Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Куба

Аннотация: В статье затрагиваются аспекты художественного образования, описывается история художественных течений на острове Куба.

Abstract: The article describes certain aspects of Cuban art education and history of Cuban art.

Летом нынешнего года старейшее художественное образовательное заведение Латинской Америки, известное в мире искусства как Академия Сан-Алехандро, отметило свое 200-летие.

На юбилее вспоминали основателей: испанского генерала Алехандро Рамиреса, возглавлявшего Торговую компанию «Экономическое общество друзей страны», епископа Меч и французского художника Хуана Баутиста Вермая, ученика знаменитого Жак-Луи Давида, «Первого живописца» наполеоновского двора. По инициативе Алехандро Рамиреса 1818 году в Гаване, в помещении монастыря Святого Августина, для шестидесяти студентов впервые открыла двери «Бесплатная школа рисунка и живописи». Директором школы избран Х. Б. Вермай, который незадолго до этого прибыл в Гавану, имея при себе письмо с рекомендациями Франсиско де Гойя, директора живописного отделения Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо.

В 1832 году за успешную деятельность школа получает признание и преобразовывается в Королевскую академию изящных искусств, Х. Б. Вермай удостоен титула «Первого живописца» короля Фердинанда VII, а «Экономическое общество друзей страны» хлопочет о присвоении академии имени Сан-Алехандро, в честь святого покровителя Алехандро Рамиреса. Преподаватели школы были в основном испанские профессора, так как образование было направлено на овладение техникой портрета и изображением человеческой фигуры в соответствии с требованиями Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде, что объясняется колониальной зависимостью Кубы от испанского центра. Добротные традиционные академические методы, определяющие стилистику европейского искусства, вполне удовлетворяли потребности кубинской элиты и сменяющихся испанских губернаторов.

Таким образом, основное направление школы в XIX — начале XX вв. — академизм, создание больших полотен на античные мифологические и исторические темы. Постепенно в образовательный процесс начинают проникать новые веяния, обусловленные национальным характером, и, в итоге, в академии появляется и развивается жанр кубинского романтического пейзажа, в котором понятия художественной формы и содержания стали неотъемлемыми частями художественного образа. Изображению природы и городов Кубы посвятил своё творчество кубинский художник, уроженец Франции, Эдуардо Лапланте(1818-?), который одним из первых изобразил сельскую жизнь острова. В 1849 году кубинский географ и археолог Хосе Мария де ла Торре (1815–1873) опубликовал "Живописную карту Гаваны с номерами домов» обрамленную четырнадцатью гравюрами Федерико Миалье (1810–1881) из серии "Живописный альбом острова Куба», в которой художник создает пластическую панораму острова.

Виктор-Патрисио де Ландалузе (1825-1889), художник, иллюстратор и карикатурист, приплыл в Гавану в конце 1850-х годов, и его первой работой на острове была иллюстрирование одной из книг кубинских авторов «Кубинцы о кубинцах». Будучи по своим политическим взглядам противником борьбы за независимость Кубы, идеализируя жизнь сельского населения на плантациях, Виктор Патрисио Ландалусе, тем не менее, создает яркие жанровые зарисовки колониальной среды, с ее рабовладельческими тенденциями и сатирическим срезом дискриминации, и становится одним из крупнейших представителей движения костумбризма в живописи. Костумбризм (costumbre — обычай) зародился в Испании и начался с этнографических и географических зарисовок, часто связанных с научным изучением страны, постепенно перешел в жанровую и пейзажную живопись. Костумбризм характеризуется особым интересом к народным типам, национальному колориту, а также стремлением к почти документальному описанию природы и быта простых людей. Эта живопись, не владеющая классическими приемами построения пространства, объемной формы и цвета, была проникнута глубочайшим вниманием к человеку.

Таким образом, со второй половины XIX века художественное академическое образование, продолжая ориентироваться на классические эстетические каноны в сдержанной и холодной форме, пропитывается костумбристскими элементами. Национальная тематика со временем завоевывает творчество большинства художников и способствует подъему национального самосознания.

В конце XIX века, в результате войны за национальную независимость, в кубинском обществе произошли фундаментальные социальные изменения: подошла к концу колониальная эпоха, отменено рабство.

В области изобразительного искусства уходят в прошлое церковно-аристократические колониальные традиции, зарождается, в противовес буржуазной культуре, национальная демократическая художественная культура, открываются новые возможности для развития живописи, скульптуры и графики. На гранты от Академии Сан-Алехандро молодые кубинские художники едут в Париж изучать передовые художественные тенденции мирового искусства. По возвращении на Кубу эти художники привезли новейшие стилевые формы, языки искусств, творческие методы и концепции, но при этом каждый из них имел собственное художественное видение и предпочтение.

Это оказало сильнейшее влияние на дальнейшее развитие кубинского изобразительного искусства, которое вливается в художественные течения авангарда с их поисками самовыражения в обновленной форме. Революционный переход художников от отвлеченных и камерных академических и эстетических норм к искусству, насыщенному авангардными идеями, наполняет искусство свежим воздухом творчества, динамикой и насущностью. Этот процесс провоцирует выход художественного образования на новый уровень, что приводит в итоге в середине XX века к краху академического образования в Академии Сан-Алехандро, единственном на тот момент образовательном художественном учреждении острова.

Приход к власти на Кубе правительства Фиделя Кастро ознаменовал революционные перемены как в области изобразительного искусства, так и области художественного образования. Многие художники с воодушевлением приняли революционные изменения. Достигнув к этому времени творческой зрелости, они получили не только свободу самовыражения в личном творчестве, но и способствовали определению вектора развития национальной культуры в стране в целом.

На I съезде Союза писателей и деятелей искусств Республики Куба (УНЕАК) в 1961 году определены приоритетные направления деятельности в области искусства, среди них - «развитие национальной культуры» и «нести искусство в массы». Для осуществления этой масштабной культурной программы возрастает потребность в преподавателях искусств. В общем образовании развивается идея интегрированного обучения, при котором художественное образование играет значимую роль. Создаются двухлетние курсы в Школе инструкторов искусства, где подготавливают кадры для распространения изобразительного искусства в школах, профессиональных учреждениях и полевых бригадах.

В старейшей Академии Сан-Алехандро встает вопрос о формировании нового поколения художников. Программа художественного образования получает обновленное содержание, с углубленной экспериментальной и творческой направленностью. В процессе обучения отдается предпочтение развитию творческой индивидуальности. В программу обучения одновременно входят несколько специальностей, изучаются различные техники.

В 1962 году открывается второе художественное заведение на острове — Национальная школа искусств (ENA).

Профессорский состав обоих художественных образовательных учреждений состоял, в основном, из зрелых мастеров первой половины века, которые совершенствовали свое художественное мастерство во Франции или США и уже сделали солидную национальную и международную карьеру. В их палитре весь спектр течений современного искусства – абстракционизм, кубизм, фовизм, символизм, авангард, экспрессионизм, сюрреализм и др. Новые политические условия вдохнули в творчество этих художников вторую жизнь и превратили их самих в знаковые фигуры кубинского искусства.

Перечислю некоторых из них. Яркий представитель художественного направления поп-арт Рауль Мартинес. Его произведения пронизаны национальной тематикой, созданные им коллажи и другие композиции изображают лики острова, жизнь как обычных людей, так и лидеров революции. Рауль Мартинес повлиял на направление поп-арт: новизна его метода состояла в отображении языком плаката процесса зарождения нового социального порядка. Художники: Луис Мартинес Педро, Рауль Милиан, Карлос Трильё, Сальвадор Корратхе, Антонио Видаль и другие - активно экспериментируют в абстрактной живописи, Педро де Ораа создает абстракции с конструктивистскими элементами, а Лоло Сольдевилья и Санду Дарье оп-арт и кинетическое искусство.

Параллельно на этом этапе продолжают развиваться различные течения, которые, наряду с тенденциями новой фигурации, с их склонностью к монструизму (monstruismo), раскрывали драматизм и экзистенциальный конфликт человеческой сущности, наполняя экспрессионизм новым содержанием. Одна из ведущих фигур этого направления Антония Эйрис подготовила почву для появления новых направлений в кубинском изобразительном искусстве. Другим ярким представителем кубинской живописи того времени, является Сервандо Кабрера Морено. В его произведениях, пропитанных эпическим реализмом, ощущается влияние монументального мексиканского искусства (muralismo). Мощный пластический язык художника отображает и политические события, играющие значимую роль в формировании нового общества, и лиризм женских образов. Его творчество находилось в фокусе внимания и послужило источником вдохновения для некоторых молодых художников.

Таким образом, применяя современные методы обучения, эти маститые преподаватели способствовали появлению новых талантливых художников, способных вживлять в актуальные мировые тенденции современного искусства материю национальной идентичности.

По окончании учебы эта молодежь (Нельсон Домингес, Эрнесто Гарсиас Пенья, Саида Рио, Эдуардо Рока, Флавио Гарсиандиа, Рохелио Лопес Марин, Эвер Фонсека, Педро Пабло Олива, Томас Санчес), начиная свой творческий путь, отображает в поэтической манере близкие им темы кубинской глубинки, образы крестьянского быта, природы. В их работах присутствует пластическая метафора, переплетение форм, слияние флоры и фауны, то есть интерпретация в поэтической форме кубинской природы. Исходя из личного восприятия, художники создают мир, наполненный сочетаниями различных символов, и в итоге создают в искусстве новое течение, названное магическим реализмом.

Современное кубинское искусство ищет новые идеи и новые способы их воплощения. В 1960-1970-х годах на Кубе получают свое развитие течения гиперреализма, фотореализма и неофигуратизма. В эту декаду Майский Салон в Гаване «приоткрыл окно» для кубинских художников в западное искусство. В 1964 году на международном фестивале современных художественных инициатив «Документа» в Кассель демонстрируются элементы зарождающегося концептуального искусства, которое впоследствии будет иметь глубокое влияние на развитие кубинских пластических искусств. Создание Центра «Дом Америк», в котором проводились встречи с интеллектуалами всего мира, так же способствовало обновлению кубинского искусства. Салон 1970 года, продемонстрировав достижения мирового современного искусства, сделал еще несколько шагов к обновлению общественного художественного сознания. На этом салоне появляются произведения в стиле арте повера (итал. - бедное искусство), предшественника инсталляции.

Философские концепции и в консенсусе, и в конфликте служат развитию новых смыслов и новых форм визуальной изобразительности. В последующую декаду произведения становятся более интеллектуальные. Произведения теряют признаки интимного и приобретают характеристики безличности и эфемерности. Эта новая эстетика возникла благодаря появлению новых учреждений культуры. С одной стороны, это Министерство культуры Кубы, Центр изобразительных искусств и дизайна, с другой стороны, Институт высшего художественного образования, ключевой центр, способствующий творческому экспериментированию и обновлению языка пластики. В 1972 году на выставке «Документа» в Кассель демонстрируются картины, выполненные в жанре гиперреализма, и в это течение включаются видные кубинские художники Флавио Гарсиандиа, Рохелио Гори, Альдо Солер, Нелида Лопес и Сесар Леаль, которые преобразовали это направление в национальном ключе. Гиперреализм означает возврат к фигуративному языку отображения действительности. Кубинские художники преодолели изначальную прагматичную ограниченность гиперреализма и помимо информативности смогли наполнить картины поэтическими образами.

В дальнейшем кубинские художники ориентируются на концептуализм (поиск идеи), а с появлением постмодернизма занимаются поисками аналитического языка и метаязыка для оспаривания таких понятий, как история, символ, миф, тождество, национальность посредством противопоставления понятий и использования приема иронии. Так как постмодернизму свойственен аналитический взгляд, возникает инсталляция с установкой на понятие эфемерности.

В 1975 году создается Институт высшего образования в искусстве (ISA) для подготовки художников способных на переосмысление художественных концепций, критический подход к выбранной теме, новейший взгляд на уровне мирового современного искусства, актуальность. На начальном этапе институт приглашает советских профессоров, но быстро приходит осознание необходимости формирования собственной системы образования и национальной школы. В начале 1980-х гг. еще некоторых молодых художников посылают получать высшее художественное образование в страны социалистического лагеря.

В 1984 году Центр им. Вильфредо Лама основал международный Биеннале Гаваны, представляющий искусство Латинской Америки и стран «третьего мира» и, таким образом, кубинское искусство выходит на международный рынок и вызывает заслуженный интерес коллекционеров благодаря экспериментальному характеру и актуальности философских предложений, новому взгляду на форму и содержание. Биеннале Гаваны способствуют реализации потенциала молодых художников, обмену идеи и выходу их творческой энергии на новые горизонты. У художников появляется возможность выставлять свои произведения в странах Европы.

Выпускники и преподаватели Института высшего образования в искусстве разрабатывают новые течения в современном искусстве Кубы экспонируют различные объекты, инсталляции, произведения видео-арта, вербальные структуры, аудио-визуальные композиции, перформансы. Художники Хуан Франсиско Элсо, Хосе Бедиа, Рикардо Родригес Бреи, объединившиеся в проект Группа VI (Grupo Volumen I), становятся одними из основоположников метаязыка, средствами которого исследуется и переосмысливается художественная сущность произведений. Художники ставят перед собой цель сорвать маску фальши и косности в искусстве и призывают вернуться к истокам для переосмысления фактологической достоверности развития общества. Применение метаязыка направлено на раскрытие сути антропоморфических и антропологических явлений посредством анализа истоков и противопоставления и сопоставления категорий - например, богатства и бедности, варварства и цивилизации, культурного и банального.

На Кубе продолжают открываться новые учреждения культуры и салоны, один из них Салон актуального кубинского искусства.

Появляются группы: «Искусство улицы», «Пуре» (исп. pure – пюре; англ. pure – чистый) и другие, в творчестве которых присутствуют сарказм, кубинский юмор и сатира. В коллективных и интердисциплинарных акциях художник выводит своё произведение на улицу, которое перестает быть собственным достоянием художника, так как провоцирует всеобщее участие и таким образом взламывает области сакрального. Это отвечает духу экспериментов восьмидесятых, с такими проектами как «Сано и сабросо» («Sano y sabroso»), разнообразивших художественную атмосферу. Эти опыты используются в проектах «Искусство улицы», «Искусство ткани» и создали предпосылки для появления многих новых течений современного искусства на Кубе, одним из которых является «Плохая живопись» (Bad Painting). Суть этого направления состоит в сломе традиционных представлений, отказе от эстетических догм, пропаганде обновленного мышления и современного мировоззрения посредством обновленного художественного языка. Наряду с вышеуказанными течениями в кубинской пластике сосуществуют и формы такой художественной тенденции, как китч, критически переосмысливающий народную иконографию.

С созданием Провинциальных и Национальных Салонов и появлением проекта в крепости Кастильо-де-ла-Фуерса появляются многочисленные авторы, оживляющие художественные процессы. Сандра Рамос, Дуглас Перес Кастро затрагивают в своих произведениях актуальные темы изгнания и эмиграции. Символизм Алексеи Леива в сочетании с концептуальным синтезом национальных событий делают его произведения актуальными для зрителя.

В 1990-х годах появляется течение, использующее приемы массового производства, чтобы акцентировать анонимность произведении и подчеркнуть отстраненное и ироничное отношение к ним, рассматривая искусство как фетиш постсовременности. Художники, объединившиеся в проект «Плотники и другие» повторили этот прием. Их произведения балансируют между понятием инсталляции и объекта, и включают элементы манипуляций, стирая грани между произведением искусства и обыденностью. По сути, это спектакль, в котором художник, как главное действующее лицо, распоряжается компонентами реальности в новом контексте и превращает их в произведения искусства, т.е. культурные объекты, совмещая категории банального и повседневного. Эта семантическая игра появляется как возрождение дадаизма или как неодадаизм, в его амальгамированной смеси с новыми концептуальными положениями. Произведения балансируют между обманчиво-функциональным и фальшиво-сакральным и намекают на мир изменяющихся ценностей.

Таким образом, художественный процесс и импровизация становятся частью произведения посредством некой диалектической игры: противопоставлению и антиномии.

Обмен художественными выставками возобновился с новой Россией в 1996 году выставкой, проходившей под патронажем кубинского Центра развития изобразительных искусств, представившего работы таких художников как Карлоса Эстевес, Росио Гарсиа, Альваро Альмагер и других создателей новой культурной панорамы Кубы. Развал социалистической системы, в частности, СССР, и, как результат, обострение проблем кубинской экономики, принесли в современное кубинское искусство постмодернистский взгляд, с его преобладанием иронии, критики и деидеологии, постановкой вопроса о феномене постсоветской жизни и его идеологическом отражении в кубинской действительности. Хосе Тоирак, Таня Ангуло, Хуан Бальестер затронули в своих произведениях концепции манипуляции и присвоения, переосмыслив значение элементов и символов, насытили их новым контекстом.

Концептуальное искусство продолжает свое развитие совместно с другими тенденциями. Перформансы и работы из природных материалов Мануэля Мендиве перекликаются с инсталляциями Качо, в которых также присутствует смешение природных материалов, но они наполнены иным смыслом и отражают наболевшие размышления об эмиграции и других национальных и международных проблемах.

Таким образом, искусство превращается в хронику происходящего и саморазмышлений, приобретает черты актуальности и новаторства и остается привлекательным для международного рынка.

Литература:

Аделаида де Хуан Живопись и графика социалистической Кубы // Культура Кубы / Ред. Н. Г. Белей, Л. С. Кручинина, Г. В. Шелудько. - М.: Наука, 1979 .- С. 179.

Yanelys Nuñez Leyva Remember Cuba’s ‘Volumen Uno’ Exhibit [Электронный ресурс] // Официальныйсайт Havana Times. URL: http://www.havanatimes.org/?p=86144 (дата обращения: 01.09.2016 г.).

Годинес Л.О. Главные направления в художественном искусстве Кубы второй половины XX века // Россия – Куба. 50 лет / Отв. ред. Е. Л. Рябова. - М.: Этносоциум, 2010. - С. 145 - 151.

Годинес Л.О. Художественное образование и современное искусство на острове Куба // Педагогический журнал Башкортостана - 2011. - № 4 (35). - С. 178 - 182.

Академик ПАНИ Омар Ласо Годинес (Московское отделение), художник, дизайнер, арткритик, член Международной ассоциации художников при ЮНЕСКО, Московского союза художников, Творческого союза художников, куратор Фестиваля ибероамериканской культуры.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить