Клуб «Консервативная перспектива» обсудил доклад профессора Валентина Семёнова «Ценностно-ментальная структура современного российского общества и тенденции его развития» …
30 мая в Санкт-Петербурге состоялось очередное заседание клуба «Консервативная перспектива». С основным докладом на тему «Ценностно-ментальная структура современного российского общества и тенденции его развития» выступил известный петербургский ученый, академик ПАНИ, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России Валентин Евгеньевич Семёнов.
Открывая заседание Клуба, его сопредседатель, главный редактор «Русской народной линии», председатель МОО «Русское Собрание» Анатолий Дмитриевич Степанов отметил, что «Консервативная перспектива» задумывалась как площадка для обсуждения того, какой должна быть Россия - в экономическом, политическом, социальном отношении. И вот сегодня у нас есть возможность обсудить социальную проблематику, реальную и желаемую социальную структуру, процессы, которые происходят в нашем обществе.
Предваряя свой доклад, В.Е.Семёнов отметил печальную закономерность нашей истории, что мощная Российская империя, по слову философа Василия Розанова, слиняла в два - самое большее 3 дня. И не менее мощное, советское государство распалось в течение нескольких недель. Это свидетельствует, по мнению докладчика, о значении идеологии, которая играет не меньшую роль в стабильности государства, нежели внешние признаки могущества.
Говорят, что у нас нет идеологии, запрет на государственную идеологию записан в Конституции, но, по мнению Валентина Семёнова, идеология на самом деле у нас есть, она прописана в положениях Конституции. Это идеология, которая ориентирует нас на создание общества потребления. Есть, правда, и другая идеология, которая сформулирована в целом ряде президентских указов. Однако, эта идеология не реализуется в практике общественной жизни. Главное, по мнению учёного, - не формулировка идеологических принципов, а их бытование в жизни обычных людей - граждан государства.
В нынешних условиях, по оценке социолога, российское общество полиментально, в России существуют четыре менталитета. Он предложил систему координат, где по вертикали находятся понятия Бог и идол, а по горизонтали - индивид и коллектив. Исходя из этой системы координат, Валентин Семёнов и выделяет четыре менталитета: религиозный, коллективистский, индивидуалистическо-либеральный и криминально-клановый. Эти четыре менталитета, конечно, существуют во всех странах. Однако, важно, какая именно ментальность преобладает в том или ином обществе.
Для наглядной иллюстрации своей теории социолог предложил четыре образа из классического произведения русской литературы, романа Фёдора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы». Именно четыре брата Карамазовы и олицетворяют, по его мнению, четыре русских менталитета. Религиозный - Алёша, коллективистский - Дмитрий, индивидуалистическо-либеральный - Иван и криминально-клановый - Смердяков.
Затем докладчик обратился к результатам социологических исследований учащейся молодёжи, которые проводили социологи под его руководством на протяжении нескольких лет, начиная с 2002 года. По оценкам петербургских социологов, жизненные ценности учащейся молодежи остаются достаточно стабильными. На первом месте - семья, далее следуют - здоровье, друзья, интересная работа, справедливость, деньги и на самом последнем месте находится вера.
По оценке социологов, после энтузиазма 90-х годов начался спад интереса к вере в среде петербургской учащейся молодёжи. Это не может не тревожить. Пик интереса к православной вере, по их замерам, приходился на 1995 год, год смерти очень популярного в Санкт-Петербурге главы епархии митрополита Иоанна (Снычева).
Валентин Семенов предложил также слушателям социологические замеры об отношении молодёжи к патриотизму. Они показывают, что количество патриотов с 2007 по 2018 год среди петербургской учащейся молодёжи снизилось с 62% до 40%. А количество непатриотов, наоборот, выросло с 18% до 33%. Это тоже не может не тревожить.
Докладчик также предложил слушателям и замеры отношения к таким понятиям как «коллективизм» и «индивидуализм». Коллективистские ценности среди учащейся молодёжи тоже снижаются, а ценность индивидуализма растёт. По мнению докладчика, идёт перевоспитание молодежи, прежде всего, средствами массовой информации.
Тем не менее, ситуация не носит, по его мнению, катастрофического характера, поскольку замеры общественного мнения среди молодых петербуржцев по вопросу «Какое же общества они хотят построить» свидетельствуют, что самое популярное для молодёжи - общество честных людей труда. На втором месте - общество веры и любви к ближнему. И только на третьем месте - общество потребления и комфорта.
Докладчик заявил, что у современного российского общества сегодня есть два пути развития. Первый путь - продолжение движения по линии потребительства, вопиющего социального неравенства. Это приведет, в конце концов, страну к исчезновению в качестве русской, российской самобытной цивилизации и превратит Россию в разновидность «дивного нового мира» из известной антиутопии Олдоса Хаксли.
Второй путь возможен, если представители основных менталитетов - православного и социально-коллективисткого сумеют осознать свою общую народную национальную идентичность и, преодолев в себе беса разделения, как завещал митрополит Иоанн (Снычев), преодолеют и прозападно-либеральную идеологию и, наконец, начнут строить свою жизнь, руководствуясь исконным идеалам России «Бог, правда и справедливость». Эту последнюю триаду Валентин Евгеньевич Семёнов предложил в качестве идеала для современной России.
Полностью доклад Валентина Евгеньевича Семёнова опубликован на сайте «Русской народной линии».
Доклад вызвал интерес у слушателей, прозвучало много вопросов. В частности, у докладчика спросили, почему в его системе ценностей нет такого понятия, как «свобода». По мнению Семёнова, понятие «свобода» является очень размытым, у каждого из людей, особенно у молодых людей, своё представление о свободе и его очень трудно измерить.
У докладчика также спросили, почему деньги являются одной из ценностей в его опросах. Он ответил, что перед социологами не стояла задача опрашивать только православную молодежь, но всю молодежь, а у части молодежи деньги тоже являются ценностью.
Докладчику задали такой неожиданный вопрос: «Отражают ли состоявшиеся недавно выборы президента полиментальность российского общества». По мнению Семёнова, полиментальность российского общества на президентских выборах была не вполне точно отражена.
Прозвучал вопрос, посвящённый триаде «Бог, правда и справедливость». Было высказано недоумение, почему в ней отсутствует понятие «государство», не свидетельствует ли это об анархичности подхода к проблеме? По мнению докладчика, триада - это идеал, государственность в ней присутствует по умолчанию.
После ответа на вопросы состоялась довольно содержательная дискуссия по докладу. Открыл дискуссию старейшина клуба «Консервативная перспектива», известный православный мыслитель и публицист Борис Григорьевич Дверницкий, который предложил свои образы российской полиментальности. Они были такими: образ Дон Кихота как свободного человека, который защищает себя и других. Собственно, общество, по мнению Дверницкого, и создавалось как общество свободных людей. Второй образ - Гамлет, который олицетворяет культуру и народность. Третий образ - солженицынская Матрёны, которая отражает веру, поскольку самое главное в вере, по мнению Дверницкого, когда человек отдаёт, а не берёт. Именно культура, по оценке выступающего, является сегодня самым слабым местом России.
Общественный деятель и публицист Андрей Валерьевич Константинов отметил, что современное общество структурировано разными способами. В частности, оно структурировано по национальности, по профессиям, по классовому признаку, а также и по сословному признаку. Опасной представляется попытка либеральных сил окончательно сломать сословное деление общества и заменить его на классовое, то есть разделение общества по имущественному и финансовому принципу.
Доктор философских наук, профессор Александр Иванович Кугай отметил следующее. Его удивило, что в системе ценностей, предложенной докладчиком, нет ценностей образования и досуга, а именно досуг сегодня является одним из приоритетов для молодёжи. Он также высказал сомнение в возможности формулирования идеологии в нынешних условиях, поскольку, по мнению Кугая, общество расколото и в таких условиях сформулировать общую идеологию невозможно. Примечательно, что государственной идеологии нет ни в одном современном государстве, отметил философ.
Писатель и переводчик Александр Павлович Андрюшкин отметил, что, на его взгляд, в опросах не хватало такой ценности, как война. Ведь многие молодые люди, парни, ориентированы именно на образ сильного и мужественного человека. Этого как раз, по мнению писателя, не хватает. Он привёл в качестве примера ситуацию в Иране, с которой он достаточно хорошо знаком, где воспитание молодого человека как будущего воина ведется государством целенаправленно.
Академик ПАНИ, публицист и депутат муниципалитета Вадим Викторович Рыбин заметил, что слабостью русского народа является его неспособность к самоорганизации. Из-за этого мы проигрываем во многих ситуациях. Вершиной этой самоорганизации должно стать, по мнению Рыбина, самодержавие. Без самодержавия, как образно выразился публицист, русский народ - «это рыба, выброшенная на сушу».
Доцент Санкт-Петербургского университета Георгий Васильевич Зозулин отметил, что сегодня наши гуманитарные науки не сумели занять подобающее место в обществе. По его мнению, пороком гуманитарных наук является отсутствие геополитического измерения, которое только и может придать научность гуманитарным исследованиям. Зозулин не согласен с пессимистическими оценками, которые прозвучали в некоторых выступлениях. По его мнению, Россия потихоньку, но поднимается и развивается.
Директор научно-исследовательского института социально-экономических и педагогических проблем непрерывного образования ЛГУ имени А.С. Пушкина Николай Андреевич Лобановотметил, что ментальность развивается, поэтому необходимо смотреть на менталитет в историческом разрезе. К сожалению, сегодня, по мнению учёного-педагога, Россия потеряла свои ориентиры, сегодня культура и искусство не востребованы. Поэтому у нас нет ни современной великой живописи, ни музыки, которые бы соответствовали тем великим стандартам, которые исторически были сформированы русской культурой. Поскольку нет великой музыки, нет великой живописи, то ментальность наша плохо развивается.
Кандидат социологических наук Александр Борисович Бадьянов заметил, что в сегодняшних условиях создать идеологию непросто. Нам, прежде всего, необходимо обрисовать реальность, что было и предложено докладчиком. Он полагает, что государство со времён Петра Великого начало отходить от народа, и сегодня между государством и народом нет единства. Отсюда многие наши проблемы.
Кандидат исторических наук Алексей Юрьевич Днепровой полагает, что современное общество сегодня напоминает общество накануне татарского нашествия. «Мы - старая Рязань 1237 года, - заявил Днепровой, - и нас пытаются растащить различные кланы». Всё это, по мнению историка, подогревает недовольство, поэтому социальный бунт нельзя исключать из сценария будущего. Прежде всего, нам необходима новая Конституция, которая бы положила в основу социальной структуры конфессиональный принцип.
Доктор геолого-минералогических наук, Сергей Кириллович Симаков заметил, что в обществе, где правят деньги, идеология в принципе не нужна. Обществу потребления идеология не нужна, поэтому сегодня взывать государству о необходимости идеологии бессмысленно. По его пессимистической оценке, современная Россия идёт путём Европы, то есть путём умирания.
Доктор философских наук, профессор Сергей Викторович Лебедев в своем кратком выступлении представил свою новую книгу, которая составлена из очерков, публиковавшихся на Русской Народной Линии, посвященных регионам Украины. См. например, здесь.
Проректор Северо-Западного Института Управления РАНХиГС Игорь Александрович Ходачек отметил в своем выступлении, что гуманитарные науки имеют, конечно, специфический характер, о чём говорилось выступающими, и они подвержены идеологизации. Но сегодня всё-таки гуманитарные науки уже деидеологизированы. Нам необходимо просто воспользоваться этим. Гуманитариям необходимо искать понимание у своих коллег на Западе, в Европе. Нам необходимо публиковаться в западных журналах, либо в тех журналах, которые читаются учёными Западе. Тогда, по мнению выступающего, мы сможем формулировать своё видение социальных проблем и будем услышаны на Западе.
В заключение Валентин Евгеньевич Семенов поблагодарил всех участников дискуссии, заявив, что во многих выступлениях он услышал много для себя полезного. Но, реагируя на последнее выступление о деидеологизации гуманитарных наук, о возможности публикации в европейских изданиях и тесных связях с западными учеными, он выразил сомнение. Просто нам необходимо создавать свои качественные журналы с иностранным присутствием объективно относящихся к России зарубежных коллег, но под руководством российских ученых. Статьи в них полностью (не только аннотации) должны печататься на русском и английском языках. Для социально-гуманитарных наук очень важен родной язык, который позволяет выразить ментальные сущности и нюансы недоступные иным языкам. Так называемая деидеологизация в современных условиях означает отказ от ценностно-ментальной специфики и национальной идентичности. Сейчас это означает даже не глобализацию, а американизацию или «макдональдизацию» общества (от кафе «макдональдс», заполонивших весь мир), как самокритично выразился американский социолог Джордж Ритцер. Нам пора преодолевать комплекс неполноценности, который нам внушают чиновники от науки, сами не способные на творчество. Нам вообще нет нужды подстраиваться под стандарты Запада, которые совсем недавно были подвергнуты жесткой критики самими же западными интеллектуалами известного Римского клуба, убеждён Семёнов.
Подводя итоги заседания Клуба «Консервативная перспектива», его ведущий Анатолий Дмитриевич Степанов обратил внимание на реплику одного из участников дискуссии, что «современная Россия идёт путём Европы». Это - важный вопрос, пожалуй, самый главный вопрос. Идём ли мы путем умирания? Что Европа умирает, это очевидно. Сегодня ключевой вопрос звучит так: может ли Россия стать альтернативой Европе, коллективному Западу? Кроме России этого сделать не сможет никто. Тот же Китай может производить в огромном количестве товары, и они всегда будут это делать лучше нас и дешевле. Россия же может производить успешно и качественно смыслы и идеи. Та же Поднебесная до сих пор живет идеями коммунизма, которые позаимствовала у нас. Но у нас и помимо коммунизма есть много идей. Как тут не вспомнить слова нашего Президента, когда он рассказывал о новых образцах вооружения, он сказал: пока наши партнёры будут пытаться догнать нас, наши ученые придумают уже что-нибудь новое. Производство смыслов и идей - наше главное богатство, богатство русского характера, богатство русского менталитета.
И тут ключевой вопрос - позиция власти. Сейчас мы наблюдаем попытки ликвидировать, отменить государство. Об этом в своё время мечтали большевики, но, в конце концов, они пришли к обратному, усилив государство до невозможности, сделав государство тотальным. Государство стало присутствовать везде, оно стало контролировать то, что оно контролировать не должно было бы в принципе. Сейчас же мы наблюдаем попытку либералов ликвидировать государство, когда банки пытаются присвоить себе часть госфункций, когда государство сознательно отказывается от исполнения некоторых своих традиционных задач.
В русской традиции государство всегда было ключевым деятелем в исторических процессах, поэтому русские всегда бережно хранили государство, как защитника и попечителя об общих интересах. Понятно, что государство, бюрократия всегда имело тенденцию подавлять общество. Ограничивать государство, делать его более нравственным, - эту задачу всегда выполняла Церковь. Церковь мирила князей в эпоху междоусобицы, умеряла аппетиты бюрократии, взывала к совести правителей. Но Церковь всегда стремилась к укреплению государства.
И сегодня необходимо не умалять государство, а укреплять. Когда государство Российское станет ключевым игроком в политике, только тогда Россия сможет сказать то самое «слово миру», о котором мечтал наш великий гений Достоевский («нищая земля наша, может быть, в конце концов скажет новое слово миру»). Возможно, сегодня у нас есть шанс сказать это слово Европе, так как Европа сегодня окончательно утратила понимание смысла своего существования. Европа сейчас умирает под натиском мигрантов, пройдет одно-два поколения и Европа станет мусульманской. Либо Европа станет фашистской и начнет уничтожать мигрантов. Духовности в Европе нет, католичество - духовный труп, а протестантизм труп уже разложившийся. Духовную идею Европа произвести не в состоянии, сегодня она способна произвести только языческо-атеистическую идеологию фашизма.
Но чтобы принести Европе «новое слово», нам самим нужно ясно сформулировать нашу духовную идею, тогда нас услышат во всём мире. Если мы справимся с этой задачей и сможем сформулировать нашу идею, тогда у нас есть будущее и будущее есть у всего христианского мира, который будет слушать Россию. Если мы не справимся, тогда Россия пойдёт путём Европы, путём деградации, путём умирания. В итоге наши земли будут заселены более сильными, более наглыми и агрессивными народами, которые займут то пространство, которое кода-то занимал великий русский народ.
Заседание клуба «Консервативная перспектива», посвящённое социологической проблематике, вызвало большой интерес. В заседании клуба приняло участие более 50 человек, и, по обыкновению, дискуссия была продолжена в кулуарах.
Напомним, что клуб «Консервативная перспектива» представляет собой совместный проект «Русской народной линии», Санкт-Петербургского отделения «Русского Собрания», Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России (СЗИУ РАНХиГС), Санкт-Петербургского отделения Изборского клуба.