Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

эрос1jghj

«С любовью к женщине» - такая тема выставки исключает однозначность: каждый творческий человек выражает это высокое чувство по-разному по той простой причине, что в нем много тонов с непременными полутонами, и этот аспект мастера изобразительного искусства используют в «сочинении» образа прекрасного, чистого, достойного любви.

эрос

На открытии выставки

Так получилось, что художники из Петровской академии наук и искусств давно не показывали своих работ, которые являются, по сути, одами, стихотворениями восторженного характера, посвященными чудесному созданию – женщине. Такое случилось 5 марта 2019 года – десять академиков из секции «Изобразительное искусство» МО ПАНИ составили экспозицию в галерее «Живая жизнь» в Хамовниках.

За каждой работой – история: или большое, значимое событие, или сиюминутное настроение. Борис Клементьев рассказывает о своем представлении женщины-идеала, создавая портреты, один за другим. Любуясь изображением Валентиной Толкуновой, нельзя не воскликнуть: «До чего же красиво и светло изображена русская певица!»

- «Хотелось бы увидеть на холсте женщину, идущую по русскому полю и раздвигающую высокие травы», – так ответила Валентина Ивановна на мое предложение написать ее портрет, - вспоминает Борис Дмитриевич, - это произошло после того, как она перенесла операцию, незадолго до ее кончины. Я подобрал тон бумаги под цвет летнего поля, а ее движение, взгляд, улыбка – всё созвучно с нежным тембром ее голоса, звонкого, как ручей, и ласкового, будто солнышко.

 эрос1

Академик ПАНИ, заслуженный художник России

Борис Клементьев. Портрет Валентины Толкуновой

На одном произведении сошлись два творческих человека: художник и певица – и оба являются, на мой взгляд, эталоном чистоты в искусстве, верхом совершенства в исполнительском мастерстве. Заслуженный художник и академик ПАНИ Борис Клементьев представил на суд зрителей еще один портрет – «Вологжанка». Получился целомудренной образ естественной красоты, по выражению художника, «незагламуренный», какими писал женщин Илья Глазунов, у которого учился наш академик.

- Мужчины хотели бы жизнь прожить с такой вот вологжанкой, найти тот заповедный «дом, где резной палисад», где избранница родилась и выросла. Об этом мне подумалось, когда в славном граде Вологде проходила моя персональная выставка.

Женскими образами на двух работах Галина Семиглазова рассказывает о едином пространстве, в котором гармонично сосуществуют мать и дочь. Их образы написаны с невестки и ее дочки Евы.

- На одной картине – Еве около трех месяцев, тогда семья отдыхала в Турции, и мне захотелось передать атмосферу блаженства от внешнего солнечного тепла и внутреннего уютного состояния моих героинь, - рассказывает предысторию создания картины Галина Михайловна. - На второй работе – Еве уже два годика: она пристроилась на ноге у мамы, и обе смотрят на зрителя, как будто вопрошают: «Нам очень хорошо, а вам?» Теперь Еве уже идет 11-й год.

 эрос2

Член-корр. ПАНИ Галина Семиглазова у своих работ

Галина Семиглазова – богатая бабушка: сын Денис порадовал её двумя внучками и двумя внуками. Их она с удовольствием рисует. И в этом желании запечатлеть дорогие сердцу черты она не одинока: вспомним Михаила Нестерова, который оставил нам немало портретов дочерей: Ольги, Веры и Натальи - и своих жен. А Валентин Серов! Ольгу Федоровну можно считать не только его любимой женой, но и любимой моделью - художник в разное время написал двенадцать ее портретов.

 эрос3

Академик ПАНИ Елена Зеленчева у портрета внучки

Нельзя без умиления смотреть на «Веронику в венке из одуванчиков»: девочка присела на стульчике, поджав под себя ножки, игриво наклонив головку вправо, как бы удивляясь тому, что бабушка решила ее нарисовать.

- А дело было так, - говорит Елена Зеленчева, - в один из майских дней я встретила Нику из детского сада, и мы пошли домой. По пути нарвали одуванчиков, и я сплела внучке венок. Ей было радостно – она танцевала и веселилась. Это состояние я и захотела запечатлеть. Тогда ей шел шестой год, а теперь ей уже шестнадцать. С Никой мы вместе написали книгу стихов «Лягушка» - в ней детские стихи-песенки.

Через портрет супруги выразил своё восхищение ее красотой и грацией Евгений Бойко, хотя он вовсе не склонен к этому жанру.

- Помню момент, когда вдруг захотелось изобразить красками любимую женщину, - рассказывает Евгений Павлович, - это было 19 лет назад, когда мы после поездки по Испании вернулись домой. Получился портрет не в фотографической интерпретации (к этому не стремился) – я задумал написать Надежду на цветочной поляне в окружении ирисов. Она как бы купается в цветах – так и должно быть в жизни. Получился «Розовый портрет».

 эрос4

Академик ПАНИ Евгений Бойко и «Розовый портрет»

 

Семья Бойко довела до совершенства в Немчиновке дизайн своего участка, где есть место и цветочным композициям. Надежда Вячеславовна поддерживает увлечение мужа облагораживать ландшафт ампельными петуньями, незабудками и флоксами, так что она в прямом смысле купается в красоте, а супруг фиксирует этот сюжет мастихином на холсте…

 эрос5

Член-корр. ПАНИ Юрий Купцов «Нежное утро»

«Подарком любимой» назвал нежную акварель Юрий Купцов, и кто для него любимая – вопрос, как говорится, риторический: художник недавно отметил 55-летний юбилей совместной счастливой жизни с супругой Светланой Михайловной. Она любит розы, и Юрий Ефимович изобразил именно эти прекрасные цветы в вазе. Кстати, у супругов – две внучки и один внук, и дедушка их с удовольствием рисует. На второй работе «Нежное утро» - девушка в саду. Весна. «Яблоня в цвету – какое чудо!»

гавря

Академик ПАНИ Кира Гаврилова

Женщина ассоциируется с цветами, и причина этого кроется в нежности, за которую мужчина и любит женщину. Эта истина читается в работе Киры Гавриловой «Утренний кофе»: в кресле сидит дама, слегка облокотившись на стол, на котором – чашка и ваза с цветами. Из окна справа льется солнечный свет. Основной тон картины – голубой.

- Это, как мне представляется, дань памяти художникам начала 20-го века, входившим в неформальное объединение «Голубая роза» - то было время начала эпохи русского авангарда, - сделала акцент в своей оценке экспозиции искусствовед Валерия Исмиева.

Несмотря на то, что работа Киры Тимофеевны – лишь этюд, набросок гуашью, эскиз, как она сама призналась, к портрету невестки, но работа сделана автором своим почерком, в котором есть некая обобщенность предлагаемых обстоятельств, есть настроение, эмоции, впечатления – такой, казалось бы, сумбур подтекста, позволяет художнику уйти от привычного, наработанного, штампованного образа мира. В данном случае этому способствует и синий цвет с множеством его оттенков. Такое же ощущение вызывает и акварельная работа «Колокольчики мои…» Как же они хороши, хотя это не парадный букет, а наспех сорванные цветы: в этом букете есть и полевые травы с недозревшими колосьями. Синева обволакивает пространство, и зритель не может не чувствовать пронзительной свежести воздуха и тонкого аромата соцветий.

Если бы Кире Гавриловой предложили показать все работы с цветами, потребовалась бы целая галерея, чтобы разместить ее чудо-произведения.

- Моя сестра Нина жила в Саратове и выращивала специально для меня очень много разных цветов, - говорит Кира, - когда они зацветали, она мне звонила, и я мчалась из Москвы, чтобы успеть запечатлеть на бумаге или холсте то, что чудесным образом изобрела природа. Такие работы очень любят за рубежом, и я нередко дарю их друзьям, которые туда уезжают: лучшего подарка там от нас не ждут.

На цветочные пленэры ездит и Надежда Сапунова. «Цветы из Тарусы» она нарисовала на даче у подруги: мальвы, лилии тигровые и ноготки она пишет размашисто и крупно, не обозначая на листьях прожилки - в общем, никаких мелких деталей она не вырисовывает на листьях – таков стиль художника, он - на грани авангарда.

 эрос7

Член ПАНИ Надежда Сапунова «Кошечка и цветы»

В таком же ключе написаны «Кошечка и цветы», даже, пожалуй, здесь обобщенность возведена в значительную степень: милое домашнее животное примостилось на подоконнике среди изобилия цветов – все это создает впечатление домашнего уюта и красивой тишины.

 эрос8

Академик ПАНИ Алексей Федотов. Его работы – вверху, а внизу – работы Омара Годинеса

«Красные тюльпаны» и «Букет лилий» Алексея Федотова – тоже из области эмоциональных рассказов о мире, о том, как он прекрасен своим цветовым разнообразием. Для художника цветы – вовсе не безликие растения, сорванные с клумбы или растущие в горшке. Они, как у Евгения Евтушенко, в фантастической повести «Ардабиола», любят своего хозяина, привязаны к нему не меньше, чем близкий человек, и готовы на самопожертвования ради него. С цветами Федотова можно разговаривать – они поймут всё, что вы им скажете, настолько они сами по себе одухотворены, благодаря изобразительной кухни автора.

 эрос9

Член-корр. ПАНИ Петр Цветков на развеске картин

«Цветы на красном фоне» Петра Цветкова – вот где экспрессия, накал страстей. Есть условная ваза, а в ней, согласно логике, - цветы. Будоражит воображение фон – красный, как понимаете. В воздухе пахнет страстью: букет предназначен для милой дамы, а ее все нет и нет… «Натюрморт с цветами» приближен к реалистическому толкованию, но разве нужны зрителю оригинальные ромашки, написанные маслом? Не всякому. Петру Цветкову интересно создавать образ отвлеченный, трансцендентальный. В нем больше мысли, чем в предмете, нарисованном буквально. Он требует от человека умозрительных, метафизических способностей. Любимая женщина Петра, надо полагать, - такой человек.

 

Академик ПАНИ Омар Годинес «Древо жизни»

Приверженец авангардного стиля, кубинский художник Омар Годинес и на выставке о любви к женщине не изменил себе, однако, обратившись к жанру портрета, он изобразил весьма реалистично «Древо жизни» и «Лирический образ» - на обеих работах женские лица – самым крупным планом, так что увидеть настроение кубинок не составляет труда.

 

Академик ПАНИ Елена Стёпина «Розовый вечер»

 

В цветочно-цветовую симфонию академической экспозиции мажора добавляют три батика на натуральном шелке Елены Стёпиной: глядя на «Розовый вечер», хочется напеть легкую лирическую песенку из репертуара «Ласкового мая». «Отражение солнца» вызывает ощущение летнего теплого ветерка, а «Красные цветы» торжественны, они созвучны гимну, посвященному Её Величеству Природе.

- Выставка получилась как признание в любви тем, кто делает жизнь мужчин радостнее, содержательнее и интереснее, - сказал почетный поэт Московской области Владимир Полторжицкий.

Высокую оценку выставке дала директор Библиотеки №6 имени В.В. Вересаева, член-корреспондент ПАНИ Светлана Жуликова:

- Художники вновь показали высочайший класс, представив свои творения на эту тематическую выставку, причем, несмотря на то, что каждый из них говорит на «своем языке», получилось цельная экспозиция.

Влад Красноярский. Фото Владимира Захарова  

эрос12

 

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить