Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

imgonline com ua CompressBySize rs8QFXLSShZCRU

Доклад на научно-практической конференции «Вопросы психолого-педагогического образования в контексте творческой самореализации» 26 апреля 2019 года.

Театр как род искусства неразрывно связан с историей и культурой общества, отражая мировоззрение, идеи, жизнь людей. А участие студентов в историческом спектакле дает возможность не только показать свое актерское мастерство, но и погрузиться в другую эпоху, познакомиться с другой культурой.

Возникновение Студенческого исторического театра, можно сказать, случайно. Руководство попросило подготовить некое открытое мероприятие, у которого уже было название: «ХХ век в лицах». Мероприятие было включено в план работы колледжа, хотя те, кто придумал название, понятия не имели, как это будет выглядеть.

Подумав дня два, я сочинил небольшой сценарий, плохо еще представляя, как это будет выглядеть на сцене. В колледже и сцены-то не было, как не было и актового зала. Были лекционные аудитории на сотню посадочных мест. Мне удалось привлечь к подготовке дебюта восемь студентов первого-второго курса, с которыми я работал, как преподаватель истории. Начали репетировать, и ребята увлекались все больше и больше.

Весной 2011 года состоялась премьера мини-спектакля «ХХ век в лицах». Студенты и преподаватели колледжа не устроили нам бурных оваций, но руководству понравилось и прозвучало напутствие: «Пиши еще!».
Первый сценарий представлял собой по сути дела фарс, имеющий самое отдаленное отношение к истории. Так же фарсом стал спектакль «Приходите к нам учиться» по мотивам рекордного набора в колледж.

Во всех остальных сценариях я старался опираться на реальный исторический материал: летописи, воспоминания современников, сочинения В.О. Ключевского, А.С. Орлова и другое. Иногда умышленно использовал псевдонаучную литературу вроде мистификаций на историческую тему А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского. Затем историческая канва обрастала авторскими фантазиями в виде диалогов реальных и вымышленных героев. Юмор, сатира и сарказм были неотъемлемыми частями каждого сценария. Это была своего рода инновационная форма внеаудиторных занятий с целью заинтересовать студентов историей. Увы, многолетний опыт показал мне, что наши дети практически не знают истории, она им не интересна. Вот я и пытался в меру своих скромных сил пробудить хоть какой-то интерес к истории России, донести хоть какие-то факты до умов своих студентов.

Помимо внеаудиторной деятельности, я и мои коллеги использовали театральные технологии в учебном процессе. Нами было проведено междисциплинарное занятие – История и Политология (По царскому велению – Выборы! 2016 г.), где были рассмотрены современные политические технологии и как они могли быть использованы в прошлом. Такая форма подачи материала была с интересом воспринята студентами.

В ходе подготовки второго спектакля к 1150-летию легендарного призвания Рюрика на княжение в северорусские земли («А был ли Рюрик?..») родился театр-без-студии «Клио-Сфера». Клио, как известно, муза истории, а вторая часть названия была «украдена» у театра «Сфера», что в саду Эрмитаж. У нас, правда, не было многоугольной сцены посреди зала, как уже сказано выше, сцены не было вообще, только свободное пространство между рядами и обычной школьной доской. Не было у нас и постоянной площадки для репетиций, ибо на протяжении первых четырех лет я не имел собственной, закрепленной за мной аудитории, я «кочевал», как дикий тунгус и в ходе занятий и когда репетировал. А когда появилась аудитория, она была так мала, что репетировать удавалось только текст, мне негде было разместить свою постоянно растущую труппу.

Только за неделю-две до спектакля удавалось «уболтать» диспетчера предоставить нам ту самую лекционную аудиторию, где предстояло играть.

У нас не было ни костюмов, ни декораций. Одевались, кто как мог, кое-что прикупали по мере возможности. Имелась женская военная форма, два дюралевых тренировочных меча, несколько кинжалов, сигнальный наган, позже появились казачий костюм, сувенирный меч и маузер (реплика).

Изначально основную массу актеров составляли будущие рекламисты. Эту специальность всегда считали самой креативной. Большинство приглашал я, некоторые приходили сами: « а можно к вам?». Старался никому не отказывать, не особо взирая на внешность и способности. Проб не было, играли «с листа». Более того, будучи скорее либералом, нежели диктатором, старался не навязывать своим актерам моё видение той или иной роли. «Сыграй так, как ты это видишь, сыграй так, чтобы это тебе нравилось». И студенты играли, как умели.

Ни одного своего спектакля «в живую» я не видел, так как все спектакли проводил «за кулисами". От первых спектаклей не сохранилось даже фотографий. Последние спектакли есть в видеозаписях. Кое-кто из любителей нашего студенческого театра называл его с подтекстом «народным», намекая на народный театр из фильма «Берегись автомобиля». Мои актеры не стояли у шлифовального станка и не курили сигареты «Друг», но отчасти это было символично.

Ни о каком актерском мастерстве речь не шла – некому было учить. Даже видя все шероховатости в исполнении ролей, я бы не смог объяснить, тем более показать, как надо сыграть. Студенты учились, играли в театре, заканчивали и уходили. Некоторые еще оставались играть. Но состав труппы менялся несколько раз. В различных спектаклях участвовали представители всех семи специальностей колледжа. В последние годы преобладали юристы, но с большим успехом играли программисты.

Театр проработал семь лет: с весны 2011 по весну 2018 года и закончил свою деятельность с моим уходом из колледжа.

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить