. В этом русле можно упомянуть песни «Знай, скоро весна», «Ах, ты ночь». Слушателям полюбились его песни: то лирические – раздольные, протяжные, то игровые, шуточные, задорные. Всё вдохновенное творчество В. Стифутина яркий пример уважения к музыкально-культурному наследию своей малой родины.
Конечно, в одной статье невозможно рассказать обо всех композиторах-баянистах Кузбасса. У нас много самобытных музыкантов, творчество которых неизвестно широкой публике, но их песни звучат в любительских коллективах с концертных сцен клубов и Дворцов культуры, во время народных праздников и гуляний. Несомненно, эти произведения обладают художественными ценностями, привлекают своей истинной красотой, как исполнителей, так и слушателей. О них, уверен, ещё скажут другие исследователи творчества кузбасских композиторов-баянистов. Мы же лишь назовём эти имена: Владимир Чардынцев, Александр Калганов, Анатолий Соловьёв, Юрий Плосконосов, Виктор Куратов ...
Вхождение в музыкальную жизнь произведений кузбасских композиторов-баянистов, обращенных к истории и современности России, помогает людям в здоровом, светлом восприятии жизни.
Анатолий Мохонько, заслуженный работник культуры, профессор, академик Петровской академии наук и искусств.