Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

mir

Публикуем статью участницы этого круглого стола (который собрал известных специалистов из России и других стран, чтобы обсудить острые вопросы, которые ставит время перед ребенком-билингвом и теми взрослыми, которые призваны ответить на эти вопросы) - кандидата психологических наук, доцента кафедры методики преподавания литературы МПГУ, академика ПАНИ (Московское отделение) Н.П. Дутко.

Какой мир дарим мы сегодня своим детям? С этого вопроса началась работа IX Международного круглого стола Международного Союза русскоязычных и двуязычных родителей «МИР» (Австрия, Вена, президент профессор А.И. Баркан), на который собрались ведущие специалисты в области социальной психологии детства, возрастной физиологии, логопедии, детского чтения, русского языка и литературы, чтобы ответить на вызовы современных реалий. Таких как: глобализирующееся общество посредством цифровых технологий, организация процесса обучения и воспитания детей XXI века, психологические особенности познавательной сферы детей поколения Z, «Питера Пэна» или «ЯЯЯ»-поколения, а также изменение ведущего вида деятельности, сензитивных периодов развития личности ребенка и его возрастных кризисов. Изменился мир, образовательная среда и сам ребенок. Легко ли быть ребенком XXI века?

Сегодняшний ребенок — это новый человек. Его главной чертой является то, что взрослые зачастую принимают за эгоизм. На самом же деле ребенок XXI века просто устремил взгляд внутрь себя, чтобы там найти ответ на вопрос самоидентификации в нынешнем мире.

Ребенок XXI века, в отличие от ровесников из предыдущих поколений, не задает вопросы о мире. Он видит, что летают самолеты, звонят телефоны, а электронные письма приходят спустя несколько секунд после отправки, — и это норма. Ребенок привык жить в виртуальной реальности (играть, общаться со сверстниками), попадая в реальный мир, оказывается беспомощным и неспособным продуктивно взаимодействовать с другими людьми. Смысло-ценностный компонент личности ребенка определяет его направленность в будущем. Поэтому смысло-ценностными ориентирами был задан вектор IX Международного круглого стола Международного Союза русскоязычных и двуязычных родителей «МИР» при организационной поддержке Университета Пармы, Ассоциации «Русский дом — Италия», русской школы им. Льва Толстого в Милане.

Среди основополагающих ценностных ориентиров значимыми являются духовно-нравственные, которые определяют мотивы поступков, оценки и интересы. Так, на площадке Университета Пармы обсуждались проблемы, связанные с многоязычием и поликультурностью как стратегиями иноязычного образования; формированием языковой способности в дошкольном детстве; трудностями моно- и билингвальных детей; многоязычием в смешанных семьях.

Дискуссия показала, что психолого-педагогические проблемы воспитания и образования подрастающего поколения волнуют всех специалистов разных областей, собравшихся на заседании круглого стола.

Так, академик Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), руководитель научного направления Института изучения детства, семьи и воспитания РАО (ИИДСВ), доктор педагогических наук, профессор О.С. Ушакова, затронула проблему развития детской речи в становлении языковой способности дошкольников. Особый акцент был сделан на развитии метаязыковой способности (осознания явлений языка и речи) на основе формирования различных компонентов языковых уровней, таких как: фонетического, лексического, грамматического. Главная закономерность овладения языком просматривается в том, что осознание языковой действительности, при котором ребенок вычленяет новую для него область объективных явлений, выступает как существенная сторона его умственного развития и открывает большие возможности для лингвистического развития ребёнка.

Президент Союза родителей, доктор медицинских наук, профессор, магистр философии, А.И. Баркан. осветила проблемы, которые касаются детей пятой волны эмиграции: дети элиты, дети «завтра будет вчера», дети третьей культуры, дети в условиях иммиграции.

Доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного образования МПГУ, академик Международной педагогической академии, главный редактор журнала «Дошкольник» С.А. Козлова затронула в своем выступлении положительное влияние отрицательных эмоций на становление характера ребенка, которое способствует адекватному социальному развитию личности ребенка.

Воспитательные технологии ориентированы на обновление воспитательного процесса, это актуальный запрос практики с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций, таких основных направлений воспитания как гражданское и патриотическое воспитание; духовно-нравственное развитие; приобщение детей к культурному наследию.

Главный научный сотрудник ИИДСВ РАО, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Калужского государственного университета Н.А. Савотина в своем выступлении раскрыла основные тенденции воспитания в логике используемых технологий.

Автор учебника по детской литературе для студентов, кандидат филологических наук, доцент З.А. Гриценко показала практический аспект анализа художественного произведения с детьми старшего дошкольного - младшего школьного возраста в логике духовно-нравственного навигатора.

Стратегической целью образования и воспитания на сегодняшний день является идея наличия единой ценностной ткани общества.

Духовно-нравственные ориентиры в первую очередь должны исходить от педагога. Поэтому вопрос «профессионализма педагога очень важен», - отметила в своем выступлении президент Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики МГОУ Е.И. Артамонова, - «при этом следует учесть необходимость ориентации, как на традиционное обучение, так и на педагогическую инноватику».

Крупченко А.К., доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков МПГУ, в своем выступлении осветила вопросы, связанные с многоязычием и поликультурностью.

О роли речевого развития детей, проживающих в условиях иноязычной среды, говорила Дубровина Т.И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии МПГУ.

А. Сирцен—Желенская, кандидат биологических наук (Стокгольм, Базель, Швейцария), осветила проблемы, связанные с многоязычием в смешанных семьях.

Салех С.Ю. в своем докладе затронула вопросы, связанные с особенностями воспитания и образования детей в русских воскресных школах и детских центрах Иордании.

И. Исаева, преподаватель Русского Элитного Лицея в Вене, говорила о проблемах воспитания ребёнка в поликультурной среде.

Комарова И.И., кандидат исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ВАВТ МЭР в своем выступлении на тему: «Звезды дошкольного образования» затронула важные аспекты становления личности, начиная с дошкольного возраста.

Круглова Л.Ю., доктор педагогических наук, директор Бизнес школы «Столица», рассказала об успешном формировании компетенций у дошкольников на примере дошкольного образования Сингапура. Дружиловская О.В., кандидат педагогических наук, доцент, МГПУ, раскрыла важный аспект в развитии ребенка на примерах потенциальных возможностей доминант.

Логинов А.В., старший преподаватель Луганского национального университета имени Тараса Шевченко, соискатель Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, в своем докладе рассказал о педагогической поддержке одаренности детей в условиях экстремальных ситуаций.

Баландин Д.Л., генеральный директор ЗАО "Е-Паблиш", исполнительный директор НП «Школьный сайт», показал возможности «Виртуального детского доктора» kiddoctor» в формировании научно-исследовательских компетенций личности ребенка.

На площадке русской школы им. Льва Толстого в Милане продолжались дискуссии о нравственных константах воспитания и обучения ребенка XXI века, ставились актуальные вопросы сохранения русской культуры и языка в пространстве мира, особенности формирования культурных потребностей детей. Вопросы о важной роли музыкального искусства в развитии личности детей- инофонов освещали аспиранты, ученики Зацепиной М.Б., доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой начального образования МПГУ, академика МАНПО, директора Центра раннего развития детей дошкольного возраста.

Главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, автор учебников «Теория и методика экологического образования дошкольников» Николаева С.Н. осветила вопрос, связанный с развитием у детей в семье экологической культуры через восприятие красоты природы и познание ее законов.

Атякшева Т.В., старший преподаватель кафедры дошкольного образования, в своем докладе затронула проблемы, связанные с интеллектуальной одаренностью и показала практические пути решения, как разработка индивидуальной траектории поддержки и сопровождения одаренного ребенка раннего возраста. О парадоксах одарённости говорила Гусева И.А., доцент факультета специальной педагогики и психологии МОГУ кафедры логопедии. В.П. Сморчкова, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин ЦРГОП и ИТ, профессор кафедры педагогики МГОУ, в своем выступлении затронула проблемы социализации одаренного ребенка, а Куланина И.Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста МПГУ, говорила о развитие одаренности у детей.

Завершилась дискуссионная площадка выступлением театральной студии «АПРЕЛИК»

(руководитель студии Л. Дробич, Париж, Франция) спектаклем «Розовый бантик» по мотивам одноименной пьесы-сказки Ксении Степаничевой, под руководством Л. Дробич. Режиссер спектакля: заслуженный работник культуры РФ Суворов С. А. - педагог и режиссер Детской Школы Театрального Искусства им. А. Калягина, г. Вятские Поляны.

В спектакле играли дети 8 лет и их мамы. Играли превосходно, говорили прекрасно по-русски. Через театр дети уже многие годы обучаются русскому языку.

Также в рамках круглого стола состоялись презентации новых учебно-методических и художественных книг, таких как:

Учебное пособие Базылева В.Н., Дутко Н.П., Чекийски–Ивановой Д.Б. «Театральные чтения», направленное на формирование компетенций, ка­сающихся овладением устной и письменной коммуникацией. В пособии создан навигатор литературного материала в визуально­ цифровой форме. Пройдя по ссылкам в навигаторе курса, можно про­смотреть лучшие спектакли, видеофильмы, прослушать пьесы или про­читать их. В пособии представлены фрагменты текстов для мини­ постановок и для лингвистического анализа с последовательной систе­мой заданий.

Книга И. Салимовой, организатора программ детского лагеря Carrousel camp и автора экскурсий по сюжетам фольклорных альпийских сказок в кантоне Valais, Switzerland из серии «Альпийские сказки швейцарского кантона Вале».

Год от года интерес к международному круглому столу Международного Союза русскоязычных и двуязычных родителей «МИР» возрастает. Растет не только число конкретных участников, но и государств. Самые известные выдающиеся специалисты в области преподавания русского языка как иностранного и многие общественные деятели считают весьма важным принять участие в названном круглом столе.

В следующем году международному круглому столу исполниться 10 лет. За это время выросли дети и внуки участников круглого стола, которые участвовали в мероприятиях из года в год, и стали последователями идей духовно-нравственного воспитания и образования, заложенные школой гуманизма Баркан А.И.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить