Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

IMG 4051

Доклад кандидата психологических наук Чедия К.О. на научно-практической конференции МО ПАНИ «Вопросы психолого-педагогического образования в контексте творческой самореализации»

26 апреля 2019 года

«Психокоррекционные принципы музыкально-театральной деятельности в работе с контингентом «трудных» детей (в частности, сирот с ограниченными возможностями или задержкой культурного развития)

Одним из основных препятствий успешной социализации детей-сирот (тем более, с отклонениями в развитии) к бытовой, учебной и трудовой деятельности, к непростым социальным отношениям является система патогенных отношений, которая неизбежно возникает в детско-подростковых и подростково-юношеских сообществах низкого культурного уровня развития. В основе этих патогенных отношений лежит стремление отстоять свой статус в группе путём демонстрации протестного поведения, основанного на повышенной агрессивности и цинизме. В этих условиях сквернословие, импульсивно-агрессивное поведение, циничные оценки становятся групповой (конвенциальной) нормой, на которую в большей или меньшей степени (обратно пропорционально уровню индивидуального культурного развития) начинает равняться каждый воспитанник. То есть вызывающие поведение членов молодёжного сообщества является проблемой не столько дифференциальной, сколько социальной психологии. Результатом влияния негативных групповых норм на воспитанников является торможение их этико-эстетического развития и интеллектуальной мотивации. В обыденном сознании этот феномен воспринимается людьми как «воинствующее бескультурье».  

Для решения проблемы преодоления негативных групповых (конвенциальных) норм необходимы средства не столько индивидуальной коррекции воспитанников школы, сколько групповой коррекции, обеспечивающей их позитивную динамику.

Адекватным и ярким средством групповой терапии может оказаться музыкально-театральная деятельность при условии совмещения её организаторами не только музыкально-театральной [1, 2, 4, 5], но и одновременно социально-психологической [5] квалификации.    

Этот вид деятельности для воспитанников школ нов, необычен (а потому облегчает торможение негативных поведенческих стереотипов) и привлекателен (так как соответствует стремлению детей и подростков к ролевой игре). Для воспитателей театр (и музыка) – хорошее средство диагностики уровня развития эмоционально-нравственной сферы психики воспитанников.

Основными средствами психологической артпсихокоррекции (терапии) являются возможности театральных репетиций:

  • как коллективной деятельности:
    • требующей единства, сплочённости и взаимопомощи в общей работе;
    • поощряющей доброжелательность, активность и креативность каждого участника репетиций и вынуждающей его тормозить свои капризы, претенциозность, импульсивность и агрессивность на основе социально-психологических механизмов обратной связи коллектива;
    • способствующей позитивной перестройке групповых норм и трансляции эмоциональных отношений от его положительных лидеров)

(методика восходит к практике А.С.Макаренко);

  • как психодраматического феномена, позволяющего:
    • в ролевой игре и анализе образов изживать негативы своего поведения: капризность, безволие, агрессивность – …и
    • развивать привлекательные позитивные качестве исполняемых театральных персонажей: доброжелательность, способность преодолевать трудности, дружить, любить)

(методика восходит к теории и практике Дж. Морено);

  • как фактора этико-эстетического влияния (восприятия высших ценностей, являющихся углом зрения на жизнь в художественных произведениях талантливых авторов)

(методика восходит к позиции многих деятелей культуры в педагогике, начиная с представителей классического афинского образования и воспитания в Древней Греции). Именно в этой сфере большую роль играют систематически организуемые:

  • походы в театры и концертные залы Москвы;
  • просмотры видеозаписей выдающихся театральных постановок, в частности опер и балетов;
  • постановки опер в жанре оперной пантомимы (под качественную русскоязычную аудиозапись).

Этапами музыкально-театральной артпсихокоррекционной работы являются:

  • Вовлечение в увлекательную театральную работу на основе принятия этических требований отсутствия сквернословия, взаимоуважения мальчиков и девочек, старших и младших, воспитанников и воспитателей. Принятие этих этических требований является условием приобщения к театральным репетициям, а также к пению лирических и походных песен под гитару, просмотру видеозаписей фильмов, балетов и опер из фонда мировой классики, к обучению искусству аккомпанемента на гитаре и фортепиано. Таким образом за первые несколько месяцев создаётся группа с альтернативными нормами поведения и отношений.
  • Расширение и углубление навыков сотрудничества и взаимопомощи на репетициях с максимально посильным развитием ценностного мышления участников репетиций. По мере увеличения уровня работоспособности в группе участников театральной студии дозировано наращивается нагрузка путём увеличения количества одновременно ставящихся пьес. Обилие одновременно ставящихся пьес обеспечивает мобильность психокоррекционной работы на основе многообразия исполняемых ролей и возможности переключения с роли на роль, с жанра на жанр в зависимости от текущего психологического статуса отдельных воспитанников и группы в целом. Главными критериями выбора пьес является их нравственное здоровье и сценическая увлекательность.
  • Принятие ответственности лидерами театральных групп за воспроизводство взаимодоброжелательного, творческого, активно деятельностного стиля отношений на репетиции. За период в один учебный год театральная группа дорастает до возможности гастрольных выездов с несколькими спектаклями. Новые условия работы позволяют поднять планку этических требований к поведению и отношениям, необходимых для эффективного партнёрства и преодоления дозированно нарастающих деятельностных, коммуникативных, психологических и социальных трудностей. Контакты с интересными людьми и коллективами способствуют социализации воспитанников школы на нравственно здоровых основаниях. Наиболее активные участники театра становятся положительными лидерами, которые принимают на себя ответственность не только за деятельность, но и отношения в процессе деятельности. Они научаются овладевать своими эмоциями и выстраивать адекватную ситуации стратегию поведения. В театральной группе нарастает уровень не только терпимости друг другу, но также дружеских отношений и глубоких привязанностей.
  • Вынос нравственно здорового стиля отношений за рамки театральных репетиций. Это происходит тогда, когда развиваемые в групповой (и уже коллективной) сценической деятельности ценности дружбы, любви, созидательности и творчества становятся в сознании воспитанников ценнее, чем «ценности» комфорта и реванша.

Дальнейшая перспектива театральной артпсихокоррекции в школе-интернате зависит от активности руководителей театра и единства психолого-педагогического состава школы в процессе построения нравственно здоровой воспитательной среды.

Степень вовлечённости воспитанников в музыкально-театральную артпсихокоррекцию и скорость их продвижения по этим этапам зависит от исходного уровня развития эмоционально-нравственной сферы психики воспитанников (и хорошо диагносцируется в условиях репетиций). Чем выше этот уровень, тем доступнее человек к воздействию музыкально-театральной артпсихокоррекции. В больших временных масштабах музыкально-театральная артписхокоррекция первоначально охватывает тех, для кого ценности дружбы, любви, творчества наиболее значимы. Однако, чем шире поле доброжелательных творческих отношений в школе, тем более доступными для влияния музыкально-театральной артпсихокоррекции оказываются и прочие воспитанники. Если со временем в школе (детском доме) формируется система положительных лидеров, то динамика оздоровления отношений в учреждении расширяется и углубляется.

Бытует мнение, что подростков с невысоким культурным развитием можно увлечь только несложным, а то и примитивным драматургическим материалом. Практика показывает, что воспитанников даже с высоким уровнем культурной запущенности увлекают серьёзные жизненные проблемы и соответственно – пьесы авторов-классиков. Они откликаются на сценические ситуации, созданные мастерами детской и взрослой драматургии.

Так, за 5 лет работы театрально-психокорекционная театральная студия в ГБОУ специальной (коррекционной) школе-интернате № 80 для детей-сирот и детей, лишённых попечения, с отклонениями задержками в развитии, и за 4 года её работы в ГБУ ЦССВ «Южный» (в прошлом – детского дома №71) с принятием коррекции поведения в условиях репетиций явилась постановка спектаклей (или сцен из спектаклей) в порядке возраста участников:

для детей:

  • «Сказка про козла» и «Петрушка-иностранец» С.Маршака;
  • «Петушиная мельница» Б.Турая;
  • «Петушиная мельница» М.Карима;
  • «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носова;

для подростков:

  • «Ищи и найдёшь» А.Абу-Бакара;
  • «Моя бабушка – ведьма!» А.Е.Курляндского;
  • «Фарюза и Былтыр» Р.Мингалимова;
  • «Малыш играет на курае» М.Турая;
  • «Синяя птица» М.Метерлинка;
  • «Белая дочь степей» Б.Кулунчаковой;

для юношей и девушек:

  • гвардейские сцены из «Сирано де Бержерак» Э.Ростана;
  • «Мимолётное видение» Л.Ленча (7-8-й класс);
  • «Двадцать лет спустя» Ш.Хусаинова;
  • Пролог на небесах из драмы В.Гёте «Фауст»;
  • «Два болтуна» и «Бдительный страж» М.Сервантеса;
  • «Четверо с одним чемоданом» А.Курляндского;
  • «За закрытыми дверями» Ж.Сартра;

В жанре оперной пантомимы:

  • опера Дж. Пуччини «Тоска» в 3-х действиях (целиком);
  • сценическая композиция «Татьяна и Евгений» в 2-х действиях по опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин»;
  • пролог из оперы А.Г.Рубинштейна «Демон»;
  • сцены из оперы Дж.Пуччини «Богема».

Эти спектакли или фрагменты из них были неоднократно показаны на школьных концертах, на гастролях в иных учебно-воспитательных организациях и на театральных фестивалях и записаны на видеокамеру. Неоднократно воспитанники ГБОУ СКШИ №80 и ГБУ ЦССВ «Южный» становились лауреатами этих фестивалей в разных номинациях.

Практика показала, что проблема запоминания больших текстов ролей воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья вполне решаема, когда делается ставка не на механическое запоминание, а на запоминание в условиях сценических мизансцен и насыщенных эмоциональных переживаний. Текст выучивается прямо на репетиции в процессе актёрской игры и отработки сценических ситуаций «под суфлёра».

На заключительных этапах музыкально-театральной артпсихокоррекции, когда наиболее успешные воспитанники начинают серьёзно задумываться о целях своего существования, музыкально-театральная деятельность может оказать и мировоззренческую помощь. Например, в процессе постановки Пролога не небесах из драмы В.Гёте «Фауст», возникали дискуссии, способствующие формированию понимания, что негативы в жизни людей и общества – это следствие биологической и социальной эволюции животных и людей. И с какими бы бедствиями ни встречались люди, они преходящи. Именно высшие (этико-эстетические) эмоции людей потенциально формируют идеал гармонических общественных отношений, способствующий поэтапному изживанию негативов общественного развития. Идеалы дружбы, любви, созидания уже сегодня отдельные люди могут реализовать, по крайней мере, в микросоциумах. Есть все основания полагать, что в более отдалённой перспективе люди реализуют их и в своём общественном бытии. Но уже сегодня каждый человек имеет возможность, преодолевая пресс гипертрофированного потребительства и ещё не изжившихся идеологий, продвигаться к идеалам, обретая на этом пути хоть и трудное, но счастье.

Подлинное искусство делает людей оптимистами и даёт силы созидать вопреки реальным трудностям (прошлой, современной и будущей) жизни. Пожалуй, это наиболее существенное условие эффективной, причём созидательной, адаптации людей не только к бытовой, учебной и профессиональной деятельности, но и к непростым общественным отношениям, что, в свою очередь, является успешной социализацией молодёжи. Одним из важных показателей роста уровня культуры отношений молодёжного сообщества является снижение степени иерархии групповых отношений, что соответствует перерастанию группы в коллектив с заменой доминирования социально-эгоцентрических целей социально значимыми гуманистически-созидательными целями.       

Групповые театральные занятия дополняются в музыкально-театральной студии «Вдохновение» индивидуальными занятиями по обучению искусству аккомпанемента на фортепьяно и (шестиструнной) гитаре. Методика обучения адаптирована для контингента «трудных» детей. В её основе лежит выявление базовой закономерности музыкальной гармонии, позволяющей аккомпанировать песни и романсы на основе сначала 10-ти, затем 26-ти аккордов (гармонических функций в каждой паре мажорной и минорной тональностей). Впоследствии понятая закономерность, дополняясь употребительными гармоническими вариантами, распространяется на все 12 пар мажоро-минорных тональностей, а 12 гармонических функций (с учётом контекстуального удвоения при использовании функций параллельной тональности – 24) обогащаются представлением об их (не столь многочисленных: четверозвучных с добавлением сексты или септимы; с взаимной заменой большой и малой терции) вариантах. Аналогично при развитии мелодического слуха теоретической опорой является представления о трёх устоях и четырёх (с альтерационными вариантами) неустоев в семиступенных ладах. Возможность аккомпанирования широкого спектра песен и романсов наступает в среднем через 2-3 месяца от начала занятий. При успешном освоении этого «вводного» курса для желающих осуществляется переход к изучению нотной грамоты и освоению произведений из фонда популярной классики.

Проблемы дефицита культурного развития молодёжи в идеале устраняются путём преодоления этого дефицита.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Крыжановская Л.М. Артпсихология как направление психолого-педагогической реабилитации подростков. М.: Педагогическое общество России, 2004 158 с.
  2. Крыжановская Л.М.Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования. М.: Владос, 2013, 143 с.
  3. Чедия К.О. Социально-психологические особенности стратегии и тактики психокоррекционного воздействия средствами театра. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук, Ярославль 1999, http://www.dissercat.com/content/sotsialno-psikhologicheskie-osobennosti-strategii-i-taktiki-psikhokorrektsionnogo-vozdeistvi
  4. Щербакова В.В. Помощь Мельпомены или театр как терапия // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 816-818. — URL https://moluch.ru/archive/62/9351/
  5. Щербакова В.В. Театральное искусство как метод психокоррекции. / В журн. «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук №2 за февраль 2014. 

ПУБЛИКАЦИИ

1. Славина Е.В., Столбун В.Д., Столбун Ю.В., Чедия К.О. Театр как коллективная форма психокоррекционной деятельности.// В сб. "Записки практических психологов города Твери и области", вып.4, Тверь, 1997, с.36-51.

2. Столбун В.Д., Столбун Ю.В., Стрельцова В.П., Чедия К.О. Психодраматический потенциал классического репертуара.// В сб. "Записки практических психологов города Твери и области", вып.4, Тверь, 1997, с.16-36.

3. Столбун В.Д., Столбун Ю.В., Чедия К.О. Театр как корригирующий фактор эстетического воспитания.// В сб. "Научные записки психологов-педагогов города Твери и области", вып.5, Тверь, 1997, с.6-27.

4. Столбун В.Д., Стрельцова В.П., Чедия К.О. К вопросу о роли воспитания высших эмоций в экологическом оздоровлении общественной среды.// В сб. Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования, т.9, Тверь, 1997, Лилия Принт, с.378-393.

5. Столбун В.Д., Чедия К.О. Искусство как средство воспитания эмоционально-нравственной серы человеческой психики. // В сб. «Психолого-педагогические аспекты многоуровнего образовани», т.11, Тверь, 1998, с.223-261.

6. Чедия К.О. К вопросу о возможностях синтеза исторического опыта российской театральной артпсихокоррекции.// В сб. «Проблемы социальной психологии XXI столетия», т.3, Ярославль, РИА «ТИТУЛ», 2001, с.244-247.

7. Чедия К.О. Основные направления театральной артпсихокоррекции и их интеграционный потенциал в социальной адаптации современной «трудной» молодёжи.// В сб. «Актуальные проблемы социальной психологии», т.2, Ярославль-Тверь, Лилия Принт, 2002, с.41-122.

8. Чедия К.О. Особенности применения театральной артпсихокоррекции в России./ В журн. "Проблемы психологии и эргономики", N2(12), часть I, Тверь-Ярославль, 2001, с.85-86.

9. Чедия К.О. Спектр коррекционных возможностей театра в работе с дезадаптированными подростками.// В сб. "Записки практических психологов города Твери и области", вып.2, Тверь, 1996, с.73-79.

10. Чедия К.О. Развитие мотивации и воли через преодоление трудностей при решении больших театрально-творческих задач.// В сб. "Научные записки психологов-педагогов города Твери и области", вып.5, Тверь, 1997, с.63-75.

11. Чедия К.О. Стратегия, тактика и методы социально адаптирующей театральной артпсихокоррекции на разных этапах становления и развития подростково-юношеского коллектива.// В сб. «Актуальные проблемы социальной психологии», т.1, Ярославль, Лилия Принт, 2001, с.391-445.

12. Чедия К.О. Театральная артпсихокоррекция как важнейший компонент формирования психокоррекционно-воспитательного детско-подростково-юношеского содружества.// В сб. "Медицинские, психологические, социальные и валеологические проблемы охраны психического здоровья населения регионов России в условиях социально-экономических реформ". Материалы конференции 24-25 апреля 1997 г., Новгород, 1998, с.278-284.

13. Чедия К.О. Театрально-музыкальная артпсихокоррекция детей-сирот. // В сб. «Ключ к успеху. Авторские программы педагогов дополнительного образования восточного округа Москвы», сб.31, М., 2013, 300 с., с.261-298.

14. Чедия К.О. Школьный подростково-молодёжный театр как действенное средство артпсихокоррекции.// В сб. "Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования", т.10, Тверь, 1997, с.218-245 и др..

 

IMG 4050

Комментарии для этой записи закрыты