Пленарный доклад на всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи в традициях ведомственного образования России» 17 мая 2019 года.
Дорогие друзья!
Победа в Великой Отечественной войне высветила такую высоту духа и морально-нравственных качеств советского народа, которых не оказалось ни в одной другой стране мира. Героическая борьба Красной армии явилась продолжением преемственности традиций русского воинства и народного подвига, благодаря которому, несмотря на огромные человеческие и материальные потери, мы одержали победу. За свою тысячелетнюю историю России пережила в 10 раз больше войн, чем другие государства. Россия спасла мир (и, в частности, Европу) от монголо-татарского нашествия и войск Наполеона и от фашизма в годы Второй мировой войны.
Победа в Великой отечественной войне высветила высочайший духовно-нравственный потенциал русского и других народов России. В русско-японской войну и Первой мировой войне мы потерпели поражение в результате социально-психологических факторов. Не только солдаты, но и офицеры не понимали, за что они воюют. Объясняя причины отступления и поражения русской армии во время русско-японской войны генерал А.Н. Куропаткин в телеграмме на имя царя среди причин поражений назвал тот факт, что в японской армии присутствует «чрезвычайный подъем духа войск», в том время как в российской армии зафиксировано снижение морального духа солдат и офицеров, уставших от войны, в которой были главным образом отступление и поражение. Конечно, дело было не только в отступлении и поражениях, но и в общем нравственном упадке российского общество того времени.
Перечитывая заново литературу, посвящённую Великой Отечественной войне, беседуя с ветеранами, невольно проникаешься желанием глубже понять сущность и величие нашей Победы. Почему именно Советский Союз смог одолеть столь могущественного противника? Каковы, в частности, духовные, политико-идеологические истоки Победы над фашизмом? Вопросы закономерные, если учесть, что вооружённые силы гитлеровской Германии и её сателлитов были значительно мощнее Красной Армии. К началу войны по численности вооружённых сил Третий Рейх превосходил советские вооружённые силы почти в 1,6 раза, по танкам – в 3, а самолётам, – в 3,7 раза.
На военную машину фашистской Германии работала, по сути дела, вся промышленность Европы. Против СССР воевали дивизии из Италии, Испания, Венгрии, Финляндии, Словакии, Румынии, Норвегии, Дании, Албании, Болгарии, Хорватии и других стран, включая даже Францию. Психологически и физически фашистская Германия подавила волю к сопротивлению народов оккупированных ею территорий Европы. Когда нашу Победу пытаются замолчать, исказить, забыть и стереть из памяти целых поколений и народов, нелишне напомнить, что во Второй мировой войне против войск Германии продержались: Дания - 6 часов; Люксембург - 1 день; Голландия - 5 дней; Югославия - 11 дней; Бельгия - 18 дней; Греция - 24 дня; Польша - 27 дней, Франция – полтора месяца и т.д. Напомню также, что в рамках «Мюнхенского сговора» западные государства, прежде всего, Англия и Франция, сдали Чехословакию вообще без сопротивления.
Известный философ и социолог А. Зиновьев (по моему приглашению он выступал в нашем университете, замечу – диссидент, многие годы проживший в Мюнхене) справедливо отмечает: «Идеологически, психологически мы к войне были подготовлены блестяще, что и стало одним из факторов Победы. Но физической возможности подготовиться по-настоящему не было». Одним из первых факторов нашей Победы А. Зиновьев называет социальную систему, позволившую мобилизовать всю страну, а организацию системы в невероятно сложных условиях он называет в качестве второго фактора. Состояние населения можно выразить как «дух народа».
В современных же условиях такие действия, как активная реабилитация некоторых предателей, и прежде всего, генерала Власова и его армии, попытка приравнять Сталина Гитлеру, героизация бандеровцев и т.д. наносят российскому социуму огромный урон на всех уровнях его жизнедеятельности. Информационно-психологическая война направлены на то, чтобы не только умалить значение нашей великой Победы, но и лишить современную Россию статуса страны-победительницы.
Возвращаясь к духовно-психологическим факторам нашей великой Победы, напомню слова маршала Победы Г.К. Жукова: «...главная опасность заключалась не в том, что немцы перешли границу, а в том, что для нас оказалось неожиданностью их шестикратное и восьмикратное превосходство в силах на решающих направлениях, для нас оказались неожиданностью и масштабы сосредоточения их войск, и сила их удара» [3]. Позднее в своих воспоминаниях тот же Жуков указывал, что в войнах будущего всё будут решать секунды. Цитирую: «Мое слово к вам молодые люди, будьте всегда бдительны. В минувшую войну день промедления стоил нам очень дорого. В будущих войнах счет пойдёт на секунды». Военные специалисты подсчитали подлетное время ракет, сосредоточенных блоком НАТО у наших границ. Дол Москвы и Питера они долетят за 10-12 минут.
Точно так же в психо-информационном измерении современного мира удары (при всей их тщательной подготовке) наносятся в течение очень короткого времени – «майданы» в разных странах мира собирались с помощью социальных сетей в считанные часы (к этому, кстати, относится и устроенная в Екатеринбурге вакханалия). Мы знаем также, каким образом происходит массовое «заражение» подростков в Интернете вирусом «влечения к смерти», побуждениями развратного характера и т.д. Здесь – целое поле для работы со стороны духовно здоровой, патриотически мыслящей, научной и творческой интеллигенции России, моложеных объединений, в том числе Юнармии.
Советское руководство делало многое для того, чтобы опереться на народный патриотизм, придать ему новую динамику. В этом русле необходимо рассматривать начавшийся ещё в 30-е годы процесс возрождения некоторых элементов дореволюционной российской государственности.
Бесценен вклад в грядущую Победу «первых пятилеток», культурной революции, преобразившей общественное сознание и духовный мир всех классов и социальных групп. Она оказалась востребованной в силу практических преобразований страны и была широко поддержана «снизу». За короткий исторический период культурная революция вывела народные массы из духовной нищеты. Выросло целое поколение, воспитанное на идеях коллективизма и патриотизма, получившее отменную физическую закалку, способное не только успешно трудиться, но и защищать Отечество. Была создана народная интеллигенция.
Лучшие её черты воплотились в новом типе интеллигента-подвижника, будь то кадровый офицер, инженер или врач. Особенно значимой была роль советской школы и советского учителя. Когда-то германский канцлер О. фон Бисмарк высказал мысль, ставшую крылатой, о том, что под Садовой победила не столько прусская армия, сколько прусский народный учитель, который оказался выше австрийского.
Великую Отечественную войну, в значительной мере, выиграл советский учитель, выиграла наша советская школа. Поэт Владимир Луговской в стихотворении «В сельской школе» нисколько не преувеличивал, утверждая, что школа – «оплот государства и наше бессмертие».
В Советском Союзе, особенно в предвоенные годы, воспитание человека, любящего Родину, радеющего о благе своего народа, было неотъемлемой частью государственной политики. Причем эта политика корректировалась, обретала новое содержание. Не сразу, например, утвердилось понимание созидательной, воодушевляющей роли национальных чувств, национального патриотизма. Пришлось преодолеть наследие 20-х годов, когда дали о себе знать проявления космополитизма и троцкизма в этой чувствительной для каждого человека области. Как крайность можно расценить заявление наркома просвещения А. В. Луначарского на первом Всесоюзном учительском съезде (1925 г.) о том, что-де «идея патриотизма насквозь лживая».
В Советском Союзе, особенно в предвоенные годы, воспитание человека, любящего Родину, радеющего о благе своего народа, было неотъемлемой частью государственной политики. Причем эта политика корректировалась, обретала новое содержание. Не сразу, например, утвердилось понимание созидательной, воодушевляющей роли национальных чувств, национального патриотизма. Пришлось преодолеть наследие 20-х годов, когда дали о себе знать проявления космополитизма и троцкизма в этой чувствительной для каждого человека области. Как крайность можно расценить заявление наркома просвещения А. В. Луначарского на первом Всесоюзном учительском съезде (1925 г.) о том, что-де «идея патриотизма насквозь лживая». Такие заявления воспринимались в качестве официальных установок и ориентиров в воспитательной работе. И не только. Люди, тяготевшие к национальному патриотизму, объявлялись националистами, антисоветчиками, подвергались преследованиям. Достаточно вспомнить судьбу С. Есенина и поэтов его круга – И. Клюева, П. Орешина, С. Клычкова. Писателя М. Булгакова некоторые критики пролеткультовского толка обвинили в том, что его творчество белогвардейское и слишком русское.
Ситуацию удалось переломить уже в 30-е годы. Центральное место в формировании массового сознания заняли вопросы патриотического и интернационального воспитания, основанного как на всей истории нашего Отечества, на славных деяниях наших предков. Литература, кино, официальная пропаганда обратились к образам героев, военных и политических деятелей исторического прошлого: Александра Невского, Дмитрия Донского, Петра Великого, Александра Суворова, Михаила Кутузова и многих других. В армии был восстановлен ряд атрибутов вековой российской государственности – такие как офицерские и генеральские звания.
Война развеяла в прах расчёты врага на внутреннюю зыбкость и неустойчивость многонационального Союза ССР. В борьбе с фашизмом приняли участие все нации и народности. Уже в первые дни, защищая Брестскую крепость, сражались сыны и дочери более 30 национальностей, изумляя мир неслыханным мужеством, силою духа, неиссякаемой верой в победу правого дела. Накрепко запомнилось мне слова экскурсовода Брестской крепости. Когда фашисты почти полностью захватили крепость, отчаянно сопротивлялся один из последних бастионов из нескольких человек. Их хотели взять живыми. «Русские, сдавайтесь!» – кричал немецкий офицер. «Русские не сдаются», – прозвучал громкий ответ и прогремел мощный взрыв. Это был советский солдат, узбек по национальности. Потом были горечь отступления, 900 дней и ночей блокады непокоренного Ленинграда, радость победы под Москвой, битва за Сталинград, Курская дуга и освобождение одиннадцати государств Европы. Была поверженная нацистская Германия. Неизменным оставалось фронтовое братство советских людей, представлявших разные нации и народности, но сплочённых чувством патриотизма и преданности Родине.
Боевое братство советских людей явилось естественным следствием общности их коренных интересов. Каждый человек, где бы он ни находился, видел в каждом клочке советской земли, в любом её пункте, селении или городе свой посёлок, свой родной город, частицу своей родной земли. Осенью 1941 года осаждённый Ленинград по радио получил «Послание» 95-летнего казахского акына Джамбула Джамбаева. Послание, пронизанное трепетным чувством боли и восхищения перед мужеством и стойкостью его жителей:
Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!
Мне в струе степного ручья Виден отблеск Невской струи.
Великая Отечественная война наглядно показала жизненность и действенную силу всей системы патриотического и интернационального воспитания. Эта система помогла сформировать по-настоящему крепкую породу людей, которые не дрогнули в час самых тяжёлых испытаний.
Фашистское нашествие представляло смертельную угрозу для всего советского народа, для всех наций и народностей нашей страны. Выступая по радио 3 июля 1941 года, Сталин подчеркнул, что враг ставит своей целью «разрушение национальной культуры и национальной государственности русских, украинцев, белорусов, литовцев, латышей, эстонцев, узбеков, татар, молдаван, грузин, армян, азербайджанцев и других свободных народов Советского Союза, их онемечение, их превращение в рабов немецких князей и баронов. Дело идёт, таким образом, о жизни и смерти Советского государства, о жизни и смерти народов СССР, о том – быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение».
Разгром фашизма – результат усилий и борьбы всего нашего народа. Признание этого объективного исторического факта нисколько не противоречит признанию того, что решающий вклад в этот разгром внесла русская нация. Разумеется, дело вовсе не в численном преобладании русских, хотя и этот фактор не последний по своей значимости. Главное – особая роль, которую русский народ сыграл в создании тысячелетней российской государственности. Именно русский народ является становым хребтом той великой державы, которая веками не позволяла её недругам осуществлять свои гегемонистские замыслы.
Отражая нашествие фашистских варваров, русский народ, как всегда в годину тяжких испытаний, проявил свои лучшие национальные качества – огромную жизнеспособность, замечательное упорство, выдающуюся готовность его представителей идти на жертвы во имя выживания и самосохранения нации и Родины. Сошлёмся на один красноречивый факт, в концентрированной форме отразивший ратный подвиг соотечественников. Из 11603 Героев Советского Союза, удостоенных этого высокого звания во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., 8182 человека – русские. Подвиги Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, Юрия Смирнова и тысяч других героев, отдавших свою жизнь за Родину и её народ, навечно вписаны в историю. «...Русский народ для меня святыня, и здесь я вижу его непосредственно. Только позже, если буду жив, я опишу его...» [13], – писал жене из района боёв под Курском прошедший на войне все пути фронтового корреспондента Андрей Платонов.
Патриотическую антифашистскую позицию, впрочем, как и другие религиозные конфессии, заняла Русская Православная Церковь (РПЦ), благословившая священную войну против чужеземных захватчиков. Именно в эти годы отношения между государством и РПЦ меняются в лучшую сторону. 4 сентября 1943 года в Кремле Сталин принял патриаршего местоблюстителя Сергия. Высказав одобрение патриотической деятельности духовенства и верующих, Сталин поддержал предложение, исходившее от иерархов церкви, о проведении выборов Патриарха Московского и Всея Руси и образовании Святейшего Синода. 8 сентября Сергий был избран Патриархом.
Вскоре открылись и несколько богословских учебных заведений. Верующие снова получили право отмечать церковные праздники и Новый Год. Позитивные последствия этих перемен несомненны. Жаль, что в период руководства страной Хрущевым вновь возобладал воинствующий атеизм, идущий от старой гвардии большевиков и прежде всего – троцкистов.
Отметим, что против захватчиков сражались и православные, и мусульмане, и буддисты, и иудеи. Высшей наградой – героя Советского Союза – были удостоены представители 60 народов и народностей.
Воспитанию молодёжи в духе патриотизма и дружбы народов способствовала деятельность комсомольской и пионерской организаций. Только комсомол объединял перед войной 10 млн. единомышленников. И уже в первый год войны два миллиона из них вступили в ряды Красной Армии. 90% членов Ленинградской организации ВЛКСМ сражались на подступах к городу Ленина. Всего за годы Великой Отечественной войны в ВЛКСМ вступило 12 млн. юношей и девушек.
Крайне показательным является тот факт, что будущая великая актриса Элина Быстрицкая, которая недавно ушла из жизни, в возрасте 14 лет пришла в военкомат с просьбой направить ее на фронт, а когда ей отказали из-за возраста, она пошла к начальнику госпиталя проситься медсестрой. Когда начальник спросил ее, что она умеет делать, она отвесила: все, что нужно для Победы. Вообще в годы Великой Отечественной войны более 300 тысяч детей, подростков, юношей и девушек в возрасте до 18 лет участвовали в боевых действиях на фронтах, в партизанских отрядах и в подполье. Двадцать пять тысяч из них были сынами и дочерями воинских частей и кораблей. 35 тысяч пионеров были награждены орденами и медалями. Медалью «За оборону Ленинграда» были награждены 15 тысяч детей блокады. Медалью «За оборону Москвы» были награждены 20 тысяч московских школьников. Каждый из них прошёл свой боевой путь и совершил немало подвигов во славу нашего Отечества. Многие из них погибли за Родину. Во многих музеях, в том числе школьных, хранится о них память. Можно сказать, что дети войны генетически впитали в себя дух своих предков, дух борьбы с захватчиками.
Война с фашизмом стала мощным катализатором роста русского национального самосознания и патриотизма. Наиболее заметно это отразилось в творчестве художественной интеллигенции. Не в пример нынешним деятелям культуры либерального разлива русские советские писатели от начала войны и до её победного завершения были вместе со всем народом, словом и делом помогая партии в мобилизации его духовных сил на отпор врагу.
Величие советского духа в годы Великой Отечественной войны запечатлелось в советском искусстве, в картинах советских художников, в литературе, в повестях, романах, поэзии советских писателей, в Шестой симфонии Д. Шостаковича, написанной в блокадном Ленинграде, в самом феномене радиопередач и работы театра в осажденном городе. Вечевым колоколом, тревожным набатом уже в первые дни войны прозвучала песня-гимн «Священная война», созданная поэтом В. И. Лебедевым-Кумачом и композитором А. А. Александровым. Обращённая к сердцу каждого соотечественника, песня-призыв властно звала на борьбу с вражеским нашествием:
Вставай, страна огромная. Вставай на смертный бой! С фашистской силой темною С проклятою ордой!
В те суровые дни военного ненастья писатели, поэты, говоря словами В. Маяковского, «к штыку приравняли перо». В 1942-м, самом трудном военном году 23 февраля – в день Советской Армии – центральная газета «Правда» публикует стихотворение «Мужество» опальной Анны Ахматовой, которую не допускали в печать с 1924 года:
Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями лечь,
Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём, И внукам дадим, и от плена спасём Навеки!» В стихотворении – две доминанты, две главные смысловые единицы: «мужество и великое русское слово». И если первая воспринимается как должное (шла война!), то вторая могла показаться неожиданной и сказанной не ко времени. Почему русское слово? И почему его нужно было спасать? Да потому, что в слове отражается душа народа, его духовная самобытность и неповторимость. Спасти, сохранить родное слово, русскую речь – значит сохранить себя, свою свободу, честь и национальное достоинство. Мужество и достоинство нам нужны и сегодня, когда пытаются отнять русскую речь на коренных русских землях Юго-Востока Украины, Прибалтики и др. И когда для «шопов», «шоу», «блокбастеров», «ваучеров» и прочих англо-американизмов созданы более комфортные условия, чем для родной русской речи. Это тоже агрессия. И, как представляется, не менее разрушительная для нашей культуры и национального духа. Ученые ПАНИ в это плане поддерживают деятельность фонда «Русский мир», одним из руководителей которого является ректор РГПУ им. А.И. Герцена С.И. Богданов.
Близким и понятным для сотен тысяч советских воинов, сражавшихся за каждую пядь родной земли, стало стихотворение писателя, поэта, фронтовика К. Симонова: «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины». Для меня оно значимо не только тем, что в нём воспета наша русская, смоленская, разорённая и опустошённая деревня, где я родился и вырос, но и своей доверительностью, широким философским обобщением, возвращением к истокам, гордостью за русский народ.
В летописи военной поры поэтическая муза заняла достойное место. Стихи и поэмы М. Исаковского, В. Инбер, О. Бергольц, А. Суркова, Н. Тихонова, других русских и национальных поэтов воодушевляли, укрепляли духовные силы, помогали переносить тяготы военной жизни, бороться и побеждать.
К замечательным достижениям отечественной литературы военного времени относится поэма «Василий Тёркин» А. Твардовского, создавшего эпический фольклорный образ удалого русского солдата, смоленского парня, беззаветно любящего свою Родину, способного на подвиг без фальшивого пафоса, воспринимающего героизм как обыденный труд с бойкой и лукавой солдатской шуткой. Он прошагал, улыбающийся во всю ширь русского лица, весь трудный путь до победы, подбадривая наших воинов доброй шуткой и острым словом, служа примером душевной стойкости и мудрости, олицетворением народной сметки и народной силы.
Большим военно-патриотическим содержанием были наполнены произведения русских писателей, таких как «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди», «Дни и ночи» К. Симонова, «Русский характер» А. Толстого и др. , где показана и человеческая красота, и сила характера героев произведения.
Огромную роль в патриотическом воспитании масс сыграл отечественный кинематограф, который начал развиваться уже в 1919-м году. Из всех искусств кино было самым доступным и любимым и вместе с тем одним из могущественных средств просвещения народа. До сих пор старшее поколение помнит фильмы режиссера С. М. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» (1925) как эпохальное явление молодого киноискусства советской России. Чаплин назвал его лучшей кинокартиной мира. Как крупное событие встретило население фильм В. И. Пудовкина «Мать» (1928), снятый по одноименному роману Максима Горького, киноленту И. П.Довженко «Земля» и др. В конце 30-х годов появились фильмы, показывающие боевой дух и военную подготовку красноармейцев. Героико-патриотическая и историческая тематика киноискусства нашла отражение в таких кинокартинах, как «Александр Пархоменко», «Котовский», «Кутузов» и др., а также экранизация произведений классической литературы «Без вины виноватые» Островского, «Свадьба Чехова», и др.
И особую роль в этом всенародном подъеме на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками сыграла советская песня. Песня эпохи Великой Отечественной войны – феномен всемирно- исторического значения, который до конца еще не оценен и не понят. Перечислю названия некоторых из них: «Священная война» (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Блантера), «Катюша» (Сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера), «Два Максима» (Сл. В. Дыховичного, муз. С. Каца), «Вася-Василек» (Сл. С. Алымова, муз. А. Новикова), «Песня защитников Москвы» (Сл. А. Суркова, муз. Б. Мокроусова), «Шумел сурово брянский лес» (Сл. А. Софронова, муз. С.Каца) и многие другие. Советская песня продолжила лучшее традиции русской песенной культуры, в ней отразился во всей духовной красоте советский человек, хранящий в себе любовь к родному дому, к любимой девушке и готовый отдать свою жизнь за любимую Родину.
Формированию высоких морально-волевых, физических и профессиональных качеств, необходимых для защиты Отечества, была подчинена оборонно-массовая работа среди молодёжи. Её проводило добровольное Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству, объединявшее около 14 млн. человек
Великая Отечественная война наглядно показала жизненность и действенную силу всей системы патриотического и интернационального воспитания. Эта система помогла сформировать по-настоящему крепкую породу людей, которые не дрогнули в час самых тяжёлых испытаний.
За всем этим, повторюсь, стоял великий дух великого народа.
Сегодня же тревогу вызывает, так сказать, «абсолютизация цифровизации» нашей страны. Заменяя «цифрой» человеческую душу, мы впрямую противоречим глубинным ценностным императивам русской культуры.
Следует особо подчеркнуть, что система социализации в российском обществе на глубинном уровне (особенностей русского языка и свойственных нашей культуре семантических цепочек, смысла русских народных сказок, сохраняющихся в измерении взаимодействия «родитель-ребенок» и «ребенок-ребенок» паттернов взаимодействия и т.д.) закладывает в личности установку на развитие чувства сопричастности, альтруизма, стремления к духовному росту. Установки культа потребления и, в более широком смысле, культа релятивизма и эгоизма создают серьезнейший конфликт смыслов, лишающих личность современного российского подростка и молодого человека мотивации к созидательной жизни, да и самой жизни (неудивительно, что РФ занимает первое в Европе место по подростковым суицидам, причем их число постоянно растет). По данным СМИ уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова заявила недавно, что в 2017 году в России было зафиксировано 692 детских самоубийства, в 2018 - уже 788.
Носителям русской культуры жизненно необходимо внутренне следовать созидательным ценностям, являющимся основой создания и сбережения семьи, осмысленной деятельности, стремления к покорению новых вершин и высот, как это делал герой советской молодежи – Юрий Гагарин. Нужно, чтобы примерами для нынешней молодежи были не «барыги», а такие люди, как погибшие за други своя русские солдаты Евгений Родионов и Александр Прохоренко, бортпроводник Максим Моисеев, выдающийся физик Жорес Алфёров и многие другие.
Следует помнить, что в Великой Отечественной войне противоборствовали не только противоположные социально-экономические системы, вооружённые силы и военные стратегии. Война была противоборством двух принципиально различных систем ценностей и идеологий: идеологии братства и сопричастности и идеологии ненависти и превосходства.
Фашизм как идеология проповедовал культ силы, расизм и крайний шовинизм – «превосходство арийской расы», необходимость завоевания для Германии «жизненного пространства». В этом духе пропагандистские службы нацистской Германии вели интенсивную идеологическую обработку населения. Особое значение придавалось воспитанию ненависти к коммунизму, коммунистам, советским людям.
И надо признать, что в значительной мере это удалось. Оглушённые социальной демагогией фашизма, отравленные ядом расизма и шовинизма, массы немецких солдат были брошены Гитлером в огонь грабительской бесчеловечной и вместе с тем безнадёжной войны за чуждые немецкому народу интересы германских монополий. Западногерманский историк Якобсен по этому поводу писал: «Не было никаких шансов выиграть эту войну даже и «без Гитлера». Германия так же тотально проиграла войну, как тотально она её вела. Можно без преувеличения сказать, что эта война была проиграна политически ещё до начала военных действий». Проиграна она была и идеологически. Победу одержала идеология, основанная на идеях равенства, справедливости, народовластия, ценности человека труда, дружбы и солидарности трудящихся всех национальностей.
Сегодня же борьба идеологий вновь приобретает свое самое напряженное звучание.
Нам необходимо безотлагательно сделать упор на проведение (но без казенщины) таких акций, как Бессмертный полк; максимально поддерживать волонтерские движения, такие как движения «поисковиков»; возвратиться к полноценному преподаванию в средней и высшей школе русской классической литературы, музыки отечественных композиторов, произведений отечественных художников, фильмов, созданных русской советской школой кинематографа; максимально использовать опыт государственного служения Русской Православной церкви и других традиционных конфессий. Имеет смысл использовать и наработки отечественной и некоторых зарубежных школ психологии и педагогики.
Все это впрямую относится к воспитательной компоненте образования будущих сотрудников Вооруженных сил, спецслужб и правоохранительных органов. Конечно, для правого обеспечения данной задачи важно реализовать, наконец, неоднократно высказанное президентом В. Путиным предложение об официальном возвращении воспитания в образовательную систему, а также, решить.
И, завершая свое выступление, я хотел бы полностью поддержать председателя Оргкомитета нашей конференции А.И. Быстрыкина, который 14 мая сего года подчеркнул, что среди многообразием проблем, стоящих перед нашей страной, во главу угла надо поставить «маленького человека». Цитирую: «За колоссальными нацпроектами и программами государство должно видеть нужды и чаяния "маленького человека". В нашей русской классической литературе было прекрасное понятие маленького человека, о котором писали Гоголь, Достоевский, Толстой. Мы могли бы шкалой положения маленького человека оценивать не только экономическое отношение государства к обществу, но и правовое регулирование: степень его справедливости, насыщенности, адекватности, достаточности тех правовых и экономических мер, которые обеспечивают жизнь простого маленького человека». Замечу, что «маленького человека» в полном смысле этого слова социально защищает и социализирует сейчас, прежде всего, система ведомственного образования России, включающая в себя, в том числе и Санкт-Петербургскую академию Следственного комитета. Это – яркий пример реальной работы по духовно-нравственному воспитанию молодежи.
Хотелось бы в качестве примеры реальной работы отметить и издание книги «Блокадный дневник Тани Вассоевич», а также создание и показ фильма с одноименным названием, которые состоялись благодаря поддержке А.И. Бастрыкина.
Спасибо за внимание!