Академик ПАНИ, профессор Владимир Кузнецов и член-корр. ПАНИ Галина Семиглазова приняли участие в открытии выставки члена Союза художников Подмосковья Сергея Скачкова.
Музейно-выставочный комплекс в парке имени Льва Толстого
Часть 1. ЭТЮД – КЛЮЧ К КАРТИНЕ
Долго химкинские художники оплакивали проданный без их ведома Комбинат художественных работ с прекрасным выставочным залом на пристанционной площади, где они могли показывать своим землякам плоды своего творчества. С его закрытием культурная жизнь города значительно поутихла.
И вот по прошествии полутора десятков лет вновь всё вернулось на круги своя: в парке культуры и отдыха имени Л. Н. Толстого открыт уникальный музейно-выставочный комплекс, где можно одновременно в разных залах проводить выставки нескольких мастеров изобразительного искусства.
- Недавно мы предложили известному художнику Сергею Скачкову сформировать персональную выставку, - говорит Мария Соломатина, заместитель директора Объединенной дирекции парков по музейно-выставочной деятельности, - выставка с момента открытия комплекса в сентябре 2018 года оказалась сороковой. Для нас, таким образом, она юбилейная, поэтому хотелось представить вниманию посетителей нечто необычное – так оно и получилось: Сергей Геннадьевич решил приоткрыть двери своей творческой кухни и показать этюды, то есть начальный этап работы над созданием произведения.
Очень редко художники размещают в своих экспозициях наброски, «почеркушки», а тем более не делают выставок исключительно из незаконченных творений.
Член-корр. ПАНИ Галина Семиглазова делится своими впечатлениями о выставке
- Честь и хвала Вам, Сергей Геннадьевич, что предложили нам познакомиться со своими подходами к созданию живописных и графических работ, - сказала член Союза художников Подмосковья, член-корреспондент ПАНИ Галина Семиглазова, - ведь у каждого из нас эти подходы эксклюзивные, и не все хотят раскрывать секреты своего творчества. Замечу, однако, что многие из выставленных этюдов близки к завершению, а кое-какие можно отнести к законченным произведениям, но это всегда лучше видно автору, который правомерно назвал свою выставку «Этюд – ключ к картине».
И это верное замечание: многие художники, работая над картиной, никак не могут остановиться: то тут подправят, то там. Но у Сергея Скачкова понятие этюдности классическое. Вспомним «Явление Христа народу» Александра Иванова. За 20 лет работы над полотном он создал огромное количество этюдов – это были фрагменты эпического творения, портреты его героев, зарисовки и эскизы.
Серия этюдов о Кипре
Во время путешествия по Кипру Сергей Скачков сделал немало акварельных этюдов, на которых - чудесные пейзажи, передающие всю прелесть этого дивного местечка на Земле. Семь работ из этой серии на выставке воспринимаются, благодаря цветовой гамме как единое целое. А места-то какие! Лисос, Полис, Пафос! Тропическая флора, морская даль, скалистое побережье – всё это формирует пространство, которое греет душу зрителя-романтика.
Фрагмент экспозиции выставки Сергея Скачкова
Нередко художника можно увидеть с этюдником в родных старбеевских лесах и перелесках. Впрочем, ему «позирует» всё Подмосковье: вот Московское море под Дубной, а под Красноармейском сердце мастера «зацепило» поле, сплошь покрытое иван-чаем. Как человек православный, он, приезжая в любой город России, не может не обратить внимания на храмы, и на многих его этюдах они - главная составляющая красоты российской. Храмы в Переславле-Залесском, Покровская церковь в селе Зеленая слобода в Раменском районе. Впечатляют светлые пейзажи Белоомута и Дединова, Ловцов и Константинова – в этих этюдах легко прочитать любовь художника к приокским местам.
- Красота русской природы сдержанная, - размышляет Сергей Геннадьевич, - она вовсе не в яркости, а в спокойствии и уравновешенности. Она - в честности, в правдивости того, о чем я рассказываю с помощью акварельных и масляных красок.
Сергей Скачков. «У Старбеевского леса»
«Старбеево. Старый пруд», а вот снова Старбеево – горизональный этюд «У Старбеевского леса», и еще – «У опушки» - явно это ничем не примечательное место околдовало художника. А всё дело в том, что его конёк – черпать вдохновение на пленэрах: в окружении берез и осинок легче дышится и пишется. Но здесь чаще всего и рождаются сначала этюды. Один рисунок производит впечатление, как будто ты входишь по дороге в старинное русское село, где, кстати, в мастерской этюды преобразуются в полноценные произведения, гораздо большие по размерам, нежели наброски.
И большая часть этюдов, что на выставке, уже обрели свое второе дыхание и стали настоящими картинами. Впрочем, и наброски вызывают восторг в каждой русской душе, потому что в них уже заложено сильное чувство – любовь ко всему русскому. А уж картина это или этюд – дело для зрителя второстепенное.
Группа участников открытия выставки Сергея Скачкова (художник – в центре в первом ряду)
ЧАСТЬ 2. «Я УЧУСЬ ПОНИМАТЬ ПРИРОДУ»
Надо сказать тем, кто впервые увидел творения Сергея Скачкова на этой выставке, об авторе набросков как о состоявшемся, интересном, ярком мастере, у которого за плечами большой путь в искусство. Было немало выставок, и персональных в том числе, экспозиции которых собирались из произведений, созданных на высочайшем профессиональном уровне.
Но пути к признанию было не всё так просто.
- После того, как я отслужил в армии положенных два года, - вспоминает Сергей, - где я был определен ротным писарем и художником по совместительству, так что после увольнения в запас, казалось, моя прямая дорога - в художественный вуз, но тут как говорят, черт за ногу дернул: один из знакомых сбил с намеченного пути, и я поступил в экономический институт. Получил диплом и понял, что это все не мое.
Сергей Скачков рассказывает посетителям о своих этюдах
Со школьной скамьи он любил рисовать карандашами и красками. Этому занятию посвящал много времени. От мамы мальчик узнал о том, что его дядя и дедушка прекрасно рисовали и обладали талантом художника. Несколько их рисунков ему удалость увидеть.
- И они изумили: как можно графически так искусно передать черты лица людей, их настроение. Я старался подражать, развивая свое стремление овладеть данной техникой. В школе на уроках рисовал одноклассников в школьных тетрадях, которые до сих пор сохранились. Рисовал всё, что видел…
Родители отвели подростка в Дом народного творчества в г. Раменское, где семья жила в то время. Художественной студией имени Воровского руководил заслуженный художник России Владимир Ильич Пантелеев. Сережа у него научился видеть мир, понимать его и думать о его сущности. Он стремился развивать свои способности, в результате перед ним открывались возможности свободнее владеть техникой рисунка, работать кистью и карандашом, уметь передавать свои эмоции.
Заслуженный художник России Владимир Пантелеев
Новый этап в творчестве выразился в большом интересе к древнерусскому искусству к познанию иконографии и написания иконы. Начал учиться в мастерских под руководством опытных мастеров, которые работали в Софрине.
- Этот путь мне дал очень многое, а самое главное - познание Веры в Бога, и я принял православное крещение как раз в период работы над реставрацией настенных росписей в храме св. муч. Феодора Стратилата в Антиохийском Подворье. Середина 80-х годов прошлого века было временем больших перемен и возможностей, и мы с группой художников-иконописцев выполняли серьезные заказы для фирм и предпринимателей. Тогда я обратился к владельцу галереи в Стокгольме для выполнения реставрационных работ. Специалисты посмотрели мои работы, дали положительную оценку. Я получил заказы и на протяжении нескольких лет успешно их выполнял. За этот период я провел там персональные выставки русской иконы.
Сергей Скачков никогда не оставлял мысли о живописи как таковой. Всегда под рукой у него были кисть и мольберт. Он искренне тосковал по своему любимому делу и ждал подходящего случая оставить все и полностью предаться полету в бесконечное творческое пространство.
- Пути моей жизни в середине 90-х годов периодически менялись в зависимости от ситуации - пришлось поработать и в коммерческих структурах, связанных с реконструкцией старых особняков в центре Москвы и в строительстве загородной недвижимости в Подмосковье.
.
Сергей Скачков. Алтай. Табун диких лошадей. 2014
На строительном рынке в 2008 году произошел кризис, и это отразилось на падении цен на недвижимость.
- Мое решение оставить архитектурно-строительное направление и заняться живописью было решительным. Я стал много времени писать маслом, акрилом. акварелью, делал эскизы, лесные зарисовки карандашом. Много делал набросков на улице, в парке, на остановках, тем самым нарабатывал навык рисовальщика.
За последние годы он многому научился: технике передачи тона и компоновке рисунка пейзажа.
- Я учусь понимать природу, и это мне придает сил и вдохновения.
Влад Красноярский, фото автора